ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Правильные и неправильные дроби»
план-конспект урока по математике (5 класс)

Банникова Светлана Петровна

данная разработка помогла усвоить материал 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Правильные и неправильные дроби»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ФИО (полностью)

Банникова Светлана Петровна

Место работы

МБОУ Фоминская ООШ

Должность

Учитель

Предмет

Математика

Класс

5

Тема урока

Правильные и неправильные дроби.

Предметная программа и её автор

Математика 5-6 классы,  А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир

Цели и задачи урока

Предметные: сформировать понятия правильной дроби и неправильной дроби.

Личностные: формировать интерес к изучению темы и желание применить приобретённые знания и умения, желание работать в коллективе и находить согласованные решения.

Метапредметные: формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни.

Тип урока

комбинированный, урок коррекции и закрепления новых знаний.

Технологии

ИКТ, групповая, проблемно-диалогического обучения,  здоровьесберегающая

Методы и формы

Проблемно-эвристические, словесные, наглядные, самостоятельная работа;

фронтальная, индивидуальная, устная, письменная.

Необходимое оборудование

ПК учителя, проектор, презентация.

ХОД УРОКА

Этап

урока

Решаемая задача

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Название используемых ЭОР, гиперссылка

Время

(в мин.)

Организационный момент

Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Организационный момент: Приветствует учащихся, создает доброжелательную обстановку:

 Дети, вам тепло?

В классе светло?

Прозвенел уже звонок?

Уже закончился урок?

Только начался урок?

Хотите учиться?

Значит можно всем садиться!

Добрый день, ребята! Сегодня мы изучаем новую тему, какую узнаем позже. Чтобы урок прошел плодотворно, мы с вами должны активно работать, вести себя хорошо, слушать внимательно учителя. Улыбнулись друг другу. Урок начинается!

Слушают учителя, включаются в ритм урока.

Да!

Да!

Да!

Да!

Да!

Да!

2 мин

Проверка домашнего задания

Выявить трудности при решении задач по пройденной теме

Спрашивает, возникли ли вопросы по домашнему заданию. Если ответ положительный, просит помощи у тех ребят, у кого проблем не возникло.

Говорят о трудностях, помогают одноклассникам справиться с трудностями

3 мин

Актуализация знаний

Воспроизведение пройденного материала

Метод ”Ромашка” (учитель по очереди предлагает детям брать лепестки и отвечать на вопросы)

Где мы встречаемся с дробями?

Из чего дробь состоит? (числитель, знаменатель, черта дроби)

Что показывает знаменатель дроби?

Знаменатель показывает, на сколько частей делят.

Что показывает числитель дроби?

Числитель показывает, сколько таких частей взято.

Сколько граммов в половине килограмма? 500 гр.

Сколько часов в одной трети суток? 8 ч.

Сколько килограммов в четверти тонны? 250 кг.

Сколько метров в 1/4 части километра? 250 м.

Сколько миллиметров в ½ сантиметра? 5 мм.

Сколько минут в 1/3 часа? 20 минут

Как найти дробь от числа? Нужно число разделить на знаменатель и умножить на числитель.

 Как найти число по его дроби? Нужно число разделить на числитель и умножить на знаменатель.

Какая часть прямоугольника закрашена?

Отвечают на вопросы учителя

Презентация

Слайд

На слайде

5 мин

Изучение нового материала

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания правильных и неправильных дробей

Послушайте одну историю.

 На планете «Обыкновенных дробей» жили-были дроби. (Учитель нажимает на дробь на слайде)

Прочитайте, какие это дроби. Назовите их числитель и знаменатель.

Все дроби были разные: одни ходили с прямыми спинами, другие все норовили упасть, потому что головы были тяжелые.

Как вы думаете, почему? Сравните числители и знаменатели.

Такие дроби имеют название.

Прочитайте в учебнике в самом низу на стр. 181, как называют дроби, у которых числитель больше знаменателя или меньше.

Какая тема нашего урока?

(вывешивается тема и появляется на слайде)

Откройте тетради и запишите дату, слова «классная работа» и тему урока.

Часто дроби сталкивались друг с другом; в общем, на планете была неразбериха. За жителями этой необыкновенной планеты наблюдала Правительница-Единица, потому что все жители зависели от нее.

Ответьте, как зависели дроби от Единицы?  

Есть дроби, у которых числитель и знаменатель одинаковые.

Прочитайте определение в учебнике.

Стр. 181.

В буквенном виде этот вывод можно записать так: (пишет на доске)

=1, м-натуральное число

Найдите в дробях Правительницу Единицу.

И решила Правительница Единица, что жизнь ее подданных, обыкновенных дробей, надо упорядочить.

Что она для этот сделала?

Как назвали эти города?

Прежде, чем мы расселим дроби по городам, я вам раздам подсказки-памятки на урок, чтобы было меньше затруднений.

(раздаются каждому листы с записью:  «Числитель <знаменателя-правильная дробь); числитель > знаменателя-неправильная дробь; числитель=знаменателю-неправильная дробь.=1, м-натуральное число.)

Давайте наши с вами дроби распределим по городам.

(Учитель указывает дробь: 11\4, 4\8, 6\7, 7\2, 12\7, 14\9, 11\38, 2\7, 216\73, 22\22, 9\14, 3\17, 6\10, 5\14   )

И воцарился на планете порядок!

Мы с вами узнали, что такое правильная и неправильная дробь. Теперь будем наши знания закреплять.

Читают дроби.

Называют их числитель и знаменатель.

Ответы учеников: у одних числитель больше знаменателя, а у других- меньше.

Работа с учебником. Читают вслух.

Дробь, в которой числитель меньше знаменателя, называют правильной.

Дробь, в которой числитель больше знаменателя или равен ему, называют неправильной.

Ученики отвечают:

«Правильные и неправильные дроби».

Пишут в тетради.

Отвечают: «Потому что все обыкновенные дроби сравниваются с единицей, с целым числом, берут у единицы свое начало».

Работа с учебником. (Ученики читают первое определение)

Если числитель дроби равен знаменателю, то дробь равна единице.

Пишут в тетради

=1, м-натуральное число.

Называют правильный ответ.

Отвечают: «Развела их жить в разные города».

Отвечают:

«Город правильных дробей» и «Город неправильных дробей».

Говорят правильные ответы

Слайд

На слайде появляются слова «Правильные и неправильные дроби»

На слайде появляется изображение Единицы.

На слайде появляются картинки городов.

На слайде дроби передвигаются в города.

12 мин

Первичное закрепление

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания правильных и неправильных дробей. Установление правильности и осознанности изучения темы. Коррекция выявленных пробелов.

 Закрепление нового материала. Организует и контролирует выполнение работы.

В этом ряду есть лишняя дробь. Найдите ее и назовите.

 Учебник № 719

 1/8,2/8,3/8,4/8,5/8,6/8,7/8

 

В ходе решения упражнений закрепляют понятия правильной и неправильной дроби.

Называют дробь.

Слайд

5 мин

Физминутка

Обеспечение здоровьесбережения учащихся

Учитель называет дробь. Задание: на неправильную дробь шагать, правильную-приседать, единицу- руки вверх.

На неправильную дробь шагают, правильную-приседают, единицу- руки вверх.

2 мин

Первичное закрепление

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания правильных и неправильных дробей. Установление правильности и осознанности изучения темы. Коррекция выявленных пробелов

Учебник № 721, 727, 729, 731

№ 727. Какое условие должно выполняться? Числитель меньше знаменателя. Назовите, какие числа меньше знаменателя? Какие дроби получаются?

№ 729. Какое условие должно выполняться? Числитель больше знаменателя. Назовите, какие числа больше знаменателя? Какие дроби получаются?

№  731. О чем главном говорится в задаче? О норме, о деталях. Какая норма? 63. Записали условие: норма-63 детали. Сколько выполняет рабочий? Неизвестно, но 9\7 от нормы. Записали: ? 9\7 от нормы. Что нужно узнать? В задаче 2  вопроса. Сколько за смену и на сколько больше от нормы он изготавливает.

Норма-63 детали

Рабочий-? 9\7 от           на ? больше

Решение

Чтобы найти дробь от числа, нужно число разделить на знаменатель и умножить на числитель.

  1. 63:7х9=81 (дет)- изготавливает рабочий.

Рабочий выполняет работу больше нормы. Чтобы узнать, на сколько, нужно из большего вычесть меньшее

  1. 81-63=18 (дет)- больше изготавливает рабочий.

Ответ: 81 деталь, на 18 больше

В ходе решения упражнений закрепляют понятия правильной и неправильной дроби.

11 мин

Итог. Рефлексия

Проверка усвоения темы.

 Рефлексия по теме

Упражнение «Микрофон»

С какой темой мы сегодня познакомились? Какие дроби называют правильными, какие-неправильными? Было ли интересно на уроке? Почему?

Что удалось? В чем причина?  Что нужно сделать?

Давайте оценим нашу с вами работу.

Вывешиваются дроби (сзади написаны буквы)

5\9-М, 7\8-О, 10\6-Л, 3\27-О, 12/7-Д, 100/121-Ц, 64/16-Ы, 8900/8900-!

Задание:

  1. Найдите дробь, у которой числитель и знаменатель в сумме дают число 80.
  2. Найдите дробь, у которой числитель равен 5. Какая она?
  3. Найдите дробь, у которой числитель в 9 раз меньше знаменателя.
  4. Найдите дробь, у которой знаменатель равен 7.
  5. Найдите дробь, в записи которой принимают участие трехзначные числа.
  6. Найдите дробь, у которой знаменатель меньше на 4 числителя.
  7. Найдите дробь, у которой разница между числителем и знаменателем 1.
  8. Найдите дробь, значение которой равно единице.

Составьте из полученных букв слово. Это слово МОЛОДЦЫ!

Вы сегодня хорошо поработали.

Выставление оценок.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Во время рефлексии были проверены знания на сложение, вычитание, умножение, деление, сравнение натуральных чисел. Проверено первичное усвоение новой темы.

64/16. Неправильная

Правильная. 5\9

Правильная. 3\27

Неправильная. 12/7

Правильные. 100/121

Неправильная дробь. 10\6

Какая это дробь? Правильная. 7\8

Неправильная. 8900/8900

Выставляют полученные отметки в дневник

5 мин

Домашнее задание

Обеспечение понимания выполнения домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию

§ 26, вопросы 1–3, № 720, 722, 728, 730, 732

Задания аналогичные выполненным на уроке.

Внимательно слушают, задают вопросы, записывают домашнее задание в дневники.

2 мин

                                                   



Предварительный просмотр:

Числитель <знаменателя-правильная дробь.

 Числитель > знаменателя-неправильная дробь.

Числитель=знаменателю-неправильная дробь.

=1, m-натуральное число.

Числитель <знаменателя-правильная дробь.

 Числитель > знаменателя-неправильная дробь.

Числитель=знаменателю-неправильная дробь.

=1, m-натуральное число.

Числитель <знаменателя-правильная дробь.

 Числитель > знаменателя-неправильная дробь.

Числитель=знаменателю-неправильная дробь.

=1, m-натуральное число.

Числитель <знаменателя-правильная дробь.

 Числитель > знаменателя-неправильная дробь.

Числитель=знаменателю-неправильная дробь.

=1, m-натуральное число.

Числитель <знаменателя-правильная дробь.

 Числитель > знаменателя-неправильная дробь.

Числитель=знаменателю-неправильная дробь.

=1, m-натуральное число.

Числитель <знаменателя-правильная дробь.

 Числитель > знаменателя-неправильная дробь.

Числитель=знаменателю-неправильная дробь.

=1, m-натуральное число.

Числитель <знаменателя-правильная дробь.

 Числитель > знаменателя-неправильная дробь.

Числитель=знаменателю-неправильная дробь.

=1, m-натуральное число.

Числитель <знаменателя-правильная дробь.

 Числитель > знаменателя-неправильная дробь.

Числитель=знаменателю-неправильная дробь.

=1, m-натуральное число.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики в 5 классе по теме «Правильные и неправильные дроби» Подготовил учитель математики МБОУ Фоминская ООШ Банникова С.П.

Слайд 2

Цели и задачи : сформировать понятия правильной дроби и неправильной дроби. Личностные : формировать интерес к изучению темы и желание применить приобретённые знания и умения, желание работать в коллективе и находить согласованные решения. Метапредметные : формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни. Планируемые результаты : Учащийся научится распознавать правильные и неправильные дроби. Основные понятия : Правильная дробь, неправильная дробь, свойство дроби.

Слайд 3

Разминка «Ромашка» 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Числитель, знаменатель, черта дроби На сколько частей делят Сколько таких частей взято 500 гр. 8 ч. 250 кг. 250 м. 5 мм. 20 минут Число разделить на знаменатель и умножить на числитель Число разделить на числитель и умножить на знаменатель.

Слайд 4

Разминка Из чего дробь состоит? Числитель, знаменатель, черта дроби. Что показывает знаменатель дроби? Знаменатель показывает, на сколько частей делят. Что показывает числитель дроби? Числитель показывает, сколько таких частей взято. Сколько граммов в половине килограмма? 500 гр. Сколько часов в одной трети суток? 8 ч. Сколько килограммов в четверти тонны? 250 кг Сколько метров в 1/4 части километра? 250 м. Сколько миллиметров в ½ сантиметра? 5 мм. Сколько минут в 1/3 часа? 20 минут Как найти дробь от числа? Нужно число разделить на знаменатель и умножить на числитель. Как найти число по его дроби? Нужно число разделить на числитель и умножить на знаменатель.

Слайд 5

Какая часть прямоугольника закрашена?

Слайд 6

П Л А Н Е Т А О Б Ы К Н О В Е Н Н Ы Х Д Р О Б Е Й

Слайд 7

Прочитайте в учебнике на стр. 181 Дробь, в которой числитель меньше знаменателя, называют правильной. Дробь, в которой числитель больше знаменателя или равен ему, называют неправильной.

Слайд 8

Правильные и неправильные дроби

Слайд 9

ГОРОД ПРАВИЛЬНЫХ ДРОБЕЙ ГОРОД НЕПРАВИЛЬНЫХ ДРОБЕЙ

Слайд 10

Уберите лишнюю дробь

Слайд 11

Первичное закрепление изученного материала Работа с учебникам №№ 719, 721, 727, 729, 731 Работа по карточкам

Слайд 12

Пора немного отдохнуть! Неправильная дробь -шагаем Правильная дробь -приседаем Значение дроби равно 1- руки вверх

Слайд 13

Домашнее задание § 26, вопросы 1–3, № 720, 722, 728, 730, 732 Задания аналогичные выполненным на уроке.

Слайд 14

Прочитайте определение в учебнике. Стр. 181. Если числитель дроби равен знаменателю, то дробь равна единице .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по математике 5 класса по теме « Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем».

Разработка технологической карты по математике» с учетом новых требований ФГОС...

Урок в 5 классе на тему: "Правильные и неправильные дроби"

Технологическая карта урока "открытия" новых знаний  в соответствии ФГОС...

Урок в 5 классе на тему: "Правильные и неправильные дроби"

Технологическая карта урока "открытия" новых знаний  в соответствии ФГОС...

Технологическая карта урока математики 6 класс по теме "Нахождение дроби от числа".

Технологическая карта урока математики 6 класс по теме "Нахождение дроби от числа"...

урок математики 5 класс по теме "Правильные и неправильные дроби"

          Аннотация к уроку«Правильные и неправильные дроби»Данный урок предназначен для учащихся 5 класса основной школы. В классе обучаются учащиеся, имею...

Технологическая карта урока математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей".

Технологическая карта урока математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей"....

Урок математики 5 класс по теме «Правильные и неправильные дроби»

План-конспект открытого урока по математике в 5 классе в условиях ФГОС...