Методическая разработка открытого урока по теме "Сложение и вычитание дробей" в рамках конкурса "Учитель года"
методическая разработка по математике (6 класс)

Данная разработка использовалась мной при проведении урока в 6 классе в рамках конкурса "Учитель года"

Скачать:


Предварительный просмотр:

6 класс. Математика.

Урок-путешествие «Космическая одиссея…».

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Сложение и вычитание дробей».

Не беда, что лететь  далеко

Не боимся, что путь будет труден,

Никогда не давались легко

Достижения людям.

(Перефразированные строки из стихотворения С.Я. Маршака)

  1. Урок, способствует формированию у обучающихся универсальных учебных действий:

личностные: воспитание положительного отношения к учению, желание приобретать новые  и совершенствовать имеющиеся знания;

регулятивные: умение контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

познавательные: развитие учебно-познавательного интереса к учебному материалу и способам решения новых задач.

Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний.

  1. Цель урока: систематизировать и обобщить знания учащихся по данной теме,выработатьу учащихся прочные навыков арифметических действий с дробями и решения текстовых задач, расширять межпредметные связи, повышать интерес к предмету в процессе повторения пройденного материала, развивать логическое мышление, память, формировать доброе отношение друг к другу.

Задачи урока:

образовательная: 
закрепить приемы сложения и вычитания дробей;
формировать вычислительные навыки и умение решать задачи.

развивающая: 
развивать логическое мышление, математические и аналитические способности, речь, внимание, память.

воспитательная: 
воспитывать познавательную активность, умение работать в коллективе и самостоятельно, дружеское отношение друг к другу.

Оборудование.  

Компьютер, презентация,  видеофрагменты  «Сигнал 1», «Сигнал 2».

  • Карточки с заданиями «Старт» (прил. 3)
  • Карта готовности к полету (приложение 2),
  • индивидуальные карточки с заданием «Выход в космос» (прил. 4)
  • карточки с заданиями «Выход в космос» (приложение 5)
  • карточки с заданием «Черная дыра» (прил. 6)

Формы организации деятельности учащихся:

  • фронтальная
  • групповая
  • индивидуальная
  • самостоятельная.

Структура урока:

  1. Организационный момент. Целеполагание (знакомство, самоопределение к деятельности, постановка проблемы).
  2. Реализация основных этапов урока.

I. Допуск к полету.

1) Устранение неисправностей (фронтальная работа).

2) Повторение инструкций полета (актуализация знаний, фронтальная).

3) Проверка готовности к полету. Выбор капитана(самостоятельная, групповая).

II. Полет.

1) Старт (самостоятельная, групповая).

2) Физкультминутка.

3) Метеоритный дождь (индивидуальная, фронтальная).

4) Выход в космос (индивидуальная работа, групповая работа).

5) Черная дыра (самостоятельная работа).

6) Приземление (повторение изученного материала).

  1. Оценки.
  2. Подведение итогов урока. Рефлексия.
  3. Домашнее задание.

Вид урока – нестандартный,  урок-путешествие.

Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний.

Ход урока.

I. Орг. Момент. Целеполагание.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут, Анна Леонидовна! И сегодня я проведу у вас урок математики! Давайте, пожелаем друг другу хорошего настроения и удачи!

Итак, вы изучили сложение и вычитание обыкновенных дробей, сокращение дробей, сравнение дробей. Выполняя следующее задание, мы узнаем, что нас сегодня ожидает на уроке. Работаем устно. Отвечаем после поднятия руки. (По щелчку открывается КОСМИЧЕСКАЯ ОДИССЕЯ) (Слайд 1)

1)  2)   3)    4)  5)     6)  

7)   8)   9)   10)    11)   12)

13)

Какое словосочетание получилось? Что же мы совершим?  Какие знания нам помогут совершить эту одиссею? (Слайд 2)

 (повторить и закрепить приемы сложения и вычитания дробей; формировать вычислительные навыки и умение решать задачи). Ребята, напишите число и тему урока. Действия с дробями. А что такое одиссея, что означает это слово? (многолетние скитания)

Каким должен быть космонавт? (сильным, выносливым,..) Что надо взять космонавту на борт корабля? (бортжурнал, измерительные приборы, еду, кислород,...) А ему понадобится знание математики?  

Ребята, в Центр управления полетами с далекой планеты «Математика» был получен Сигнал 1: (Слайд 3) «Приветствуем вас жители планеты Земля! Мы, математиканы, приглашаем вас, земляне, посетить нашу планету, чтобы углубить ваши знания в математике. Для быстрого перелета мы отправляем вам наши звездолеты».

Для начала сформируем 3 экипажа! (раздать модели звездолетов).

Каждому члену экипажа понадобится бортовой журнал! (приложение 1) Напишите свою фамилию и имя, и в течение полета заполняйте его. В бортовой журнал, напротив выполняемого задания, надо записывать количество бонусов, заработанных за правильные ответы. Верный ответ – 1 бонус, а неверный – 0 бонусов.

Итак, уважаемые космонавты, вы готовы? Внимание! Объявляется предстартовая готовность.

П.      Реализация основных этапов урока.

I.        Допуск к полету

Что нужно сделать, прежде чем отправиться в космос? (дети предлагают ответы)

Наводящие вопросы:

1) Надо ли проверить исправны ли звездолеты? (устранить неполадки корабля)

3) А должны ли члены экипажа знать инструкции полета?

2) Возможен ли полет без капитана?

1. Устранение неисправностей, проверка всех систем к полету.

(Слайд 4)Каждая команда находит «неисправность», выполняя устно задания на слайде.

Найдите ошибку.

1) (неправильно)2)   3)   4) (неправильно)5)

6)  (неправильно)

2. Повторение инструкций полета.

Повторим инструкции (фронтальная работа устно) (Слайд 5):

  1. Сформулируйте правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями.
  2. Сформулируйте правило сравнения дробей с одинаковыми числителями.
  3. Сформулируйте правило сравнения дробей  с разными знаменателями.
  4. Сформулируйте правило сложения (вычитания) дробей с разными знаменателями.
  5. Сформулируйте правило сложения смешанных чисел.
  6. Сформулируйте правило вычитания смешанных чисел.

3. Проверка готовности к полету каждого члена экипажа. Выбор капитана.

(Слайд 6) Учитель раздает Карты готовности к полету. Заполнение «карт готовности к полету» (приложение 2).

Пример должен решить каждый член экипажа.Вначале каждый из вас решает примеры самостоятельно (нужно выбрать правильный вариант ответа из таблицы рядышком), затем, индивидуальные решения обсуждаются в группе.

 В примере три действия, результат каждого действия имеет свой код. В итоге вы получаете номер звездолета. Он будет состоять из двух букв и одной цифры. Первый из экипажа, правильно определивший номер звездолета, становится командиром корабля.

1 экипаж         

15

10

1

3

3

3

Ю

А

2

Т

К

АТ-3

2 экипаж         

5

2

1

8

3

Е

В

4

Н

У

7

НЕ-4

3 экипаж        

17

Т

8

Б

М

У

5

ТУ-8

Разминка окончена, готовность проверена.

II Полет

1. Старт.

(Слайд 7) Вы поднялись и сели в космический корабль, чтобы корабль взлетел необходимо  выполнить  правильно  первое  задание. Решив пример,  вы узнаете, где и когда родился первый космонавт планеты Земля Ю.А. Гагарин, какой позывной был у Ю.А. Гагарина во время полета в космос и узнаете название корабля, на котором он совершил полет в космос. Капитаны раздайте своим экипажам карточки с заданиями (приложение 3).

(Формулировка задания отображается на текущем слайде презентации по щелчку мыши учителя).

Вычислите значение выражения:

1 экипаж. Где и когда родился Ю.А. Гагарин?

1935 г.

г. Гжатск

1934 г.

с. Клушино

1936г.

г. Смоленск

0,03

0,3

(Верный ответ отображается на текущем слайде презентации по щелчку мыши учителя).

Решение:.

Ребята, Ю.А. Гагарин родился в селе Клушино в 1934 году.

2 экипаж.Какой позывной был у Ю.А. Гагарина во время полета в космос? «Сосна», «Заря» или «Кедр»?

Сосна

Заря

Кедр

1,5

2

Решение:

Позывной Юрия Гагарина во время полета в космос был «Кедр».

3 экипаж . Название корабля, на котором Ю.А. Гагарин совершил полет в космос? «Восход», «Восток» или «Союз»?

Восход

Восток

Союз

Решение:

Ю.А. Гагарин совершил полет в космос на корабле «Восток».

2. Физминутка.

(Слайд 8) Проверим наше самочувствие. Давайте снимем напряжение в мышцах. Проведем тренировочные упражнения.

Физминутка с Крошем (видео со слайда).

3. Метеоритный дождь.

(Слайд 9) Из Центра управления полетами получен Сигнал 2 (по гиперссылке): «Я – центр управления полетами, космическое МЧС. Возникла чрезвычайная ситуация. На вашем пути метеоритный дождь. Повторяю. На вашем пути метеоритный дождь».

Улетаем в космос и попадаем в зону метеоритного дождя. Приготовим оружие. Игра «Поражение цели»(Слайд 10).20 точек.

Ваша задача: по очереди «стрелять» по метеоритам.

Я показываю точку, а вы называете ее координату (положение точки накоординатной прямой). Остальные выражают свое согласие или несогласие. Если координаты «метеорита» названы правильно, хлопаете в ладоши, а если нет – топаете ногами. (После меткого попадания учитель убирает (выполняет щелчок по выбранному объекту на слайде) сбитый «метеорит» с координатной плоскости и их остается все меньше и меньше, пока не собьют последний.)

Мы победили!

4. Выход в космос.

(Слайд 11) В обшивку наших звездолетов попали некоторые метеоритные тела. Необходимо устранить поломку. Каждый экипаж выбирает одного человека для выхода в открытый космос.

Эти учащиеся получают задания (приложение 4 уравнение для космонавтов) и выполняют их на листах А4 (листы А4 заранее подготовлены и прикреплены на доске).

В это время оставшиеся космонавты работают в группах. Каждый экипаж получает задание (приложение 5 уравнения). Вначале каждый космонавт решает задачу самостоятельно, затем, обсуждаете в группе индивидуальные решения (не вынося критических оценок), вырабатывается одно решение от группы.

Учитель спрашивает «космонавтов», которые работали в «открытом космосе»:

- Что увидели в открытом космосе?

(Слайд 12)Ответы:

1.        Созвездие «Большая медведица»

2.        Созвездие «Близнецы»

3.        Созвездие «Кассиопея»

Приложение 4

1 космонавт

Решение:

Ответ:

2 космонавт

 Решение:

3 космонавт

Проверка правильности выполнения задач.

Приложение 5

(Слайд 13) 1 экипаж

Решение:

(Слайд 14) 2 экипаж

Решение:

(Слайд 15) 3 экипаж 

Решение:

5. Черная дыра.

(Слайд 16) Еще одна преграда на пути космонавта – «Черная дыра».Это очень серьезное препятствие, дыра может затянуть в себя корабль, и он сойдет с орбиты, и не вернется домой. Чтобы избежать этого плачевного и рокового момента, вам необходимо решить задачи (Приложение 6).

(Слайд 17) Задание для I экипажа:

Решите задачу: Какое расстояние пролетит ваша ракета за 5 часа со скоростью 38 тыс. км/ч? Ответ 201 тыс. км.

(Слайд 18) Задание для II экипажа:

Решите задачу: Какое расстояние пролетит ваша ракета за 4 часа со скоростью 36 тыс. км/ч? Ответ 144,5 тыс. км.

(Слайд 19) Задание для III экипажа:

Решите задачу: Какое расстояние пролетит ваша ракета за 5 часов со скоростью 30 тыс. км/ч? Ответ 151 тыс. км.

Ученики работают самостоятельно. Затем индивидуальные решения обсуждаются в группах и вырабатывается одно решение от группы.

(Верный ответ отображается на текущем слайде презентации по щелчку мыши учителя).

6. Приземление. Расчет посадки.

(Слайд 20) С программой полета вы справились. Наконец, ваши звездолеты приблизились к планете Математика. На посадочной площадке вас встречает дружелюбная раса математиканов. Теперь перед вами стоит задача осуществить посадку. (Слайд 21) Следующий этап полета «Приземление». Чтобы посадить корабли необходимо рассчитать площадь и периметр  посадочной площадки, которая является квадратом со стороной a=км.

(Формулировка вопроса отображается на текущем слайде презентации по щелчку мыши учителя).

Проверка: S = км2,  P =  км.

Вы справились с этим заданием. Заполните свои бортовые журналы. Я вас поздравляю, мы закончили космическую одиссею. Давайте проведем разбор полета и подведем итог путешествия.

III.      Оценки.

(Слайд 22) В своих бортовых журналах посчитайте количество набранных вами бонусов. В зависимости от того, сколько вы набрали бонусов, выставляется оценка за урок

оценка «5» - 7,8 бонусов;

оценка «4» - 5,6 бонусов;

оценка «3»- 3бонуса;

оценка «2» - 0,1,2 бонуса.

Капитаны подводят предварительные итоги в своих экипажах. Тетради с решениями и бортовые журналы сдаются учителю на проверку.

IV. Разбор полета. Рефлексия.

(Слайд 23) Что понравилось?

 Какие были трудности в полёте?

 Кто отличился?

Довольны ли вы своей работой?

V. Домашнее задание: (Слайд 24) Вы многое увидели в космосе. Нарисуйте модели кораблей, летающих тарелок, звезд, созвездий, инопланетян. А может быть во время полета вы скучали о Земле, о доме, цветах, природе и т. д.?

Следующие задания учащиеся выбирают по желанию.

1. Подготовить сообщения и презентации о космонавтах.

2. Подготовить викторину о космосе.

(Слайд 25) Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Приложение 2

                         КАРТА ГОТОВНОСТИ К ПОЛЕТУ

Задание для учащихся из I экипажа:

15

10

1

3

3

3

Ю

А

2

Т

К

                  КАРТА ГОТОВНОСТИ К ПОЛЕТУ

Задание для учащихся из II экипажа:

5

2

1

8

3

Е

В

4

Н

У

7

                    КАРТА ГОТОВНОСТИ К ПОЛЕТУ

Задание для учащихся из III экипажа:

17

Т

8

Б

М

У

5

Приложение 3

СТАРТ

Задание для учащихся из I экипажа:

Вычислив значение выражения, вы узнаете, где и когда родился Ю. А. Гагарин.

1935 г.

г. Гжатск

1934 г.

с. Клушино

1936г.

г. Смоленск

0,03

0,3

СТАРТ

Задание для учащихся из II экипажа:

Вычислив значение выражения, вы узнаете, какой позывной был у Ю. А. Гагарин во время полета в космос.

Сосна

Заря

Кедр

1,5

2

СТАРТ

Задание для учащихся из III экипажа:

Вычислив значение выражения, вы узнаете, название корабля, на котором Ю. А. Гагарин совершил полет в космос.

Восход

Восток

Союз

Приложение 4

Выход в космос

Задание для космонавта из I экипажа:

Решить уравнение:

Выход в космос

Задание для космонавта из II экипажа:

Решить уравнение:

Выход в космос

Задание для космонавта из III команды:

Решить уравнение:

Приложение 5

Выход в космос

Задание для I экипажа:

Решить уравнение:

Выход в космос

Задание для II экипажа:

Решить уравнение:

Выход в космос

Задание для космонавта из III команды:

Решить уравнение:

Приложение 6

Черная дыра

Задание для I экипажа:

Решите задачу: Какое расстояние пролетит ваша ракета за 5 часа со скоростью 38 тыс. км/ч?

Черная дыра

Задание для II экипажа:

Решите задачу: Какое расстояние пролетит ваша ракета за 4 часа со скоростью 36 тыс. км/ч?

Черная дыра

Задание для III экипажа:

Решите задачу: Какое расстояние пролетит ваша ракета за 5 часов со скоростью 30 тыс. км/ч?

 (Воспользуйтесь формулой пути: S=t∙v )

Приложение 4

Встреча с инопланетянами

Задание для учащихся из I команды :

(3; 14)                         (1; -3)                      Глаза:

(4; 15)                         (2; -4)                     (1; 8);

(3; 16)                         (2; -7)                     (2; 9);

(2; 15)                         (0; -7)                    (3; 8);

(3; 14)                         (0; -8)                    (4; 9);

(0; 7)                           (1; -9)                    (5; 8).

(1; 6)                           (3; -7)

(-2; 3)                          (5; -9)                    Рот:

(-4; 3)                          (6; -8)                    (1; 7)

(-2; 2)                          (6; -7)                    (2; 6)

(-1; 1)                          (4; -7)                    (4; 6)

(0; 2)                           (4; -4)                    (5; 7)

(1; 1)                           (5; -3)                    (1; 7)

(2; 2)                           (5; -1)

(4; 2)                           (6; 0)

(5; 1)                           (6; 2)

(6; 2)                           (7; 1)

(3; 5)                           (8; 2)

(0; 2)                            (10; 3)

(0; 0)                            (8; 3)

(1; -1)                           (6; 7)

                                     (3; 14)

Встреча с инопланетянами

Задание для учащихся из II команды:

(-5; -1)

(-7; 3)

(-5; 6)

(1; 8)

(6; 6)

(9; 0)

(7; -4)

(12; -9)

(14; -8)

(12; -13)

         

Встреча с инопланетянами

Задание для учащихся из III команды:

(-9; 6)

(-7; 9)

(-3; 10)

(3; 10)

(7; 9)

(9; 6)

(7; 3)

(8; -6)

(4; 2)

Задания в разделе «Приложения» составлены автором, кроме задания для учащихся из I команды «Встреча с инопланетянами» в приложении №4.

Список использованных источников:

  1. Предметные недели в школе. Математика / Сост. Л. В. Гончарова. – Волгоград: Учитель, 2004, стр. 106.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Бортовой журнал космонавта ___________________________________

                                          Фамилия и имя учащегося

Этапы полета

Бонусы

Допуск к полету:

  1. Устранение неисправностей, проверка всех систем к полету.

  1. Повторение инструкций полета.

  1. Заполнение карт готовности к полету.

Полет

1. Старт.

2. Метеоритный дождь.

3. Выход в космос.

4. Черная дыра

5. Приземление

Итог:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека" - воплощение трагической судьбы народа в годы войны"

Методическая разработка интегрированного урока Тема:  «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны. Класс: 11 Преподаватель: Бирюкова На...

Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.

Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....

Методическая разработка открытого урока по ОБЖ 372 года пожарной охране России

Ознакомление студентов с историей создания пожарной безопасности в России. Рассматриваются основные причины пожара и первичные средства пожаротушения; правила поведения при пожаре в различных условиях...

Методическая разработка открытого урока по теме "Крым в середине 1960-х - середине 1980-х годов"

Методическая разработка урока может быть использована в преподавании дисциплины ОУД «История» и ориентирована на студентов II курса ОУ СПО. Урок рассчитан на 2 часа и представляет собой те...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине: «ОУД.б.04 История» Тема: « Отмена крепостного права и реформы 60-70 –х годов XIXв.»

В данной методической разработке представлена методика проведения  комбинированного урока     с элементами лабораторной работы, технология проблемного обучения  с элемент...