Тема: « Координатная плоскость». (технология игрового обучения)
план-конспект урока по математике (6 класс) по теме

Ахмад Наталья Сергеевна

Тема: « Координатная плоскость».

(технология игрового обучения)

Разбор сказочной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_koordinatnaya_ploskost.doc338 КБ
Office presentation icon koordinatnaya_ploskost.ppt591 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                  Учитель математики

                                                                                                                 Ахмад Наталья Сергеевна

                                                                                                  МБОУ СОШ№14

                                                                                                   Города Новомосковска Тульской области

                                                                                                                                                                      2017 год

Тема: « Координатная плоскость».

(технология игрового обучения)

       Цели:

Образовательная: повторить понятие системы координат на плоскости, осей координат,           способствовать выработке навыков и умений в построении точек на плоскости по их координатам и, наоборот, находить координаты точек, находящихся в системе координат.

Развивающая: развивать аналитические способности, логическое мышление, индивидуальные способности каждого ученика в удобном для него темпе, создавая комфортную психологическую обстановку для каждого ученика  при обучении математике.

Воспитательная: воспитывать математическую зоркость и внимание при решении заданий разной степени сложности, формировать активность личности школьника, умение работать в группе, отвечать за свои поступки.

       

       

1.Чертёж с шифром.

 На столах:

  1. Памятка для командира.
  •    При обсуждении начинай с себя затем слово передай сидящему     рядом по кругу.
  •    Мнение группы будь готов высказать сам или предоставь слово членам группы.
  •    При ответе пользуйтесь неоконченными предложениями:

           - по нашему мнению…

           - наша группа считает…

           - в результате обсуждения мы пришли к выводу…

           - в результате работы группы получен следующий вывод…

           - наша группа в результате обсуждения к единому мнению не пришла…

           - нашей группе требуется помощь других групп..

2Карточка с координатами точек, с помощью которых будут построены фигуры.

3Миллиметровая бумага размером 25 х 25 см2.

4Карточки со словами: тетрадь, алгебра, чертёж, широта, долгота, площадь.

5Комплект карточек для инсайта.

6Номер группы.

7Чистые листочки бумаги для составления карты.

Оборудование:

  1. Скотч для афиширования.
  2. Координатная плоскость для рефлексии.
  3. Миллиметровая бумага.

         4.   Фломастеры.

На отдельном столе: карточки с координатами для определения места ученика при входе в  класс.

Ход урока.

Этап    

Время

Действия ребят

1. Индукция

3мин.

На перемене перед уроком дети заходят в класс, каждый берёт карточку с координатами точки. Первая координата показывает номер группы (стола), вторая – номер места за столом. До звонка рассаживаются по местам и готовятся к уроку.

2.Организа-ционный момент

2мин.

 Сообщение цели мастерской, запись в тетрадях числа и темы урока(формулируют самостоятельно).

 3.Реконструк- ция

5 мин.

  Повторение с помощью презентации.(слайд1-6)математический диктант с самопроверкой.

  1. Какая плоскость называется координатной.
  2. Как называются оси. Их расположение.
  3. Как расположены координатные четверти. Их обозначение.
  4. В каких четвертях лежат точки (-1;3), (5;2), (-3;-4);  (7;4);( - 8;0); (0;3); (4;0); (0; -6).
  5. Для чего необходима координатная плоскость и координаты точки.

 4. Работа в

группах. Рекон-

струкция.

10мин.

Чтение сказки «Остров сокровищ».

     На острове сокровищ была пещера, в которой капитан Флинт спрятал свои сокровища. Вход в пещеру был тщательно замаскирован и найти его мог только старый пират Бен Ганн. Перед смертью Бен Ганн решил оставить для потомков шифрованное письмо – описание пути, ведущего к кладу, и место, где он спрятан. Поскольку старый пират получил в своё время неплохое образование, он решил для своих целей воспользоваться(как вы думаете чем?) правильно, методом координат. Он взял карту острова, нарисовал на ней оси координат, выбрал единичный отрезок. Сделал всё, как положено. В качестве главных ориентиров он указал координаты четырёх дубов: (5;6); (4;2); (- 1;2); (- 2;8). Клад находится в точке пересечения прямых, соединяющих первый и третий, второй и четвёртый дубы.

       

     Задание:  Нарисуйте в тетради оси координат,  выберите единичный отрезок. Постройте точки, соответствующие дубам и определите координаты пещеры с сокровищами. Нанесите на карту различные объекты: колодец, наблюдательную вышку, склад, пальмовую рощу. опишите их положение с помощью координат. Запишите  координаты этих объектов на чистый листок и передайте его соседней группе (по кругу). Каждая группа должна восстановить карту соседней группы, обозначив, К – колодец, В – вышка, С – склад, Р – роща.

5.Афиширо-вание

2 мин.

  Представитель от каждой группы вывешивает на доску восстановленную карту соседней группы

6.Социали-зация

(первичная)

3 мин.

  Ребята каждой группы проверяют у соседней правильность восстановления карты, исправляют ошибки, сравнивают карты чья получилась интереснее.

7.Реконструк- ция

5 мин.

1.   На доске(слайд №7) чертёж с шифром. Подсказка на чертеже.

Отгадайте загадку: Я по России протекаю,

                                    Я всем известна, но , когда

                                    Ко мне прибавить букву с краю,

                                    Своё значенье я теряю

                                    И птице становлюсь тогда.

   Это:   (2;2); (1;1); (3;3); (1;2); (3;1); (2;3) – (Волга- иволга)

8.Социализа- ция

(вторичная)

2мин.

Ребята группой находят ответ , и представитель произносит его вслух. Идёт обсуждение правильности отгадки.

9. Реконструк-

ция

5 мин.

2.  В конверте у каждой группы есть карточка с написанным словом: площадь, чертёж, тетрадь, алгебра, широта, долгота. Каждая группа должна зашифровать с помощью таблицы это слово. Слайд 8

Долгота: (0;3); (3;3); (1;2); (3;1); (3;3); (4;3); (2;3).

Алгебра: (2;3); (1;2); (3;1); (-2;2); (1;0); (4;1); (2;3).

Площадь: (0;1); (1;2); (3;3); (0;2); (2;3); (0;3); (-3;1).

Широта: (2;0); (2;2); (4:1); (3;3); (4;3); (2;3).

Чертёж: (-1;0); (-2;2); (4;1); (4;3); (-2;2); (-1;1).

Тетрадь: (4;3); (-2;2); (4;3);(4;1); (2;3); (0;3); (-1;3).

10.Афиши- рование.

5 мин.

Представитель от группы выходит к доске и выписывает найденные координаты букв данного слова. Детям даётся задание: отгадать слова, зашифрованные другими группами.

11.Социали-зация (вторичная)

3-5 мин.

Ребята по координатам точек находят нужные буквы и читают слова.         Идёт обсуждение значения  и смысла слов «долгота» и «широта». Высказываются мнения, исправляются ошибки.

12.Рефлексия.

3 мин.

Вопросы: 1. Как найти координаты точки?

  1. Как построить точку по заданным координатам?

13.Реконст-рукция.

10мин.

 На каждом столе есть лист миллиметровой бумаги. Детям даётся задание построить на ней систему координат с единичным отрезком 1см и по заданным координатам построить рисунок: кенгуру, зайца, дельфина, коня, утёнка, парусника. Но дети не знают, какую фигуру они строят.

Кенгуру:  (-12;-4); (-6;-1); (-3;0); (4;4); (6;4); (8;3); (9;3); (11;5); (10;7); (11;6); (12;7); (12;6); (13;4); (14;3); (13;3); (10;0); (9;-2); (10;-3); (8;-5);   (9;-3); (7;-5); (8;-3); (6;-2); (5;-2); ( 2;-5); (7;-11) ; (5;-11); (5;-10); (1;-5); (2;-3); (1;-2); (0;0); (-12;-4).

Заяц: (8;0); (7;-1); (7;-2); (8;-3); (6;-3); (6;-4); (9;-4); (9;-3); (11;-1); (11;0); (10;1); (10;0); (7;3); (4;3); (0;1); (0;2); (-1;3) ; (2;5); (-3;3); (-4;2); (-3;1); (-2;1); (-1;-1); (-3;-3); (-4;-3); (-4;-4); (-2;-4); (0;-2); (7;-2).  

Дельфин: (10;0); (8;2);(4;4);(3;5);(1;5);(-2;3);(-7;-1);(-9;-2);(-7;-2);(-7;-4); (-6;-2); (-3;0); (0;1); (1;1);(4;-1);(3;-2);(5;-1); (7;-3); (10;-4); (9;-3); (11;-4); (10;-2); (10;0).

Конь: (7;0); (10;3); (12;1); (15;2); (13;4); (12;3); (10;5); (7;2); (3;3);       (-4;3);(-8;6); (-8;7); (-9;6); (-11;6);(-13;1);(-12;0); (-11;0); (-10;3);  (-6;0); (-10;-3);(-9;-8);(-6;-9);(-6;-6);(-7;-7);(- 8 ;- 4);(-4;-5); (-3;-3); (3;-3); (5;-7); (7;-4);   (8;-8); (11;-9); (11;-7); (10;-7); (8;-2); (6;-3); (7;-1); (7;0).

Парусник: (0;0);(-1;2);(0;14);(-10;1);(0;0); (-9;0); (-8;-2); (-6;-3); (-3;-4); (0;-4);(7;-3); (10;-2); (13;0); (0;0); (12;2); (0;14); (0;0).

Утёнок: (-1;2);(3;5);(1;7);(-3;6);(-5;7); (-3;4); (-6;3);(-3;3); (-5;2); (-5;-2);     (-2;-3); (-4;-4); (1;-4); (3;-3); (6;1); (3;0); (1;2); (-1;2).

                       

14.Афиши-рование

2мин.

 Представитель от группы выходит к доске и на скотч прикрепляет лист с рисунком, показывают другим группам выполненную работу. Учитель предлагает ребятам к следующему уроку нарисовать какой-нибудь рисунок в системе координат и записать координаты всех точек, с помощью которых этот рисунок был построен.

15.Инсайт.

16Социализа-ция

(первичная)

5мин.

 У каждой группы есть листок клетчатой бумаги, на котором изображена система координат, на осях нет единичного отрезка. В этой системе координат выбрана точка, например, А(2;у) и отмечены произвольно точки Д,М,К. Даётся задание: найдите и изобразите  на осях единичный отрезок и определите координату у, затем найдите координаты точек Д,М,К.

 Ребята в группе обсуждают варианты решения, учитель наблюдает и выслушивает мнение ребят в группе, иногда можно дать наводящие вопросы, чтобы ребята догадались, как найти единичный отрезок. Среди групп всегда находится хотя бы одна, которая просит помощи других групп.

17.Социали-зация (вторичная)

общеклассная

3мин.

Рассматривается правильный способ решения и даётся ответ, после чего без проблем находятся координаты остальных точек.

18.Самосто-ятельная работа

19.Рефлексия.

15-20

мин.

2 мин.

1 .Найдите на ломаной точку, если указана её абсцисса. Заполните таблицу.

2. Заполните пропуски в таблицах:

3. Используя чертёж, запишите, какие координаты имеют точки А, В и С :

4.  В системе координат отметьте последовательно указанные точки, соединяя их отрезками:

  Пока ребята выполняют самостоятельную работу, учитель готовит на доске координатную плоскость для рефлексии. В каждой из четвертей прикрепляется конверт с надписью:

1 четверть:  понравилось.

2 четверть: было трудно, но интересно.

3 четверть:  не понравилось, было скучно и трудно.

4 четверть:  понравилось, но было не всё понятно.

  После выполнения самостоятельной работы дети подходят к доске и опускают листочки с решением в тот конверт, надпись которого соответствует их настроению и состоянию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Координатная плоскость A(2;3) . Презентация к урокам математики в 6 классе B( ?;?) x

Слайд 2

X Y O О С Ь А Б С Ц И С С О С Ь О Р Д И Н А Т 1 ед. 1 1 -1 -1 Французский математик Рене Декарт в 1637 году предложил прямоугольную систему координат Декартова прямоугольная система координат XOY

Слайд 3

(2;3) (-3;3) (5;0) (-5;0) (3;-2) (-4;-3) (0;-4) x y A B C D M N P

Слайд 4

(2,5;4) (-6;-2) (4;- 1 ,5) (0;1) (-3;2) (0;-2) (-2;-1) x y A B C D M N P Найдите координаты точек Ответы появятся при щелчке мышкой

Слайд 5

Начертите в тетради координатную плоскость и отметьте на ней точки A(-2;1) B(2;4) C(3;-2) D(-4;3) E(-5;0) M(0;- 3 ) Проверьте правильность выполнения x y

Слайд 6

A(-2;1) B(2;4) C(3;-2) D(-4;3) E(-5;0) M(0;- 3 ) Ответы A(-2;1) B(2;4) C(3;-2) D(-4;3) E(-5;0) M(0;-3)

Слайд 8

Долгота: (0;3); (3;3); (1;2); (3;1); (3;3); (4;3); (2;3). Алгебра: (2;3); (1;2); (3;1); (-2;2); (1;0); (4;1); (2;3). Площадь: (0;1); (1;2); (3;3); (0;2); (2;3); (0;3); (-3;1). Широта: (2;0); (2;2); (4:1); (3;3); (4;3); (2;3). Чертёж : (-1;0); (-2;2); (4;1); (4;3); (-2;2); (-1;1). Тетрадь: (4;3); (-2;2); (4;3);(4;1); (2;3); (0;3); (-1;3).

Слайд 9

A(2;3) Удачи на уроках! B( ?;?) x


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный проект ученицы 6 класса МАОУ СОШ №19, пос Пироговский, Косовой Виолетты "Математика, астрономия, искусство" по теме "Координатная плоскость", 6 класс.

В  проекте я постараюсь рассказать и показать как по известным координатам определить положение точки на плоскости. Но это было бы слишком просто и поэтому мне захотелось эту тему из матема...

урок по теме "Координатная плоскость" 6 класс

Третий урок по теме " Координатная плоскость", содержащий презентацию, дополнительные задания....

Интегрированный урок по математике, истории и астрономии по теме "Координатная плоскость"

Данный урок направлен на повторение материала по теме "Координатная плоскость", на усиление межпредметной связи, расширение кругозора учащихся....

Интегрированный урок +презентация по математике, истории и астрономии по теме "Координатная плоскость"

Данный урок направлен на повторение материала по теме "Координатная плоскость", на усиление межпредметной связи, расширение кругозора учащихся....

Презентация к уроку по теме "Координатная плоскость"

Данная презентация может быть использована при проведении обобщающего урока по теме "Координатная плоскость", который представляет собой урок-путешествие и организован в рамках игровой технологии....

Разработка урока в 6 классе с использованием технологии модерации. Тема."Координатная плоскость"

Урок изучения нового - лекция, исследовательская работа, учебный практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний....

Конспект урока математики в 6 классе по теме: «Координатная плоскость. Определение координат точки, отмеченной на координатной плоскости».

Цели урока: Образовательные:  повторение и закрепление знаний по теме «Координатная плоскость», дальнейшая работа по построению   в координатной плоскости точки по заданным координ...