Активная систематизация математических знаний с помощью лэпбукинга.
статья по математике на тему

Бутырина Людмила Максимовна

 Современное образование в России все чаще исходит из принципа – «научить учиться самому». Школьникам дается проблема (это может быть какое-то задание), а они должны сами поставить цель и найти способы для ее решения. Очень важно развивать в них способность находить посреди огромной массы информации ту, которая наиболее актуальна, и отсеивать ненужную. Такой подход развивает в ребенке творческий поиск, самостоятельность в решении поставленных задач, делает его активным участником образовательного процесса.

Как же воспитать в школьнике такую инициативу, сформировать в нем желание получать новые знания и, главное, пользоваться ими, тем самым закрепляя пройденные темы? Ребенку легче всего дается тот образовательный материал, который ему интересен – яркий, красочный, запоминающийся. Также мы все знаем, что дети очень любят играть. С помощью технологии лэпбукинга решить поставленные задачи могут и преподаватели математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активная систематизация математических знаний с помощью лэпбукинга.

 Современное образование в России все чаще исходит из принципа – «научить учиться самому». Школьникам дается проблема (это может быть какое-то задание), а они должны сами поставить цель и найти способы для ее решения. Очень важно развивать в них способность находить посреди огромной массы информации ту, которая наиболее актуальна, и отсеивать ненужную. Такой подход развивает в ребенке творческий поиск, самостоятельность в решении поставленных задач, делает его активным участником образовательного процесса.

Как же воспитать в школьнике такую инициативу, сформировать в нем желание получать новые знания и, главное, пользоваться ими, тем самым закрепляя пройденные темы? Ребенку легче всего дается тот образовательный материал, который ему интересен – яркий, красочный, запоминающийся. Также мы все знаем, что дети очень любят играть. С помощью технологии лэпбукинга решить поставленные задачи могут и преподаватели математики.

Лэпбук – что это?

Не так давно к нам из США пришла технология лэпбукинга. Она успела зарекомендовать себя как эффективный способ организации учебного процесса. Лэпбук (“lapbook” – «книга на коленках», перевод с англ.) – это картонная папка с довольно интересным содержимым. Она раскрывается, демонстрируя внутри различные мини-книжки – вертикальные, горизонтальные, гармошки, раскладушки. Еще там есть мини-папки, конверты, кармашки, окошки и другие креативные элементы.

Все эти части приклеены к главной папке. На них или внутри них располагается образовательный материал по математике – сжатый, систематизированный, компактный, удобный для запоминания (карточки с цифрами, картинки с иллюстрацией задачек, фигурки на логическое мышление т.п.). Все это преподносится в игровой форме, чтобы ребенку было интересно взаимодействовать с лэпбуком.

Суть в том, что учебный материал по математике изучается в процессе активной деятельности самого ребенка. Он самостоятельно исследует, выбирает, записывает, вырезает и наполняет лэпбук живой и красочной информацией по изученной теме. Взрослый лишь помогает ему в этом, направляя, давая задания. Наполнение папки помогает систематизировать и закрепить новые знания, а дальнейший ее просмотр и игра – освежить их в памяти.

Какие практические задачи решает лэпбук?

В процессе создания и взаимодействия с математическим лэпбуком дети делают следующее:

  1. Занимаются исследовательской деятельностью на доступном им, детском, уровне. Этот навык пригодится им при дальнейшем обучении в колледжах и вузах. Они без особого труда смогут писать рефераты, курсовые, дипломные работы.
  2.  Самостоятельно находят, выбирают и оформляют нужный материал по изучаемой теме. Это дает им возможность лучше понять и усвоить предмет. Особенно хорошо это дается ученикам-визуалам.
  3.  Периодически повторяют пройденную тему, а «повторение – это мать учения». Ребятам интересно просматривать книжку, которую они сделали своими руками.
  4. На групповом лэпбукинге, создавая общую папку, дети вовлекаются в совместный учебный процесс, учатся работать сообща. Каждый выполняет задание, которое ему под силу, но все делают общее дело. У ребят развиваются коммуникативные способности.

Лэпбук – это метод проекта.

Технология лэпбукинга является не чем иным, как работой учеников над проектом. Здесь есть все его составляющие:

  •  Постановка цели. На данном этапе определяется тема лэпбука. Она может быть самой разной. Ее сложность выбирается в зависимости от возраста детей и задач школьной программы.
  • Составление плана. Продумываются все компоненты будущего изделия: непосредственно изучается тема предмета, подбираются источники информации, определяется набор заданий для ребят. Нужно, чтобы учащиеся  в процессе лэпбукинга смогли усвоить тему. Каждое задание, которое выполняет ученик, должно закреплять в нем новые знания по математике, а также развивать: a) познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение); b) мелкую моторику; c) речевые навыки; d) знание и умение пользоваться терминологией; e) понимание связей между разными темами предмета.  
  • Разработка макета. Здесь нужно продумать, как именно будет выглядеть лэпбук, и как в нем будут располагаться разные элементы. Информация может быть просто красиво и удобно оформлена, а может преподноситься в математических играх и задачках. Макет расчерчивается на белой бумаге, сложенной наподобие лэпбука. Тем самым создается упрощенная модель.
  • Изготовление шаблона. Преподавателем создается одна папка-лэпбук в натуральную величину. Все внутренние элементы также отрисовываются, вырезаются и вклеиваются. Затем, ориентируясь на этот шаблон, дети делают свои собственные папки-пособия.
  • Защита проекта. Рассказ учеников о проделанной работе и что из этого получилось.

 Преимущества лэпбукинга.

Разные формы организации деятельности учеников – индивидуально, парами, в группе:

  • При индивидуальной работе ученик подбирает и готовит материал один. Такую форму обучения можно использовать с необщительным ребенком, который с трудом идет на контакт со сверстниками. Это поможет ему раскрыть перед одноклассниками свой потенциал.
  • Работая в парах, ученики учатся делить обязанности, распределять между собой задачи. По ходу лэпбукинга они учатся общаться и доверять друг другу.
  • Групповая работа (по 3-5 человек) важна для социализации детей. Все занимаются одним делом, каждый чувствует свою ответственность перед другими. Нельзя, чтобы кто-то в группе сидел без дела, испытывая отчужденность от коллектива или желая, чтобы за него все сделали другие ученики.

 К совместной работе с ребенком привлекаются родители. Лэпбукинг поможет создать среду живого общения детей с их родителями. У ученика повысится мотив заниматься папкой. Мамы и папы могут сыграть важную роль в сборе информации – сделать фотографии, найти в интернете или журналах картинки, которые потом можно вклеить в лэпбук и т.д. Они ободряют детей, подсказывают, как исправить ошибки, что-то переделать, нацеливают на результат.

Прививается интерес к ручному труду. Каждый лэпбук уникален. Не существует каких-то общих алгоритмов его создания. Это процесс творческий. Каждый ученик по-своему воспринимает предмет и выбирает те или иные средства для достижения нужного результата. Поэтому он уже не потребитель, а создатель. Следовательно, и отношение к этой папке по математике будет трепетным. Ученик научится осознавать ценность собственноручно сделанной вещи.

Задания носят развивающий характер. Учащиеся, занимаясь лэпбукингом, находят разные пути решения поставленных задач. Они обсуждают тему, рабочий процесс, выдвигают свои идеи, договариваются, совместно приходят к какому-то решению. Такая активная работа с информацией очень эффективна с точки зрения современного образования.

Пока школьники делают один лэпбук, появляются идеи, темы для следующих подобных заданий. В ходе учебного процесса учитель с одной и той же группой детей может сделать несколько лэпбуков. Темы охватываются максимально широко, а материал усваивается крепко и надолго.

Дифференцируемый подход к обучению. Задания по наполнению лэпбука ребятами выполняются индивидуально. К каждому ученику нужен особый подход. Получается, что преподаватель уделяет внимание всем детям по отдельности, а это повышает мотивацию к учебной деятельности. Развивается интерес к математике даже у тех школьников, у которых он был выражен слабо.

Лэпбукинг предполагает деятельностный метод обучения. Учащимся не даются знания в готовом виде. Они учатся добывать их самостоятельно, в ходе собственной исследовательской деятельности. Так они получают навыки самообразования.

Ознакомление с техникой лэпбукинга

Для создания лэпбука не придется тратить много средств. Достаточно картона, цветной бумаги и канцтоваров. Хорошо, если имеется многофункциональный принтер (МФУ). Это пригодится для распечатки макета и шаблонов. Хотя и вручную можно все расчертить, вырезать и склеить.

Поскольку технология эта не затратная и не требует какого-то специального освоения, она доступна практически всем учителям и родителям. В математике лэпбукинг может широко применяться, ведь детям это нравится и результаты того стоят.

Материалы, которые понадобятся для создания лэпбука:

  1. Картонная папка. Можно купить готовую или сделать ее самостоятельно из картонных листов.
  2. Бумага. Лучше использовать цветные листы для принтера, поскольку они более плотные, чем из обычного детского набора. Еще можно воспользоваться цветной самоклеющейся бумагой. В магазинах товаров для творчества продается масса интересных вещей – цветной картон, бумага разной плотности и цвета, конверты и уголки. Можно использовать и белые альбомные листы, стоит лишь их раскрасить. Вообще сгодится любой подручный материал – ткань, пленка и все, что сможет долго прослужить.
  3. Ножницы, чтобы вырезать нужные детали.
  4. Цветные карандаши, фломастеры, краски.
  5. Клей-карандаш, степлер, скотч, скрепки для закрепления элементов лэпбука.
  6. Вырезки из детских книг и журналов.

 Подведение итогов

Технология лэпбукинга в современном образовании решает очень важные задачи. Она преподносит учебный предмет в интересной для детей форме. При этом лэпбукинг не дает знания в готовом виде, а ставит перед детьми проблему, учит их искать способы ее решения, ставить задачи, подбирать нужную информацию, обсуждать ход совместной работы, творчески оформлять свои идеи.

Лэпбукинг с его активной систематизацией знаний является одним из эффективных способов уже на раннем этапе сформировать в школьниках все эти качества применительно к такому предмету как математика. Не следует понимать его как простой метод закрепления изученного на уроках математики. Это формирование в ребенке исследовательского интереса, с которым он войдет во взрослую жизнь.

Научив его однажды целеполаганию, поиску, обдумыванию проблемы, преодолению трудностей, самостоятельному мышлению и т.д. мы повышаем его интерес к жизни, закладываем основу для дальнейшего образования. Роль учителя здесь в том, что он руководит, направляет детей, ставит перед ними те самые проблемы (в соответствии со школьной программой), подкрепляет их уверенность в своих силах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Развитие элементарных математических знаний у детей дошкольного возраста с помощью наглядного материала»

Данная  методическая разработка подготовлена в рамках работы по самообразованию, в ней я попыталась раскрыть сущность принципа наглядности, как инструмента повышающего эффектив...

Расширение и систематизация научных знаний о языке, осознание его уровней и единиц. Методическая разработка.

Данная методическая работа была представлена на  Всероссийской  заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы филологического образования в условиях реализации ФГОС"...

Урок обобщения и систематизации полученных знаний "Своя игра" по теме "Генетика"

Ни для кого не секрет: главная ценность человека – это его здоровье.В новое тысячелетие мы вступили с современными компьютерными технологиями и старыми болезнями, среди которых тысячи являются наследс...

Обобщение и систематизация полученных знаний по теме «Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева».

1.      Развивать у школьников умение пользоваться опорными  знаниями умение и навыки работать с таблицей.2.      Развивать мышление, умение дела...

Мир знаний - математических знаний

Этот конкурс знатоков математики и других школьных предметов проводится для учащихся  5-9 классов. Цели: Расширить знания учащихся, математический кругозор...

Олимпиада по музыке для учащихся старших классов (проводилась в рамках школьной Недели музыки) Цель: Систематизация полученных знаний о музыке, композиторах, музыкальных жанрах, музыкальных инструментах. Закрепление интереса к музыкальному искусству.

Олимпиада по музыке для учащихся старших классов (проводилась в рамках школьной Недели музыки) Цель: Систематизация полученных знаний о музыке, композиторах, музыкальных жанрах, му...

Систематизация исторических знаний учащихся

При изучении физики мы — учителя — обычно сообщаем учащимся некоторые сведения об ученых, но не всегда обращаем внимание на историю открытий законов, введение в науку новых представлений. Конечно, уче...