Рабочая программа элективного курса "Город математики" для 8 класса
рабочая программа по математике (8 класс)

Захарова Ольга Владимировна

Практическая значимость программы заключается в определении основных сложностей формирования ключевых и предметных компетенций в средней школе при обучении математике, подготовке к ОГЭ в среднем звене.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бобровская средняя общеобразовательная школа №2

 «Утверждаю»    

                                                                                  Директор школы

___________Н.И. Гайворонская

                                           

                                                                         Приказ №61 от 01.09. 2016 г

«Согласовано»

 Зам. директора по НМР

 ________ М.А.Корикова

Принято на заседании педагогического совета

Протокол №7 от 30.08. 2016 г.

Рабочая программа

элективного курса

«Город математики»

для 8 класса

учителя

Захаровой Ольги Владимировны 

на 2016-2017 учебный год

Пояснительная записка.

     Рабочая программа элективного курса «Город математики» в рамках реализации общеинтеллектуального  направления составлена на основе примерной программы по математике основного общего образования Министерства образования и науки РФ, 2004 г., в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике на основе кодификатора ОГЭ , требований к уровню подготовки по математике выпускников средней (полной) школы и соответствует обязательному минимуму содержания основных образовательных программ и требований к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы.    Реализация данного курса осуществляется с использованием следующих нормативно-правовых документов:

1.Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г. « Об образовании РФ»;

2.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10

« Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993;

3.Методические рекомендации по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу основного общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования

4.Разъяснения по отдельным вопросам применения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ФГОС ООО от 29.05.2015г. №80-11/4360

5.Приказ Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010г. (зарегистрировано Минюстом России 01.02.2011 г., регистрационный номер 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

 6.Приказ Министерства образования и науки РФ №1644 от 29.12.2014г. (зарегистрировано Минюстом России  06.02.2015г., регистрационный  номер №35915) о внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

 7. Приказ №253 от 31.03.2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

8. Приказ министерства образования и науки российской Федерации от 31.12.2015 № 1578

«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897

                Программа рассчитана на 17 часов. (0,5 часа в неделю) 

В настоящее время разработчики ОГЭ предлагают учащимся достаточно комплексный перечень задач практико-ориентированного направления, число и вариативность которых тяготеют к увеличению. Это объясняется тем фактором, что необходимость практико-ориентированного образования вызвана стремлением общества обеспечить повышение качества жизни ныне живущих и будущих поколений людей на основе комплексного решения социальных, образовательных, экономических проблем. Соответственно возрастает необходимость увеличения объема практико-ориентированных задач в курсе математики.

Сегодня в реальном пространстве образовательного процесса в средней школе, направленного на реализацию требований нового поколения ФГОС, особую проблему составляет определение подхода к выбору задач с позиции современных требований к результатам образования и компетентностного развития обучаемых. Школа исконно является образовательным учреждением, где обучаемых учат решать самые различные задачи, так как результат учебной деятельности – новый опыт – (опыт познавательной деятельности, опыт репродуктивной деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально – ценностных, социальных отношений, опыт практической деятельности и т.д.)  приобретается через решение задач. Значимость практико-ориентированных задач в данном контексте заключается в том, что они позволяют раскрывать стоящую за любым учебным материалом систему познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, и кончая операциями логического и творческого мышления. Практико-ориентированные задачи должны проходить через весь воспитательно-образовательный процесс в школе, что объясняется их функциональным потенциалом. Задачи данного типа:

•        активизируют и мотивируют учащихся;

•        удерживают ход процесса учения;

•        являются инструментом для выявления результатов учения.

•        преобразуют объективные данные, содержащиеся в изложении учителя, в учебниках, наблюдаемые при опытах и практических занятиях, самостоятельно выведенные при решении проблемных ситуаций, в субъективные знания учащихся,

•         влияют на качество знаний, уровень их обобщенности, возможность переноса в другую образовательную область, практическую применимость и т.д.

  Сегодня достаточно частой является ситуация, когда подбор практико-ориентированных задач к контексту урока математики педагогом либо игнорируется, либо бывает в большинстве случаев интуитивным, зависящим от опыта и дидактической грамотности учителя, используемых учебных пособий. Кроме этого, подобные задачи достаточно часто повторяются у многих авторов, что в особенности касается такого предмета, как математика, и могут быть крайне однообразными. Возможно, авторы учебников исходят из гипотезы, что однообразие практико-ориентированных задач (мы не допускаем ситуации их полного отсутствия в учебном процессе) способствует лучшему усвоению алгоритмов их решения в математической области.  

      При реализации  программы мы исходим из гипотезы, состоящей не только в том, что практико-ориентрованные задачи имеют важное продуктивное значение для формирования ключевых и предметных компетенций обучаемых, а так же эффективной подготовки к ОГЭ, но и положения, заключающегося в том, что данные задачи (в соответствии с положениями вариативной образовательной среды) должны носить вариативный, творческий характер, не выглядеть как однообразное механическое повторение одних и тех же действий, а превращать образовательный процесс в активный самостоятельный поиск обучающимися оптимальных способов выполнения действий: умственных, практических и т.д. Преподавателю математики необходимо подбирать их сознательно и выстраивать в определенной предметно-обусловленной и компетентностно-развивающей логике. При этом важно, чтобы дидактическая логика разработки и применения таких задач в обучающем процессе соответствовала принципу движения «от простого к сложному», который и сами учащиеся могли бы воспринимать сознательно, а где это возможно, и наглядно. Выше названное характеризует актуальность курса.

Программа данного курса предусматривает:

  • формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;
  • развитие математических способностей;
  • повышение уровня обученности учащихся;
  • подготовку учащихся к сдаче ОГЭ.

Тематика программы обеспечивает:

  • интеллектуальное развитие учащихся;
  • формирование математического мышления;
  • формирование представлений об идеях и методах математики;
  • развитие познавательной активности учащихся и творческого подхода к решению математических задач;
  • формирование потребности к самообразованию и способности к адаптации в изменившемся обществе.

Цель курса:

  • создание условий для внутрипрофильной специализации обучения  и построения индивидуальных образовательных траекторий;
  • обеспечение сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования;
  • систематизация и обобщение опорных знаний учащихся по математике;
  • подготовка учащихся к ОГЭ по математике;
  • развитие логического и творческого мышления.

Задачи курса:

  • формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний;
  • подготовка к успешной сдаче ОГЭ по математике.

Основными задачами, реализация которых нашла отражение в программе, являются:

– теоретическое обоснование понятия практико-ориентированных задач в предметном поле математики, проблемы обоснованности внедрения данного типа задач в образовательный процесс средней школы как средства развития предметных, ключевых компетенций и подготовки к ОГЭ по математике;

– рассмотрение преимуществ и проблемных моментов выделенного типа задач в вышеобозначенных условиях и формулировка рекомендаций по их преодолению, примеров из авторской образовательной практики;

– оценка результативности использования практико-ориентированных задач при развитии ключевых и предметных компетенций при подготовке к ОГЭ по математике, их влияние на повышение качества образовательного процесса.

Научная новизна и практическая значимость программы заключается в определении основных сложностей формирования ключевых и предметных компетенций в средней школе при обучении математике, подготовке к ОГЭ в среднем звене, возможностей организации данного процесса с помощью решения практико-ориентированных задач, а также представленных на основе личной апробации примеров из практики преподавания на отдельных этапах учебного занятия и в его целостном контексте, а также возможностей применения инновационных методических инструментов (личностно-ориентированный подход, коллективный, групповой методы обучения, технология уровневой дифференциации, информационно-коммуникативная и  проектно-исследовательская технологии) в обучении для создания эффективной вариативной образовательной среды при применении практико-ориентированных задач в курсе математики.

В результате изучения факультативного курса учащиеся должны

   Знать: основные  типы практико-ориентированных задач  и методы их решения;

   Уметь: определять тип задач, применять различные способы решения задач, в том числе к задачам практического содержания, записывать краткую запись и модель к задаче, участвовать в дискуссии при решении задач, оформлять задачи в виде презентаций, использовать дополнительную литературу.

    Воспитательная задача:

способствование воспитанию терпения, настойчивости, воли, пробуждению интереса к самому процессу поиска решения задач, получение возможности учащимся  получать глубокое удовлетворение, связанное с удачным решением.

  Развивающая задача: развитие основных мыслительных операций: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, обобщение; развитие умений делать индуктивные выводы, проводить дедуктивные рассуждения. На основе сознательного усвоения учащимися математических знаний развивать их математическое мышление.

   Задача по сохранению здоровья:   организовать  учебную работу учащихся так, чтобы каждый работал в удобном для него индивидуальном темпе, выполнял посильную для себя работу, имел возможность на каждом занятии испытать учебный успех при соблюдении  техники безопасности на уроке.

Формы учебных занятий:

  • уроки решения ключевых задач;
  • практикумы;
  • консультации;

В работе с учащимися на занятиях применяются:

  • блочно- модульный подход в преподавании математики;
  • принцип дифференциации и индивидуализации;
  • разноуровневый дидактический материал;

В качестве контроля - релейные контрольные работы, самостоятельные работы.

Ожидаемый результат: При реализации данного курса результативность будет определяться количеством и качеством самостоятельно решенных учебных задач уровня возможностей (то есть задач так называемой «конкурсной математики», требующих знания специальных эффективных приемов решения), а также решения задач ОГЭ раздела «Реальная математика».

Примерное содержание программы

Понятие текстовой задачи (1ч) Текстовая задача. Виды текстовых задач. История использования текстовых задач в России. Этапы решения текстовой задачи. Наглядные образы как средство решения математических задач. Рисунки, схемы, таблицы, чертежи при решении задач. Понятие о вспомогательной математической модели при решении задачи. Основные методы решения текстовых задач.

Задачи на проценты (4 ч). Вводные задачи на доли. Задачи на дроби. Задачи на пропорции. Проценты и процентное отношение. Нахождение процентов числа. Нахождение числа по его процентам. Примеры решения задач. Процентные расчеты на ОГЭ. Основные допущения при решении задач на смеси и сплавы. Задачи, связанные с понятием «концентрация», «процентное содержание».  Основные понятия в задачах на смеси, растворы, сплавы. Термины «смесь», «чистое вещество». Понятие доли чистого вещества в смеси, понятие процентного содержания чистого вещества в смеси. Основные этапы решения задач на «смеси»: выбор неизвестных, выбор чистого вещества, переход к долям, отслеживание состояния смеси, составление уравнения, решение уравнения (или системы уравнений) запись ответа. Примеры решения задач на смеси. Примеры усложненных задач на смеси.   При решении задач этой темы уже невозможно обойтись без аппарата алгебры, эти задачи позволяют продемонстрировать, как формальные алгебраические знания применяются в реальных жизненных ситуациях. Схема работы банка, схема расчета банка с вкладчиками и заемщиками, простые проценты, начисление простых процентов, изменение годовых ставок простых процентов. Геометрическая прогрессия и сложные проценты в банковском деле. Повышение и понижение цены товара. Производительность труда и оплата труда, доход предприятия. При решении задач, связанных с банковскими расчетами, необходимо подчеркнуть связь между задачами на проценты и геометрической прогрессией. Решение задач этой темы требует более прочных вычислительных навыков, чем предыдущая, поэтому в своей работе учащиеся могут использовать калькулятор.

       Задачи на числа (1 ч). Представление многозначного числа в виде суммы разрядных

слагаемых.  Особенности    выбора    переменных    и методика  решения  задач  на  числа.

  Задачи на движение(5 часов). Основные компоненты этого типа задач (время, скорость, расстояние) и зависимость между этими величинами в формулах. Движение: план и реальность. Совместное движение. Движение навстречу друг другу. Движение в одном направлении. Движение в противоположных направлениях из одной точки. Движение по реке. Движение по кольцевым дорогам. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач.

Задачи на виды работ (2 ч). Опорные задачи. Система задач, подводящих к составной задаче. Понятие производительности труда. Зависимость объема выполненной работы от производительности и времени ее выполнения.

      Задачи  на совместную работу. Основными компонентами задач являются работа, время, производительность труда (обратить внимание на аналогию с задачами на движение);

      Задачи на планирование.

К задачам этого раздела относятся те задачи, в которых выполняемый объём работы известен или его нужно определить (в отличие от задач на совместную работу). При этом сравнивается работа, которая должна быть выполнена по плану, и работа, которая выполнена фактически. Так же, как и в задачах на совместную работу, основными компонентами задач на планирование являются работа (выполненная фактически и запланированная), время выполнения работы (фактическое и запланированное), производительность труда (фактическая и запланированная). В некоторых задачах этого раздела вместо времени выполнения работы дается количество участвующих в ее выполнении рабочих.

    Задачи на оптимизацию(3 ч).

     ОГЭ  по  математике  есть  на  три  группы  заданий:  задания  по  алгебре,  по  геометрии, а также практико-ориентированные  задачи,  содержание  которых  предполагает  применение 

выпускниками  математических  знаний  в  повседневных  ситуациях  и  расчетах,  таких  например,  как  выбор  оптимального  тарифного  плана  для  работы  в  сети  Интернет,  выбор  наиболее  выгодных  условий  для  покупки  и  транспортировки  товаров,  оценка  скидок  и  наценок  при  покупке  товаров,  и  тому  подобные.  Умения  применять  математические  методы  для  решения  прикладных  задач,  в  том  числе  социально -  экономического  характера,  интерпретировать 

их  результаты  и  учёт  реальных  учащихся   решать  задачи   на  выбор  оптимального  варианта.  Для  их  решения  требуется  умение  и  навык  безошибочного  вычисления,  необходима простая  логика,  не  всегда  нужны  глубокие  математические  знания.  Задачи  B4  относительно  просты.  В  задачах  данного  типа  нужно  просчитать  все  имеющиеся  варианты  и  выбрать  оптимальный. 

Ответ  записать,  опираясь  на  вопрос  задачи.  В  этом  задании  довольно  громоздкие  вычисления.

Главная  цель  задач  данного  типа    проверить  умение  использовать  математические  знания    повседневной  жизни  для  решения  практических  задач.  Так  как  эти  задачи  постоянно  встречаются  в  повседневной  жизни.

Литература

  1. ОГЭ-2019, самое полное издание для подготовки к ОГЭ А.Л. Семенов, И.В.Ященко «Астрель», Москва.
  2. ОГЭ-2018, самое полное издание для подготовки к ОГЭ А.Л. Семенов, И.В.Ященко «Астрель», Москва.
  3. ОГЭ 2017. Математика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий, Лаппо Л.Д., Попов М.А. М.: Экзамен, 2017. — 70.
  4. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. ЕГЭ 2018. Математика Семенов А.В., Трепалин А.С., Ященко И.В., Захаров П.И. Учебное пособие. — М.: Интеллект-Центр, 2018. — 96 с.
  5. ЕГЭ. 300 задач с ответами по математике. Все задачи группы В. под редакцией Семенова А.Л., Ященко И.В. Разработано МИОО 2017 год.

Перспективно – тематическое планирование материала


урока

Тема урока

Кол-во
часов

Дата проведения

По плану

факт

Понятие текстовой задачи.

История использования текстовых задач в России

 Нахождение процентов числа и числа по его процентам.

1

Нахождение процентного отношения

1

Задачи на использование формул «Простой и сложный процентный рост».

1

Задачи на смеси (сплавы)

1

Задачи на конкретную работу

1

Задачи на абстрактную работу

1

Задачи на числа.

1

Задачи на «сухопутное» движение.

1

Задачи на задержку движения

1

Задачи на движение «по реке».

1

Задачи на движение навстречу друг другу.

1

Задачи на движение в разных направлениях.

1

Задачи на выбор  оптимального  тарифного  плана  для  работы 

 в  сети  Интернет и выбора такси.

1

Задачи на выбор  наиболее  выгодных 

условий  для  покупки  и  транспортировки  товаров

1

Задачи на оценку  скидок  и  наценок 

при  покупке  товаров,  и  тому  подобные.

1

Итоговое занятие

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективный курс 10 класс

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 10 классе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного  курса 10 класс...

Рабочая программа элективного курса 11 класс

Рабочая программа элективного курса 11 класс по учебному пособию Землякова...

Рабочая программа элективного курса - 10 класс

Коллеги!Посмотрите мою рабочую программу элективного курса по математике для 10 класса...

Рабочая программа элективного курса 11 класс

Рабочая программа элективного курса "Замечательные неравенства" для 11 класса, рассчитанная на 34 часа...

рабочая программа элективного курса 5 класс

рабочая программа элективного курса по математике для 5 класса...

рабочая программа элективного курса 7 класс

рабочая программа элективного курса для 7 класса...