Технология совершенствования вычислительных навыков на уроках математики
учебно-методический материал по математике

Волкова Ольга Андреевна

Технология формирования, развития и совершенствования вычислительных навыков на уроках математики в основной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_sovershenstvovaniya_vychislitelnyh_navykov.docx17.1 КБ

Предварительный просмотр:

Технология совершенствования вычислительных навыков на уроках математики  с использованием различных технологий обучения.

В соответствии с Концепцией модернизации образования обучение математике на основе индивидуальных особенностей и учета целей развития каждого ребенка способствует не только повышению качества знаний учащихся, но и развитию их вычислительных навыков.   Обучение вычислениям вносит  вклад в развитие основных психических функций учащихся, способствуя развитию скорости мышления, внимания, памяти. Вычисления – основа для формирования умения пользоваться алгоритмами, логическими рассуждениями.  Вычисления необходимы в жизни каждому человеку. Поэтому учителю необходимо формировать у детей вычислительные навыки, используя различные виды устных и письменных упражнений, как в процессе работы с классом, так и в процессе индивидуальной работы с учащимися.  Работая в течение 5 лет над совершенствованием  вычислительных навыков , выстроила собственную  систему приемов, методов и форм обучения учащихся вычислительным навыкам.  В методике работы над каждым отдельным приёмом  предусматриваю ряд этапов.

На этом этапе подготовки к введению нового приема создаётся готовность к усвоению вычислительного приёма. Учащиеся должны усвоить те теоретические знания, на которых основывается вычислительный приём, а также овладеть каждой операцией, составляющей приём.

На этом этапе ознакомления с приемом ученики усваивают суть приёма, какие операции надо выполнять, в каком порядке. Сначала пояснения выполняю  сама, а затем учащиеся выполняют их самостоятельно. На  этапе закрепления знания приёма  учащиеся должны овладеть вычислительным навыком. Упражнения должны быть разнообразными как по форме, так и по числовым данным. Выполнение операций не у всех учащихся происходит одновременно, поэтому я время от времени возвращаюсь к полному объяснению и развёрнутой записи приёма.

Применяю на уроках два вида устного счёта. Первый основан на зрительном восприятии информации, при котором я не только называю числа, с которыми надо оперировать, но и демонстрирую их учащимся,  записывая на доске, указывая по таблице. Не нужно удерживать  числа в уме, и это облегчает процесс вычислений.  Второй вид устного счёта основан на слуховом восприятии, он сложнее первого. Формы устного счёта: Магические квадраты, Лучший счётчик, Числовая мельница, Кодированные упражнения, Лесенка, Молчанка, Эстафета, Устная контрольная работа. Небольшое количество учащихся в классе  позволяет проверить правильность решений всех. Таблицы-тренажеры предназначены как для работы в классе на уроке, так и для самостоятельной работы дома. Они позволяют предложить ученику выполнить большой объём вычислений за небольшое время. В результате такой тренировки каждый ребёнок приучается быстро и правильно считать и думать, овладевает различными приёмами самопроверки, значительно лучше ориентируется в числовых множествах. Таблицы-тренажёры рассчитаны на многократное использование. В течение года провожу четыре проверки вычислительных навыков учащихся:

-контрольный входной устный счет ( сентябрь),затем в октябре, феврале, апреле.

 I-я часть работы – обязательная, предназначенная для проверки усвоения базовых знаний и приобретения навыков в решении элементарных задач. II-я часть – дополнительная, направленная на развитие математических способностей.  Задания предполагают осуществление проверки умений быстро ориентироваться в решении мини-задачи, часто в нестандартной ситуации, перевод единиц измерения, чисел в стандартном виде, задания на прикидку и оценку. На выполнение работы  15-20 минут. Результаты в течение года заносятся в сводную таблицу результатов – мониторинг, который содержит всю интересующую информацию о проведенных тестах и их результатах. По результатам теста строю коррекционную работу с каждым индивидуально. Проводится поэлементный анализ, выявляются систематические ошибки, западающие темы. Приложение 

В своей работе использую методику «Формирование вычислительных навыков на уроках математики 5–9 классы»  Хлевнюк Натальи Николаевны и Ивановой Марии Валентиновны, технологию развития и совершенствования вычислительных умений Всеволода Николаевича Зайцева. Система организации диагностики, тренинга, контроля, мониторинга совершенствования вычислительных умений и навыков у учащихся, применение компьютерных технологий способствует росту комфортности обучения, достижению хороших результатов: Результатом работы над прочностью устных вычислительных навыков стал качественный показатель успеваемости учащихся

1) повысилась техника счёта;

2) понизился процент вычислительных ошибок при выполнении контрольных работ;

3) повысилось качество обученности по математике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технология совершенствования вычислительных навыков на уроках математики

Данная технология разработана на основе технологии совершенствования вычислительных умений      Всеволода Николаевича Зайцева....

«Технология совершенствования устных вычислительных навыков на уроках математики»

«Технология совершенствования устных вычислительных навыков на уроках математики»...

Технология совершенствования вычислительных навыков

Технология совершенствования вычислительных навыков...

Совершенствование вычислительных навыков на уроках математики

в статье речь идет о необходимости совершенствовать на уроках математики вычислительных навыков. Автор приводит некоторые приемы устного счета, а также примеры заданий в игровой форме, позволяющие не ...

Технология совершенствования вычислительных навыков на уроках математики

Одной из основных задач обучения математике в школе является формирование у школьников сознательных и прочных вычислительных навыков, которые являются основополагающим элементом вычислительной культур...