Статья «Использование информационных технологий на уроках математики с целью формирования у школьников информационно-коммуникативных умений»
статья по математике

Мирончук Ирина Степановна

В данной статье рассматривается организация  деятельности учителя по развитию коммуникативных умений учащихся на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.69 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

 «Использование информационных технологий на уроках математики с целью  формирования у школьников информационно-коммуникативных умений»

«Отдайте человеку-человеческое, а вычислительной машине-машинное. В этом должна, по-видимому, заключаться разумная линия поведения при организации совместных действий людей и машин» (Винер).

По данным современных исследований, в памяти человека остаётся

¼ часть услышанного материала,

⅓ часть увиденного,

½ часть услышанного и увиденного  одновременно,

¾ части материала, если ко всему прочему ученик вовлечён в активные действия в процессе обучения.

Современный рынок труда требует, чтобы работник был не только квалифицированным специалистом в своей области, но и умел общаться с самыми разными представителями других профессий, был способен работать в команде, мог заинтересовать и мотивировать к деятельности других. А все эти качества, умения рождаются в школьные годы. Таким образом, сформирование коммуникативной культуры учащихся должна стать одной из основных задач современного образования.

Одна из основных задач школы - научить работать с информацией: найти, осмыслить, использовать.

Математика является одной из ведущих школьных дисциплин и это не случайно. Во все времена общество двигалось вперед благодаря людям, которые умели независимо мыслить; людям, которые умели видеть задачи, требующие нестандартных решений в различных областях жизни. Поэтому одной из главных задач школы является задача развития навыков мышления. Область знаний, осваивая которую ученик учится думать - математика. Большинству выпускников школ она никогда не понадобится в чистом виде, но практика мышления, которую ученики приобрели, изучая математику, является прочным фундаментом любой сферы деятельности. Чтобы детям в современной школе интересна была математика,  нужно использовать на уроках и дополнительных занятиях  информационные технологии, позволяющие формировать и развивать  познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает чёткость в организации работы класса или группы учащихся, позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребёнка, а также формировать у школьников коммуникативные умения.

Задача учителя - правильно построить учебную работу с учётом возрастных психологических особенностей детей, где будет совершенствоваться их мышление, критичность, память, внимание, речь. А это создает благоприятные условия для развития коммуникативных умений учащихся. Чтобы достичь положительных результатов, деятельность учителя по развитию коммуникативных умений учащихся должна быть организована на каждом этапе учебного занятия и проводится систематически в течение всего учебного года.

Я использую следующие приёмы по развитию коммуникативных умений учащихся:

 - демонстрация образца ответа,

- придумывание вопросов по теме,

- диалог учителя и учащихся,

-взаимоопрос по вопросам,

-устный счёт,

-объяснение ошибок,

-работа в парах или группах,

-математический диктант,

-комментирование ответа учащегося у доски.

Использование компьютера на уроках имеет массу преимуществ: экономии времени, сил, средств, интенсифицировать процесс обучения, сделать его более наглядным и динамичным. даёт возможность повторить объяснение, обращая внимание учеников на вызывающие затруднения моменты, реализовывается  один из принципов обучения – наглядность.  Следующим шагом в применении компьютера на уроках стал переход от использования готовых программ по предмету к созданию, моими силами  и учащихся, собственных учебно-методических пособий в среде подготовки электронных презентаций Microsoft Power Point. Демонстрационные слайды, разработанные средствами Microsoft Power Point, используются при объяснении нового материала, решении задач, повторении. Использование ИТ позволяет учителю увеличить объем излагаемого на уроке материала. В результате быстрее проходит повторение опорных знаний и решается большее количество задач.

Отмечу, что на уроках  математики компьютер может быть использован на всех этапах урока — при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Особенно это актуально для уроков геометрии в 10 – 11 классах при изучении стереометрии. На этих уроках я использую мультимедийные программы «Живая математика», «Стереометрия 10-11 класс. 1С», «Уроки геометрии Кирилла и Мефодия». Для контроля использую тесты и задачи из этих пособий. На данном этапе компьютер помогает учителю в управлении учебным процессом, выдает результаты выполнения учащимися контрольных заданий с учетом допущенных в теме ошибок и затраченного времени. Компьютер позволяет учащимся проводить самоконтроль и взаимоконтроль за выполнением заданий.

Но когда ученик, «пропустив материал через себя», поработав с различными источниками информации найдя нужную, поделится знаниями с другими, эффект усвоения будет гораздо больше.  Поэтому такие уроки провожу в малых группах постоянного или сменного состава. В качестве домашнего задания  часто предлагаю учащимся  найти информацию об изучаемом объекте (например, по правильным и полуправильным многогранникам), составить презентацию и выступить с ней на уроке. Созданная учащимися презентация - творческая работа, в которой сочетаются текстовая информация и графические изображения, звуковые эффекты, часть материала переносится в формат гиперссылок. Можно  провести конкурс презентаций, на котором учащиеся защищают свои работы. Лучшие презентации потом использую на уроках.

В результате ученик  приобретает следующее:

- опыт самостоятельной образовательной деятельности, в том числе исследовательской, творческой;

- информационные умения, связанные с поиском, анализом, оценкой, структурированием и обработкой информации;

- коммуникативные умения (работа в команде, взаимодействие с другими людьми, ведение дискуссии, защита своей точки зрения и пр.);

- организационные и проектировочные умения (постановка цели деятельности, планирование её этапов, прогнозирование результатов и пр.).

Всё это способствует  формированию информационно – коммуникативной компетентности как необходимому условию эффективности профессиональной деятельности будущего специалиста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование информационных технологий на уроках математики.Из опыта работы "

ЗНАК- открытая тестовая среда, позволяющая обеспечить основные виды контроля качества предметных знаний учащихся и анализ результатов контроля ....

Интегрированный урок математики и информатики. 8-й класс. Использование информационных технологий на уроке математики. Тема "Геометрический метод определения количества корней квадратных уравнений "

Психологические исследования подтверждают, что некоторые обучающиеся испытывают значительные трудности при работе с информацией,  представленной в формализованном и формальном виде,  не восп...

Использование технологии дифференцированного обучения на уроках математики при формировании у школьников среднего звена умений решать текстовые задачи

Научить всех детей с разным уровнем обучаемости решать текстовые задачи в одинаковые сроки невозможно. Значит нужен дифференцированный подход....

Статья "Использование новых образовательных технологий на уроках математики"

В статье дается характеристика перспективных образовательных технологий, исользуемых на уроках математики...

Статья "Использование современных информационных технологий как фактор воспитания конкурентоспособной личности на уроках иностранного языка"

В статье представлен материал об использовании современных информационных технологий  на уроках иностранного языка...