Применение информационных технологий на уроках математики
материал по математике

Применение информационных технологий на уроках математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное

автономное общеобразовательное учреждение

Заревская средняя общеобразовательная школа

с углублённым изучением отдельных предметов

«Применение информационных технологий на уроках математики»

МО учителей учителей физико-математического цикла

МАОУ Заревской СОШ с УИОП

Подготовила:

 учитель математики  

Тулинова Оксана Андреевна

        2017-2018 учебный год

Современные информационные технологии занимают особое место в учебном процессе. Увеличивается объем накопленной информации, расширяются сферы их применения. При этом ученики ежедневно пропускают через себя огромный поток информации, получаемый из интернет–источников, СМИ, электронных игр. Современный мир пронизан потоками различных данных, и учитель уже не является единственным носителем информации.

Основная задача современного образования не столько давать ученику знания, сколько научить получать эти знания. XXI век – век высоких компьютерных технологий. Применение информационных технологий открывает доступ к различным источникам информации, повышает эффективность самостоятельной работы учеников, даёт большие возможности для творчества учащихся, позволяет реализовывать новые формы и методы обучения. При организации учебного процесса информационные технологии становятся средством активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими более высоких образовательных результатов. При этом одновременно ставится цель устранения перегрузок. Реализация всех этих задач возможна только при активном внедрении современных образовательных технологий, в том числе информационных. Безусловно, использование ИКТ, компьютерного и цифрового оборудования, современных цифровых образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности увеличивает возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД) как важнейшего результата реализации Стандарта. В связи с выше сказанным, ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной школе.

Сферы использования ИКТ в школе можно разделить на три группы: учебное пространство, внеклассная работа, внешкольная деятельность учащихся. Средства компьютерных технологий позволяют всем участникам образовательного процесса применять разного рода программы (обучающие, учебно-игровые, развивающие, тренажёры и др.), электронные пособия по предметам, Интернет – ресурсы в разных видах деятельности.

Перед педагогами в современных условиях стоит важная задача, как эффективно использовать информационно-коммуникативные технологии в рамках урока, при этом постараться сохранить здоровье учащихся и не ограничить общение между учителем и учеником. Для этого учителю необходимо продумывать организацию учебной деятельности на каждом этапе урока. Рациональное использование компьютера зависит не только от аппаратного и программного оснащения учебного класса, но и от мастерства педагога. Компьютер можно использоваться на всех этапах, как при подготовке к уроку, так и в процессе обучения: при введении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом компьютер может являться и источником учебной информации, и наглядным пособием, и тренажером, и средством диагностики и контроля.

Как известно, математика является наиболее трудоемким учебным предметом, требующим от учащихся постоянной, кропотливой и значительной по объему самостоятельной работы, причем весьма специфичной и разнообразной. Роль математики как учебного предмета чрезвычайно велика в плане формирования мировоззрения и творческого мышления обучающихся. Знания, твердые основы которых формируются при изучении математики в школе, должны быть максимально приближены к реальной жизни и повседневной практике. В связи с этим мною ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Забочусь о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, что непременно приведет к возникновению и развитию любознательности, глубокого познавательного интереса.

Опыт применения ИКТ на уроках математики показал, что наиболее эффективно проходят уроки алгебры при изучении функций и графиков, геометрии. На некоторых уроках использую определённые презентации. В моей методической «копилке» имеются презентации и мини-слайды, созданные мной и моими учениками. Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, четким и цветным изображением на экране.

В процессе изучения нового материала очень люблю применять анимационные слайды (5-7 классы), показывать, выделять, на какие элементы или объекты следует обратить внимание, чтобы в определенное время появилась нужная информация. Чертеж на экране – совсем не то, что изображено в спешке мелом на доске. Это крупно, ровно, красочно, ярко. Объяснять новую тему по такому чертежу – одно удовольствие. Развитие пространственного воображения (9-11 классы) – одна из главных задач стереометрии. Поэтому использую динамические стереометрические чертежи, в которых манипулирование моделью предоставляется каждому ученику. Это дает возможность увидеть пространственную фигуру с нужной точки зрения. Идея решения становится понятной без объяснения.

В учебниках по математике есть темы, теоретические вопросы которых подробно не рассматриваются. Так в курсе геометрии 10 класса (учебник Л.С.Атанасяна) недостаточно раскрыта тема «Задачи на построение сечений». Поэтому учащимся в изучении данного вопроса может помочь мультимедийное пособие «Уроки геометрии Кирилла и Мефодия. 10 класс», разработанный в соответствии с Государственным стандартом образования РФ. Воспользовавшись дополнительным теоретическим материалом, учащиеся могут посмотреть готовые анимации, где показано, как необходимо применять правила построения сечений у многогранников. Затем могут попробовать свои силы на тренажёре. Каждый ученик имеет возможность работать в своём темпе, если появляется необходимость, то изучение данной темы можно продолжить в домашних условиях. При этом они могут прервать демонстрируемый фрагмент, повторить ту часть, которая плохо усвоилась. Такой подход развивает инициативу и способствует повышению интереса учащихся к изучаемому предмету. На этапе закрепления учебного материала часто применяются разные виды тренажёров, как обучающего характера по уровню сложности, так и для проверки знаний. Учащиеся, работая индивидуально или фронтально, выясняют, как они усвоили новый материал и в случае необходимости педагог, контролируя данный процесс, производит корректировку в изучении какого-либо понятия или свойства. На этапах контроля ЗУН можно использовать компьютерное тестирование, но при этом важно отобрать материал с учётом учебной литературы, индивидуальных особенностей класса, уровня обученности.

Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволяет учителю за короткое время получить объективную картину качества усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика. Для ученика важно то, что сразу после выполнения теста он получает объективный результат с указанием ошибок. В своей педагогической деятельности мне довелось поработать с интерактивной системой тестирования «VOTUM» - система мониторинга и оценки качества знаний, которая открывает большие возможности перед учителем и обучающимися в быстром и нетрудоемком проведении сбора и обработки данных, полученных в результате опроса школьников ,а также предоставлении детальных отчетов о проведенной работе. Подробные отчеты системы голосования VOTUM по каждому классу или отдельному ученику помогут учителю контролировать уровень знаний всего класса и отследить проблемные области. К экзаменам по математике ЕГЭ и ОГЭ нужно подготовить всех, невзирая на склонности, способности и знания детей, да и средне – специальные учебные заведения и вузы предъявляют высокие требования к математической подготовке учащихся. На консультациях огромную помощь оказывают ИКТ при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ:1) Выполнение тестов и заданий по изученным темам по типу экзаменационных заданий ОГЭ и ЕГЭ.2) Использование Интернета для проведения тестирования в формате ЕГЭ в on - line режиме позволяет оценить уровень подготовки учащихся. Считаю, что если я смогу увлечь хотя бы часть учащихся математикой настолько, чтобы они включили ее в сферу своих интересов, то моя работа не напрасна. Накопленный мною опыт, частично отраженный в настоящей работе, показывает, что применение информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем, что, в итоге, ведет к повышению качества образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационных технологий на уроках математики

Сферы применения компьютерных технологий на уроках, примеры электронных изданий учебного назначения.Пример практического применения информационных технологий на уроках математики - краткое описание ур...

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В статье рассказывается как ИТ применяются мною на уроках математики, что это дает учащимся и учителю....

Особенности применения информационных технологий на уроках математики

Статья. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИАвтор. Мелешкова Светлана Владимировна учитель математики  МБОУ СОШ № 48 г. БелгородИнтенсивное развитие совреме...

Применение информационных технологий на уроках математики.

Применение информационных технологий на уроках математики....

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ- ДАНЬ МОДЕ ИЛИ РЕАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ?»

В условиях современного  развития школы возникает острая необходимость  преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему образования, результатом которой будет  ...