Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы Учебная дисциплина: ОУД 06 МАТЕМАТИКА для профессии 38.01.02 «Продавец, контролер-кассир»
методическая разработка по математике

Методические рекомендации

по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

Учебная дисциплина: ОУД 06 МАТЕМАТИКА

для профессии 38.01.02 «Продавец, контролер-кассир»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_po_matematike.docx96.39 КБ

Предварительный просмотр:

Парабельский филиал

Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения

 «Томский политехнический техникум»

Методические рекомендации

по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

Учебная дисциплина: ОУД 06 МАТЕМАТИКА

для профессии 38.01.02 «Продавец, контролер-кассир»

2018


Введение

Внеаудиторная самостоятельная работа - планируемая учебная работа студентов, выполняемая вне занятий по заданию и при управлении преподавателем, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа проводится с целью:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
  • углубления и расширения теоретических знаний;
  • формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу;
  • развития познавательных способностей и активности студентов творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;
  • формирования общих и профессиональных компетенций.

Пояснительная записка

Внеаудиторная самостоятельная работа является обязательным компонентом учебного плана. Внеаудиторная самостоятельная работа способствует оптимальному усвоению студентами учебного материала, развитию их познавательной активности, готовности и потребности в самообразовании. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентами по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Организация самостоятельной работы студентов включает использование информационных и материально-технических ресурсов техникума.

В частности, материально-техническое и информационно-техническое обеспечение:

  • библиотеку с читальным залом, укомплектованную в соответствии с существующими нормами;
  • учебно-методическую базу учебных кабинетов;
  • компьютерные классы с возможностью работы в INTERNET;

Наиболее оптимальными формами проведения внеаудиторной самостоятельной работы являются: сообщения,  презентации, опорные конспекты, составление кроссвордов, решение задач с практическим содержанием.

При планировании заданий для внеаудиторной самостоятельной работы используются следующие типы самостоятельной работы:

  • воспроизводящая (репродуктивная), предполагающая алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации;
  • реконструктивная, связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично измененной ситуации;
  • эвристическая (частично-поисковая), которая заключается в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации;
  • творческая, направленная на формирование знаний-трансформаций и способов исследовательской деятельности.

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер составлены с учетом специфики  данной дисциплины и профессий.

В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов используются: самоотчеты,  защита творческих работ и электронных презентаций и др.

В процессе освоения дисциплины обучающийся  должен овладевать общими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой  для  эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии  в  профессиональной деятельности;

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),  результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Содержание программы  дисциплины направлено на достижение следующих целей:

  1. Обеспечения сформированности логического,  алгоритмического и математического мышления;
  2. Обеспечения сформированности умений применять полученные знания при решении различных задач.

В ходе организации самостоятельной работы студентов решаются следующие задачи:

  1. На примерах математических понятий и методов продемонстрировать обучающимся сущность научного подхода, специфику математики и ее роль в решении практических задач;
  2. Научить обучающихся приемам исследования и решения математически формализованных задач;
  3. Выработать у обучающихся умение анализировать полученные результаты;
  4. Привить обучающимся навыки самостоятельного изучения литературы по математике и ее приложениям.

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов  осуществляется в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине.

Критерии оценки результатов самостоятельной работы

Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются:

  • уровень освоения студентами учебного материала;
  • умения студента  использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
  • сформированностьобщеучебных умений;
  • умения студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
  • обоснованность и четкость изложения ответа;
  • оформление материала в соответствии с требованиями;
  • умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
  • умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
  • умение показать, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
  • умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.

Характеристика видов ВСР

Наименование задания

Определение

Затраты времени на подготовку сообщения

Роль преподавателя:

Роль студента:

Критерии оценки:

Подготовка информационного сообщения

Вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.

Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию)

Зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения – 1ч, максимальное количество баллов – 2.

Регламент времени на озвучивание сообщения - до 5 мин.

  1. определить тему и цель сообщения;
  2. определить место и сроки подготовки сообщения;
  3. оказать консультативную помощь при формировании  структуры сообщения;
  4. рекомендовать базовую и дополнительную литературу по теме сообщения;
  5. оценить сообщение в контексте занятия.

  1. собрать и изучить литературу по теме;
  2. составить план или графическую структуру сообщения;
  3. выделить основные понятия;
  4. ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
  5. оформить текст письменно;
  6. сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный
  1. актуальность темы;
  2. соответствие содержания теме;
  3. глубина проработки материала;
  4. грамотность и полнота использования источников;
  5. наличие элементов наглядности.

Написание реферата

Более объемный, чем сообщение, вид СРС, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях. Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны. Реферативные материалы должны представлять письменную модель первичного документа – научной работы, монографии, статьи. Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определенную тему на семинарах, конференциях.

Регламент времени на озвучивание сообщения - 7-10 мин

Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 4 ч, максимальное количество баллов – 5.

идентична роли при подготовке студентом информационного сообщения, но имеет особенности, касающиеся:

  1. выбора источников (разная степень сложности усвоения научных работ, статей);
  2. составления плана реферата (порядок изложения материала);
  3. формулирования основных выводов (соответствие цели);
  4. оформления работы (соответствие требованиям к оформлению).

Идентична при подготовке информационного сообщения, но имеет особенности, касающиеся:

  1. выбора литературы (основной и дополнительной);
  2. изучения информации (уяснение логики материала источника, выбор основного материала, краткое изложение, формулирование выводов);
  3. оформления реферата согласно установленной форме.

  1. актуальность темы;
  2. соответствие содержания теме;
  3. глубина проработки материала;
  4. грамотность и полнота использования источников;
  5. соответствие оформления реферата требованиям.

Написание конспекта первоисточника (статьи, монографии, учебника, книги и пр.)

Вид внеаудиторной СРС по созданию обзора информации, содержащейся в объекте конспектирования, в более краткой форме. В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внес его автор, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Ценность конспекта значительно повышается, если студент излагает мысли своими словами, в лаконичной форме.

Конспект должен начинаться с указания реквизитов источника (фамилии автора, полного наименования работы, места и года издания). Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание и прочнее запомнить.

Работа выполняется письменно. Озвучиванию подлежат главные положения и выводы работы в виде краткого устного сообщения

Контроль может проводиться и в виде проверки конспектов преподавателем.

Затраты времени при составлении конспектов зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку конспекта статьи – 2 ч (максимальное количество баллов – 3), монографии, главы книги, учебника – 4 ч (максимальное количество баллов – 5).

Регламент времени на озвучивание сообщения - (3-4 мин) в рамках теоретических и практических занятий.

  1. усилить мотивацию к выполнению задания подбором интересной темы;
  2. консультирование при затруднениях.

  1. прочитать материал источника, выбрать главное и второстепенное;
  2. установить логическую связь между элементами темы;
  3. записывать только то, что хорошо уяснил;
  4. выделять ключевые слова и понятия;
  5. заменять сложные развернутые обороты текста более
    лаконичными (свертывание);
  6. разработать и применять свою систему условных сокращений.

  1. содержательность конспекта, соответствие плану;
  2. отражение основных положений, результатов работы автора, выводов;
  3. ясность, лаконичность изложения мыслей студента;
  4. наличие схем, графическое выделение особо значимой информации;
  5. соответствие оформления требованиям;
  6. грамотность изложения;
  7. конспект сдан в срок.

Написание эссе

Вид внеаудиторной СРС по написанию сочинения небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно. Тематика эссе должна быть актуальной, затрагивающей современные проблемы области изучения дисциплины. Студент должен раскрыть не только суть проблемы, привести различные точки зрения, но и выразить собственные взгляды на нее. Этот вид работы требует от студента умения четко выражать мысли как в письменной форме, так и посредством логических рассуждений, ясно излагать свою точку зрения.

Эссе, как правило, имеет задание, посвященное решению одной из проблем, касающейся области учебных или научных интересов дисциплины, общее проблемное поле, на основании чего студент сам формулирует тему. При раскрытии темы он должен проявить оригинальность подхода к решению проблемы, реалистичность, полезность и значимость предложенных идей, яркость, образность, художественную оригинальность изложения.

Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 4 ч, максимальное количество баллов – 5.

  1. помочь в выборе источников по теме;
  2. помочь в формулировании темы, цели, выводов;
  3. консультировать при затруднениях.

  1. внимательно прочитать задание и сформулировать тему
    не только актуальную по своему значению, но и оригинальную и интересную по содержанию;
  2. подобрать и изучить источники по теме, содержащуюся
    в них информацию;
  3. выбрать главное и второстепенное;
  4. составить план эссе;
  5. лаконично, но емко раскрыть содержание проблемы и свои подходы к ее решению;
  6. оформить эссе и сдать в установленный срок.

  1. новизна, оригинальность идеи, подхода;
  2. реалистичность оценки существующего положения дел;
  3. полезность и реалистичность предложенной идеи;
  4. значимость реализации данной идеи, подхода, широта охвата;
  5. художественная выразительность, яркость, образность изложения;
  6. грамотность изложения;
  7. эссе представлено в срок.

Составление кроссвордов по -теме и ответов к ним

Разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует от студента владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума. Разгадывание кроссвордов чаще применяется в аудиторных самостоятельных работах как метод самоконтроля и взаимоконтроля знаний.

Составление кроссвордов рассматривается как вид внеаудиторной самостоятельной работы и требует от студентов не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть различны по форме и объему слов.

Затраты времени на составление кроссвордов зависят от объема информации, ее сложности и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного кроссворда объемом не менее 10 слов – 1 ч, максимальное количество баллов – 1.

  1. конкретизировать задание, уточнить цель;
  2. проверить исполнение и оценить в контексте занятия.

  1. изучить информацию по теме;
  2. создать графическую структуру, вопросы и ответы к ним;
  3. представить на контроль в установленный срок.

  1. соответствие содержания теме;
  2. грамотная формулировка вопросов;
  3. кроссворд выполнен без ошибок;
  4. работа представлена на контроль в срок.

Создание материалов-презентаций

Вид СРС по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint. Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.

Материалы-презентации  готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы MicrosoftPowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.

Дополнительное задание по созданию материалов-презентаций вносятся в карту самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости и представляются на контроль на практических занятиях.

Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объема, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.

Ориентировочное время на подготовку – 1,5 ч, максимальное количество баллов – 2.

  1. помочь в выборе главных и дополнительных элементов темы;
  2. консультировать при затруднениях.

  1. изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;
  2. установить логическую связь между элементами темы;
  3. представить характеристику элементов в краткой форме;
  4. выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;
  5. оформить работу и предоставить к установленному сроку.

  1. соответствие содержания теме;
  2. правильная структурированность информации;
  3. наличие логической связи изложенной информации;
  4. эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
  5. работа представлена в срок.

Решение

ситуационных задач

Вид СРО по систематизации информации в рамках постановки или решения конкретных проблем . Решение ситуационных задач – чуть менее сложное действие, чем их создание. И в первом, и во втором случае требуется самостоятельный мыслительный поиск самой проблемы, ее решения. Такой вид самостоятельной работы направлен на развитие мышления, творческих умений, усвоение знаний, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем. Следует отметить, что такие знания более прочные, они позволяют обучающимся видеть, ставить и разрешать как стандартные, так и не стандартные задачи, которые могут возникнуть в дальнейшем в профессиональной деятельности.

Продумывая систему проблемных вопросов, обучающийся должен опираться на уже имеющуюся базу данных, но не повторять вопросы уже содержащиеся в прежних заданиях по теме. Проблемные вопросы должны отражать интеллектуальные затруднения и вызывать целенаправленный мыслительный поиск. Решения ситуационных задач относятся к частично поисковому методу и предполагает третий (применение) и четвертый (творчество) уровень знаний. Характеристики выбранной для ситуационной задачи проблемы и способы ее решения являются отправной точкой для оценки качества этого вида работ. В динамике обучения сложность проблемы нарастает, и к его завершению должна соответствовать сложности задач, поставленных профессиональной деятельностью на начальном этапе.

Оформляются задачи и эталоны ответов к ним письменно.

Количество ситуационных задач и затраты времени на их составление зависят от объема информации, сложности и объема решаемых проблем, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного ситуационного задания и эталона ответа к нему – 1 ч, максимальное количество баллов – 3.

  1. определить тему, либо раздел и рекомендовать литературу;
  2. сообщить студент информацию о методах построения проблемных задач;
  3. консультировать студента при возникновении затруднений;
  4. оценить работу студента в контексте занятия (проверить или обсудить ее со студента).

  1. изучить учебную информацию по теме;
  2. провести системно – структурированный анализ содержания темы;
  3. выделить проблему, имеющую интеллектуальное затруднение, согласовать с преподавателем;
  4. дать обстоятельную характеристику условий задачи;
  5. критически осмыслить варианты и попытаться их модифицировать (упростить в плане избыточности);
  6. выбрать оптимальный вариант (подобрать известные и стандартные алгоритмы действия) или варианты разрешения проблемы (если она на стандартная);
  7. оформить и сдать на контроль в установленный срок.

  1. соответствие содержания задачи теме;
  2. содержание задачи носит проблемный характер;
  3. решение задачи правильное, демонстрирует применение аналитического и творческого подходов;
  4. продемонстрированы умения работы в ситуации неоднозначности и неопределенности;
  5. задача представлена на контроль в срок.

Тематика

внеаудиторной самостоятельной работы

№ п\п

Наименование разделов и тем

Вид и тема самостоятельной работы

Кол-во часов

Тема 1. Действительные числа

Доклад «История появления алгебры как науки»

6

Тема 2. Корни, степени, логарифмы

Доклад на тему «Возникновение логарифма»;

«Графическое решение показательных и логарифмических уравнений»

12

Тема3. Прямые и плоскости в пространстве

Презентация на тему «Параллельное проектирование»

6

Тема4. Элементы комбинаторики

Доклад на тему «Средние значения и их применение в статистике»

6

Тема 5. Координаты и векторы

Презентация на тему «Векторное задание прямых и плоскостей в пространстве»

6

Тема 6. Основы тригонометрии

Доклад на тему «История тригонометрии как науки»

5

Тема 7. Функции, свойства, графики

Сообщение на тему «Обратные функции»

4

Тема 8. Степенная, показательная, логарифмическая и тригонометрическая функции

Сообщение на тему «Из истории понятия «Функция»

5

Тема 9-10.

Многогранники. Тела вращения

Презентация на тему «Многогранники, созданные природой»

6

Тема11. Производная. Приложение производной

Сообщение (доклад) на тему «Применение производной в физике, технике», «Понятие дифференциала и его приложения»

18

Тема12. Первообразная и интеграл

Сообщение (доклад) на тему «Применение определенного интеграла при решении физических задач»

12

Тема 13.  Площади поверхности и объемы многогранников и тел вращения

Доклад на тему «Правильные и полуправильные многогранники»;изготовление моделей многогранников, используя развертки.

18

Тема 14. Основы теории вероятности и математической статистики

Самостоятельная работа «Схемы повторных испытаний Бернулли»

12

Тема 15. Уравнения и неравенства

 «Решение логарифмических, тригонометрических уравнений и неравенств», «Исследование уравнений и неравенств с параметром»

Доклад на тему «Графическое решение показательных и логарифмических неравенств»

18

8

ИТОГО

142


Задания для самостоятельной работы по разделам (темам)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Тема: Действительные числа.

Задание: Подготовка доклада «История появления алгебры как науки»

Количество часов: 6

Цель работы:  Закрепить понятия число, виды чисел, роль математики в современном мире.

Порядок выполнения задания, его оформления иоценки

см. ПРИЛОЖЕНИЕ №2. Методические указания к подготовке и оформлению доклада.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2

Тема: Корни, степени и логарифмы.

Задание: Подготовка доклада «Возникновение логарифма».

Количество часов: 6

Цель работы:  Закрепить знания и умения решения показательных и логарифмических уравнений и неравенств.

Порядок выполнения задания, его оформления иоценки

см. ПРИЛОЖЕНИЕ №2. Методические указания к подготовке и оформлению доклада.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 3

Тема: Корни, степени и логарифмы.

Задание: Подготовка доклада «Графическое решение показательных и логарифмических уравнений»

Количество часов: 6

Цель работы:  Закрепить знания и умения по теме логарифмы.

Порядок выполнения задания, его оформления иоценки

см. ПРИЛОЖЕНИЕ №2. Методические указания к подготовке и оформлению доклада.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 4

Тема: Прямые и плоскости в пространстве.

Задание: Создание презентации по теме «Параллельное проектирование».

Количество часов: 6

Цель работы:  Закрепить знания по теме прямые и плоскости в пространстве.

Порядок выполнения задания, его оформления иоценки

см. ПРИЛОЖЕНИЕ №6. Методические указания к созданию презентации.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 5

Тема: Элементы комбинаторики.

Задание: Подготовка доклада «Средние значения и их применения в статистике».

Количество часов: 6

Цель работы:  Закрепить знания и умения по решению комбинаторных задач.

Порядок выполнения задания, его оформления иоценки

см. ПРИЛОЖЕНИЕ №2. Методические указания к подготовке и оформлению доклада.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 6

Тема: Координаты и векторы.

Задание: Создание презентации по теме «Векторное задание прямых и плоскостей в пространстве».

Количество часов: 6

Цель работы:  Закрепить знания по теме координаты и векторы.

Порядок выполнения задания, его оформления иоценки

см. ПРИЛОЖЕНИЕ №6. Методические указания к созданию презентации.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 7

Тема: Основы тригонометрии.

Задание: Подготовка доклада «История тригонометрии как науки»

Количество часов: 5

Цель работы:  Закрепить умение решать простейшие тригонометрические уравнения и неравенства, расширить знания для решения тригонометрических уравнений с использованием разных методов.

Порядок выполнения задания, его оформления иоценки

см. ПРИЛОЖЕНИЕ №2. Методические указания к подготовке и оформлению доклада.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 8

Тема:Функции, свойства, графики.

Задание: Подготовка сообщения по теме «Обратные функции».

Количество часов: 4

Цель работы:  Закрепить знания по теме обратные функции.

Порядок выполнения задания, его оформления иоценки

см. ПРИЛОЖЕНИЕ №2. Методические указания к подготовке и оформлению доклада (сообщения).

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 9

Тема: Степенная, показательная, логарифмическая и тригонометрическая функции.

Задание: Подготовка сообщения «Из истории понятия «Функция».

Количество часов: 5

Цель работы:  Закрепить знания по теме степенная, показательная, логарифмическая и тригонометрическая функции.

Порядок выполнения задания, его оформления иоценки

см. ПРИЛОЖЕНИЕ №2. Методические указания к подготовке и оформлению доклада (сообщения).

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 10

Тема: Многогранники.

Задание: Создание презентации по теме «Многогранники, созданные природой».

Количество часов: 6

Цель работы:  Закрепить знания по многогранники.

Порядок выполнения задания, его оформления иоценки

см. ПРИЛОЖЕНИЕ №6. Методические указания к созданию презентации.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 11

Тема: Производная, приложение производной.

Задание: Подготовка сообщения (доклада) на тему «Применение производной в физике, технике».

Количество часов:9

Цель работы:  Закрепить знания по теме «Производная. Приложение производной».

Порядок выполнения задания, его оформления иоценки

см. ПРИЛОЖЕНИЕ №2. Методические указания к подготовке и оформлению доклада (сообщения).

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 12

Тема: Производная, приложение производной.

Задание: Подготовка сообщения (доклада) на тему «Понятие дифференциала и его приложения».

Количество часов:9

Цель работы:  Закрепить знания по теме «Производная. Приложение производной».

Порядок выполнения задания, его оформления иоценки

см. ПРИЛОЖЕНИЕ №2. Методические указания к подготовке и оформлению доклада (сообщения).

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 13

Тема:Первообразная и интеграл.

Задание: Подготовка сообщения (доклада) на тему «Применение определенного интеграла при решении физических задач».

Количество часов: 12

Цель работы:  Закрепить знания по теме «Первообразная и интеграл».

Порядок выполнения задания, его оформления иоценки

см. ПРИЛОЖЕНИЕ №2. Методические указания к подготовке и оформлению доклада (сообщения).

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 14

Тема: Площади поверхности и объемы многогранников и тел вращения.

Задание: Подготовка доклада на тему «Правильные и полуправильные многогранники».

Количество часов: 9

Цель работы:  Закрепить знания по теме «Площади поверхности и объемы многогранников и тел вращения».

Порядок выполнения задания, его оформления иоценки

см. ПРИЛОЖЕНИЕ №2. Методические указания к подготовке и оформлению доклада (сообщения).

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 15

Тема: Площади поверхности и объемы многогранников и тел вращения.

Задание: Изготовление моделей многогранников, используя развертки.

Количество часов: 9

Цель работы:  Закрепить знания по теме «Площади поверхности и объемы многогранников и тел вращения».

Порядок выполнения задания, его оформления иоценки

см. ПРИЛОЖЕНИЕ №8. Методические указания по изготовлению моделей.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 16

Тема: Основы теории вероятностей и математической статистики.

Задание: Подготовка доклада на тему «Схемы повторных испытаний Бернулли».

Количество часов: 12

Цель работы:  Закрепить знания по теме «Основы теории вероятностей и математической статистики».

Порядок выполнения задания, его оформления иоценки

см. ПРИЛОЖЕНИЕ №2. Методические указания к подготовке и оформлению доклада (сообщения).

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 17-18

Тема: Основы теории вероятностей и математической статистики.

Задание: «Решение логарифмических, тригонометрических уравнений и неравенств», «Исследование уравнений и неравенств с параметром».

Количество часов: 18

Цель работы:  Закрепить знания по теме «Уравнения и неравенства».

Порядок выполнения задания, его оформления иоценки выполнение заданий в  тетрадях.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 19

Тема: Уравнения и неравенства.

Задание: Подготовка доклада на тему «Графическое решение и их применение в статистике».

Количество часов: 8

Цель работы:  Закрепить знания по теме «Уравнения и неравенства».

Порядок выполнения задания, его оформления иоценки

см. ПРИЛОЖЕНИЕ №2. Методические указания к подготовке и оформлению доклада (сообщения).


Информационное обеспечение обучения:

Основные источники:

  1. Башмаков М.  И. Математика [Электронный ресурс]: учебник / М. И. Башмаков. – М.: КноРус, 2019. – 394 с. – (Среднее профессиональное образование). – Режим доступа :https://www.book.ru/book/929528/view2/1
  2. Григорьев В. П. Математика [Электронный ресурс]: учебник / В. П. Григорьев, Т. Н. Сабурова. – М.: ИЦ Академия, 2017. – 368 с. – (Среднее профессиональное образование). – Режим доступа :http://www.academia-moscow.ru/reader/?id=294510
  3. Короев Ю. И. Начертательная геометрия [Электронный ресурс]: учебник / Ю. И. Короев. – М.: КноРус, 2017. – 422 с. – (Среднее профессиональное образование). –Режим доступа : https://www.book.ru/book/921321

 Дополнительные источники:

  1. Муравин Г.К. Алгебра и начала математического анализа. 10 кл. Углубленный уровень: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2013. – 318 с.
  2. Муравин Г.К. Алгебра и начала математического анализа. 11 кл. Углубленный уровень: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2015. – 318 с.
  3. Потоскуев Е.В. Геометрия. 10 кл. Углубленный уровень: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2016. – 223 с.        
  4. Потоскуев Е.В. Геометрия: Задачник. 10 кл. Углубленный уровень: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2016. – 255 с.
  5. Потоскуев Е.В. Геометрия. 11 кл. Углубленный уровень: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2016. – 384 с.
  6. Богомолов Н. В. Математика: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования / Н. В. Богомолов, П. И. Самойленко. – 5-е изд., перераб, и доп. — М.:  Юрайт, 2018. –  396 с.
  7. Григорьев В.П. Математика [Электронный ресурс]: учебник для сред.проф. образования. – М.: ИЦ Академия, 2017. – 416 с.

        Интернет-ресурсы:

  1. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fcior.edu.ru/(дата обращения 04.09.2019г.).
  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/(дата обращения 15.09.2019г.).
  3. Средняя математическая интернет-школа (вся элементарная математика) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bymath.net/(дата обращения 24.09.2019г.).
  4. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (преподавание математики) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/mathematics/(дата обращения 21.09.2019г.).
  5. Учительский портал (все предметы) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uchportal.ru/(дата обращения 07.09.2019г.).


Приложение 1

Методические рекомендации по написанию и оформлению реферата

Реферат (от латинского слова «refero» – докладываю, сообщаю) – краткое изложение в письменной или устной форме содержания книги, статьи или научной работы.

Внеаудиторная самостоятельная работа в форме реферата является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента.

Содержание реферата

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

  1. титульный лист;
  2. содержание;
  3. введение;
  4. основная часть;
  5. заключение;
  6. список использованных источников;
  7. приложения (при необходимости).

Примерный объем в машинописных страницах составляющих реферата представлен в таблице.

Рекомендуемый объем структурных элементов реферата

Наименование частей реферата

Количество страниц

Титульный лист

1

Содержание (с указанием страниц)

1

Введение

2

Основная часть

                 10- 15

Заключение

1-2

Список использованных источников

1-2

Приложения

Без ограничений

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

Во введении дается общая характеристика реферата: обосновывается актуальность выбранной темы; определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения; описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования, а также кратко характеризуется структура реферата по главам.

Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме реферата  и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.

Главы основной части реферата могут носить теоретический,  и аналитический характер.

Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники.

В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата.

Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 15. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в реферате.

В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

Оформление реферата

При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде реферата необходимо соблюдать следующие требования:

  • на одной стороне листа белой бумаги формата А-4
  • размер шрифта-12; TimesNewRoman, цвет - черный
  • междустрочный интервал - одинарный
  • поля на странице – размер левого поля – 2 см, правого- 1 см, верхнего-2см, нижнего-2см.
  • отформатировано по ширине листа
  • на первой странице необходимо изложить план (содержание) работы.
  •  в конце работы необходимо указать источники использованной  литературы
  • нумерация страниц текста -

Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:

  1. законодательные и нормативно-методические документы и материалы;
  2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);
  3. статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений.

Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.

Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.

Приложения следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами.

На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

Срок сдачи готового реферата определяется утвержденным графиком.

В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.

Критерии оценивания реферата

Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.

Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.

Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.

Студент, не представивший в установленный срок готовый реферат по дисциплине учебного плана или представивший реферат, который был оценен на «неудовлетворительно», считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче экзамена по данной дисциплине.


Образец титульного листа

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Томский политехнический техникум»

РЕФЕРАТ

на тему

………………

По дисциплине «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия»

Выполни л (а)

_______________________________

                  ( Ф. И. О. обучающегося)

Курс _______,  группа________

Профессия______________

___________________________

Руководитель:

___________________________

                  (Ф.И.О. преподавателя)

Парабель.  20___


Приложение 2

Методические рекомендации по подготовке сообщения

Сообщение – это сокращенная запись информации, в которой должны быть отражены основные положения текста, сопровождающиеся аргументами, 1–2 самыми яркими и в то же время краткими примерами.

Сообщение составляется по нескольким источникам, связанным между собой одной темой. Вначале изучается тот источник, в котором данная тема изложена наиболее полно и на современном уровне научных и практических достижений. Записанное сообщение  дополняется материалом других источников.

Этапы подготовки сообщения:

1. Прочитайте текст.

2. Составьте его развернутый план.

3. Подумайте, какие части можно сократить так, чтобы содержание было понято правильно и, главное, не исчезло.

4. Объедините близкие по смыслу части.

5. В каждой части выделите главное и второстепенное, которое может быть сокращено при конспектировании.

6. При записи старайтесь сложные предложения заменить простыми.

Тематическое и смысловое единство сообщения  выражается в том, что все его компоненты связаны с темой первоисточника.

Сообщение должно содержать информацию на 3-5 мин. и сопровождаться презентацией, схемами, рисунками, таблицами и т.д.

Регламент устного публичного выступления – не более 10 минут.

Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.

Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.

Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: подготовка выступления и  взаимодействие с аудиторией.

Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя "объять необъятное", охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа. Неудачные формулировки - слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т.д.

Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (10-15% общего времени), основной части (60-70%) и заключения (20-25%).

Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество, при необходимости место учебы/работы, статус), название доклада, расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи.

Требования к основному тезису выступления:

  • фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;
  • суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
  • мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

Самая частая ошибка в начале речи – либо извиняться, либо заявлять о своей неопытности. Результатом вступления должны быть заинтересованность слушателей, внимание и расположенность к презентатору и будущей теме.

К аргументации можно привлекать фото-, видеофрагменты, аудиозаписи. Цифровые данные для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как обилие цифр скорее утомляет слушателей, нежели вызывает интерес.

План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.

Если использование специальных терминов и слов, которые часть аудитории может не понять, необходимо, то постарайтесь дать краткую характеристику каждому из них, когда употребляете их в процессе презентации впервые.

Самые частые ошибки в основной части доклада - выход за пределы рассматриваемых вопросов, перекрывание пунктов плана, усложнение отдельных положений речи, а также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, (затянутое вступление, скомканность основных положений, заключения).

В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом.

После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории вопросы.

Критерии оценивания сообщения

Материал доступен и научен, идеи раскрыты

5

3

1

Качественное изложение содержания: четкая, грамотная речь, пересказ текста (допускается зачитывание цитат); наиболее важные понятия, законы и формулы диктуются для записи

5

3

1

Наглядное представление материала (с использованием схем, чертежей, рисунков

4

2

1

Использование дополнительной литературы (приведение исторических, интересных фактов)

4

2

1

Использование практических мини-исследований (показом опытов)

4

2

1

Качественные ответы на вопросы слушателей по теме

4

2

1

Четко сформулированы выводы

4

2

1

30 баллов – оценка «5»

16  баллов – оценка «4»

7 баллов  оценка «3»

Ниже 7 баллов


Образец титульного листа

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Томский политехнический техникум»

СООБЩЕНИЕ (ДОКЛАД)

на тему

………………

По дисциплине «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия»

Выполни л (а)

_______________________________

                  ( Ф. И. О. обучающегося)

Курс _______,  группа________

Профессия______________

___________________________

Руководитель:

___________________________

                  (Ф.И.О. преподавателя)

Парабель.  20___

Приложение 3

Образец оформления эссе

Приложение 3

Методические рекомендации по составлению кроссвордов

Кроссворд – игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры.

Кроссворд обладает удивительным свойством каждый раз бросать вызов читателю посоревноваться, выставляет оценку его способностям, и при этом никак не наказывает за ошибки.

Классификация кроссвордов

  1. по форме:
  1. кроссворд - прямоугольник, квадрат;
  2. кроссворд-ромб;
  3. кроссворд-треугольник;
  4. круглый (циклический) кроссворд;
  5. сотовый кроссворд;
  6. фигурный кроссворд;
  7. диагональный кроссворд и т.д.
  1. по расположению:
  1. -симметричные;
  2. асимметричными;
  3. с вольным расположением слов и др.
  1. по содержанию:
  1. тематические;
  2. учебные;
  3. числовые.

Общие требования при составлении кроссвордов

При составлении кроссвордов необходимо придерживаться принципов наглядности и доступности.

  1. Не допускается наличие "плашек" (незаполненных клеток) в сетке кроссворда.
  2. Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения.
  3. Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа.
  4. Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения.
  5. Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений.
  6. Не допускаются аббревиатуры (ЗиЛ и т.д.), сокращения (тех процесс  и др.).
  7. Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов.
  8. Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.
  9. На каждом листе должна быть фамилия автора, а также название данного кроссворда.

Требования к оформлению:

  1. Рисунок кроссворда должен быть четким.
  2. Сетки всех кроссвордов должны быть выполнены в двух экземплярах:

1-й экз. - с заполненными словами;

2-й экз. - только с цифрами позиций.

Ответы на кроссворд. Они публикуются отдельно. Ответы предназначены для проверки правильности решения кроссворда и дают возможность ознакомиться с правильными ответами на нерешенные позиции условий, что способствует решению одной из основных задач разгадывания кроссвордов — повышению эрудиции и увеличению словарного запаса.

Оформление ответов на кроссворды:

  • - Для типовых кроссвордов и чайнвордов: на отдельном листе;
  • - Для скандинавских кроссвордов: только заполненная сетка;
  • - Для венгерских кроссвордов: сетка с аккуратно зачеркнутыми искомыми словами.

Составление условий (толкований) кроссворда:

  1. Они должны быть строго лаконичными. Не следует делать их пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную информацию.
  2. Старайтесь подать слово с наименее известной стороны.
  3. Просмотрите словари: возможно, в одном из них и окажется наилучшее определение. В определениях не должно быть однокоренных слов.

Критерии оценивания кроссворда

Критерии

5

4

3

2

Содержание

Кроссворд имеет общую тему, правильно поставленные вопросы различной  сложности

Темы и вопросы кроссворда имеют смысл

Тема плохо передана

Тема не передана

Дизайн (оформление)

Фон имеет отношение к содержанию кроссворда, вопросы с картинками добавляют свой вклад в общий смысл кроссворда

Образцы соответствуют теме  кроссворда. Кроссворд привлекает внимание зрителя

Некоторые изображения не имеют отношения к содержанию кроссворда.

Кроссворд не привлекает внимание зрителя

Почти все изображения не относятся к теме работы

Правописание

В кроссворде нет ошибок в правописании

В кроссворде есть несколько письменных ошибок, которые не отвлекают  от смысла вопросов

В кроссворде есть несколько письменных ошибок, которые не отвлекают  от смысла вопросов

В кроссворде много письменных ошибок


Приложение 4

ЭССЕ

Выполнил:

Ф.И.О. обучающегося:

Курс:                    , группа:

Профессия:

Тема эссе:

Цель эссе:

При формулировании цели обратите внимание на следующие вопросы:

  • Почему выбрали эту тему?
  • В чем состоит актуальность выбранной темы?
  • Какие другие примеры идей, подходов или практических решений вам известны в рамках данной темы?
  • В чем состоит новизна предлагаемого подхода?
  • Конкретная задача в рамках темы, на решение которой направлено эссе?

Содержание эссе:

  • Анализ актуального положения дел в выбранной области. Болевые точки, актуальные вопросы, задачи.
  • Анализ мер, предпринимаемых государством, властями, государственными учреждениями, частными лицами, для решения актуальных задач в выбранной области.
  • Плюсы и минусы.
  • Изложение собственного подхода / идеи.
  • Необходимые ресурсы для воплощения данного подхода. План мероприятий по воплощению идеи.
  • Практические рекомендации.
  • Перспективы использования данного подхода / его разработки
  • Плюсы и минусы предложенной идеи.
  • Другое.

Приложение 5

Образец оформления конспекта

КОНСПЕКТ

Первоисточника (главы монографии, учебника, статьи и пр.)

«_______________________________________________»

 Выполнил:

Ф.И.О. обучающегося:

 Курс:  ,  группа:

Профессия:

План (схема простого плана):

1.

2.

3.

4.

План (схема сложного плана):

1. ________________________;

    ________________________:

а) _____________________;

б) _____________________;

в) _____________________.

1.2. _______________________:

а) _____________________;

б) _____________________.

2. ________________________.

2.1. __________________ и т.д.

(далее раскрываются вопросы плана)

1.

1.1.

1.2.

2.

2.1.

Приложение 6

Методические рекомендации по оформлению компьютерных презентаций

Правила шрифтового оформления:

  1. Шрифты с засечками читаются легче, чем гротески (шрифты без засечек);
  2. Для основного текста не рекомендуется использовать прописные буквы.
  3. Шрифтовой контраст можно создать посредством: размера шрифта, толщины шрифта, начертания, формы, направления и цвета.

Правила выбора цветовой гаммы.

  1. Цветовая гамма должна состоять не более чем из двух-трех цветов.
  2. Существуют не сочетаемые комбинации цветов.
  3. Черный цвет имеет негативный (мрачный) подтекст.
  4. Белый текст на черном фоне читается плохо (инверсия плохо читается).

Правила общей композиции.

  1. На полосе не должно быть больше семи значимых объектов, так как человек не в состоянии запомнить за один раз более семи пунктов чего-либо.
  2. Логотип на полосе должен располагаться справа внизу (слева наверху и т. д.).
  3. Логотип должен быть простой и лаконичной формы.
  4. Дизайн должен быть простым, а текст — коротким.
  5. Изображения домашних животных, детей, женщин и т.д. являются положительными образами.
  6. Крупные объекты в составе любой композиции смотрятся довольно неважно. Аршинные буквы в заголовках, кнопки навигации высотой в 40 пикселей, верстка в одну колонку шириной в 600 точек, разделитель одного цвета, растянутый на весь экран — все это придает дизайну непрофессиональный вид.

Не стоит забывать, что на каждое подобное утверждение есть сотни примеров, доказывающих обратное. Поэтому приведенные утверждения нельзя назвать общими и универсальными правилами дизайна, они верны лишь в определенных случаях.

Рекомендации по дизайну презентации

Чтобы презентация хорошо воспринималась слушателями и не вызывала отрицательных эмоций (подсознательных или вполне осознанных), необходимо соблюдать правила ее оформления.

Презентация предполагает сочетание информации различных типов: текста, графических изображений, музыкальных и звуковых эффектов, анимации и видеофрагментов. Поэтому необходимо учитывать специфику комбинирования фрагментов информации различных типов. Кроме того, оформление и демонстрация каждого из перечисленных типов информации также подчиняется определенным правилам. Так, например, для текстовой информации важен выбор шрифта, для графической — яркость и насыщенность цвета, для наилучшего их совместного восприятия необходимо оптимальное взаиморасположение на слайде.

Рассмотрим рекомендации по оформлению и представлению на экране материалов различного вида.

Текстовая информация

  • размер шрифта: 24–54 пункта (заголовок), 18–36 пунктов (обычный текст);
  • цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться), но не резать глаза;
  • тип шрифта: для основного текста гладкий шрифт без засечек (Arial, Tahoma, Verdana), для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем;
  • курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы рекомендуется использовать только для смыслового выделения фрагмента текста.

Графическая информация

  • рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде;
  • желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления;
  • цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда;
  • иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом;
  • если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем.

Анимация

Анимационные эффекты используются для привлечения внимания слушателей или для демонстрации динамики развития какого-либо процесса. В этих случаях использование анимации оправдано, но не стоит чрезмерно насыщать презентацию такими эффектами, иначе это вызовет негативную реакцию аудитории

Звук

  • звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации;
  • необходимо выбрать оптимальную громкость, чтобы звук был слышен всем слушателям, но не был оглушительным;
  • если это фоновая музыка, то она должна не отвлекать внимание слушателей и не заглушать слова докладчика. Чтобы все материалы слайда воспринимались целостно, и не возникало диссонанса между отдельными его фрагментами, необходимо учитывать общие правила оформления презентации.

Единое стилевое оформление

  • стиль может включать: определенный шрифт (гарнитура и цвет), цвет фона или фоновый рисунок, декоративный элемент небольшого размера и др.;
  • не рекомендуется использовать в стилевом оформлении презентации более 3 цветов и более 3 типов шрифта;
  • оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части;
  • все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле;

Содержание и расположение информационных блоков на слайде

  • информационных блоков не должно быть слишком много (3-6);
  • рекомендуемый размер одного информационного блока — не более 1/2 размера слайда;
  • желательно присутствие на странице блоков с разнотипной информацией (текст, графики, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга;
  • ключевые слова в информационном блоке необходимо выделить;
  • информационные блоки лучше располагать горизонтально, связанные по смыслу блоки — слева направо;
  • наиболее важную информацию следует поместить в центр слайда;
  • логика предъявления информации на слайдах и в презентации должна соответствовать логике ее изложения.

Помимо правильного расположения текстовых блоков, нужно не забывать и об их содержании — тексте. В нем ни в коем случае не должно содержаться орфографических ошибок. Также следует учитывать общие правила оформления текста.

После создания презентации и ее оформления, необходимо отрепетировать ее показ и свое выступление, проверить, как будет выглядеть презентация в целом (на экране компьютера или проекционном экране), насколько скоро и адекватно она воспринимается из разных мест аудитории, при разном освещении, шумовом сопровождении, в обстановке, максимально приближенной к реальным условиям выступления.

Критерии оценки презентации

I. Дизайн и мультимедиа-эффекты

Плохо (2)

Удовлетворительно (3)

Хорошо (4)

Отлично (5)

Цвет фона не соответствует цвету текста

Цвет фона плохо соответствует цвету текста

Цвет фона хорошо соответствует цвету текста, всё можно прочесть

Цвет фона гармонирует с цветом текста, всё отлично читается

Использовано более 5 цветов шрифта

Использовано более 4 цветов шрифта

Использовано 3 цвета шрифта

Использовано 3 цвета шрифта

Каждая страница имеет свой стиль оформления

Некоторые страницы имеют свой стиль оформления

1-2 страницы имеют свой стиль оформления, отличный от общего

Все страницы выдержаны в едином стиле

Гиперссылки не выделены

Гиперссылки выделены

Гиперссылки выделены и имеют разное оформление до и после посещения кадра

Гиперссылки выделены и имеют разное оформление до и после посещения кадра

Анимация отсутствует (или же презентация перегружена анимацией)

Анимация дозирована

Анимация присутствует только в тех местах, где она уместна

Анимация присутствует только в тех местах, где она уместна и усиливает эффект восприятия текстовой части информации

Звуковой фон не соответствует единой концепции, носит отвлекающий характер

Звуковой фон не соответствует единой концепции, но не носит отвлекающий характер

Звуковой фон соответствует единой концепции и привлекает внимание зрителей в нужных местах именно к информации

Звуковой фон соответствует единой концепции и усиливает эффект восприятия текстовой части информации

Слишком мелкий шрифт (соответственно, объём информации слишком велик — кадр перегружен)

Размер шрифта средний (соответственно, объём информации слишком большой — кадр несколько перегружен) информацией

Размер шрифта оптимальный

Размер шрифта оптимальный

Не работают отдельные ссылки

Ссылки работают

Все ссылки работают

Все ссылки работают

II. Содержа

ние

Содержание не является научным

Содержание включает в себя элементы научности

Содержание в целом является научным

Содержание является строго научным

Иллюстрации (графические, музыкальные, видео) не соответствуют тексту

Иллюстрации (графические, музыкальные, видео) в определенных случаях соответствуют тексту

Иллюстрации (графические, музыкальные, видео) соответствуют тексту

Иллюстрации (графические, музыкальные, видео) усиливают эффект восприятия текстовой части информации

Много орфографических, пунктуационных, стилистических ошибок

Есть орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки

Орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки практически отсутствуют

Орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки отсутствуют

Наборы числовых данных не проиллюстрированы графиками и диаграммами

Наборы числовых данных чаще всего проиллюстрированы графиками и диаграммами

Наборы числовых данных проиллюстрированы графиками и диаграммами

Наборы числовых данных проиллюстрированы графиками и диаграммами, причем в наиболее адекватной форме

Информация не представляется актуальной и современной

Информация является актуальной и современной

Информация является актуальной и современной

Информация является актуальной и современной

Ключевые слова в тексте не выделены

Ключевые слова в тексте чаще всего выделены

Ключевые слова в тексте выделены

Ключевые слова в тексте выделены

Образец оформления презентации

  1. Первый слайд:

Тема информационного сообщения (или иного вида задания):

_____________________________________________________

Подготовил: Ф.И.О. обучающегося, курс, группа, специальность

Руководитель: Ф.И.О. преподавателя

  1. Второй слайд

План:

1. ______________________________.

2. ______________________________.

3. ______________________________.

  1. Третий слайд

Литература:

  1. Четвертый слайд

Лаконично раскрывает содержание информации, можно включать рисунки, автофигуры, графики, диаграммы и другие способы наглядного отображения информации


Приложение 7

Методические рекомендации по выполнение домашних заданий (решение задач).

В процессе изучения математики наряду с некоторыми теоретическими сведениями студенты овладевают и закрепляют способы решения задач. Работа над задачей тоже может быть полностью самостоятельной работой студентов. Она преследует несколько целей:

  • продолжить формирование умений самостоятельно решать задачи по различным темам;
  • обучить оформлению решения задач. К тому же студенты будут знать, что у них имеется образец рассуждений и оформления задачи, к которому они могут обратиться при решении другой задачи или при проверке правильности своего решения.

Требования к оформлению индивидуальных домашних заданий

Индивидуальное домашнее задание может быть выполнено в рукописном варианте или с использованием компьютерной техники.

а) Требования по оформлению работы в рукописном варианте.

 Если работа выполняется в тетради в клеточку, то писать следует через одну  клеточку. На каждой страницы тетради для замечаний преподавателя следует оставлять поля шириной 4-5см.

На обложке тетради указываются следующие данные: ФИО студента, специальность, группа. Работа должна быть выполнена  аккуратно, четким разборчивым почерком. Сокращение слов и подчеркивание слов в тексте не допускается.

Объем контрольной работы не должен превышать ученической тетради в 18 листов.

б) Требования по оформлению работы с помощью компьютерной техники:

  • текст должен быть напечатан на одной стороне листа белой бумаги формата А4;
  • работу выполнять шрифтом TimesNewRoman;
  • размер шрифта – 14;
  • межстрочный интервал – 1,5;
  • поля: 30 мм – левое, 20 мм - правое, 20 мм – верхнее и нижнее;  
  • объем работы – 5-8 стр.

Приложение 8

Методические указания по изготовлению моделей.

Изготовление информационных моделей (одиночных) или блоков моделей– это вид самостоятельной работы, в которой кроме умения работать с информацией используются практические навыки по наглядному пространственному ее отображению. Создавая ту или иную модель, или блок моделей, студент уточняет известную ему информацию, переводит ее в объемную форму, усиливает зрительное восприятие деталей объекта изучения, конкретизирует строение и его структуру, либо отображает последовательность технологического процесса его изготовления. При изготовлении моделей используются приемы выделения деталей, используя цвет, цифры, наименования. К готовой модели создается пояснение – указатель.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме – 2 балла;
  • творческое исполнение задания – 8 баллов;
  • эстетичность оформления  – 4 балла;
  • работа представлена на контроль в срок  – 1 балл.

Максимальное количество баллов: 15.

14-15 баллов соответствует оценке «5»

11-13 баллов – «4»

8-10 баллов – «3»

менее 10 баллов – «2»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа производственной практики по профессии 38.01.02 "Продавец, контролер-кассир"

Рабочая программа производственной практики по профессии продавец, контролер-кассир....

Рабочая программа учебной практики по профессии 38.01.02 "Продавец, контролер-кассир"

Рабочая программа учебной практики по профессии продавец, контролер-кассир...

КОС Учебная практика по профессии 38.01.02 "Продавец, контролер-кассир"

КОС учебной практики по профессии продавец, контролер-кассир...

Методические указания Учебная практика по профессии 38.01.02 "Продавец, контролер-кассир"

Методические указания по профессии Продавец, контролер-кассир...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины УД 19 АСТРОНОМИЯ для профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  учебной дисциплины УД 19 АСТРОНОМИЯ для профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир...

Методические указания для внеаудиторной самостоятельной работы Учебная дисциплина: УД 19 АСТРОНОМИЯ для профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир

Методические указания для внеаудиторной  самостоятельной работы  Учебная дисциплина: УД 19 АСТРОНОМИЯ  для профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ БАЗОВОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОДБ.06 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Профессия: 38.01.12 Продавец, контролер-кассир

Методические указания по выполнению практических работ по общеобразовательной дисциплине ОДБ.06 Физкультура созданы с целью организации работы на учебных занятиях по предмету,  при выполнении...