Организация надомного обучения в общеобразовательной школе. Математика.
статья по математике (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Морозова Ольга Владимировна

В статье описывается организация надомного обучения и его особенности при преподавании математики в общеобразовательной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа  № 695 «Радуга»

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Статья

 

«Организация надомного обучения в общеобразовательной школе»

                   

         Автор-составитель: Морозова Ольга Владимировна,

                                                                             заместитель директора по УВР,

                                                                             учитель математики,

                                                                             воспитатель ГПД

Пушкин

2019 г.

ОРГАНИЗАЦИЯ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В соответствии Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) для детей, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, образовательными организациями может быть организовано обучение на дому или в медицинских организациях (ст. ст. 41,.66). Перечень заболеваний детей школьного возраста, при которых необходима организация их индивидуального обучения на дому, утверждается Минздравом РФ. 
Домашнее обучение (обучение на дому) — это не форма получения образования или обучения, а условие организации учебного процесса для особых детей. То есть дети, которые переведены на домашнее обучение, являются полноправными участниками образовательного процесса школы. 
Основанием для организации обучения на дому является заключение медицинской организации и заявление родителей (законных представителей) в письменной форме на имя руководителя образовательной организации. 
Обучающийся на дому пользуется всеми академическими правами:
• школа предоставляет ему на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения; 
• оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ; 
• осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию; 
• выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании. 
Обучение бесплатное. Кроме того, ребенок, обучающийся на дому, имеет право в соответствии с индивидуальным учебным планом посещать отдельные уроки и мероприятия в школе. 
Индивидуальный учебный план обучающегося на дому составляется на основе учебного плана образовательной организации (с обязательным включением всех предметов учебного плана, минимума контрольных и практических работ, сроков проведения промежуточной аттестации) с учетом индивидуальных особенностей ребенка, в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и медицинскими рекомендациями, согласовывается с родителями (законными представителями) обучающегося на дому и утверждается распорядительным актом руководителя образовательной организации. Расписание учебных занятий составляется с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося на дому. 

Львиная доля учебного времени, разумеется, отдается основным предметам, но поскольку "музыка" и "изобразительное искусство" и прочие хорошие и нужные для жизни предметы из программы не удалены, им тоже приходится уделять внимание — хотя бы 11 с половиной минут в неделю. Так по математике обучающемуся отводится 2,5 часа в неделю (для учеников в школе это 5 часов) всего 85 часов в год, так же предусмотрено 6 тематических контрольных работ и итоговая контрольная работа, т.е. ровно половина, чего, конечно же, недостаточно для освоения программы в полном объеме.

Школьное математическое образование ставит следующие цели обучения:

  • овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для повседневной жизни;
  • формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.

Изучение математики на базовом уровне направлено на достижение овладения математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, продолжения образования и освоения избранной специальности.

В основе содержания обучения математике лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: предметной, коммуникативной, организационной и общекультурной.

Цели обучения математике в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека, даже если этот человек с ограниченными возможностями здоровья. Основной целью в данном случае является оказание помощи в освоении основ основной образовательной программы по математике.

При отборе математического материала учитываются индивидуальные показатели скорости и качества усвоения математических представлений, знаний, умений практического их применения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

Курс строится на индуктивной основе с привлечениями элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.

Школьные программы и сроки их прохождения, в целом, являются стандартными как для учащихся общеобразовательных классов, так и для учащихся, находящихся на индивидуальной форме обучения на дому.

Существуют методические проблемы обучения учащихся находящихся на индивидуальной форме обучения на дому. Одна из них проявляется в несоответствии между темпом обучения таких учащихся и требованиями к результатам обученности, которые являются общими для всех школьников, другая - в пассивности учащихся, находящихся на индивидуальной форме обучения на дому и в потребности постоянно принимать помощь со стороны учителя. Следовательно, учебно-воспитательный процесс строится в соответствии со следующими основными положениями:

  • воспитание, обучение и развитие ребенка с трудностями в обучении в комфортном психологическом климате. Это позволяет учителю реализовать принцип индивидуализации обучения, эффективно сочетая словесные, наглядные и практические методы обучения при опросе, объяснении и закреплении нового материала, т. е. на всех этапах урока;
  • коррекционная направленность всех учебных предметов, предусматривающая наряду с общеобразовательными задачами активизацию познавательной деятельности, формирование общеинтеллектуальных умений и навыков, нормализацию учебной деятельности, развитие устной и письменной речи, формирование учебной мотивации, навыков самоконтроля и самооценки.

Основной формой организации обучения является индивидуальная работа с ребенком.

Используются следующие технологии обучения:

  • Здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и их психическую поддержку;
  • воспитательные: (технология создания успеха, создания благоприятного психологического климата, коллективного взаимодействия, творческого развития);
  • образовательные: общедидактические (технология блочного обучения, технология модульного обучения программированного обучения, полного усвоения) и частнодидактические (технология развития критического мышления)

Типы уроков:

  • урок «открытия» нового знания;
  • урок рефлексии;
  • уроки общеметодологической направленности;
  • урок развивающего контроля.

Виды и формы контроля:

  • текущий;
  • персональный;
  • тематический.

А также самоконтроль своей деятельности на всех этапах работы и после ее завершения; выставка творческих работ, тестирование, цифровая оценка работ обучающихся. Повторение на уроках проводится в следующих видах и формах:

  • повторение и контроль теоретического материала;
  • разбор и анализ домашнего задания; устный счет; математический диктант; самостоятельная работа;
  • контрольные срезы.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:

  • Активность участия.
  • Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  • Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  • Самостоятельность. Оригинальность суждений.

Надомное обучение не нужно путать с экстернатом (очно-заочной), дистанционным (заочной) формами обучения и тем более с семейным образованием, хотя, по сути, все названные формы являются домашними. За надомное обучение целиком ответственна школа, в которой числится ребенок.

Главным достоинством обучения на дому является возможность учителя адаптировать содержательную часть образования, способы подачи материала, ориентируясь на возможности и потребности ученика, корректировать как действия ученика, так и свои собственные. Все это позволяет ученику работать экономно, в оптимальное для себя время, постоянно контролировать затраты своих сил.

Вместе с тем, при обучении на дому ребенок не социализируется, не учится общаться и работать в команде, не приобретает опыт выступления на публике, отстаивания своего мнения перед сверстниками, вследствие чего в будущем у него могут возникнуть сложности с адаптацией к дальнейшей учебе и поиском работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Л. Р. Аркатова ОРГАНИЗАЦИЯ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В письме Министерства образования РФ от 28.02.2003г. №27/2643-6 «Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений» написано о том, что для обеспечения достижения больны...

Календарно-тематическое планирование 1 класса для надомного обучения, коррекционная школа VIII вида

планирование для надомника по предметам: обучение грамоте, письмо, счет, изобразительное искусство (включает в себя и трудовую деятельность тоже)...

Рабочая программа по курсу "Информатика и ИКТ" для надомного обучения в школе VII вида

Рабочая программа по информатике для надомного обучения в 9 классе рассчитана на 9 часов. Включает основные понятия, изучаемые в 9 классе....

«Организация надомного обучения детей – инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий».

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) - что это такое?  Дистанционные образовательные технологии - это технологии, реализуемые,в основном, с применением информационных и телекомму...

Эссе на тему: «Организация надомного обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий».

Одной из актуальных проблем в системе современного образования становится обучение детей-инвалидов....

Организация надомного обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий.

Целью данного эссе является теоретическое обоснование организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и определения условий особенностей работы преподавателя ДО....

Организация надомного обучения детей дошкольного возраста с комплексными нарушениями в развитии

Организация надомного обучения детей дошкольного возраста с комплексными нарушениями в развитииК детям с комплексными нарушениями относятся те, кто имеет сочетание нескольких выраженных первичных псих...