Рабочие программы по внеурочной деятельности
рабочая программа по математике (5, 6, 7, 9 класс)

Алексеенко Елена Владимировна

Рабочие программы по внеурочной деятельности по направлению общеинтеллектуальное в 5-6 классах "Умники иумницы",

7 класс "Математика вокруг нас", 9 класс "Решение нестандартных задач"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

внеурочной деятельности «Умники и умницы»

по направлению общеинтеллектуальное

Класс:5

Составитель: Алексеенко Е.В.

МБОУ «СШ№10»

Пояснительная записка

   Данная программа разработана в соответствии с

- Законом «Об образовании в Российской Федерации»;

- Письмом Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296

  «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- Стратегией развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года;

- Учебным планом МБОУ «СШ №10» на 2017-2018 учебный год.

Работа с учащимися во внеурочное время направлена на достижение следующей цели - развитие познавательных способностей обучающихся. Основные задачи:

1. Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения,

    классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать выводы.

2. Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.

3. Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения.

4. Развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся.

5. Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников.

6. Формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Данная программа представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 6-х классов. Программа имеет общеинтеллектуальную направленность и рассчитана на 35 часов: 1 занятие в неделю по 40 минут.

Занятия направлены на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, творческих способностей.

На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания, упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

 Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

           Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

            В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

  • задания на развитие внимания;
  • задания на развитие памяти;
  • задания на совершенствование воображения;
  • задания на развитие логического мышления.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностные результаты:

- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира;

- готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе;

- формирование чувства сопричастности своей Родине, народу, истории и гордости за них;

- формирование картины мировой культуры как порождения трудовой, предметнопреобразующей деятельности человека;

- формирование уважения к истории и культуре народов мира;

- развитие «Я-концепции» и самооценки личности;

- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к другим людям, готовности к сотрудничеству и дружбе;

- развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;

- установка на здоровый образ жизни;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения, знание основных моральных норм;

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;

- формирование добросовестного отношения к трудовой деятельности;

- формирование мотивов достижения и социального признания, мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-

   оцениваемой деятельности;

- внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образа прилежного ученика;

- ориентация на понимание причин успеха в своей деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия

   результатов требованиям конкретной задачи;

- формирование адекватной позитивной осознанной самооценки;

- способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;

- сохранять учебную задачу (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах занятия);

- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

- фиксировать удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой (с помощью средств, разработанных совместно с учителем);

- объективно относиться к своим успехам/неуспехам; контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;

- контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку педагога и сверстников;

- умение осуществлять пространственный анализ и синтез.

Познавательные УУД:

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения);

- осознанно строить речевое высказывание устной форме;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- строить рассуждения в форме связи суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- анализировать объекты, выполнять синтез, выбирать основания и критерии для сравнения, классифицировать;

- знаково-символическое моделирование;

- умение структурировать знания;

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- моделирование различных ситуаций.

Коммуникативные УУД:

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

- включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками вопросов;

- формулировать ответы на вопросы;

- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

- высказывать мотивированное, аргументированное суждение;

- преодолеть эгоцентризм в межличностных отношениях;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе несовпадающих с его собственной, и ориентироваться на

  позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- понимать и принимать задачу совместной работы;

- распределять роли при выполнении заданий;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве взаимную помощь;

- признавать свои ошибки, озвучивать их.

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

- различать основные виды заданий на развитие памяти, внимания, мышления и участвовать в различных деятельности, используя различные

  материалы и приёмы работы с ними для выполнения заданий;

- организовывать своё рабочее место.

Обучающийся получит возможность научиться:

- развивать фантазию, воображение, внимание, память, мышление.

- приобрести навыки осознанного восприятия;

- научиться анализировать предложенный материал;

- применять полученные знания в учебном процессе.

Календарно-тематическое планирование

Раздел программы, кол-во часов

Дата проведения

Тема

Формы деятельности учащихся

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных, активных, практических занятий

В мире интересных фактов (10 часов)

Колумбы собственного «Я»

Коллективное обсуждение.

Работа в паре

Самостоятельное решение поисковых задач.

Приемы мнемотехники.

Конкурс.

1

В лабиринте головоломок

1

О птицах. Совы.

1

Камни в легендах. Янтарь.

1

Копилка интересных фактов

1

О птицах. Лебеди.

1

Камни в легендах. Жемчуг.

1

Литературная угадайка.

1

Журнал для интеллектуалов «Всякая всячина»

1

История христианского праздника Пасха

1

В мире эрудиции (10 часов)

«Альманах эрудита»

Ресурсный круг.

Коллективное обсуждение.

Работа в паре.

Самостоятельное решение поисковых задач.

Приемы мнемотехники.

Викторина.

1

Игра «С миру по нитке»

1

Математическая карусель

1

Пускаем пузыри

1

Детективное агентство.

1

Танграм

1

Клуб любителей математики

1

Город Задачинск

1

Математическая мастерская

1

И снова «альманах эрудита»

1

Фразеологизмы и крылатые выражения

 (15 часов)

Клуб любителей русского языка

Ресурсный круг.

Коллективное обсуждение.

Работа в паре.

Самостоятельное решение поисковых задач.

Приемы мнемотехники.

Викторина.

Индивидуальная работа.

1

Работаем над фразеологизмами

1

Волки в овечьей шкуре

1

Быть на коне

1

А ларчик просто открывался…

1

Журнал для интеллектуалов «Всякая всячина»

1

Вот где собака зарыта!

1

Разделать под орех

1

Зелёная улица

1

Не ударить в грязь лицом

1

Гордиев узел

1

Не мытьем, так катаньем

1

Коллекция заданий для «стрелянных воробьёв»

1

Заключительный аккорд.

1

Итоговый урок. Викторина.

1

Содержание курса

Раздел I. В мире интересных фактов (10 часов)

Тема 1. Колумбы собственного «Я»

Индивид. Индивидуальность. Я- личность. Упражнения на развитие внимания, памяти, пространственной ориентации, артистических способностей.

Тема 2. В лабиринте головоломок

Содержание древнегреческого мифа «Нить Ариадны». Упражнения на развитие внимания, логического мышления, воображения, фонематического слуха.

Тема 3. О птицах. Совы

Сова в культуре: Египет, Вавилон. Упражнения на развитие внимания, пространственной ориентации, памяти, мышления.

Тема 4. Камни в легендах. Янтарь

Особенности янтаря. Легенда о янтаре. Загадка янтарной комнаты. Упражнения на развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, чувства рифмы.

Тема 5. Копилка интересных фактов

История происхождения пожелания «В добрый час!». Княгиня Ольга – выдающаяся женщина Древней Руси. Зачем люди летают в космос. Традиции русской свадьбы. Упражнения на развитие внимания, мышления, в том числе творческого, воображения.

Тема 6. О птицах. Лебеди

Особенности жизни лебедя. Значение выражения «Лебединая верность». Упражнения на развитие внимания, слуховой и смысловой памяти, мышления, речи, чувства ритма и рифмы.

Тема 7. Камни в легендах. Жемчуг Камни в легендах. Жемчуг

Особенности жемчуга. Легенда о жемчуге. Упражнения на развитие внимания, мышления, воображения, фонематического слуха.

Тема 8. Литературная угадайка.

Мир детской зарубежной литературы. Упражнения на развитие внимания, мышления, воображения, пространственной ориентации пространственной ориентации.

Тема 9. Журнал для интеллектуалов «Всякая всячина»

Немецкий первопечатник XV века Иоганн Гуттенберг. Упражнения на развитие внимания, мышления, зрителной памяти, воображения.

Тема 10. История христианского праздника Пасха

История, традиции и обычаи Пасхи. Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, воображения.

Раздел II. В мире эрудиции (10 часов)

Тема 11. «Альманах эрудита»

Значение слов: «альманах», «эрудиция», «афоризм», «хокку». Упражнения на развитие внимания, памяти, быстроты реакции, поэтической речи.

Тема 12. Игра «С миру по нитке»

Способы шифровки слов. Упражнения на развитие внимания, логического мышления, воображения, речи.

Тема 13. Математическая карусель

Способы шифровки слов. Понятие флора и фауна. Упражнения на развитие внимания, логического мышления, воображения, конструкторских способностей.

Тема 14. И снова «Альманах эрудита»

Работа с криптограммой. Атлантида. Гробница Тутанхамона. Лохнеское чудовище.

Тема 15. Детективное агентство

Работа с криптограммой. Детективная лексика. Упражнения на развитие нестандартного мышления.

Тема 16. Танграм

Работа с головоломкой «танграм». Упражнения на развитие внимания, памяти, творческих способностей.

Тема 17. Клуб любителей математики

Работа с головоломкой «танграм». Биография Н.И. Лобачевского. Упражнения на развитие внимания, мышления, воображения, ориентации в пространстве.

Тема 18. Город Задачинск

Шифровка. «Бестолковые задачи». Танграм.

Тема 19. Катавасия

«Расшифруй слово». Работа с Метаграммой. «Найди закономерность»

Тема 20. Математическая мастерская

Раздел III. Фразеологизмы и крылатые выражения (14 часов)

Тема 21. Клуб любителей русского языка

Фразеологизм – устойчивое сочетание слов. Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, речи.

Тема 22. И снова игра «С миру по нитке»

Значение и происхождение фразеологизма «галопом по европам». Особенности поведения собаки. Приметы о падающих звездах. История открытия йода французским ученым Бернаром Куртуа.

Тема 23. «Быть на коне»

Значение и происхождение фразеологизма «Быть на коне». Упражнения на развитие зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, чувства рифмы.

Тема 24. А ларчик просто открывался…

Значение выражения «А ларчик просто открывался». Упражнения на развитие внимания, мышления, конструкторских способностей.

Тема 25. Журнал для интеллектуалов «Всякая всячина»

Значение фразеологизма «Панический страх». Упражнения на развитие мышления, воображения, артистических способностей.

Тема 26. Вот где собака зарыта.

Значение фразеологизма «Вот где собака зарыта». Упражнения на развитие внимания, мышления, пространственной ориентации.

Тема 27. Разделать под орех

Значение и происхождение фразеологизма «Разделать под орех». Упражнения на развитие внимания, зрительной памяти, нестандартного мышления, речи.

Тема 28. Пришёл, увидел, победил

История происхождения и значения крылатого выражения «Пришёл, увидел, победил». Упражнения на развитие слуховой и зрительной памяти, мышления, речи.

Тема 29. Зелёная улица

Значение и происхождение фразеологизма «Зелёная улица». Упражнения на развитие внимания, пространственной ориентации, творческого мышления.

Тема 30. Не ударить в грязь лицом

Значение и происхождение фразеологизма «Не ударить в грязь лицом». Упражнения на развитие слуховой памяти, творческого мышления, артистических способностей.

Тема 31. Гордиев узел

Происхождение и значение фразеологизма «Гордиев узел». Упражнения на развитие внимания, логического мышления, воображения.

Тема 32. Не мытьем, так катаньем

Значение фразеологизма «Не мытьем, так катаньем». Упражнения на развитие внимания, логического мышления, воображения, речи.

Тема 33. Коллекция заданий для «стрелянных воробьёв»

История возникновения и значение фразеологизма «стрелянный воробей». Упражнения для развития внимания, памяти, мышления, воображения.

Тема 34. Заключительный аккорд

Значение фразеологизма «заключительный аккорд». Упражнения на развитие внимания, мышления, быстроты реакции, воображения

Литература

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2013 г

«Умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей»

Методическое пособие для 5 класса

2.

Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2005. – 34 с. – ( Серия «Умники и умницы»)

Программа развития познавательных способностей учащихся

3

Международный математический конкурс «Кенгуру»

http://mathkang.ru//

4

Русский медвежонок. Языкознание для всех

http://www.rm.kirov.ru//

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
  • Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

  • Итоговый контроль в формах

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы учащихся;

Контрольные задания.

  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления   деятельности.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).



Предварительный просмотр:

Приложение

к образовательной программе

начального общего образования

(основного общего образования)

Рабочая программа

внеурочной деятельности «Умники и умницы»

по направлению общеинтеллектуальное

Класс: 6Б, 6В

Составитель: Алексеенко Е.В.

МБОУ «СШ№10»

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

   Данная программа разработана в соответствии с

- Законом «Об образовании в Российской Федерации»;

- Письмом Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296

  «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- Стратегией развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года;

- Учебным планом МБОУ «СШ №10» на 2017-2018 учебный год.

Работа с учащимися во внеурочное время направлена на достижение следующей цели - развитие познавательных способностей обучающихся. Основные задачи:

1. Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения,

    классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать выводы.

2. Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.

3. Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения.

4. Развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся.

5. Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников.

6. Формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Данная программа представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 6-х классов. Программа имеет общеинтеллектуальную направленность и рассчитана на 35 часов: 1 занятие в неделю по 40 минут.

Занятия направлены на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, творческих способностей.

На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания, упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

 Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

           Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

            В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

  • задания на развитие внимания;
  • задания на развитие памяти;
  • задания на совершенствование воображения;
  • задания на развитие логического мышления.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностные результаты:

- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира;

- готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе;

- формирование чувства сопричастности своей Родине, народу, истории и гордости за них;

- формирование картины мировой культуры как порождения трудовой, предметнопреобразующей деятельности человека;

- формирование уважения к истории и культуре народов мира;

- развитие «Я-концепции» и самооценки личности;

- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к другим людям, готовности к сотрудничеству и дружбе;

- развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;

- установка на здоровый образ жизни;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения, знание основных моральных норм;

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;

- формирование добросовестного отношения к трудовой деятельности;

- формирование мотивов достижения и социального признания, мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-

   оцениваемой деятельности;

- внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образа прилежного ученика;

- ориентация на понимание причин успеха в своей деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия

   результатов требованиям конкретной задачи;

- формирование адекватной позитивной осознанной самооценки;

- способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;

- сохранять учебную задачу (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах занятия);

- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

- фиксировать удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой (с помощью средств, разработанных совместно с учителем);

- объективно относиться к своим успехам/неуспехам; контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;

- контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с  учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку педагога и сверстников;

- умение осуществлять пространственный анализ и синтез.

Познавательные УУД:

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения);

- осознанно строить речевое высказывание устной форме;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- строить рассуждения в форме связи суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- анализировать объекты, выполнять синтез, выбирать основания и критерии для сравнения, классифицировать;

- знаково-символическое моделирование;

- умение структурировать знания;

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- моделирование различных ситуаций.

Коммуникативные УУД:

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

- включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками вопросов;

- формулировать ответы на вопросы;

- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

- высказывать мотивированное, аргументированное суждение;

- преодолеть эгоцентризм в межличностных отношениях;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе несовпадающих с его собственной, и ориентироваться на

  позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- понимать и принимать задачу совместной работы;

- распределять роли при выполнении заданий;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве взаимную помощь;

- признавать свои ошибки, озвучивать их.

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

- различать основные виды заданий на развитие памяти, внимания, мышления и участвовать в различных деятельности, используя различные

  материалы и приёмы работы с ними для выполнения заданий;

- организовывать своё рабочее место.

Обучающийся получит возможность научиться:

- развивать фантазию, воображение, внимание, память, мышление.

- приобрести навыки осознанного восприятия;

- научиться анализировать предложенный материал;

- применять полученные знания в учебном процессе.

Календарно-тематическое планирование

Раздел программы, кол-во часов

Дата проведения

Тема

Формы деятельности учащихся

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных, активных, практических занятий

В мире интересных фактов (10 часов)

Колумбы собственного «Я»

Коллективное обсуждение.

Работа в паре

Самостоятельное решение поисковых задач.

Приемы мнемотехники.

Конкурс.

1

В лабиринте головоломок

1

О птицах. Совы.

1

Камни в легендах. Янтарь.

1

Копилка интересных фактов

1

О птицах. Лебеди.

1

Камни в легендах. Жемчуг.

1

Литературная угадайка.

1

Журнал для интеллектуалов «Всякая всячина»

1

История христианского праздника Пасха

1

В мире эрудиции (10 часов)

«Альманах эрудита»

Ресурсный круг.

Коллективное обсуждение.

Работа в паре.

Самостоятельное решение поисковых задач.

Приемы мнемотехники.

Викторина.

1

Игра «С миру по нитке»

1

Математическая карусель

1

Пускаем пузыри

1

Детективное агентство.

1

Танграм

1

Клуб любителей математики

1

Город Задачинск

1

Математическая мастерская

1

И снова «альманах эрудита»

1

Фразеологизмы и крылатые выражения

 (15 часов)

Клуб любителей русского языка

Ресурсный круг.

Коллективное обсуждение.

Работа в паре.

Самостоятельное решение поисковых задач.

Приемы мнемотехники.

Викторина.

Индивидуальная работа.

1

Работаем над фразеологизмами

1

Волки в овечьей шкуре

1

Быть на коне

1

А ларчик просто открывался…

1

Журнал для интеллектуалов «Всякая всячина»

1

Вот где собака зарыта!

1

Разделать под орех

1

Зелёная улица

1

Не ударить в грязь лицом

1

Гордиев узел

1

Не мытьем, так катаньем

1

Коллекция заданий для «стрелянных воробьёв»

1

Заключительный аккорд.

1

Итоговый урок. Викторина.

1

Литература.

  1. Л.В.Мищенкова. 36 занятий для будущих отличников. Курс РПС (развитие познавательных способностей). Методическое пособие для 6 класса. Москва. Издательство РОСТ.2012
  2. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 класс. ФГОС,

М.Просвещение, 2012

      3.  Криволапова Н.А Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 классы.  

           ФГОС, М.Просвещение, 2013



Предварительный просмотр:

Приложение №9

к образовательной программе

 основного общего образования

Рабочая программа

внеурочной деятельности «Математика вокруг нас»

по направлению общеинтеллектуальное

Класс:7

Составитель: Алексеенко Е.В.

МБОУ «СШ№10»

2018-2019 учебный год


Пояснительная записка

Данная программа разработана в соответствии с

  • Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования;
  • Стратегией развития образования Ханты-Мансийского автономного округа- Югры до 2020 года;
  • Учебным планом МБОУ «СШ№10» на 2018-2019 учебный год.

Цель:

  • развивать математический образ мышления

Задачи:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • расширять математические знания в области математики;
  • развитие мотивации к собственной учебной деятельности;
  • учить применять математическую терминологию;
  • учить проектной деятельности;
  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Принципы программы:

  • Актуальность

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

  • Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность

Курс строится от частных задач к общим (решение математических задач) и в конце курса презентация проекта.

  • Практическая направленность

Содержание занятий направлено на освоение проектной деятельности, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике, овладение методом проектов.

  • Математика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Оторванность математических знаний школьного курса от практики приводит к непониманию цели изучения сложных формул, многочисленных теорем, правил; вызывает снижение интереса к математическим знаниям. Данная программа своим содержанием может привлечь внимание учащихся 7 класса, так как в ней прослеживается неразрывная связь теории с практикой. Математическое образование не будет абстрактным, и у учащихся все реже будет возникать вопрос: “А зачем нам нужно изучать математику?”. В данной программе подобраны задания с практическим содержанием, побуждающие познавательный интерес к математике, связанные с ситуациями в повседневной жизни. Опыт показывает, что включение в учебный процесс математических задач практического содержания необходимо и чрезвычайно важно. Эти задачи важны в психологическом отношении, так как формируют интересы обучающихся, развивают их логическое мышление. В методологическом отношении эти задачи интересны тем, что позволяют показать тесную взаимосвязь теории и практики. Методическая ценность этих задач состоит в том, что они обеспечивают возможность для применения разнообразных форм и методов обучения. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
  • Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, работать в группе, создавать проекты, использовать ИКТ технологии, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
  • Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
  • Предлагаемые занятия предполагают развитие пространственного воображения и математической интуиции обучающихся, проявляющих интерес и склонность к изучению математики, в процессе решения задач практического содержания. Основное содержание курса математики начальной школы в большей степени ориентировано на абстрактный материал. Поэтому задачам практического содержания, способствующим развитию пространственного воображения учащихся, их математической интуиции, логического мышления, должно уделяться особое внимание.
  • Рассматриваемые на занятиях занимательные геометрические и практические задания имеют прикладную направленность. Тематика занятий с системой соответствующих заданий позволяет учителю дифференцировать процесс обучения, осуществлять личностно-ориентированное, развивающее, гуманистически направленное обучение.
  • Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, стимулирует обучающихся к самостоятельному применению и пополнению своих знаний через содержание курса, стимулирует самостоятельность и способность к самореализации. В результате у учеников формируется устойчивый интерес к решению задач повышенной трудности, значительно улучшается качество знаний, совершенствуются умения применять полученные знания не только в учебных ситуациях, но и в повседневной деятельности, за пределами школы.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение математических задач;
  • оформление математических газет;
  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • выполнение проекта, творческих работ;
  • самостоятельная работа; работа в парах, в группах.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса

Личностные результаты:

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты 

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий ).
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

 

Межпредметные связи на занятиях по математике:

  • с уроками информатики: поиск информации в Интернете, создание презентаций; 
  • с уроками русского языка: грамотное оформление своего проекта.
  • с уроками   изобразительного искусства: оформление творческих     работ, участие в выставках рисунков, моделей при защите проектов.

В учебном плане МБОУ "СОШ№10" на изучение программы «Математика вокруг нас» в 7  классах отводится 1 час в неделю, всего 35 часов в год.

Формы и методы организации учебного процесса.

Программа предусматривает работу детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, самостоятельная работа.

Методы контроля: презентация, тестирование.

Технологии, методики:

уровневая дифференциация;

проектная деятельность;

проблемное обучение;

моделирующая деятельность;

поисковая деятельность;

информационно-коммуникационные технологии;

здоровьесберегающие технологии;

Предлагаемый порядок действий:

  • Знакомство класса с темой.
  • Сбор информации.
  • Выбор тем для проектов.
  • Работа над проектами.
  • Презентация проектов.

Календарно-тематическое планирование

Раздел программы, кол-во часов

Дата проведения

Тема

Личностные и метапредметные результаты

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных, активных, практических занятий

«Натуральные числа» (5ч)

08.09

История возникновения цифр и чисел.

Учащиеся научатся:

находить наиболее рациональные способы решения задач, используя при решении таблицы и «графы»; создавать презентации;

оценивать логическую правильность рассуждений; 

распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;

  • решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
  • применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
  • применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки и циркуля;
  • применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
  • Учащиеся получат возможность научиться:
  1. Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  2. Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  3. Планировать (составлять план своей деятельности);
  4. Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  5. Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  6. Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

1

15.09

Числа великаны

1

22.09

Системы счисления.

1

29.09

История нуля. Календарь.

1

06.10

История математических знаков.

1

«Текстовые задачи» (6ч)

13.10

Виды текстовых задач и их примеры, способы решения.

1

20.10

Решение текстовой задачи арифметическими приемами (по действиям).

1

27.10

Решение задач методом составления уравнения, неравенства или их системы.

1

03.11

Решения текстовой задачи с помощью графика.

1

17.11

Задачи на движение. Движение тел по течению и против течения.

1

24.11

Решение задач на работу. Составление таблицы данных задачи на работу.

1

«Знакомство с геометрией» (8ч)

27.11

История возникновения геометрии.

1

01.12

Великие математики древности.

1

08.12

Задачи на разрезание и перекраивание фигур. 

1

15.12

Треугольник. Египетский треугольник.

1

22.12

Изображение на плоскости куба, прямоугольного параллелепипеда, шара.

1

29.12

Задачи на разрезание и составление объемных тел.

1

19.01

Пять правильных многогранников.

1

26.01

Сказки о геометрических фигурах.

1

«Дроби» (5ч)

02.02

История дробей.

1

09.02

История десятичных дробей 

1

16.02

История обыкновенных дробей 

1

23.02

Действия с дробями.

1

02.03

Решение задач с применением дробей.

1

«Комбинаторика » (3ч)

16.03

Понятие комбинаторики.

1

23.03

Составление некоторых комбинаций объектов и подсчет их количества.

1

06.04

Решение простейших комбинаторных задач методом перебора.

1

«Проценты в нашей жизни» (4ч)

13.04

Проценты в жизненных ситуациях.

1

20.04

Моя жизнь в процентах

1

23.04

Статистика округа  в задачах на проценты

1

27.04

Решение сложных задач на проценты

1

04.05

Математические игры

1

11.05

Ребусы и головоломки

1

18.05

Смотр проектов

1

25.05

Смотр проектов. Итоговое занятие

1


Список литературы.

Для учителя:

  1. Глейзер Г.И. История математики в школе: VII-VIII кл. Пособие для учителей.
  2. Фарков А.В. Математические кружки в школе.
  3. Лоповок Л.М. Тысяча проблемных задач по математике.
  4. Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика
  5. Величко М.В. Проектная деятельность по математике.

Для ученика:

  1. Энциклопедия для детей http://the800.info/yentsiklopediya-dlya-detey-matematika
  2. Энциклопедия по математикеhttp://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/matematika/MATEMATIKA.html
  3. Справочник по математике для школьников http://www.resolventa.ru/demo/demomath.htm
  4. Математика он-лайн http://uchit.rastu.ru



Предварительный просмотр:

         Приложение

                               к образовательной программе

начального общего образования

(основного общего образования)

Рабочая программа

внеурочной деятельности «Решение нестандартных задач»

по направлению общеинтеллектуальное

Класс: 9А, 9Б

Составитель: Алексеенко Е.В.

                                                                                                    МБОУ «СШ№10»

2018-2019 учебный год


Пояснительная записка

Данная программа разработана в соответствии с

  • Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования;
  • Стратегией развития образования Ханты-Мансийского автономного округа- Югры до 2020 года;
  • Учебным планом МБОУ «СШ№10» на 2018-2019 учебный год.

Цель: формировать у учащихся умения и навыки по решению нестандартных задач;

Основные задачи:

  1. Развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся.
  2. Формировать навыки применения знаний при решении разнообразных задач различной сложности
  3. Развивать исследовательскую деятельность учащихся;
  4. Подготовить учащихся к ГИА

Программа курса «Решение нестандартных задач» предполагает изучение таких вопросов, которые не входят в базовый курс математики основной школы, но необходимы при дальнейшем ее изучении, при сдаче экзамена за курс основной школы. Появление задач, решаемых нестандартными методами, на экзаменах далеко не случайно, т.к. с их помощью проверяется техника владения формулами элементарной математики, методами решения уравнений и неравенств, умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, уровень логического мышления учащихся и их математической культуры.

Многообразие нестандартных задач охватывает весь курс школьной математики, поэтому владение приемами их решения можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления. Изучение методов решения нестандартных задач дают прекрасный материал для настоящей учебно-исследовательской работы.

Курс позволит школьникам систематизировать, расширить и укрепить знания, подготовиться для дальнейшего изучения математики, научиться решать разнообразные задачи различной сложности.

Учителю курс поможет наиболее качественно подготовить учащихся к математическим олимпиадам, сдаче ОГЭ.

Актуальность курса состоит в том, что он направлен на расширение знаний учащихся по математике, развитие их теоретического мышления и логической культуры. Актуальность разработки и создание данной программы обусловлены тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы предмета «математика» и потребностями учащихся в дополнительном материале по математике и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания математики и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал

Новизна данного курса заключается в том, что программа включает новые для учащихся задачи, не содержащиеся в базовом курсе. Предлагаемый курс содержит задачи по разделам, которые обеспечат более осознанное восприятие учебного материала. Творческие задания позволяют решать поставленные задачи и вызвать интерес у обучаемых. Включенные в программу задания позволяют повышать образовательный уровень всех учащихся, так как каждый сможет работать в зоне своего ближайшего развития.

Отличительные особенности данного курса, что этот курс подразумевает доступность предлагаемого материала для учащихся, планомерное развитие их интереса к предмету. Сложность задач нарастает постепенно. Приступая к решению более сложных задач, рассматриваются вначале простые, входящие как составная часть в решение трудных. Развитию интереса способствуют математические игры, викторины, проблемные задания и т.д. Программа ориентирована на учащихся 9 класса, которым интересна как сама математика, так и процесс познания нового.

Курс рассчитан на 1 часа в неделю. Общее количество проводимых занятий 35 часов.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

В ходе изучения данного курса в основном формируются и получают развитие следующие

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль всей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных задач;
  • овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласовании позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ -компетенции).

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.

Предметные результаты:

Ученик научится:

  • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках,
  • уметь решать нестандартные уравнения и неравенства, квадратные уравнения; уметь формализовать и структурировать информацию,
  • уметь выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – в таблицы, схемы, графики, диаграммы с использованием соответствующих программных средств обработки данных.

Ученик получит возможность научиться:

  • формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях;
  • составлять и решать нестандартные уравнения, системы уравнений и неравенства при решении задач других учебных предметов;
  • использовать уравнения и неравенства для построения и исследования простейших математических моделей реальных ситуаций или прикладных задач;
  • выбирать оптимальный метод решения задачи, рассматривая различные методы;
  • строить модель решения задачи, проводить доказательные рассуждения; анализировать и интерпретировать результаты в контексте условия задачи, выбирать решения, не противоречащие контексту;
  • применять для решения задач геометрические факты, если условия применения заданы в явной форме;
  • извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах.

Коммуникативные результаты:

  • приобретение знаний о решении нестандартных задач, о способах и средствах выполнения практических заданий при использовании данных методов; формирование мотивации к изучению математики через внеурочную деятельность.
  • самостоятельное или во взаимодействии с педагогом решение нестандартного задания, для данного возраста;
  • умение высказывать мнение, обобщать задачи, классифицировать различные задачи по темам и принципа решения, обсуждать решение задания.
  • умение самостоятельно применять изученные способы решения задач для создания проекта, умение самостоятельно подобрать задачи по данным темам, умение аргументировать свою позицию по выбору проекта, оценивать ситуацию и полученный результат.

В процессе изучения данного курса предполагается использование различных методов активизации познавательной деятельности школьников, а также различных форм организации их самостоятельной работы.

Результатом освоения программы курса является представление школьниками творческих индивидуальных и групповых работ на итоговом занятии.

 

Календарно-тематическое планирование

Раздел программы, кол-во часов

Дата проведения

Тема

Личностные и метапредметные результаты

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных, активных, практических занятий

Целые рациональные уравнения

08.09

Преобразование алгебраических уравнений

Знать основные и нестандартные приемы разложения на множители, сокращения дробей, упрощения алгебраических выражений.

Уметь решать уравнения различными способами.

Уметь применять методы разложения многочлена на множители при решении уравнений.

Уметь вводить новую переменную и возвращаться к исходному уравнению.

Знать понятие однородных уравнений.

Уметь решать различные уравнения с параметром.

Уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных задач

Уметь формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

1

15.09

Преобразование алгебраических уравнений

1

22.09

Преобразование алгебраических уравнений

1

29.09

Преобразование алгебраических уравнений

1

06.10

Решение алгебраических уравнений методом подбора

1

13.10

Решение алгебраических уравнений методом группировки и разложением на множители

1

20.10

Решение алгебраических уравнений методом группировки и разложением на множители

1

27.10

Решение алгебраических уравнений методом замены переменных. Однородные уравнения

1

03.11

Решение алгебраических уравнений методом замены переменных. Однородные уравнения

1

10.11

Решение алгебраических уравнений методом введения параметра

1

Дробно-рациональные уравнения

17.11

Дробно-рациональные уравнения. Общие положения.

Иметь представление о различных видах дробно-рациональных уравнений.

Уметь выбирать оптимальные методы решения.

Уметь делить обе части уравнений на выражения, отличные от нуля, исключать посторонние корни;

владеть методом введения новой переменной

Уметь осуществлять самоконтроль,

осуществлять контроль всей деятельности в процессе достижения результата

1

24.11

Решение дробно- рациональных уравнений методом разложения на множители.

1

01.12

Метод замены переменных в дробно-рациональных уравнениях

1

Неравенства

08.12

Неравенства с двумя переменными на координатной плоскости

Уметь изображать решение неравенств на координатной плоскости, исключать посторонние решения;

применять метод интервалов для различных неравенств.

1

15.12

Обобщенный метод интервалов

1

22.12

Решение систем неравенств  

1

Квадратный трехчлен

29.12

Квадратный трехчлен в задачах

Уметь изображать на координатной плоскости множества точек, координаты которых удовлетворяют заданному уравнению, неравенству.

Уметь строить графическую модель квадратного трехчлена.  Неравенство Коши- Буняковского.

1

12.01

Квадратный трехчлен. График квадратного трехчлена.

1

19.01

Теорема Виета

1

Задачи практической направленности

26.01

Решение задач на движение

Уметь составлять план решения задачи и реализовывать его.

Уметь решать задачи различными способами.

Уметь решать практические задачи на проценты.

Уметь решать различные типы комбинаторных задач.

Уметь работать индивидуально в группе, находить общее решение.

Уметь аргументировать и отстаивать свое мнение

1

02.02

Решение задач на движение

1

09.02

Решение задач на смеси и сплавы

1

16.02

Решение задач на смеси и сплавы

1

02.03

Решение задач на совместную работу

1

16.03

Решение задач на совместную работу

1

23.03

Решение задач на проценты

1

30.03

Решение задач на проценты

1

06.04

Решение задач на проценты

1

13.04

Решение задач на вероятность

1

20.04

Решение задач на вероятность

1

Функции

27.04

Графики кусочно-заданных функций

Уметь строить графики кусочно-заданных функций, читать и описывать их свойства.

Уметь применять геометрические преобразования для построения графиков, содержащих модуль.

Знать схему исследования функций, описывать свойства.

Формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

1

04.05

Графики кусочно-заданных функций

1

11.05

Построение графиков, содержащих модуль

1

18.05

Исследование функции.

1

25.05

Итоговое занятие. Представление проектов.

1


Литература

1. Башмаков М.И. Уравнения и неравенства. – М.: ВЗМШ при МГУ, 1983.

2. Виленкин Н.Я. и др. Алгебра. Учебник для 9 класса с углубленным изучением математики. – М.: Просвещение, 2006.

 3. Галицкий М.Л. и др. Сборник задач по алгебре 8 – 9 кл. – М.: Просвещение, 1995.

4. Говоров В.М. и др. Сборник конкурсных задач по математике.– М.: Просвещение, 1983.

5. Горнштейн П.И. и др. Задачи с параметрами. – М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2003.

 6. Колесникова С.И. Математика. Интенсивный курс подготовки к Единому Государственному экзамену. М.: Айрис-пресс, 2004.

7. Мерзляк А.Г. и др. Алгебраический тренажер. – М.: Илекса, 2001.

8. Мордкович А.Г. Алгебра. 8 кл. – М.: Мнемозина, 2000.

9. Никольская И.Л. Факультативный курс по математике. – М.: Просвещение, 1995.

10. Олехник С.Н. и др. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения. 10 – 11 кл. – М.: Дрофа, 1995.

 11. Электронный учебник «Алгебра 7 – 11».

12. Ястребинецкий Г.А. Задачи с параметрами. – М.: Просвещение, 1986


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...