Разработка урока в 5 классе по теме "Проценты. Нахождение процентов от числа"
методическая разработка по математике (5 класс)

Ооржак Айлана Михайловна

Урок усвоения новых знаний в 5 классе по теме "Проценты. Нахождение процентов от числа"  по учебнику А.Г.Мерзляка. 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Самоанализ урока математики в 5 классе.

Тема урока: Проценты. Нахождение процентов от числа.

Цели урока:

Предметные: Сформировать  у  учащихся  представление  о  процентах как о новой форме записи числа, а также специальном способе  выражения  части  величины,  научить  находить  проценты  от числа.

Познавательные

Умеют точно, ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, осмысливают ошибки и устраняют их

Регулятивные

Понимают смысл поставленной задачи

Коммуникативные

Участвуют в диалоге, приводят примеры и  контрпримеры

Личностные  

Развивать  интерес  к  изучению  темы  и  мотивировать  желание  применять  приобретённые  знания  и  умения

Тип урока:  Урок усвоения новых знаний.

План урока:

  1. Организационный момент. (1 мин)
  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (3 мин)

3. Актуализация опорных знаний (4 мин)

4. Усвоение  новых знаний  (15 мин)

5. Физкультминутка (1  мин)

6. Закрепление. (6 мин)

7. Проверка понимания (самостоятельная работа 5 мин)

8. Домашнее задание (2 мин)

9. Рефлексия. Итоги урока  (3 мин)

Самым волнительным моментом в уроке является организационный. Чтобы снять эмоциональное напряжение, создать атмосферу открытости и доверия я использовала метод «беседа». На данном этапе произошло пробуждение интереса к получению новой информации. Ученики были активны и с легкостью погрузились в «мир скидок» я опиралась на жизненный опыт учащихся. Диалог состоялся содержательный, так как ученикам, в силу их возраста, много известно о скидках.

Для эффективного целеполагания я использовала наглядности, с помощью которых учащимся удалось определить тему урока и поставить для себя цели.

Каждый ученик в начале своей деятельности на уроке получил возможность посчитать самостоятельно цену товара, зная скидку. Тем самым у ребят возникли затруднения, так как им не хватало знаний, чтобы выполнить предложенное действие. Поэтому, в заранее подготовленный и выданный рабочий лист, ученики записали цель, кто какую перед собой поставил.

При постановке и создании проблемных вопросов использован метод проблемного изложения с элементами поиска. Считаю, что выбранные формы организации учебной работы: индивидуальная, коллективная, парная, соответствуют каждому этапу урока и рационально использовано время на их выполнение. Весь раздаточный материал: рабочий лист, прайс-лист, оценочная таблица, уместно использован и позволил более эффективно получить учащимся познавательные умения по данной теме.

В целом дети были активны на уроке и проявили большой интерес к данной теме. Увлеченность и заинтересованность детей при работе в парах на нахождение максимального количества правильных решений, высокая. Это связано с тем, что ученики были мотивированы, получением купона дополнительной скидки.

Сочетание коллективной, индивидуальной и групповой формы работы помогло формированию нового способа действий, умений работать по плану и устанавливать связь с жизненным опытом.

В итоге урока, ученики должны были самостоятельно оценить свою деятельность на уроке. Без труда посчитали баллы в оценочной таблице, сделали выводы и поставили себе отметки.

В домашней работе предложены задания на продолжение использования полученных знаний, а так же на применение знаний и умений в новой ситуации.

Считаю, что заявленная цель урока достигнута. Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помогло каждому ребенку получить знания, которые пригодятся ему в жизни.


Самоанализ


Класс, с которым я работаю, имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. Есть дети с рассеянным вниманием, низкой работоспособностью, они испытывают трудности в обучении, поскольку быстро утомляются. Урок построен с учётом индивидуальных особенностей обучающихся.
Тема урока: Решение задач по теме «Проценты». Это третий урок по данной теме.
При подготовке и проведении урока я ставила перед собой следующие задачи:
повторить и обобщить знания учащихся по теме «Проценты»; закрепить умения обучающихся умножать и делить десятичные дроби при решении различных типов задач; создать условия для систематизации знаний по теме «Проценты».

Тип урока- комбинированный урок

Данный тип урока включает организационную часть, определение темы и целей, устные упражнения, обобщение и систематизация знаний, самостоятельную работу учащихся над заданием под руководством учителя, оценку и самооценку выполненной работы.
Для достижения поставленных целей я использовала следующие приёмы и методы:
• словесные (рассказ учителя, работа с текстом задачи, 
• наглядные (мультимедийная презентация всех этапов урока);
• письменных и устных упражнений, и самостоятельной работы, разработанных в занимательной и познавательной форме; 
• методы устного и письменного контроля и самоконтроля.
В ходе урока были использованы различные формы работы учащихся:
- коллективная; 
- индивидуальная, с учётом дифференциации. 
На уроке, с целью активизации работы, были использованы различные виды проверок: самопроверка с экрана и доски, , проверка работы обучающихся всем классом.

В ходе работы ребята показали уровень усвоения материала, сформированность умений и навыков, были внимательны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично.

На уроке я попыталась показать возможность использования нетрадиционных форм урока с использованием ИКТ в современной школе. Считаю, что именно уроки нетрадиционной формы дают возможность не только поднять интерес к изучаемому предмету, но и развивать творческую самостоятельность детей, обучать их работе с различными источниками знаний.

Я считаю, что данный урок цели достиг. Так как дети показали, что приёмы и способы устных вычислений учащиеся усвоили хорошо, умеют читать, знают правила перевода процента в десятичную дробь и обратно, решают задачи на проценты, умножать и делить десятичные дроби, применяют правила умножения и деления их на практике при выполнении заданий различного типа. Кроме того ученики умеют находить ошибки самостоятельно или с помощью, исправлять их.

Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения урока были подобраны правильно и себя оправдали. 


Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник. свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: 
умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научиться складывать натуральные числа; прогнозировать результат вычислений, знать названия компонентов и результата сложения, формулировать свойства арифметических действий; преобразовывать на их основе числовые выражения.

Общие сведения: Урок математики проведен в 5 г классе на тему: «Сложение натуральных чисел». По программе на изучение этой темы отведено 38 часов. Данный урок был проведён 21. Класс организован, дисциплинирован, ребята общительны, любознательны, легко идут на контакт, хорошо воспринимают разные формы организации учебной деятельности. Но при этом обучающиеся испытывают затруднения при работе в группах и парах, тяжело формулируют свои мысли, некоторые ребята недостаточно хорошо читают (Баталова Д., Габдуллин Р.,…).

На уроке присутствовали из 18 обучающихся ____ человек. Из них 30% с достаточным уровнем учебной мотивации, 27% - с высоким, 43% - с низким.

Для достижения целей на уроке использовалась презентация.

В соответствии с поставленными целями и содержанием материала урок строился по следующим этапам:

1. Организационный этап.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Открытие новых знаний.

4. Мотивация.

5. Практический этап.

6. Первичное закрепление.

7. Информация о домашнем задании.

8. Рефлексия деятельности.

9. Итоги урока.

Все структурные элементы урока были выдержаны.

Целью первого этапа было быстро включить учащихся в деловой ритм, проверить готовность класса и оборудование к уроку.

На втором этапе устный опрос позволил быстрее включиться в деловой ритм урока.

На третьем этапе были актуализированы знания, необходимые для работы над материалом. Одновременно шла эффективная работа над развитием речи, мыслительных операций, о чем свидетельствовала деятельность учащихся.

На четвертом этапе устный опрос позволил быстрее включиться в деловой ритм урока, сформулировать цель урока.

На пятом этапе обучающиеся активно включились в урок, потому что применялся активный метод обучения с применением презентации, у обучающихся возникло желание мыслить, развивать внимание. Сами задания не вызывали затруднения в нахождении результата, таким образом проблемная ситуация мотивировала поиск рационального решения.

В процессе урока примеры и задачи решались с комментированием. При комментировании шла работа над речевой деятельностью, в которой они выражали суть выполняемых заданий.

На шестом этапе было проведено первичное закрепление материала.

На седьмом этапе была дана информация о домашнем задании, в том числе и выполнение творческого задания, направленное на усвоение материала слабоуспевающими обучающимися.

На восьмом этапе обучающиеся смогли выразить своё отношение к изучаемому материалу, дать оценку своей работе в ходе урока.

На этапе итоги урока обучающиеся, которые активно участвовали в работе урока получили высокую оценку. И это стимулировало их для дальнейшей активной работы на последующих уроках.

Методы обучения

соответствовали задачам урока и по источнику передачи знаний были:

- словесные (рассказ, беседа);

- наглядные (демонстрация);

- практические (решение заданий)

по уровню самостоятельности учащихся:

репродуктивные, проблемно – поисковые

по аспекту мышления:

продуктивные (самостоятельное решение заданий),

по логическому аспекту:

- дедуктивные.

Общие результаты урока:

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: тема и цели урока определялись, исходя из соответствующей проблемной ситуации. 
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.
Любой процесс познания начинается с искорки, побуждающей к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я  продумывала каждый этап урока, составляла задания с практическим содержанием, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера. 
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, использовала дифференцированные задания, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
 Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке. 
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей. Домашнее задание было объяснено. Итог урока подведен. План урока выполнен, цели реализованы: обучающиеся усвоили основные знания по теме «Сложение натуральных чисел». Были отработаны умения вычислять устно. Получили знания и умения применять правила. Большую роль в активизации мыслительной деятельности учеников, в организации их практической деятельности сыграло использование средств информационно-коммуникационной технологии (презентация к уроку). Результативность урока хорошо прослеживалась и на этапе рефлексии. Дети смогли выразить своё отношение к изучаемому материалу, дать оценку своей работе в ходе урока.

Недостатком проведения урока, считаю:

- надо было больше включить заданий по теме «Решение текстовых задач». Так как именно задания такого вида у обучающихся больше всего вызывают затруднения.

Положительно оцениваю то, что:

- полностью удалось реализовать поставленные задачи. Качество знаний урока ___%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока на основе модульной технологии "Нахождение дроби от числа" 6 класс.

Модульное обучение основано на следующей основной идее: ученик должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управление его учени­ем: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать,...

Технологическая карта урока: Решение задач по теме «Нахождение процентов от числа и числа по его процентам» (урок №1)

Предлагаю Вам технологическую карту и презентацию урока по теме «Нахождение процентов от числа и числа по его процентам» для учащихся 5 класса.Это первый урок из предложенного проектного модуля....

Технологическая карта урока: Решение задач по теме «Нахождение процентов от числа и числа по его процентам» (урок №2)

Технологическая карта и презентация урока по теме "Нахождение процентов от числа и числа по его процентам" Материал будет полезен для учителей, работающих в 5 классах, так как технологическая кар...

Методическая разработка ,план конспект урока по теме: "Нахождение процентов от числа"

Методическая разработка, план конспект урока по теме: "Нахождение процентов от числа"...

Конспект урока по теме:"Проценты. Нахождение процентов от числа"

Представлен конспект урока по теме:"Проценты. Нахождение процентов от числа". По УМК под ред. Мерзляка. Представлены все основные этапы урока: задачи на актуализацию знаний учащихся, изучени...

Проценты. Нахождение процентов от числа.4 урока. к учебнику А.Г. Мерзляк

Цели Предметные: научить учащихся округлять десятичные дроби и натуральные числа до заданного разряда.Личностные: формировать умение представлять результат своейдеятельности, объектив но оцениват...