Методическая разработка математического вечера "Клуб весёлых математиков"
методическая разработка (7 класс) по теме

Сапунова Светлана Николаевна

Методическая разработка математического вечера для 7-х классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка математического вечера «Клуб веселых математиков» 

Аннотация

        Методическая разработка внеклассного мероприятия содержит практические материалы по организации воспитательного процесса  в  школе для детей.

Проведение данного мероприятия предусматривает создание условий, которые позволят детям овладеть навыками коллективного творчества, а главное: они могут жить, прикасаясь к миру прекрасного, где уроки математики и любые формы внеклассной работы выступают как уникальная коммуникативная система, позволяющая самовыражаться, самоутверждаться, самореализоваться, расти духовно и творчески. Проведение данного мероприятия предусматривает создание условий, обеспечивающих взаимодействие детских коллективов, организацию интересного совместного досуга. 

Цель проведения вечера: развивать интуицию, догадку, эрудицию и владение методами математики; прививать навыки самостоятельного решения задач, учить детей делать умозаключение, выводы; пробудить математическую любознательность и инициативу; воспитать культуру математического мышления; повторить изученный материал 6 класса; обобщить с помощью занимательных задач основные элементы курса математики 7-х классов.

Методическая разработка содержит практический материал по организации мероприятия и практические задания по применению в педагогической практике и технологии коллективных творческих дел при организации и проведении воспитательно-образовательного процесса с детьми.

Педагогическая целесообразность.

Использование системы коллективных творческих дел в педагогическом процессе побуждает педагога к постоянному творчеству. Проведение таких  коллективных творческих дел позволяет реализовать творческий потенциал детей и взрослых, достичь высокой степени взаимопонимания внутри коллектива.

      Предназначение методической разработки.

Методическая разработка внеклассного мероприятия, предназначена педагогам, которые стремятся организовать свою работу в рамках реализации приоритетных направлений государственной политики в вопросах технического и нравственного воспитания и образования детей.

Описание разработки

        С помощью данного мероприятия решаются такие воспитательные задачи, как:

- воспитание у детей интереса к математике;

- развитие коммуникативной компетенции: навыков сотрудничества в коллективе, малой группе (в паре), участия в беседе, обсуждении;

- развитие социально-трудовой компетенции: воспитание трудолюбия, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца;

-  формирование и развитие информационной компетенции: навыков работы с различными источниками информации, умения самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.

       Коллективная деятельность позволяет ребенку окунуться в такую среду, которая стимулирует самую разнообразную его творческую деятельность. Этот творческий процесс требует максимального напряжения сил, что является одним из важных условий развития творческих способностей.    

       При тесном контакте учащиеся становятся более коммуникабельными: они охотнее идут на контакт.

       В забавных и интересных конкурсах принимают участие все дети.

      

Роль педагога – организатор, корректор, ведущий, вперёд смотрящий и впереди идущий. Если мероприятие хорошо продумано и все хорошо подготовлены, то они понимают друг друга с полуслова и с одного взгляда. Такое мероприятие всегда проходит на высоком уровне. Удовлетворение получают и участники, и гости, и организаторы.

  Практическая часть

За один месяц до проведения вечера учащимся дается задание: составить команды, придумать название команд, девиз, эмблему, выбрать капитана, подготовить пословицы и поговорки по теме «математика», вопросы для соперников

Время и план проведения математического вечера, написанный на большом листе бумаги, вывешивается в вестибюле школы минимум за три дня до начала. Намечается порядок вручения призов и памятных сувениров победителям конкурсов, лучшим оформителям, организаторам и активистам. Руководитель вечера назначает председателей жюри.

В день проведения вечера вывешивается плакат «Вечер занимательной математики!». Рядом с кабинетом математики устанавливается специальный стенд, на котором помещают план проведения вечера, условия проведения отдельных конкурсов, темы рефератов, а также фотоматериалы конкурсов, проведенных в предыдущем году. Школу оформляют стендами, стенными газетами и плакатами.

Реквизит, оборудование:

- персональный компьютер (ноутбук),

- мультимедиапроектор,

- интерактивная доска,

-карточки с заданиями для участников математического вечера «Клуб веселых математиков»,

-жетоны для болельщиков,

-комплект напечатанных ребусов для каждой команды

Сценарий проведения математического вечера «Клуб веселых математиков» для 7-х классов

В данной работе показан один из вариантов проведения вечера занимательной математики.

Вечер начинается торжественно. Под музыку и аплодисменты входят команды.

Ведущие приветствуют и представляют команды.

Команда «…………………………………» 7 А класса,

Капитан  

Команда «…………………………………» 7 Б класса,

Капитан

Команда «…………………………………» 7 В класса,

Капитан

Ведущий: Мы рады приветствовать всех собравшихся. Приветствуем всех, кто любит математику, кто учит математике, кто занимается и увлекается математикой. 
тех, кто еще не знает, что можно любить математику, посвящается наш вечер!

Учитель: Ребята все вы знаете, что у любого соревнования есть свои девизы, правила, принципы и ценности. Например, кто знает девиз олимпийских игр? (Быстрее, выше, сильнее) – если не знаете, то Я вам подскажу.

А кто знает основной олимпийский принцип? (Самое важное в Олимпийских играх – не победа, а участие, так же, как в жизни самое главное – не триумф, а борьба).

Все правильно, а это означает, что и у наших соревнований тоже должны быть свои правила и принципы. Пусть каждая команда предложит свой принцип, а мы вместе решим принимаем мы его или нет.

Называют основные принципы:

  1.  Мы – команда.
  2. Мы делаем работу. Наши учителя помогают нам учиться, но мы находим ответы сами.
  3. Мы делимся своим опытом и открытиями с другими.
  4. Мы всегда готовы прийти на помощь, добры и проявляем уважение ко всем участникам.
  5. Мы все - победители.
  6. Мы получаем удовольствие от этого занятия.

Ребята, принимаем эти принципы? Все согласны с ними? Мы начинаем!

        Ведущие: первый конкурс нашего вечера         

Конкурс  «Разминка»

 Командам предлагаются задачи. Кто ответит первый? Верный ответ оценивается в

2 балла.

1)Результат сложения двух величин.

1) Произведение;  2) сумма; 3) частное; 4) разность.

2)Натуральное число, которое делится только на себя и на единицу, называется?

1) простое; 2) сложное; 3) лишнее; 4) составное.

3) Число, имеющее больше двух делителей, называется?

1) простое; 2) сложное; 3) лишнее; 4) составное.

4) Дробная черта заменяет действие:

1) вычитание; 2) размножение; 3) сокращение; 4) деление.

5) 1 литр – это единица?

1) массы; 2) длины; 3) объёма; 4) площади.

6) 1% - это?

1) 100; 2) 1/100 часть; 3) ½ часть; 4) 1/5.

7) «Землемерие» в переводе на греческий  означает?

1)  астролябия;  2) геология;  3) геометрия; 4) гомеопатия.

8) Положение, справедливость которого доказывается.

1) теорема; 2) аксиома; 3) определение; 4) ерунда.

9) Название знаменитой книги Евклида.

1) конец; 2) середина; 3) антракт; 4) начала.

10) Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противополож-

ной стороны, называется

1) межа; 2) биссектриса; 3) медиана; 4) высота.

11) Отрезок треугольника, делящий угол пополам, называется

1) межа; 2) биссектриса; 3) медиана; 4) высота.

12) Если у треугольника 2 угла равны, то  он?

1) прямоугольный; 2) равносторонний; 3) плохой; 4) равнобедренный.

13) Углы можно измерять с помощью?

1) астролябии; 2) инфузории; 3) траектории; 4) линейки.

14) Раздел геометрии, изучающий свойства фигур на плоскости.

1) алгебра; 2) история; 3) планиметрия; 4) стереометрия.

1 Ведущий: «Неужели математика такая скучная наука? Хочется хотя бы порисовать».

2 ведущий: «Кто тебе сказал такое? Я сейчас объявлю новый конкурс, который развеет все твои сомнения. Ребята, покажем Сергею, что среди нас есть великие художники!»

 Конкурс «художников».

По координатам точек построить фигуру. От каждой команды нужно по одному          художнику (задания выполняются на листках А 4 в клеточку). Чертёж оценивается в

1-3 балла.

                                             

                                               Бабочка

(0;9), (-2;11), (-4;11), (-8;4), (-7;2), (-9;1), (-10;0), (-10;-4), (-8;-4), (-4;-3), (-5;-4), (-5;-5), (-4;-5), (-3;-4), (-4;-8), (-4;-10), (0;-10), (1;-9), (2;-7), (4;-8), (11;-4), (11;-2), (9;0), (5;1), (0;-1), (2;1), (2;3), (3;3), (3;2), (1;2), (-1;0), (1;5). Усики: (4;9), (5;8), (5;7), (3;3), (7;5), (8;5), (9;4)

                                                                                               

Мышонок

 (3;-4), (3;-1), (2; 3), (2; 5), (3; 6), (3; 8), (2; 9), (1; 9), (- 1; 7), (- 1; 6), (- 4; 4), (- 2; 3), (- 1; 3), (- 1; 1), (- 2; 1), (-2;-1), (-1; 0), (-1;-4), (- 2;-4), (- 2;-6), (- 3;- 6), (- 3;- 7), (-1;- 7), (- 1;- 5), (1;- 5), (1;- 6), (3;- 6), (3;- 7),(4;- 7), (4;- 5), (2;- 5), (3;- 4). 2) Хвост: (3;- 3), (5;- 3),

(5; 3).  Глаз: (- 1; 5).

Жираф

(-2;-14), (-3;-14), (-3,5;-10), (-3,5;0), (-4;2), (-7;16,5), (-8;16,5), (-11;17), (-11;17,5),

 (-9;18),(-7,519), (-6,5;20), (-6;19,5), (-6;19), (-5;18), (-4;13,5), (0;5), (6;3), (8;0), (6;2), (7;0), (8;-5), (9,5;-14), (8,5;-14), (7,5;-8,5), (4,5;-3,5), (0,5;-3,5), (-1;-5,5), (-1,5;-9), (-2;-14), глаз: (-8;20).

Учитель: Как мне здесь нравится, вокруг столько умных детишек! Молодцы! Но у меня еще припасено самое сложно задание. Слушайте внимательно

Конкурс «Эрудит».

Пока участники выполняют свои задания, проводится следующий конкурс «Эрудит». Участвуют по два ученика от каждой команды, вопросы задаются представителям команд отдельно, 1 мин на обдумывание. За каждый правильный ответ  1 балл:

1. Из Москвы во Владивосток вылетел самолет со скоростью 800 км/ч. Одновременно из Владивостока в Москву вылетел самолет со скоростью 500 км/ч. Какой из самолетов в момент их встречи был ближе к Москве? (Одинаково)

2. Мальчик купил несколько тетрадей по 6 рублей и 3 карандаша. Продавец выписал чек на 76 рублей. «Вы ошиблись», - сказал ему мальчик, взглянув на чек. Как он об этом догадался? (76 не делится на 3)

3.От куска материи в 20 метров портной отрезает каждый день по 2 метра. На какой день он отрежет последний кусок? (На 9)

4. За  книгу заплатили 50 рублей и ещё половину стоимости книги. Сколько стоит книга? (100 руб)

5.В семье у каждого из 6 братьев по сестре. Сколько детей в семье?  (7)

6.Три числа сначала сложили, потом перемножили. Получили одинаковый результат. Какие эти числа? (1 + 2+ 3 = 1·2·3)

Учитель: Мы всегда готовы прийти на помощь, добры и проявляем уважение ко всем участникам. Мы всегда готовы побеждать! Побеждает самая сплочённая команда. Начинаем

Конкурс шарад.

Максимальный балл в этом конкурсе – 3 балла (раздают задания для каждой команды)

1) Начало деревом зовется,                                                    

Конец - читатели мои,

Здесь в книге целое найдется,

И в каждой строчке есть они.

(Ответ: «Бук-вы»)

2) Первый слог в удивлении я восклицаю,

Второй слог я с книжной полки снимаю,

Когда же первый со вторым соединится,

То получится мельчайшая частица.

(Ответ: «А-том».)

 3) Часть танца - слог мой первый,

Вино - мой слог второй,

На целом перевозят

Чрез реку бечевой.

(Ответ: «Па-ром».)

 

4) Мой первый слог - предлог,

Во втором мы проживем все лето,

А целое от нас и вас

Давно уж ждет ответа.

(Ответ: «За-дача».)

 

5) Начало - голос птицы.

Конец - на дне пруда,

А целое в музее

Найдете без труда.

(Ответ: «Кар-тина».)

 

6) Первый слог найдешь средь нот,

А второе - бык несет.

Хочешь целое найти,

Так ищи его в пути.

(Ответ: «До-рога».)

 

7) Мое начало есть в свинце,

И в серебре, и в стали,

А корабли в моем конце

Вчера к причалу стали.

И если дружен ты со мной,

Настойчив в тренировках,

Ты будешь в холод, в дождь и зной

Выносливым и ловким.

(Ответ: «С-порт».)

 

8) Мой первый слог найдешь тогда,

Когда в котле кипит вода,

Местоименье — слог второй,

А в целом - школьный столик твой.

(Ответ: «Пар-та».)

 

9) Из писка птиц - мой первый слог возьмите,

Второй - с бараньей головы.

Откройте печь и там найдите

То, что не раз едали вы.

(Ответ: «Пи-рог».)

 

10) Вы меру площади припомните вначале –

Ее вы в школе, несомненно, изучали.

Пятерка букв, идущих следом, - вдохновенны,

Им не прожить без танца, музыки и сцены.

На экспонаты оружейные глазея,

Ответ найдете в историческом музее.

(Ответ: «Ар -балет».)

 

11) Вот он - первый слог.

Этот слог — предлог.

Далее - юнец, вхожий во дворец.

Буква на конце стоит, открывает алфавит.

Жаль, ответа нет: был, да сплыл ответ.

(Ответ: «Про-паж-а».)

 

12) Из бумаги - самый первый слог.

В него сахар ты б насыпать смог.

Второй - мерит информацию он иль

Нам являет музыкальный стиль...

Слово целое - как кувырок,

В цирке ты б его увидеть смог.    (Ответ: «Куль-бит»)

Ведущие: Пока наши команды разгадывают шарады, мы проводим разминку с болельщиками. За каждый правильный ответ выдается жетон, который по окончании вечера отдается своей команде (жетоны раздает помощник).

              львенок    мики маус     ежик

1)Употребляя цифру 7 по 4 раза, знаки действий и скобки, представьте все числа от 1 до 10 включительно.

  • 7-7+7:7=1
  • 7:7+7:7=2
  • (7+7+7):7=3
  • 77:7-7=4
  • 7-(7+7):7=5
  • (7.7-7):7=6
  • (7-7).7+7=7
  • (7.7+7):7=8
  • (7+7):7+7=9
  • (77-7):7=10

*Знаки действий и скобки в заданиях не проставлены.

Ведущие: Давайте проверим, кто сегодня выполнил домашнее задание. Неужели никто? Мы видим какие все молодцы!

Конкурс «Аукцион пословиц и поговорок»

Выигрывает команда с наибольшим числом пословиц и поговорок. Повторяться никому нельзя (домашнее задание).

Ведущие: А теперь поприветствуем наших капитанов! Каждый из вас уже лучший, ведь важна не победа, а участие, и не забывайте, что в жизни самое главное – не триумф, а борьба.

Конкурс капитанов

Ребята с большим интересом все ждут конкурса капитанов. И вот, наконец, они предстанут в единоборстве.  Даются задания, на раздумывание каждого вопроса –1 минута. Победитель получает 1-2 балла. Вопрос разбит на этапы. Капитан, который ответит на более раннем этапе получает максимальный балл

Вопросы капитанам:

  • (Первому капитану)

Вопрос 1.

1. Величайший древнегреческий математик (III в. до н. э.)

2. Оказал огромное влияние на развитие математики, в частности геометрии.

3. Его труды служили учебниками на протяжении двух тысячелетий.

4. Русский математик Николай Иванович Лобачевский создал геометрию, которая изменила представления об элементарной геометрии.

5. Автор знаменитого трактата “Начала”, посвященного элементарной геометрии, теории чисел.        (Евклид)

Вопрос 2.

1. Если бы изобретатель этого был бездарен, он бы такого выдумать не мог.

2. Фамилия изобретателя говорит нам о цвете его изобретения.

3. Пушкин собирался описать это изобретение в "Сценах из рыцарских времен", но не успел.

4. На самом деле это изобретение уже давно сделали китайцы.

5. В это изобретение входят три компоненты - селитра, сера и уголь.       (Порох)

  • (Второму капитану)

Вопрос 1.

1. Французский философ, математик и физик, живший 1596 – 1650 годах.

2. Он создал основы аналитической геометрии, ввел понятие переменной величины, метод координат.

3. Он осуществил связь алгебры с геометрией.

4. В шестом классе нами изучался материал, связанный с расположением точки на плоскости.

5. Прямоугольную систему координат часто называют по его имени.     (Рене Декарт)

Вопрос 2.

1.Финикийцы называли это Эсмхун и утверждали, что на это указывает рука бога.

2. Через несколько тысяч лет это потеряет свое значение.

3. Этим именем называлось минимум два альманаха, один из которых издавался в Петербурге, а другой - в Лондоне лет сорок спустя.

4. Когда португальские мореплаватели не заметили этого на небе, они перепугались до полусмерти.

5. Если провести линию через две крайние звезды ковша Большой Медведицы, непременно на это наткнешься.           (Полярная звезда)

 "Телепередачи"(перевёртыши). (Я называю перевертыш, а капитаны угадывают телепередачу). За каждый верный ответ 1 балл.

  • (Первому капитану)

1. Доброе утро, старики! (Спокойной ночи, малыши!);

2. На войне мертвецов (В мире животных);

3. Крещеный век (Звездный час);

4. Манекен и беспредел (Человек и закон);

5. Вечерний крест (Утренняя звезда);

6. Никого нет на улице (Пока все дома);

7. Пещера кошмаров (Поле чудес);

  • (Второму капитану)

1. Кружок домоседов (Клуб путешественников);

2. Радиожелудки (Телепузики);

3. Для тех, кому за 60 (До 16-ти и старше);

4. Коварная ночь (Добрый день);

5. Заморская рулетка (Русское лото);

6. Деревенька (Городок);

7. Ледяная сотка (Горячая десятка);

Подводятся итоги конкурса капитанов.

Ведущие: Мы сегодня и считали, рисовали, а теперь мы поиграем.

Конкурс ребусов.

Максимальный балл в этом конкурсе – 3 балла (в это время болельщики также отгадывают математические ребусы). Правильно разгадавшие задание получают  жетон. Ребусы развешиваются на доске

Лобачевский                                                                                Доказательствоhttp://ped-kopilka.ru/upload/blogs/31374_08933f42a1c048331cbfe077d3dabb4b.jpg.jpg

                             31374_9ca3d31a1b5a4a8e62a6ce7c0a666f3d

Аксиома                                                                                       Отрезок

31374_7ef0b0762124e49deb29dafab5e2e6e9                                  rebus_4     

Пифагор                                                                                    Гаусс

rebus_5                              rebus_9

Модуль                                                                                      Линейка

rebus_16                            ребус

Угол                                                                                            Дачаrebus_20

rebus_3       

               Трапеция                                                                              Диагональ                                                                                                                                                                                                              

    rebus_11

Ведущие: Последний наш конкурс

«Домашнее задание».

Команды задавали друг другу вопросы, подготовленные дома. За правильный ответ команда получала 3 балла.

Учитель: Вот и подходят к концу наш вечер. А пока жюри подводит итоги, я бы хотела узнать, какое на ваш взгляд задание было самое интересное, а какое было самое сложное и заставило вас сильно задуматься? (Выслушиваем ответы участников.)

Учитель: Прошу жюри огласить итоги! (объявление результатов).

        Все наши команды прекрасно справились с заданиями и поэтому все участники получают призы и грамоты. Я поздравляю всех вас с победой!

Заключение

Математический вечер прошел в дружеской атмосфере, участники команд не перебивали друг друга, давая время подумать соперникам, иногда шли на помощь. Болельщики помогли своим командам, заработав жетоны в разминке с болельщиками. Болельщики команды 7 «Б» класса помогли участникам с помощью своих заработанных жетонов подняться на второе место.

«Конкурс художников» понравился всем участникам, также им было интересно в конкурсе пословиц, поговорок. Не подвели свои команды и капитаны, отвечали быстро и правильно.

Домашнее задание прошло в более шумной обстановке, соперники друг другу задавали каверзные вопросы, что приводило в затруднение команды. Все этапы вечера выдержаны.

Готовясь к таким вечерам учащиеся расширяют и углубляют знания по математике; воспитывают у себя культуру математического мышления; развивают умение самостоятельно и творчески работать с учебной литературой; повторяют и обобщают программный материал. Ребятам очень нравится знакомиться с историей математики, решать логические задачи, головоломки, ребусы.

Используемая литература:

  1. Гусев В.А. и др. Внеклассная работа по математике в 6-8 классах.

-М:Просвещение, 1977.

2.Бабинская И.Л. Задачи математических олимпиад. - М.: Наука, 19

3. Ю.Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. - М.: Наука, 1979.

4.Оникул П.Р. 19 игр по математике. - СПб: Союз, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике "Математический КВН"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике "Математический КВН" для 5-6 классов коррекционных школ VIII вида...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике для учащихся 5 - 6 классов "Математический поезд"

Данное мероприятие можно провести в рамках недели математики для учащихся 5-6 классов. Содержит несколько станций: "Математическая", "Март", "Олимпийская" ....

Методическая разработка математического вечера "Путешествие с математикой"

Математический вечер «Путешествие с математикой» направлено на развитие у студентов интереса к математике. Основой содержания конкурсов является занимательная математика. Это мероприятие способствует ...

Методическая разработка учебного занятия по математике для специальности "Лечебное дело" по теме: "Математическая и медицинская статистика"

Методическая разработка содержит технологическую карту и содержание учебного занятия по теме "Математическая и медицинская статистика".В содержании представлены разноуровневые задания с элементами игр...

методическая разработка внеклассного мероприятия по математике "Математическое кафе"

В разработке подобран материал занимательного характера  для внеклассного мероприятия в формате математического кафе...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Марафон математических знаний»

Цели мероприятия: Привитие интереса к математике. Развитие познавательных и творческих способностей у учащихся. Развитие логического мышления, интуиции и внимания....