Урок математики по теме: "Деление с остатком". 5 класс
учебно-методический материал по математике (5 класс)

Кондрусь Светлана Николаевна

Урок математики по теме: "Деление с остатком". 5 класс. Технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_5_klass_uchitel_kondrus_s.n.docx62.07 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по математике

5 класс

Тема урока: Деление с остатком, 1-ый урок в теме

Учитель: Кондрусь С.Н.

Тип урока

Урок открытия нового знания, изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий

Форма урока

Классно-урочная

Цели и задачи для учителя

Цель  урока: повторить деление с остатком, вывести правило нахождения делимого при делении с остатком и записать его в виде буквенного выражения

Задачи урока

обучающие: учить работать  с учебником как с источником информации: о свойстве неполного частного, о правиле нахождения делимого при делении с остатком.

развивающие: развить внимание, логическое мышление, математическую речь.

воспитательные: воспитывать интерес к предмету, активность на уроке; воспитать культуру речи, усидчивость.

Планируемые результаты

Личностные: формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний.

Метапредметные:

 Регулятивные: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, применять правила и пользоваться инструкциями при выполнении заданий; использовать приемы поиска информации в учебнике.

Коммуникативные: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.

Предметные: формировать навыки деления с остатком; учить называть компоненты действий при выполнении деления с остатком; формировать умение решать задачи на деление с остатком.

Формы работы учащихся: фронтальная работа с классом, самостоятельная работа, индивидуальная работа, работа с текстом учебника, групповая работа

Технологии: системно - деятельностный подход.

Материально-техническое обеспечение урока

компьютеры, мультимедийный проектор, учебник

Презентация учителя к уроку

Опорные понятия, термины:

Делимое, делитель, частное, остаток

Новые понятия:

Неполное частное

Формы контроля:

Работа у доски и в тетрадях, фронтальная работа с классом, самостоятельная работа, индивидуальная и групповая работа

Домашнее задание:

п. 19, правило на стр. 131 учить, № 522, № 524, №529(доп.)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

Организационный момент (2 мин)

Актуализация знаний (5 мин)

1.Устный счет

Фронтальный опрос

Определяет готовность учащихся к уроку. Сосредотачивает внимание учащихся

-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Начинаем урок. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

-Ребята, а сейчас я предлагаю вам поработать устно.

-Итак, вычислите устно, по цепочке выполняем действия.

В результате устных вычислений получится «5».

-Справились с заданием, я надеюсь, что и наш урок сегодня тоже пройдет на «отлично».

Организует фронтальный опрос обучающихся

1. Ребята, а какие арифметические действия вы использовали во время устного счета?

2. Давайте подробнее остановимся на делении. Назовите компоненты деления.

3. Давайте вспомним, как найти делимое?

4. Как найти делитель?

Учащиеся проверяют подготовку к занятию, записывают в тетрадях «Классная работа», и число. Настраиваются на деловой ритм работы

Выполняют задания устного счета (по цепочке, начиная с первого ряда), которые показаны на слайде:

Отвечают на вопросы учителя.

(Сложение, вычитание, умножение, деление)

(Делимое, делитель, частное)

(Чтобы найти делимое, нужно частное умножить на делитель)

(Чтобы найти делитель нужно делимое разделить на частное)

Личностные:

Ответственно относиться к учению;

Метапредметные:

Осуществлять контроль своей деятельности;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; уметь договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: планировать свое действие в соответствии

с поставленной задачей.

Уметь устно выполнять примеры на сложение, умножение, вычитание, деление

Знать понятия «делимое», «делитель», «частное».

Постановка учебной задачи.

Целеполагание

(6 мин)

Предлагает ученикам выполнить следующее задание, представленное на слайде. Задает ученикам наводящие вопросы.

- Ребята, а теперь посмотрите на данные выражения, какое действие необходимо выполнить?

- Письменно, выполняя деление подумайте, на какие две группы можно разделить данные выражения. Запишите в тетрадь в два столбика.

- Давайте проверим.

Показывает на слайде:

- Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок?

- Ребята, т.е. в некоторых примерах выполнение деления у вас вызвало затруднение. Почему же?

- Так как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

- Запишите в тетради тему урока.

Записывает тему урока на доске.

- Какие цели вы перед собой ставите сегодня на уроке?

- Какими методами мы будем добиваться поставленных целей?

- Да, ребята, сегодня на уроке мы с вами повторим, как выполняется деление с остатком и выведем правило нахождения делимого при делении с остатком и запишем его в виде буквенного выражения

Цель урока показывает на слайде:

Выполняют задание, отвечают на вопросы учителя.

(Деление)

Записывают примеры в тетради, вычисляют.

Ответы учащихся:

(Деление на однозначное и на двузначное число; деление с остатком и без остатка)

Называют свои варианты записи примеров в два столбика с ответами

Поднимают руки

(Потому что выполнялось деление с остатком)

(Деление с остатком)

Записывают тему урока.

(Выполнять деление с остатком; решать задачи на деление с остатком; узнаем что-нибудь новое по этой теме

- Через решение задач, примеров.

Личностные:

Проявлять инициативу при выполнении заданий;

 Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, исправлять и дополнять ответы других учащихся

Метапредметные:

Осуществлять контроль своей деятельности по эталону;

Строить логические рассуждения

Регулятивные:

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё предположение.  

Уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Знать принцип деления с остатком.

Физкультминутка

(3 мин)

А теперь ребята встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево.

Учитель проводит комплекс упражнений для глаз.

А теперь, тихо сели – вновь за дело.

Выполняют движения

Открытие обучающимися новых знаний

(10 мин)

Задает вопросы:

- Ребята, всегда ли одно натуральное число можно разделить на другое?

- Сейчас я предлагаю вам поработать в группах, чтобы самостоятельно разобраться, как выполнить деление с остатком. Работать вы будете с учебником, стр.131-132(п.19)

Задает вопросы группам по материалу изученной лекции:

- Ребята, назовите компоненты деления с остатком.

- Как найти делитель при делении с остатком? (записать буквенное выражение на доске)

- Скажите, какое условие обязательно должно выполняться при делении с остатком?

-  А если остаток равен нулю?

Отвечают на вопросы:

- Не всегда одно натуральное число делится на другое

- Да, всегда можно выполнить деление с остатком

Распределяются по группам. Изучают материал учебника

Ответы учащихся:

- Делимое, делитель, неполное частное, остаток.

- Делимое равно произведению делителя и неполного частного сложенного с остатком.

- Остаток всегда меньше делителя.

- Значит, делимое делится на делитель без остатка, нацело.

Познавательные:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую).

Коммуникативные: Уметь выражать свои мысли, аргументировать свое мнение.

 Познавательные: 

Уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; осуществлять информационный отбор. Личностные: в процессе изучения материала осуществлять сотрудничество в группе, уметь договариваться, уважительно относиться к мнению других.

Знать принцип выполнения деления с остатком. Уметь записывать действие с помощью числового выражения.

Первичное закрепление изученного материала

(10 мин)

- выполним следующее задание (раздаточный материал, см. Приложение 1)

- Кто выполнил задание без ошибок, подняли руки

2. Работа по учебнику:

-Выполним № 521,  в учебнике стр. 133

Координирует работу ребят на закрытых досках и на местах.

Затем открывает доски, проверяем работу.

Предлагает ученикам, которые усвоили материал на достаточно хорошем уровне,  выполнить тренировочный тест по теме урока. Тест состоит из 5 вопросов. (На экране).

Сразу видит результаты выполнения работы.

Задание а) выполняет один ученик у доски, б) и в) самостоятельно в тетрадях, затем проверяем

Поднимают руки, оценивают себя.

2 ученика работают на закрытых досках, затем проверяем

1-ый: 1,3

2-ой: 2,4

1) 75:9 = 8 (ост. 3)

75 = 9*8 + 3

2) 48:17 = 2 (ост. 14)

48 = 17*2 + 14

3) 412:400 = 1 (ост.12)

412 = 400*1 + 12

4) 370 : 185 = 2 (ост. 0)

370 = 185*2 + 0

Ученики с высокой степенью усвоения данного учебного материала работают индивидуально.

Еще раз выполняют задания, в которых допустили ошибки, проводят самооценку по степени усвоения материала

Познавательные:

Уметь извлекать из математических текстов необходимую информацию.

Личностные:

Ответственно относиться к учению;

Усилить мотивацию к обучению;

Проявлять инициативу при выполнении заданий;

Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, исправлять и дополнять ответы других учащихся

Метапредметные:

Осуществлять контроль своей деятельности и деятельности одноклассников по эталону.

Уметь выполнять деление с остатком.

Постановка домашнего задания (2 мин)

- Откройте дневники, запишите домашнее задание:

п. 19, правило на стр.131 учить, №522, №524, № 529 (дополн.), (прокомментировать)

Записывают в дневники домашнее задания, просматривают номера в учебнике, задают появившиеся вопросы.

Рефлексия.

Подведение итогов урока

(2 мин)

- Давайте подведем итог работы на уроке.

- Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ли цели? Ребята, считаете ли вы свою работу на сегодняшнем уроке успешной? Почему?

Выставление оценок за урок с комментариями.

Отвечают  на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали. Осуществляют  самооценку.

Регулятивные:

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной  оценки.

Личностные:

Уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Приложение 1

             Найти делимое, если:

а) неполное частное равно 7, остаток равен 3, а делитель – 6;

б) неполное частное равно 11, остаток равен 1, а делитель – 9;  

в) неполное частное равно 20, остаток равен 13, а делитель – 15.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме: "Деление обыкновенных дробей"

Урок математики на тему: "Деление обыкновенных дробей", для учащихся 6 классов. Поможет учащимся легко справиться с темой....

Урок математики по теме: "Деление дробей" 6 класс

Урок содержит в себе сюжетно- ролевое путешествие, с выполнением заданий от сказочных героев...

Учебно-методическая разработка урока математики на тему "Деление десятичной дроби на натуральное число" (для учащихся 6-го класса).

Урок математики "Деление десятичной дроби на натуральное число" может быть использован учителями в качестве учебно-методического материала при подготовке к уроку....

Учебно-методическая разработка урока математики на тему "Деление десятичной дроби на десятичную дробь" (для учащихся 6-го класса).

Урок математики "Деление десятичной дроби на десятичную дробь" может быть использован учителями в качестве учебно-методического материала при подготовке к уроку....

Разработка урока математики по теме "Деление с остатком" 5 класс

Данный урок по учебнику "Математика 5" Н. Я. Виленкина разработан с применением системно-деятельностного подхода и здоровьесберегающих технологий, логически выстроен, включает все этапы, пол...

Презентация к уроку математики на тему: "Деление нацело", 5 класс

Данная презентация будет хорошим помощником в копилке любого учителя. Впервые я ей воспользовалась будучи еще студенткой, на практике. Тогда она мне помогла в проведении урока на тему отрицательные чи...

Презентация к уроку математики по теме "Деление с остатком"

Презентация к уроку математики по теме "Деление с остатком", 5 класс....