Технологическая карта урока по теме «Уравнения».
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Урок изучения нового материала по математике в 5 классе по учебнику Мерзляк А.И. и другие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_5_klass_uravnenie.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           Горяева Зоя Эрднигоряевна,            учитель математики МКОУ

«Камышовская ООШ»

Технологическая карта урока   по теме «Уравнения».                                                        

Тип урока.         Урок изучения нового материала

Цели.

Предметные:  

  • обобщить и закрепить знания учащихся об уравнениях,
  • сформировать представление об уравнении как предложение с переменной, ввести в речевую практику понятие корня уравнения; отработать алгоритм нахождения неизвестных компонентов уравнения;
  •  вместе с учащимися научиться выбирать способы решения уравнений в зависимости от условий.
  • формировать навыки решения уравнений с использованием правил нахождения неизвестного компонента действий сложения и вычитания.

Личностные:

  • Участвовать в обсуждении проблемы.  
  • Преодолевать посильные трудности
  • Сотрудничать в группе.
  • Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию.
  • Проявлять творческие способности при формулировании учебной задачи.
  • Формировать умение планировать свои действия в соответствии с учебным заданием.

Метапредметные:

  • формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни.

Планируемые результаты: учащийся научится решать уравнения с помощью правил нахождения неизвестного компонента действий сложения и вычитания.

Основные понятия: уравнение, корень уравнения.

Структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный  

 этап (1 мин)

Приветствие, проверка готовности класса к уроку, отсутствующих.

Урок начался. Ты готов к обучению. Создай внутреннее состояние радости, выпрями спину.

Включаются  в  деловой  ритм  урока        

Организация  своей учебной деятельности

2.Мотивация

 (подготовка к восприятию решения сложных уравнений с помощью свойств сложения

 и вычитания)  

 (3мин)

Предлагает устную работу  

Упростите выражение:

23+(49+m);          (54+b)-24;         69+(37-n);

 (a-30) +55;           (y+39)-15;        81-(x+21).                  

Ученики на черновиках или устно выполняют задания и по очереди выходят к доске и записывают ответы.

Использовать  полученные алгоритмы    в применении свойств сложения и вычитания.

3.Актуализация

 опорных знаний

 и умений

.(2 мин)

Предлагает решить кроссворд.  

1) При перестановке   слагаемых … не меняется.

2) Сумма длин сторон многоугольника называется …

3) 34+16 = 40. Как называются числа 34 и 16?

4) 18-3 = 15. Как называется число 3?

5) a-b=c. Как называется число a?

6) В числе 948 назовите число десятков.

7) Результат вычитания   …

8) Запишите число 1000000 словами.

9) Что общего у дерева и слова «подземный»?  Прочитайте выделенное слово. Это и есть тема урока.

Работа в парах.  Ученики решают кроссворд. Заполняют кроссворд на заранее полученных листочках

с

у

м

м

а

п

е

р

и

м

е

т

р

с

л

а

г

а

е

м

о

е

в

ы

ч

и

т

а

е

м

о

е

у

м

е

н

ь

ш

а

е

м

о

е

ч

е

т

ы

р

е

р

а

з

н

о

с

т

ь

м

и

л

л

и

о

н

к

о

р

е

н

ь

Уравнение.

Обрабатывать информацию и представлять её в виде ответа на вопрос.      

4. Определение

 темы урока

 (1 мин)

  Предлагает задачу. Младший брат Смекалкина Витя прочитал на бутылке с вишнёвым сиропом, что его надо разбавить водой: на одну часть сиропа рекомендуется пять частей воды. Решив приготовить один стакан вишнёвого напитка, он, не подумав, отмерил в стакан 4 ложки сиропа и долил воду. Но напиток оказался слишком сладким—пить его было просто невозможно. Вот такой конфуз получился. Видя неудачу брата, Смекалкин сказал: “Прежде чем готовить, надо всё рассчитать. Ведь в стакан вмещается 12 ложек жидкости. А дальше рассуждай сам.” Представьте себе, что это вы- Смекалкин и Витя – ваш брат, как вы помогли бы решить эту задачу?

Учитель говорит, что такие задачу можно решить уравнением. Сегодня научимся решать уравнения и задачи с помощью уравнения.

На доске записывает тему урока «Уравнение».

Дети слушают учителя, рассуждают и приходят к выводу, что по действиям задачу не решить.

Дети записывают тему урока.

Умение анализировать проблемную ситуацию

5.Изучение

 нового

материала

 (8 мин)

Ответьте на вопрос: Чем отличаются друг от друга утверждения  

1)17-8= 11       2) 34-(х+21)    3) m-21=15

4) 3+109          5) 13+x=55      6) y+23=7?  

Можем ли мы сказать, что среди них есть уравнения?

Попробуйте сами дать определение уравнения.

А теперь проверим по учебнику правильно ли мы дали определение уравнения.

Откройте учебник §10 и зачитайте определение уравнения

         

 

К уравнениям   3) и 5) подберите числа, чтобы получились верные равенства

Ребята мы подобрали корни уравнений.  Теперь сами попробуйте сказать, что называется корнем уравнения?  

Теперь мы поняли, что можно корни подобрать.  

 К уравнению 6) подберите число, чтобы получилось верное равенство.

Теперь вы можете ответить на вопрос: “Что значит решить уравнение”?

 Подбирать числа занимает много времени, поэтому нам необходимо составить правила нахождения неизвестных компонентов.

Ответьте на вопросы:                                                                                                                                                                                                                                                        

1.        Как называются компоненты при сложении?

2.        Как найти неизвестное слагаемое?  

3.        Как называются компоненты при вычитании?

4.        Как найти неизвестное уменьшаемое?  

5.          Как найти неизвестное вычитаемое?

Ученики отвечают, что

1) и 4)- числовые равенства,

 2) буквенное выражение,

3), 5), 6) равенства с буквами.

Ученики находят уравнения

3), 5), 6).

Работа с учебником § 10  

Находят и зачитывают определение уравнения. Уравнением называют равенство, содержащее букву, значение которой надо найти.

Ученики подбирают числа

3) m=36

5) x=42.

 Дети отвечают: Значение буквы, при котором из уравнения получается   верное числовое равенство, называют корнем уравнения. и говорят, что число 36- корень уравнения m-21=15, а число 42- корень уравнения 13+x=55

Такого числа нет, значит это уравнение не имеет корней.

Решить уравнение – значит найти все его корни (или убедиться, что это уравнение не имеет ни одного корня).

                                     

                                                                                                                                                         

Отвечают на вопросы.

Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.

Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.

Уменьшаемое, вычитаемое, разность.

Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо сложить вычитаемое и разность.

Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность

6. Первичное

 закрепление

знаний

(9мин)

 Каждому ученику с  правилами нахождения неизвестных.

   Учитель даёт задание выполнить № 271

1) (134+х) -583=426

на доске для правильного оформления решения уравнения

                   

  Учитель даёт задание выполнить № 271  

4) (у-164) +308=500

Учитель даёт задание решить задачу с помощью составления уравнения № 273 (1)

Оксана задумала число. Если к этому числу прибавить 43 и полученную сумму вычесть из числа 96, то получим число 25. Какое число задумала Оксана?  

1 ученик выходит и решает уравнение. Правильно оформляет, ученики записывают решение в тетрадях.

Способ решения с помощью правил нахождения компонентов № 271(1)

(134+х) -583=426

134+х=583+426

134+х=1009

х=1009-134

х=875

Способ решения с помощью свойств сложения и вычитания № 271(4)

(у-164) +308=500

у-164+308=500

у+308-164=500

у+144=500

у=500-144

у=356

 

 № 273 (1)

Пусть  х- число, задуманное Оксаной.

Уравнение

96-(х+43) =25

Работа в парах (ученики парами решают эти уравнения) и записывают решение в тетрадях.

Осуществлять  выбор объекта в соответствии с характеристическим свойством

Умение решать уравнения.

Решать уравнения на основе зависимостей между компонентами при сложении и вычитании натуральных чисел.

 

Решать уравнения на основе свойств сложения и вычитания

Решать текстовые задачи с помощью составления уравнений.  

Физкультминутка

1 мин

Физкультминутка

Зайка, Зайка попляши! Попляши!

Нашу Машу посмеши, посмеши!

Топай, топай лапками!

Серенькими тапками

Вот так! Вот так!

Пляшет Заинька гопак!

   Выполняют движения

Контроль и самоконтроль

 Выполняют самостоятельную работу

 Решите уравнения:

x-24=15

y+21=42

73-z=17

(a+8)-13=56  

Индивидуальная работа. Выполняют работу в тетрадях. На доске появляются ответы.   Ученики  сверяются с ответами  и ставят оценку

Преодолевать посильные трудности

                         

.

Подведение итогов. Домашнее задание.

  Как найти неизвестное слагаемое, вычитаемое, уменьшаемое?

   Как проверить, правильно ли найден корень уравнения?

 Комментирует домашнее задание

Отвечают на вопросы

Записывают домашнее задание в дневник, делая необходимые пометки.

§10 I) №270(1,3), 272(1,3),274

Творческое задание  Составить задачу со сказочным сюжетом и решить её с помощью уравнения.

 Применять изученные понятия для решения более сложных уравнений

Видеть математическую задачу в окружающей среде.

Рефлексия

1 мин

Продолжи предложение

Я узнал…

Я научился…

Понравился ли вам урок?

 Говорят ученики

Литература

  1. Мерзляк А.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. М. Вентана- Граф, 2014.
  2. Шеврин Л.Н., Гейн А.Г, Коряяков И. О., Волков М.В. Математика. Учебник-собеседник. 5 класс. Издательство: Москва, Просвещение. 1994

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и технологическая карта урока по теме "Решение неполных квадратных уравнений".

Использование на уроке разноуровневых заданий на разных этапах урока....

Технологическая карта урока по теме: «Уравнения химических реакций».

Дети самостоятельно добывают недостающие знания. Урок сопровождается демонстрацией видеороликов (закон сохранения массы веществ и горение железа в кислороде)....

Технологическая карта урока по теме "Уравнения" 5 класс

Технологическая карта интегрированного урока по математике в 5 классе на тему "Уравнения" (урок закрепления, первичной проверки и коррекции знаний и умений)...

Технологическая карта урока по теме: "Уравнение" 5 класс

Технологическая карта урока по теме: "Уравнение" 5 класс, Мерзляк А.Г....

Технологическая карта урока по теме "Уравнения"

Технологическая карта урока по теме "Уравнения" 5 класс....

Технологическая карта урока по теме "Уравнение", 5 класс

Технологическая карта урока по теме "Уравнение", 5 класс...