Технологическая карта внеурочного мероприятия по математике:Игра-путешествие Математический поезд.
методическая разработка по математике (5 класс)

Матюшева Вера Ивановна

Игра по станциям с маршрутными листами. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеурочного мероприятия по математике

Учитель: Матюшева Вера Ивановна, учитель математики

Предмет математика

Классы 5-е

Игра – путешествие «Математический поезд»

Цель: повышение интереса к предмету в игровой соревновательной форме.

Учебные задачи направленные на развитие учащихся:

Предметные:

  • знаково-символическое моделирование;
  • умение структурировать знание;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепочки рассуждения.

Метапредметные:

  • формировать понимание учебной задачи;
  • умение планировать и действовать по плану;
  • умение контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
  • умение участвовать в диалоге, в беседе, возможность различных точек зрения, умение понимать собеседника, высказывать и аргументировать своё мнение.

Личностные:

  • Развивать креативность мышления, инициативу,
  • находчивость, активность при решении математических задач.

Организация деятельности обучающихся во время игры:

  • самостоятельно выходят на проблему и решают её;
  • ведут диалог, отвечают на вопросы;
  • выполняют практические задания;
  • рефлексируют.

Ход игры

Этапы игры

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Организационный момент

Подготовка учащихся к игре, организация внимания

Команды из 5 человек от каждого класса готовятся к игре, концентрируют внимание

Познавательные: строить логические цепочки рассуждений.

Регулятивные: прогнозировать своей деятельности.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Личностные: умение выделить нравственный аспект поведения, положительный настрой

2

Актуализация знаний

  1. Вступительное слово учителя (приложение № 1)
  2. Раздача маршрутных листов (приложение № 2)
  3. Объявление о начале игры
  1. Учащиеся слушают учителя и формулируют тему игры
  2. Получают, изучают и заполняют маршрутные листы
  3. Каждая команда отправляется по своему маршруту

Коммуникативные: организовывать и планировать сотрудничество с учителем и сверстниками

Регулятивные: формировать целевые установки деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий)

Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков

Личностные: формировать познавательный интерес

3

Операционно-исполнительский этап

Учитель совместно с учащимися старших классов (по два человека на станцию) организует игру на станциях:

– «Угадай-ка» (презентация № 1),

– «Решай-ка» (презентация № 2),

– «Сосчитай-ка» (презентация № 3),

– «Смекай-ка» (презентация № 4)

Команда учащихся проходит по станциям, выполняет задания предложенные начальником и помощником станции (учащимся старших классов)

Коммуникативные: уметь точно и грамотно выражать свои мысли; развивать умение обмениваться знаниями между членами команды для принятий эффективных совместных решений

Регулятивные: соотносить правила игры и планировать действия в соответствии с правилами игры

Познавательные: уметь осмысленно читать и извлекать нужную информацию; уметь искать и проводить аналогии на основе аргументации

Личностные: формировать навыки самоанализа и самоконтроля, формировать стремление к победе

4

Подведение итогов мероприятия

Учитель совместно с начальниками станций и их помощниками подводит итоги игры, награждает каждую команду грамотами (победители и призеры участия) и сладкими призами

Команды пребывают на заключительную станцию «Призовая» и узнают результаты игры. Задают вопросы, высказывают свое мнение об игре. Получают грамоты и призы.

Коммуникативные: уметь обсуждать результаты, давать оценку своей деятельности и деятельности одноклассников, высказывать свое мнение

Регулятивные: уметь планировать свои дальнейшие действия

Познавательные: оценивать новые знания, приобретенные во время участия в игре и познавательной беседе

Личностные: формировать навыки самоанализа и самоконтроля, сопоставления, сравнения

5

Рефлексия

Учитель предлагает на вопросы:

  1. За что могу себя похвалить?
  2. За что могу похвалить членов своей команды?
  3. Что приобрел?
  4. Что удивило?
  5. Что не получилось?

Учащиеся оценивают свою работу в команде (отвечают на вопросы)

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные: уметь критически относится, оценивать свои и чужие высказывания, уметь слушать

Познавательные: уметь обобщать на доступном уровне полученную информацию

Личностные: формировать навыки самоанализа и самоконтроля


Приложение № 1

Вступительное слово учителя

Дорогие ребята, сегодня в рамках Декады математики мы проведем игру-путешествие с остановками на различных станциях. Как вы думаете, как можно назвать нашу игру (дети отвечают на вопрос, при этом могут быть наводящие вопросы)? Да, верно, игра называется «Математический поезд». Все команды получат маршрутные листы. На каждой станции вас ждут начальник станции и его помощник (по два старшеклассника на каждой станции). Они дадут вам различные задания (слайды №№ 1, 2, 3, 4), а вы должны выполнить их, работая в команде. Задания могут иметь и практический характер (работа со спичками). На каждой станции вы будете находиться не более 10 минут. В конце каждой стоянки начальник станции заполнит ваш маршрутный лист (выставит баллы). По станциям необходимо передвигаться согласно маршруту. Не забудьте, что во всякой игре побеждают внимательные и собранные участники. Желаю всем удачи!


Приложение № 2

№ кабинета в маршрутных листах заранее прописывает организатор (учитель).

На станции «Призовая» команды возвращают свои маршрутные листы организатору (учителю).

Станция

Баллы

Кабинет

1

Смекай-ка

2

Решай-ка

3

Угадай-ка

4

Сосчитай-ка

5

Призовая

Итог: 

Команда  ___________,  _____ класс

Станция

Баллы

Кабинет

1

Решай-ка

2

Угадай-ка

3

Сосчитай-ка

4

Смекай-ка

5

Призовая

Итог: _____________

Команда ________________ , ______  класс

Станция

Баллы

Кабинет

1

Угадай-ка

2

Сосчитай-ка

3

Смекай-ка

4

                Решай-ка

5

Призовая

Итог: _____________

Команда  _________________,  ______ класс

Станция

Баллы

Кабинет

1

Сосчитай-ка

2

               Смекай-ка

3

Решай-ка

4

Угадай-ка

5

Призовая

Итог: 

Команда _____________, _______ класс

Обратная сторона


Самоанализ

внеурочного мероприятия по математике в 5-х классах

Интеллектуальная игра-путешествие «Математический поезд»

Цели:

Образовательная: повысить уровень математического развития обучающихся и расширить их кругозор; углубить представление обучающихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни.

Развивающая: развить у обучающихся интерес к занятиям математикой ; показать ценность математических знаний.

Воспитательная: воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу; за работу своей команды.

Задачи:

- создать условия для проявления каждым учеником своих способностей, интеллектуальных умений;

- развивать скорость мышления;

- воспитывать такие качества у учащихся, как умение слушать другого человека, работать в группе.

Оборудование: компьютер, проектор, экран в каждом кабинете, маршрутные листы.

При планировании мероприятия были учтены возрастные особенности учащихся и их интересы. Задания для игры были подготовлены с учетом пройденного материала.

В рамках проведения Декады математики (приложение № о декадах) в нашей школе на протяжении нескольких лет в пятых классах проводится игра «Математический поезд». Каждый класс заранее выбирает команду из 5 человек, команда выбирает капитана. В день проведения мероприятия команды собираются в одном из кабинетов (начальная и конечная «Призовая» станция). Учащиеся совместно с учителем формулируют тему игры. Оговариваются условия проведения игры, выдаются маршрутные листы, и дается «Старт». В это время на станциях (в разных кабинетах) учащиеся старших классов готовы к приему команд (подготовлены презентации с заданиями и ответами, столы с листами бумаги для записи решений, спички для выкладывания фигур на одной из станций). Каждая команда проходит по своему маршруту и возвращается на станцию «Призовая», на которой подводятся итоги. Каждая команда получает грамоту (1-е, 2-е, 3-е места и за участие) и обязательно сладкие призы всем участникам.

Надо отметить, что учащиеся во время игры активны, проявляют смекалку, стремятся к победе. С большим удовольствием принимают участие в игре и учащиеся старших классов (бывает даже конкуренция). Участие всех детей в данном мероприятии всегда поощряется различными способами (грамоты, призы, хорошие отметки).

Так же я считаю, что за счет стремления каждой команды к победе, активности всех учащихся и умелом направлении их деятельности, все цели по итогам данного мероприятия были достигнуты.

Работа на данном мероприятии всегда организована таким образом, что учитель большую часть времени проводит как наблюдатель,только произносит вступительное и заключительное слова, все остальное делают дети.И это является хорошим показателем работы учителя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математический поезд Станция «Угадай-ка»

Слайд 2

1. Двое пошли- 5 гвоздей нашли. Четверо пойдут- много ли найдут? Ответ: скорее всего, что ничего не найдут.

Слайд 3

2. Петух стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько он будет весить, если встанет на обе? Ответ: 5кг

Слайд 4

3. У мальчика братьев нет, а у его сестры столько же братьев, сколько сестёр. Сколько в этой семье братьев и сестёр? Ответ: У сестры один брат, значит и одна сестра. В семье всего трое детей.

Слайд 5

4. Представь себе, что ты машинист паровоза, ведущего пассажирский состав. Всего в составе 13 вагонов. Обслуживается поезд бригадой в 30 человек. Начальнику поезда 46 лет, кочегар на 3 года старше машиниста. Сколько лет машинисту? Ответ: столько лет, сколько тебе, т.к. машинист- это ты.

Слайд 6

5. Птицелов поймал в клетку 5 синиц, на дороге встретил 5 учениц. Каждой подарил по синице, и в клетке осталась одна птица. Как это могло получиться? Ответ: одну птицу птицелов отдал в клетке.

Слайд 7

6. Определите результат: 2 2

Слайд 8

О 100 В К ВОСТОК

Слайд 9

С 3 Я А АВСТРИЯ

Слайд 10

К 2 ПОЛКА

Слайд 11

3 ТОН ТРИТОН

Слайд 12

И НА 3 ВИТРИНА

Слайд 13

100 ♪ Р СТОЛЯР

Слайд 14

У УЛИЦА

Слайд 15

Молодцы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математический поезд Станция «Решай-ка»

Слайд 2

Как называются цифры: I, II, III, IV, V,… 1 вопрос

Слайд 3

Ответ: Римские

Слайд 4

Как называются цифры: 0, 1, 2, 3, 4, … 2 вопрос

Слайд 5

Ответ: Арабские

Слайд 6

Какое число надо прибавить к натуральному числу, чтобы получилось следующее за ним число? 3 вопрос

Слайд 7

Ответ: 1

Слайд 8

Какое число делится на все числа без остатка? 4 вопрос

Слайд 9

Ответ: 0

Слайд 10

Сумма трёх чисел равна их произведению. Эти числа различные и однозначные. Найдите эти числа. 5 вопрос

Слайд 11

Ответ: 1; 2; 3

Слайд 12

К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? 6 вопрос

Слайд 13

Ответ: В 11 раз

Слайд 14

Какой ряд лишний? 7 вопрос 2 5 8 11 14 1 4 7 10 13 10 20 30 40 50 3 6 9 12 15

Слайд 15

Ответ: Третий

Слайд 16

Найти закономерность в рядах чисел и записать в каждый ряд по два следующих числа. 8 вопрос 2, 3, 4, 5, 6, 7, … 10, 9, 8, 7, 6, 5, … 9, 12, 15, 18, 21, … 3, 7, 11, 15, 19, 23, … 1, 9, 1, 7, 1, 5, 1, … 4, 5, 8, 9, 12, 13, …

Слайд 17

Ответ: 8; 9 4; 3 24; 27 27; 31 3; 1 16; 17

Слайд 18

Отцу 32 года, сыну 5 лет. Через сколько лет отец будет в 4 раза старше сына? 9 вопрос

Слайд 19

Ответ: Через 4 года

Слайд 20

Охотник прошел на север 8 км, затем повернул на юг и прошел 12 км, после чего на запад прошел 4 км и снова на север 4 км. На каком расстоянии от начала пути он находится? 10 вопрос

Слайд 21

Ответ: 4 км

Слайд 22

Задумали число. Если это число разделить на 5, затем вычесть 21 и разность увеличить в 3 раза, то получится 12. Какое число было задумано? 11 вопрос

Слайд 23

Ответ: 125 Решение: ( x : 5 – 21 ) · 3 = 12

Слайд 24

12 вопрос Весы находятся в равновесии, всего на них 4 кг крупы. Сколько на весах риса?

Слайд 25

Ответ: 1 кг 600 г риса Решение: Всего груза 5 кг 200 г 5200 г : 2 = 2600 г 2600 г – 1 кг = 1600 г

Слайд 26

Определите вес верблюда. 13 вопрос Лев Тигр 70 кг Верблюд 130 кг 1010 кг

Слайд 27

Ответ: 400 кг Решение: 1010 – (70+130) = 810, 810 : 3 = 270, 270 + 130 = 400


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математический поезд Станция «Сосчитай-ка»

Слайд 2

Вычислить и заполнить пропуски 18 +2 +4 +6 +5 +1 +6 13 20 24 18 19

Слайд 3

2. Заполните пропуски 1м = дм 1км= м 1км= см 1га = м 2 1а = дм 2 1м 3 = см 3 1л = см 3 10 1000 100000 10000 10000 1000000 1000

Слайд 4

3. Сравнить 35км900м 35км090м 3мин15сек 200сек 2ч35мин 100мин 17т40кг 17400кг > > < <

Слайд 5

4. Вычислить 17 ∙ 3= 18 ∙ 3= 13 ∙ 4= 13 ∙ 5= 14 ∙ 6= 15 ∙ 4= 25 ∙ 4= 51 54 52 65 84 60 100

Слайд 6

5. Вычислить 11∙13= 11 ∙22= 43 ∙11= 18 ∙11= 19 ∙11= 143 242 198 209 473

Слайд 7

6. Найдите закономерность и заполните пустой сектор 1 10 6 3 15 21

Слайд 8

7. Найдите закономерность и заполните пустой круг 3 1 17 9 4 2 6 14 10

Слайд 9

8. Найдите закономерность и заполните пропуск 9 2 3 6 8 4 3 10 8 9

Слайд 10

9. Найти закономерность и заполнить пустой круг 8 4 1 6 3 13 6 5 6 4

Слайд 11

Молодцы! Станция пройдена!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОЕЗД Станция «Смекай-ка»

Слайд 2

Задание №1 Сколько квадратов на рисунке?

Слайд 3

Ответ: 9

Слайд 4

Задание №2 Сколько треугольников на рисунке?

Слайд 5

Ответ: 6

Слайд 6

Задание №3 Каждая спичка имеет длину 4 см 5 мм. Как из 15 спичек сложить метр?

Слайд 7

Ответ:

Слайд 8

Задание №4 Из 12 спичек сложено имя. Переложите спичку так, чтобы получилось женское имя.

Слайд 9

Ответ:

Слайд 10

Задание №5 Отнимите 2 спички так, чтобы осталось 2 квадрата (остальные спички не передвигать)

Слайд 11

Ответ:

Слайд 12

Задание №6 Сложите 3 равных квадрата: а) из 10 спичек б) из 11 спичек

Слайд 13

Ответ: а) б) или

Слайд 14

Задание №7 Из спичек выложены 2 квадрата. Переложите 4 спички так, чтобы получилось 14 квадратов.

Слайд 15

Ответ:

Слайд 16

Задание №8 Из спичек составлены неверные примеры. Переложите в каждом по одной спичке так, чтобы все равенства стали верными.

Слайд 17

Ответ: или

Слайд 18

Задание №9 Корова идет вправо. Переложите одну спичку так, чтобы она пошла влево.

Слайд 19

Ответ:

Слайд 20

Задание №10 Рак ползет вверх. Переложите 5 спичек так, чтобы он полз вниз.

Слайд 21

Ответ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта внеурочного мероприятия по формированию нравственной жизненной позиции в 7 классе. Тема: Смысл жизни, какой «я»

Дать обучающимся первоначальное представление о нравственных ценностях; формировать умение различать истинные и мнимые ценности; побуждать к самосовершенствованию, саморазвитию; способствовать воспита...

Технологическая карта внеурочного мероприятия "День Байкала"

Экоурок, посвященный удивительному природному объекту.  Занятие погрузит школьников в мир легендарного озера и научит его беречь....

Технологическая карта внеурочного мероприятия "Слава Отечества", 6 класс

Техническая карта внеурочного мероприятия "Слава Отечества"...

Технологическая карта внеурочного мероприятия "Война в одной песне"

Мероприятие предназначено для обучающихся 8 классов. Цель- развитие хорового навыка и паториотическое воспитание подростков....

Технологическая карта внеурочного мероприятия по географии Викторина "Знатоки географии"

Цель мероприятияСоздать условия для расширения кругозора учащихся по предмету география. Задачи мероприятия Продолжить формирование общеучебных навыков работы с картой.Развивать память, логическо...

Технологическая карта внеурочного мероприятия для обучающихся 5 классов «Каждый ребенок имеет право»

Разработка урока по профилактике правонарушений и преступлений для обучающихся 5 классов....