Урок в 6 классе на тему "Умножение положительных и отрицательных чисел"
план-конспект урока по математике (6 класс)

Цыдыпылова Людмила Арьяевна

  Тема "Умножение положительных и отрицательных чисел" изучается после изучения темы "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел". На изучение темы отводится три часа. Данный урок - первый.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шарагольская средняя общеобразовательная школа»

Урок математики по теме:

«Умножение положительных и отрицательных чисел»

6 класс

Учитель математики Цыдыпылова Л.А.

 2019г.

Урок в 6 классе «Умножение положительных и отрицательных чисел»

Слайд 1 (урок математики в 6 классе на слайде)

1. Организационный момент. Мотивация урока.

     Приветствие учеников.

 (слова Ян Амос Каменского)

     Сегодняшний наш урок мне хочется начать со слов чешского педагога Яна Амос Каменского «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Но для нас этот урок не будет несчастным, потому что мы постараемся узнать много нового и интересного.

Запишите число  и классная работа

2. Актуализация опорных знаний.

Итак, слайд 2

  • Какую большую тему мы изучаем? (Положительные и отрицательные числа.)
  • Какие числа называются положительными и отрицательными? (числа со знаком «+» называются положительными, числа со знаком « - » называются отрицательными)
  • Что называется модулем числа а? (модулем числа а называется расстояние от начала координат до числа а)
  • Дан ряд чисел: 7; 9; -40; 15; -1; 0; -7; -9. 
    Среди них найдите противоположные, найдите их модули?
  • Как сложить два отрицательных числа? (сложить их модули, перед полученным числом поставить знак -)
  • Как сложить два числа с разными знаками? (от большего  модуля вычитаем меньшее, перед полученным числом ставим знак большего модуля)

Слайд 3  На слайде записаны примеры: (учащиеся достают индивидуальные доски и записывают ответ на досках)

 Найдите значение выражения:  1. а) –40 + 60;         б) –40 – 60;       в) –(–40) + 60;

                                                               г) –40 – (–60);    д) 40 –(–60);      е) –(–40) – (–60).

 2. а) 3,7 – 4,8;   б) –5,2 – 4,7;    в)  –5,6 –(–3,8);

Уравнения прикрепляю на доске магнитиком, решаем устно, записываю сама.

3. Решите уравнения:   а) х + 15 = 5;     б) 15 – х = 25;     в) х ∙ 18 = 3;    г) х : 3 = 5;

                                           

д) х : 3 = –5 (???)Проблема

3. Выявление места и причины затруднения.

     - В чём сложность последнего уравнения?

     - Какое действие необходимо выполнить?

     - Какие числа мы умеем умножать?

     - А какие числа нужно перемножить для решения последнего уравнения?

     - Нужно ли нам научиться умножать такие числа?

     - Сформулируйте тему сегодняшнего урока

     Откройте тетради, запишите тему урока. Слайд 4 (Умножение положительных и отрицательных чисел)

     - А каковы цели нашего урока? (вывести правило умножения положительных и отрицательных чисел; сформулировать алгоритмы умножения, закрепить полученные знания и проверить усвоение материала)

4. Изучение нового материала.

     

Что значит 5 умножить на 3? Попробуем умножение заменить сложением.

53=5+5+5=15

Что значит –5 умножить на 3?

–5 ∙ 3 = (–5) + (–5) + (5) = –15

Ещё один пример  –4 ∙ 5=(–4) + (–4) + (4) + (–4) + (–4)= –20

- Удобно ли умножение всегда заменять сложением? (нет)

Тогда как умножить следующие числа?

–5 ∙ 6

9 ∙( –3)

2 ∙( –9)

Вывод: ? Ученики сами формулируют правило умножения двух чисел с разными знаками. Откройте учебники на стр 190, найдите правило, сравните, правильно ли мы сформулировали? Открыть на слайде 5 правило. Чтобы перемножить два числа с разными знаками, надо перемножить модули этих чисел и поставить перед полученным числом знак « - »

Под правилом несколько примеров, выполняют устно: -0,78     -144    16(-30)    5,1(-2)

 

Следующий пример:   –5 ∙ (–3) Мы можем заменить сложением? (Нет) Почему? (Потому что мы не можем слаживать -3 раз).

Историческая справка (ученик на доске)

Ученик на доске (Жаркая Дарья)

Впервые с отрицательными числами столкнулись китайские ученые во II веке до н.э. в связи с решением уравнений. Знаки «плюс» и «минус» они тогда не употребляли, а изображали   положительные красным, а отрицательные  чёрным цветом. А очень известный  в то время английский поэт  по фамилии Оден  вообще  с огорчением воскликнул:  «Минус на минус всегда будет  плюс! Отчего так бывает, сказать не берусь»

Еще в XVIII веке  великий русский ученый, математик и механик Леонард Эйлер объяснил правило умножения отрицательных чисел примерно следующим образом.

Ясно, что (-5)*3=(-15). Поэтому произведение (-5)*(-3) не может быть равно (-15). Однако оно должно быть связано как-то с числом 15. Остается одна возможность (-5)*(-3)=15.

Найдем произведение следующих чисел:

 –4 ∙ (–8);

–2 ∙ (–3,1);

–5 ∙ (–2,2)

-  Сформулируйте правило умножения двух отрицательных чисел. Открыть учебники и прочитать.  

23=6

-23=-6

2(-3)=-6

-2(-3)=6

- Запишите правило знаков при умножении: Слайд 6

+ ∙ + = +

– ∙ + = –

+ ∙ – = –

– ∙ – = +

5. Первичное закрепление нового материала.

 1. Вычислите (в тетради и на доске, проговаривая алгоритм умножения положительных и отрицательных чисел):  а) –7 ∙ 6         б) –8 ∙(–7)         в) 0,3 ∙ (–12)       г)

2. Класс выполняет №1121 (а-е). Один ученик работает с карточкой у доски. Потом проверить.

Физкультминутка

Включить ролик.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Слайд 7 с примерами

Слайд 8 с ответами

          I вариант                                                          II вариант

Примеры

Ответы

Примеры

Ответы

1

-64·10

а)-640  б)640  в)6,4    г)-6,4

1

-58·10

а)-580   б)580   в)5,8   г)-5,8

2

69·(-0,1)

а)690   б)-6,9   в)6,9   г)-690

2

19·(-0,1)

а)190    б)-1,9   в)1,9   г)-190

3

-62·(-4)

а)-248  б)428   в)-428   г)248

3

-79·(-2)

а)-158   б)194   в)-194   г)158

4

-11·(-8)

а)-88   б)88    в)808   г)-808

4

-13·(-7)

а)-91   б)91    в)901   г)-901

5

-9·(-7)

а)67     б)-67   в)63    г)-63

5

-15·(-3)

а)35    б)-35   в)45    г)-45

6

-22,4

а)-4,8   б)4,8   в)0,48  г)-0,48

6

-41,4

а)-5,6   б)5,6   в)6,4  г)-0,56

7

2(-2,9)

а)6,9   б)-6,9   в)-5,8   г)5,8

7

2(-1,9)

а)21,9   б)-2,8   в)-3,8   г)3,8

8

-5 1,2

а)6,6   б)-6,6   в)6   г)-6

8

-51,8

а)9,6   б)-9,6   в)9   г)-9

9

-1,5(-3)

а)45   б)-45   в)4,5   г)-4,5

9

-1,7(-3)

а)51   б)-51   в)5,1   г)-5,1

10

-41,6

а)-6,4   б)6,4   в)0,64  г)-0,64

10

-61,2

а)-7,2  б)7,2   в)0,72  г)-0,72

Слайд 9

10 правильных примеров – «5»

8-9 правильных примеров – «4»

5-7 правильных примеров – «3»

У кого оценка «5» поднимите руки, у кого 4 и т.д.

7. Итоги урока. Рефлексия.

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Чему мы научились на сегодняшнем уроке?

Слайд 10

Если вы довольны своей работой на уроке, если вы всё поняли, то улыбающийся смайлик ваш.

Если вы считаете, что на уроке работали неплохо, но ещё не совсем уверены, всё ли вы поняли, то зелёный смайлик.

Если вы считаете, что на уроке вам было трудно, что вы не поняли тему, то жёлтый смайлик. Поднимите смайлики.

Слайд 11.

Домашнее задание: 1) п.35 правила выучить.

                                  2) Решить: № 1143(а-г), 1144(а-г), 1147

                                 

     Ребята, на этом наш урок окончен, всем спасибо и до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Путешествие в страну положительных и отрицательных чисел"

Данный материал представляет собой конспект урока....

Урок по математике-проект «Применение положительных и отрицательных чисел»

Тема «Применение положительных и отрицательных чисел»Тип урока: урок комплексного применения метапредметных и предметных знанийДата урока:___________________2015г.Образовательные ресурсы: проектор, но...

Разработка урока математики в 6 классе. Тема урока: «Умножение положительных и отрицательных чисел».

Целью урока является: знать правила умножения чисел с разными знаками, умножение двух отрицательных чисел. Задачи: знать и применять правила на практике, развивать умение рассуждать, анализи...

Конспект урока в классе по теме "Положительные и отрицательные числа"

Конспект урока математики в 6 классе по теме  «Положительные и отрицательные числа», разработанный с использованием проектной технологии.Урок обобщения и систематизации знаний. 6 клас...

Конспект урока математики по теме: "Умножение положительных и отрицательных чисел"

Урок открытия и первичного закрепления новых знаний и способов действий....