Разработка интегрированного урока швейного дела и математики. 6 класс. "Накладной карман квадратной формы"
план-конспект урока по технологии (6 класс)

Куликова Светлана Владимировна

Разработка интегрированного урока швейного дела и математики. 6 класс. "Накладной карман квадратной формы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: Накладной карман квадратной формы.

ЦЕЛИ: 1) Закрепить знания о различных видах накладных карманов, о назначении карманов, познакомить с историческими сведениями о карманах;

2) формировать умения по построению чертежа кармана квадратной формы, изготовлению выкройки кармана, раскрою кармана квадратной формы;

3) корректировать речь учащихся, добиваясь полных ответов; 

развивать умение ориентироваться в пространстве на примере работы с нелинованной бумагой;

корректировать мыслительные операции (память, мышление, внимание) через реализацию межпредметных связей.

4) формировать навыки культуры труда, точность в построении чертежа, аккуратность, умение планировать свою деятельность.

ОБОРУДОВАНИЕ:

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

Учитель швейного дела:

Здравствуйте. Поздоровайтесь с гостями.

Проверим готовность к уроку. У вас на столах должны быть: ножницы, карандаши, линейки, лист бумаги, ткань.

  1. Постановка задач урока.

Сегодня у нас необычный урок. Это интегрированный урок математики и швейного дела.

Учитель математики:

- Отгадайте загадку, чтобы узнать тему урока.

Потайная кладовая,

И чего в ней только нет.

Здесь и ручки, и конфетки,

И копейка на обед,

Ключ, мобильник,

Ластик, пульки…

В общем всякие бирюльки.

Тема урока: «Накладной карман».

Учитель швейного дела:

На этом уроке вы будете учиться строить чертеж накладного кармана, изготавливать его выкройку, и раскраивать накладной карман квадратной формы.

3. Повторение изученного. Подготовка к изучению нового материала.

- Что такое карман?

- На вашей одежде есть карманы?

- Какие бывают карманы?

(слайды презентации)

- В зависимости от места расположения карманы бывают внешние и внутренние. Виды карманов: накладные, прорезные, карманы в швах. Прорезные карманы могут быть: с листочкой, с молнией, в рамку, с клапаном. Карманы в швах тоже могут быть: с молнией, с листочкой, с подрезным бочком.

Накладные карманы могут быть гладкие и с отворотом. Накладные карманы могут быть также украшены кружевом, тесьмой, отделочной строчкой.

Задание: выбрать из предложенных образцов накладные карманы.

- Как вы думаете, всегда ли были карманы на одежде? Да? Нет? Кто же нас рассудит?

Театрализованное действие.

Стук в дверь.

- Войдите.

Заходит старик в русском костюме.

- Поклон вам низкий, люди добрые! Заплутал я. Город – не мой, хата – не моя, да и времена вижу - другие. Девицы ладные, да одёжа на них дюже странная.  

  -  Да кто Вы?

-  Дед Лука я. На Руси живу, а век у нас – 13 с рождества Христова.

- Вот Вы – то, дедушка, нам и нужны! Рассудите нас, спор у нас вышел: были в ваши времена карманы на одежде?

- Яки таки карманы? Не слыхивал, не слыхивал.

- Как же так? А куда деньги, мелочь всякую кладёте?

- Деньги! Да у меня их отродясь не было, а какая монета появится, так я её за щеку – целее будет. А коли чего спрятать надобно, так я, того… за пазуху. Кушак подтяну пошибче, шоб не растерять припасенное - то.

   Достаёт из-под рубахи кусок хлеба.

- Вот хлеба горбушка – на чёрный день.

   Достаёт яблоко.

 - По лесу шёл, яблочко сорвал.

   Достаёт баранку.

- На базаре торговка гостинец дала. Вот и все мои запасы.

- Спасибо Вам, дедушка. Просветили нас, рассудили.

- Рад был помочь вам. Видно не зря занесло меня в края ваши.  Ну да мне пора. Прощайте.

- Теперь мы можем ответить на вопрос, всегда ли были карманы?

Из истории карманов. (Показ слайдов)

В далеком прошлом одежда не имела карманов, рубаха славян подпоясывалась так, чтобы получалось нечто вреде мешочка. Позже карманы появились в виде отдельной детали одежды и напоминали скорее сумки. У мужчин карманы висели на поясе, а у женщин – под юбкой или фартуком.

В конце 17 века впервые карманы в одежде были сделаны на камзоле Людовика 14.

В 19 веке карманы стали появляться на всех видах одежды. Ну а в наше время карманы везде: в рабочей, деловой, спортивной, домашней и нарядной одежде.

Карманы встречаются не только в одежде, но и на подушках, на диванах, детских кроватках, и т.д.

- Вот дед Лука носил монеты во рту, а в наше время носят монеты во рту?

- Почему? Только потому, что есть карманы и сумки?

- А в карманах можно носить куски хлеба, печенье, жвачку? Почему?

Одежда, тем более ткань кармана не всегда чистая. Вы могли носить в кармане несвежий носовой платок, деньги, класть в карман грязные руки. После этого положить в карман печенье или пряник – не гигиенично. Микробы могут попасть с подкладки кармана на пищевые продукты.

- Итак, вам предстоит изготовить вот такой образец накладного кармана (показ образца).

- Какой формы карман?

- Этот карман гладкий или с отворотом?

- Есть ли отделка на этом кармане?

- Изготовление любого изделия строится по плану. Какому?

- Скажите, что сначала, а что потом?...(разложить карточки в правильной последовательности)

Чертеж, крой, выкройка, изделие.

- Значит, с чего мы начнем выполнять образец кармана?

Учитель математики:

Физкутьтминутка.

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть – за стол тихонько сесть.

Кроссворд.

- Чтобы правильно и четко выполнить раскрой салфетки, повторим единицы длины. А для этого нам необходимо разгадать кроссворд.

  1. Единица длины, удобная для измерения расстояния между городами.
  2. Единица длины, применяемая для построения отрезков.
  3. Единица длины, равная 10 см.
  4. Самая маленькая единица длины.

- Если вы правильно написали слова, то в выделенных клетках прочитаете название еще одной единицы измерения длины.      

к

и

л

о

м

е

т

р

с

а

н

т

и

м

е

т

р

д

е

ц

и

м

е

т

р

м

и

л

л

и

м

е

т

р

 - Итак, перечислите единицы измерения длины, начиная с наименьшей.

 - Скажите, сколько в 1 м сантиметров?

- Сколько в 2 м сантиметров? (объяснить)

- Давайте вспомним одну важную геометрическую фигуру – угол.

-  Возьмите лист бумаги, сложите его пополам поперёк. А теперь сложите ещё раз пополам, но вдоль. Разверните. Что у нас получилось? (ответы детей).

 - Сколько получилось углов у вас в центре листа? Как называются эти углы? (ответы детей).

 - У вас на партах лежат геометрические фигуры. Найдите и покажите только те фигуры, у которых есть прямые углы  (ответы детей).

- Какие две фигуры имеют все прямые углы? (квадрат, прямоугольник)

 - Где у нас в классе есть прямые углы? (угол  доски, салфетка, книжки,  угол  стола,  полочки,  угол комнаты, угол на потолке  и  т.д.)

- Не всегда удобно определять прямой угол на глаз. Скажите, какой инструмент может помочь нам найти прямой угол? (ответы детей).

Загадка:

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны одинаковой длины.

Что это?  О какой геометрической фигуре идет речь?

Что можно сказать о длине и ширине квадрата?  (Длина и ширина квадрата равны.)

4. Изучение нового материала.

Практическая работа 1.

Объяснение и показ построения чертежа кармана квадратной формы по заданным размерам.

- Сейчас на нелинованной бумаге мы построим с вами квадрат с длиной стороны 14 см.

- Поставьте точку в левом верхнем углу.

- Приложите к этой точке угольник, так чтобы вершина угольника совпала с этой точкой.

- По сторонам угольника проведем прямые линии и отложим на них 14 см.

- В полученных точках строим прямые углы и откладываем на их сторонах 14 см.

- Мы построили с вами квадрат со стороной 14 см.

Объяснение и показ изготовления выкройки.

- Чтобы изготовить выкройку, надо вырезать ваш квадрат. Вырезать нужно точно по линии. Затем нужно обозначить направление долевой нити двойной стрелкой. Для этого прикладываем линейку к одной из сторон квадрата и с другой стороны линейки прочерчиваем линию и обозначаем стрелки.

Повторение правил т/б при работе с ножницами. (слайд презентации)

Учащиеся вырезают.

 

Проверка качества работы.

Анализ работ учащихся.

Учитель швейного дела:

Физкультминутка:

А сейчас мы с вами сходим в магазин за тканью.

- Идем в магазин – ходьба на месте.

- Заглянули в один отдел – не то, в другой отдел – не то, в третий – посуда, в четвертый – телевизоры.. -  (повороты головы, наклоны туловища).

- Не можем найти, что за магазин?

(пожали плечами).

- Тут еще шнурок развязался, другой…-(Наклоны вперед).

- Наконец-то нашли!

- Подбираем ткань на ощупь…- (щупаем).

Расплатились за ткань… и пошли домой

Практическая работа 2.

- Теперь выполним раскрой кармана.

1) Вводный инструктаж.

Повторение правил раскроя:

- определить лицевую и изнаночную стороны ткани, положить ткань вверх изнаночной стороной;

- определить направление долевой нити;

- наложить и приколоть выкройку по направлению долевой нити, очертить мелом;

- прибавить припуски на швы. По верхнему срезу припуск на шов – 3 см, по боковым и нижнему срезу – 1 см.

- раскроить.

2) Текущий инструктаж.

Помощь учащимся в прибавке припусков на швы.

3) Заключительный инструктаж.

Проверка качества работы.

Анализ работ учащихся.

  1. Закрепление изученного.

Учитель математики:

1)  - Какую фигуру вы сегодня строили?

- Что можно сказать о длине и ширине квадрата?

- Какие все углы в квадрате?

- Покажите на образцах прямой угол.

Учитель швейного дела:

2) - У меня на образце выполнена раскладка выкроек карманов на ткани. Правильно ли я ее сделала и в чем моя ошибка?

6. Итог урока.

- Чему учились на уроке?

Что нового узнали?

Учитель математики:

- Сегодня на уроке вы увидели, что уроки швейного дела тесно связаны с математикой. Математические знания помогут вам правильно снять мерки, произвести расчеты,  точно построить чертеж.

Оценивание.

Д/з.