Система оценивания
статья по математике

Белькова Ольга Александровна

Система оценивания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belkova_olga_aleksandrovna.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Белькова Ольга Александровна

ГБОУ «Республиканская Мариинская школа-интернат»

Новые формы оценивания педагога в  условиях реализации ФГОС ООО.

Переход на ФГОС требует внесения изменений во всю систему основного образования. Контрольно-оценочная деятельность требует своего совершенствования. Основным объектом оценки в условиях ФГОС выступают планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные. Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки планируемых результатов и выделяет базовый уровень достижений как точки отсчёта. Установлены пять уровней достижений: базовый (3), повышенный (4), высокий (5), пониженный (2) и низкий (1).

Оценочную деятельность  строю на основе следующих принципов: главный принцип оценивания-критериальность. Система критериального оценивания включает в себя критерии выполнения основных видов оцениваемых работ: проектов, письменных работ, тематических проверочных работ, текущего контроля, заданий, выполняемых в рабочей тетради. Оценивание производиться в баллах, которые затем переводятся в оценку. ФГОС ООО предусматривают комплексный подход к оценке и использование разнообразных методов и форм оценивания. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом, интегрированным в образовательную практику. В своей практике использую накопительную систему оценивания (портфолио), которая характеризует динамику индивидуальных образовательных достижений каждого обучающегося.   Провожу процесс отбора и анализа продуктов образовательной деятельности пятиклассниц, как входная и тематические проверочные диагностические работы, оценочные листы, опросники самодиагностики и карты знаний. Систему оценивания выстраиваю таким образом, что обучающиеся включаясь в контрольно-оценочную деятельность, приобретают навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.  При оценивании уровня сформированности предметных и метапредметных умений веду мониторинг образовательных достижений обучающихся, который включает: график проведения индивидуальных мониторинговых исследований, диаграмму результатов уровневых контрольных работ, план индивидуальной работы по повышению потенциала в изучении математики, диагностику уровня развития. Хотелось поделиться опытом некоторых методик, которые использую в своей работе.

Методика «Недельные отчеты» позволяет обеспечивать быструю обратную связь. Форма проведения достаточно простая. «Недельные отчеты» - это опросные листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на три вопроса:

  1. Чему я научился за эту неделю?
  2. Какие вопросы остались для меня неясными?
  3. Какие вопросы я задал бы ученикам, если я был учителем, чтобы проверить поняли ли они материал?

Использование подобных отчетов дает ученикам возможность проанализировать вновь приобретенные знания, задать вопросы о том, что им неясно. Если недельные отчеты хорошо организованны, они служат полезным и легко воспринимаемым инструментом оценивания.

Методика «Составление тестов» - универсальная процедура, её суть состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Использование тестов наиболее эффективно на этапе закрепления материала, когда тема уже пройдена. Критерии оценивания могут меняться по мере возрастания опытности учащихся в разработке тестов. Шкалу оценки придумываем вместе с учащимися.

Методика «Кластер» опирается на критериальное оценивание. Кластер позволяют оценить, как хорошо ученики могут видеть «общую картину» предмета или отдельной темы, то есть удалось им построить связи между отдельными элементами темы и систематизировать пройденный материал. Кластер  состоит из названий понятий, помещенных в рамки; они связаны линиями, фиксирующими соотношения этих понятий в направлении от общего к частному. Кластер может составлять ученик самостоятельно или в паре. Кластер также может быть результатом общей работы группы учеников.

 Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, но и на любом его этапе, используя например прием «лестницы успеха» применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока. Применяю достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. Для подведения итогов урока  использую упражнение «Плюс-минус-интересно».  

Новая система оценивания снимает тревожность детей, повышает учебную мотивацию, отслеживает динамику школьной успешности. Система контроля ставит важные социальные задачи: развить у обучающихся умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Отличительными особенностями системы оценки в рамках ФГОС являются следующее: комплексный подход к оценке результатов образования: оценка предметных, метапредметных и личностных результатов; использование планируемых результатов освоения программ в  качестве содержательной и критериальной базы оценки; уровневый подход к разработке планируемых результатов; использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений. При оценке планируемых результатов основную ценность представляет  способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС НОО. Новые подходы к системе оценивания достижения планируемых результатов.

    В данной статье рассматриваются новые подходы к системе оценивания, заложенные в ФГОС НОО. Представлен опыт работы ГОУ СОШ № 425 САО г. Москвы в городской экспериментальной площад...

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

В статье представлен разнообразный арсенал используемых форм оценивания учащихся на уроках ИЗО....

Новые системы оценивания учащихся

Актуальность изучения процесса оценивания  отмечается всегда. Без обратной связи  управление любым процессом не может быть эффективным. Необходимость оценивания  отмечают все участники ...

Анализ системы оценивания знаний, умений и навыков в системе образовательного процесса

В данной работе проведён анализ различных систем оценивания знаний учащихся....

Система оценивания в системе ФГОС

Статья о современных методах оценивания....

Накопительная система оценивания – новая система оценки достижений результатов обучающихся

ФГОС содержит чёткие требования к системе оценки достижений результатов обучающихся. Материал будет полезен учителям русского языка и литературы....