математическая игра "Куча мала"
методическая разработка по математике (9 класс) по теме

Шайсламова Елена Александровна

Цели и задачи:

  • повысить уровень математического развития обучающихся и расширить их кругозор;
  • развить интерес к занятиям математикой;
  • показать ценность математических знаний в профессиональной деятельности;
  • воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kucha_mala.docx544.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Каймашабаш муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан

Математическая игра

 «КУЧА МАЛА»

Подготовили и провели

                                                                         учителя математики

                                                                                                            Шайсламова Е.А,

                                                                                            Камидуллина Э.П.

                                                              2018 г.

http://900igr.net/datas/doshkolnoe-obrazovanie/Intellektualnoe-razvitie-starshikh-doshkolnikov/0004-004-Igra.jpg

Цели и задачи:

  • повысить уровень математического развития обучающихся и расширить их кругозор;

  • развить интерес к занятиям математикой;

  • показать ценность математических знаний в профессиональной деятельности;

  • воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.

Оборудование: презентация, проектор, 16 пронумерованных треугольников, подготовленные кино-видео, ералаш-видео.

Ученик читает стих:

      Почему торжественно вокруг?

Слышите, как быстро смолкла речь?

Это о царице всех наук

Начинаем мы сегодня речь

     Математика повсюду
Глазом только поведешь
И примеров сразу уйму
Ты вокруг себя найдешь.

   Каждый день, вставая бодро,
Начинаешь уж решать
Идти тихо или быстро,
Чтобы в класс не опоздать.

    Вот строительство большое
Прежде, чем его начать,
Нужно все еще подробно
Начертить и рассчитать,

   А иначе рамы будут с перекосом,
Потолок провалится.
А кому, друзья, скажите
Это может нравиться?

    Ох, скажу я вам, ребята,
Все примеры не назвать.
Но должно быть всем понятно,
Что математику
Нам нужно знать на пять.

   Считайте, ребята, скорее считайте.
Хорошее дело смелей умножайте,
Плохие дела поскорей вычитайте.
Скорее работу свою начинайте!

Ведущий:

Добрый день ребята и уважаемые учителя. Сегодня мы приглашаем вас сыграть в игру «куча мала».  Наша куча – это равносторонний треугольник, состоящий из 16 малых треугольников – это наши 16 конкурсов. На просторах Интернета вы не найдете аналогичной игры, а поэтому внимательно прослушайте правила игры. В игре участвует несколько команд (более 5). Каждая команда старается как можно больше набрать очков, а для этого команде нужно выйти на сцену. У нас не будет жребия, и чтобы участвовать в конкурсах  команда должна себя проявить (вы  поднимаете плакат с названием команды и скандируете название своей команды), ведущий должен вас заметить и пригласить на сцену. Одновременно на сцене находится 2 команды и соревнуются между собой. Проигравшая команда покидает сцену. А команда победитель получает балл (треугольник) и приглашает из зала соперника. Если с заданием справляются обе команды, они получают  полтреугольника, а их место на сцене занимают другие команды. В игре есть треугольник-переход хода, «золотой» треугольник, музыкальные паузы и конечно сами конкурсы. Победителем игры становится команда набравшая больше всех треугольников. Итак, мы начинаем.

Ведущий вызывает первую (самую активную)команду, которая выбирает себе соперника и выбирает номер треугольника-конкурса.

(Треугольники пронумерованы и только ведущий знает задания)

1 - Музыкальная пауза-ТАНЕЦ

7 - Математические ребусы

5 - Переход хода

8 - История математики

4 - Кино-пауза

9 - Пословицы и поговорки

10 - Песни и числа

11 - Игры со спичками

12 - Геометрические слова

6 - Приз «золотой треугольник»

13 - Логика и математика

14 - Зоркость и внимательность

3 - Ералаш-пауза

15 - Перестановки и перемещения

16 - Метрическая система мер

2- Театральная пауза- сценка

Конкурсы-задания:

7. Математические  ребусы

1) РЕБУСЫ-КАРТИНКИ

( появляются слайды с ребусами- команды поочерёдно их расшифровывают)

   (слайды с ребусами)

2) РЕБУСЫ С ЧИСЛАМИ

(Расшифроватьчисловой ребус — это значит восстановить первоначальную запись примера.

ЛЕТО+ЛЕТО=ПОЛЕТ

Ответ:  8947+8947=17894

8. ИСТОРИЯ МАТЕМАТИКИ

1)Никола́йИва́новичЛобаче́вский — русский математик, один из создателей неевклидовойгеометрии, деятель университетского образования и народного просвещения. Лобачевский в течение 40 лет преподавал в Императорском Казанском университете, в том числе 19 лет руководил им в должности ректора. Вопрос -Во сколько лет русский математик Николай Иванович Лобачевский стал профессором Казанского университета?

         Ответ: в 24 года

2)Профессор и первая в мире женщина — профессор математикиСо́фьяВаси́льевнаКовале́вскаяизвестна своими литературными произведениями. Вопрос - Какую драму написала С.В.Ковалевская?

А. Борьба и счастье

В. Борьба за счастье

С. Счастье – в борьбе

Ответ: С. В. Ковалевская написала драму "Борьба за счастье", которая ставилась в театре Корша в Москве в 1894 г. Драма была написана ею вместе со шведской писательницей А. Ш. Леффлер.

9. Пословицы  и поговорки

(Задание командам - назовите пословицы и поговорки, в которых упоминаются, встречаются числа.  Команды по очереди называют пословицы и побеждает команда, назвавшая пословицу последней)

10. Песни и числа (песенный конкурс)

(Задание командам –напойте отрывок песни, в которой упоминается, встречаются числа и числительные.  Команды по очереди называют песни и побеждает команда, исполнившая отрывок песни последней)

11. Игры со спичками

1)

Задание:Переложить 2 спички так, чтобы равенство стало верным.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u146061/t1488110400ag.jpg

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u146061/t1488110400ah.jpg

Ответ:

2)

Арифметика
Задание. Нужно переместить только одну спичку в выложенном спичками арифметическом примере «8+3-4=0» так, чтобы получилось верное равенство (можно менять и знаки, цифры).

Ответ: Арифметика-ОТВЕТ

3)Фигура, изображённая на рисунке, составлена из восьми спичек, наложенных друг на друга. Снять 2 спички так, чтобы осталось 3 квадрата (прямоугольники не считаются).

http://zagadki.info/pic/zag/4056_1.png

Ответ: на рисунке

http://zagadki.info/pic/zag/4056_2.png
12. Геометрические слова

Задание: Пользуясь подсказками в скобках, отгадайте сами слова и названия геометрических фигур, которые в них «вписались».

(Каждая команда получает карточки со словами, в которые вписывают название геометрических фигур.За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу)

На выполнение задания дается МИНУТА.

Карточка №1.

1) ЗА ___________               (Процесс заострения предмета).

2) ПО ___________КА        (Заработная плата).

3) _____________  Ь             (Ископаемое горючее вещество).

4) СЕН __________               (Душистая летняя деревенская «спальня»).

5) __________МАНКА        (Музыкальный инструмент).

Карточка №2.

1) РИ _________                   (Французский комедийный актёр).

2) ____________ А                (Страна).

3) Т _________ ОЦИТ       (Клетка крови человека).

4)ПР__________                    (Углубление или полная неудача в деле).

5)ПО __________ АС             (1800 секунд).

Карточка №3.

1) ФОР _________                  (Часть окна).

2) ИЗ ___________ЕНИЕ       (Выделение особого вида энергии).

3)ТРЕ ____________КА         (Старинный форменный головной убор).

4) Т ___________ ОН              (Духовой музыкальный инструмент).

5) ____________ЫШКА         (Сосуд для «хранения» денег).

15. Перестановки и перемещения

1) Золотошвея разместила в комнатах своего дома 20 учениц так, как показано на рисунке:

2

3

2

3

3

2

3

2

По вечерам она проверяла, чтобы в комнатах на каждой стороне дома было 7 девушек. Однажды в гости к ним приехали 4 подружки.

Вопрос 1. Как им всем разместиться так, чтобы золотошвея опять насчитала вдоль каждой стороны дома по 7 девушек?

Вопрос 2. На следующий день 4 девушки ушли провожать 4 подруг. Как оставшимся девушкам разместиться так, чтобы золотошвея опять насчитала вдоль каждой стороны дома по 7 девушек?

(Ответ: вопрос 1 – рисунок 1, вопрос 2 – рисунок 2)

1

5

1

3

1

3

5

5

1

1

1

5

1

3

1

3

13. Логика и математика

1) Номер парковочного места

ЗАДАНИЕ :Какое число скрыто под парковочным местом?

номер парковочного места. Логическая задача

2) Какая фигура лишняя?

  • Гений находит решение за 10 секунд.
  • Билл Гейтс — за 20 секунд.
  • Выпускник Гарварда  — за 40 секунд.
  • Если вы нашли ответ за  минуту, то вы принадлежите к 15% наиболее одаренных людей.
  • 75% людей не способны решить эту задачу.

загадка для гения           Ответ: Фигура № 1

Пояснение: Сначала вам кажется, что это фигура, у которой нет какого-то общего со всеми признака. Но тут происходит самое интересное:
— Да, № 2 без белой рамки.
— Но как же тогда № 3 — единственный круг?
— № 4 — зеленый, когда остальные красные.
— № 5 явно меньше остальных...
Логика загадки в том, что только № 1 не содержит явных отличий от большинства. И в этом его главное отличие. Поздравляем тех, кто нашел ответ. Не дайте вашим способностям пропасть зря.

3) Последовательность чисел

Последовательность чисел

       2, 5, 8, 15, 11, ... 

Какое следующее число в этой последовательности, если известно, что оно меньше 20?

ОТВЕТ:14.

Последовательность построена таким образом, что каждое следующее число в названии имеет больше букв, чем предыдущее (в слове "два" - 3 буквы, в слове "пять" - 4). Поскольку в слове "одиннадцать" 11 букв, следующее число должно состоять не меньше, чем из 12 букв и быть меньше 20.

14. Конкурс на зоркость и внимательность

1) Одинаковые кружки

Из этих 18 кружков только два совершенно одинаковы. Найдите их.

логическая задача одинаковые кружки                 

Ответ: 4 и 14

2) Пять фигур

Какую из пяти фигур, изображенных внизу, Вы поместили бы в свободный квадрат и почему?

логическая задача пять фигурОтвет : Фигуру под номером 2. Она не имеет прямых углов, как и все фигуры в квадратах.

3) Другая математика  Дошкольники решают эту задачу за 5-10 минут. У некоторых программистов уходит на неё до часа. Но многие люди, исписав несколько листов бумаги, сдаются.

Другая математика. Логическая задача

Ответ:    Маленькие дети не могут составлять уравнения или искать математические закономерности, поэтому они замечают, что значение зависит от количества кружочков в каждой цифре. В "9" один кружочек, в "8" — два, в "1" — ни одного, а, значит, 2581 = 2.

16. Метрическая система мер

  1) Проверим, как наблюдательны наши команды. Мы проведём викторину на величины с которыми мы встречаемся ежедневно. Если ваш ответ  совпадает с допустимыми пределами – вы получаете балл

Вопрос

Правильный ответ

Допустимый ответ

1

Чему равна высота четырёхэтажного здания?

16 м

12-20

2

Какова средняя скорость пешехода?

5 км/ч

3-6 км/ч

3

Сколько весит тетрадь в 12 листов?

35 г

20-50 г

4

Сколько весит воробей?

60 г

30-100 г

5

Какова длина железнодорожного вагона?

23 м

18-30 м

6

Сколько ударов в минуту делает сердце человека?

70-80

ударов

50-100

 ударов

7

Сколько мест в одном плацкартном железнодорожном вагоне?

56 мест

50-100 мест

8

Сколько весит кирпич?

4 кг

3-5 кг

9

Сколько граммов сахара вмещает литровая баека?

800г

700-900 г

10

При какой численности населения посёлок получает статус города ?

12 тыс.

Человек

10-15 тыс. человек

2) Вам необходимо отмерить, не пользуясь никакими измерительными приборами 1 метр ленты. Побеждает та команда, чей результат будет точнее.

 

 ЗАДАНИЕ НА ФИНАЛ    (при наличии равных баллов)

 Портфель 5-ка:

(определить без весов массу портфеля. Побеждает та команда, чей результат ближе к истинному)

В заключении игры исполняется песня

http://900igr.net/up/datas/132019/004.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинения и художественные работы конкурса "Моя малая родина"в номинации «Живой символ малой родины».

В работе представлены описания "живых символов" , характерных и уникальных  для родного  края.Также прилагаются художественные работы (рисунки)....

Математический вечер:"Малые олимпийские игры"

Особое место среди математических вечеров занимают вечера-соревнования, одним из видов которых являются малые олимпийские игры.Данная разработка предназначена для того, чтобы не только привить любовь ...

Методическое пособие Л/Р Исследование периода колебания математического маятника от длины нити,малого угла отклонения ,ускорения свободного падения на различных небесных телах с помощью интерактивной модели

Методическое пособие Л/Р Исследование периода колебания математического маятника от длины нити,малого угла отклонения ,ускорения свободного падения на различных небесных телах с помощью интерактивной ...

Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л

Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина»  « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...

Презентация "История моей малой Родины. Краснореченке - 200 лет: много это или мало?

Краснореченка - небольшое отдаленное село от районного центра в Грибановском районе Воронежской области. В 2016 году селу исполняется 200 лет. Для человека это очень много. А для поколений? Что мы соз...

Эссе "Тот, кто мало знает, малому может и научить"

Зссе представляет размышления о роли самообразования в жизни учителя...

Сценарии спортивных мероприятий "Малые зимние олимпийские игры", "Малые летние олимпийские игры"

Сценарии  спортивных мероприятий "Малые зимние олимпийские игры", "Малые летние олимпийские игры"Данные сценарии с элементами театрализации....