Изучение и обобщение передового педагогического опыта предметной (цикловой) комиссии
статья по математике

Мухаметшина Людмила Тагировна

В данной статье обобщается опыт работы предметно-цикловой комисии общеобразовательныз дисциплин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_metod_sovetmuhametshina.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение и обобщение передового педагогического опыта предметной (цикловой) комиссии

Успешное решение сложных задач качественного профессионального образования во многом зависит не только от  уровня организации учебно-воспитательного процесса в техникуме, но и от того, как в практику работы внедряются педагогические инновации.

Обобщение опыта – многообразный и всесторонний процесс, систематическая и планомерная работа, в которой в той или иной мере принимает участие каждый преподаватель и воспитатель.

Изучение, обобщение и использование передового педагогического опыта невозможно без тщательно продуманной и научно обоснованной программы, а также без организации этой работы в каждом звене системы профессионального образования.

Сущность передового (результативного) опыта

В словаре педагогический опыт определяется как активное освоение и реализация педагогом в практике законов и принципов педагогики с учётом конкретных условий, особенностей обучающихся, и собственной личности; передовой опыт характеризуется тем, что педагог получает лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса.

Педагогический опыт подразделяется на: исторический (результаты педагогической теории и практики, полученные на протяжении всей истории образования), массовый (результаты педагогической теории и практики, которые широко применяются в практике большинства преподавателей), передовой (характеризуется тем, что преподаватель получает лучшие результаты за счет усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса), новаторский (содержащий элементы новизны, открытия, изобретения, авторства).

В основе передового опыта лежит стремление педагогов создать индивидуальную систему профессионального мастерства, избежать шаблонные подходы, стереотипные действия. 

 «Передовой педагогический опыт – это такое мастерство педагогов, которое даёт стабильно высокие результаты в обучении и воспитании обучающихся, развитии конкретного педагога, в самосовершенствовании профессионально-педагогической компетентности».

Передовой педагогический опыт – это результат большого напряженного, а главное, творческого труда.

Критерии, по которым можно судить о наличии передового опыта.

Для выявления степени эффективности педагогического процесса и его оценки надо иметь критерии, по которым можно судить о наличии передового опыта.  

Первым важным признаком или критерием ППО является  актуальность, т.е. его соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу. Передовые педагоги чутко реагируют на требования общества к обучению и воспитанию подрастающего поколения и находят эффективные пути совершенствования, модернизации педагогического процесса в соответствии с этими требованиями.

Второй признак ППО - высокая результативность и эффективность педагогической деятельности. ППО должен давать высокое качество знаний, значительные сдвиги в уровне воспитанности, в общем и специальном развитии детей. Причём результаты педагогов должны существенно отличаться по качеству при сравнении с результатами массового опыта деятельности педагогов и коллективов.

Третий показатель ППО – рациональность, т.е. оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития. Нельзя считать передовым такой опыт, при котором высокий уровень знаний достигается за счёт перегрузки детей дополнительными занятиями, большим объёмом трудоёмких заданий и т.д. Труд педагога-новатора не должен сопровождаться перенапряжениям его сил и сил детей, приносить вред их здоровью.

Четвёртый показатель ППО - стабильность результатов учебно-воспитательного процесса. Сохранение заданного уровня результатов при изменяющихся условиях обучения и воспитания, а также достижение положительных результатов на протяжении достаточно длительного времени. 

Пятый показатель ППО - Новизна - Отсутствие аналогов в практике педагогической  работы.

Шестой показатель ППО - Значимость.  Опыт должен представлять значимый интерес для определенных категорий специалистов, типов учреждений, регионов.

Седьмой показатель ППО – Эффективность. Позитивные качественные результаты использования в практике (по данным мониторинга).

Восьмой показатель ППО - соответствие его современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность.

Девятый – Воспроизводимость. Идеи обобщаемого опыта должны быть применимы в массовой практике педагогической  работы. 
При наличии этих признаков данный опыт следует причислить к передовому, но затем надо ещё раз измерить, в какой степени данный признак проявляется.
Выявление педагогического опыта следует рассматривать как обнаружение эффективных подходов к образовательной деятельности, чтобы сделать их явными, доступными для распространения и заимствования другими педагогами.
Носителем передового опыта может выступать любой член педагогического коллектива учебного заведения вне зависимости от занимаемой должности, а также коллектив педагогов (творческая группа, работающая над решением определенной педагогической задачи, методическое объединение, учебное заведение в целом).

Итак, после выявления опыта начинается процесс его изучения. Период изучения опыта крайне сложен и ответственен.

Изучение передового педагогического опыта

1. Изучению и обобщению может подлежать:

  • целостная система педагогической деятельности (требует наиболее длительного периода времени, возможно, не одного года);
  • система работы педагога по какой-либо одной проблеме (может быть изучена в течение года);
  • использование одного эффективного приёма (время изучения определит сам педагог);
  • опыт освоения новых или взятых из прошлого, но адаптированных к современным условиям технологий (например, проектный метод);
    Таким образом, изучению могут подлежать любые компоненты, используемые педагогом в определённой системе: метод, технология, отдельный приём, способ, средство и т.п.
    2. Основанием для внесения в план изучения и обобщения того или иного объекта является востребованность педагогического опыта. 
    Изучение опыта – процесс глубокого ознакомления с ним: сбор фактического материала о педагогическом процессе, его результатах. Очень важно установить, чем же изучаемый опыт отличается от существующего массового, выявить в нём общее, особенное, специфичное. В процессе работы изучается суть опыта, его проявления, задачи, содержание, технологии, формы, методы, приёмы, средства, конкретные условия его возникновения и развития, особенности личностных качеств педагога, продолжительность времени становления опыта, результат. 

Планирование работы по изучению и обобщению передового опыта
строится по формуле:

Цель (для чего?) – содержание (что?) – методы, средства (как?) – результат (какой?).

Планировать такую работу не просто – её нельзя выразить в количественных показателях. Длительность изучения и обобщения педагогического опыта находится в прямой зависимости от объёма изучаемого объекта. Работа может быть завершена описанием в течение одного учебного полугодия, а может планироваться на год и более.

Методы изучения педагогического опыта.

Для накопления разнообразного и достаточно обширного фактического материала используются следующие методы работы:

1. Анализ документов: исследование результатов педагогической деятельности на основе образовательного мониторинга учащихся; сравнение документов автора педагогического опыта с существующими рекомендациями с целью выявления нетрадиционных сторон в его педагогической деятельности; 

2. Анкетирование: социологическое исследование значимости изучаемого педагогического опыта.

3. Наблюдение: сбор информации путем прямой и непосредственной регистрации образовательно-воспитательных процессов и явлений. Метод наблюдения принесет определенные результаты, если изучение опыта будет всесторонним, объективным и обоснованным.

4. Сравнение: метод исследования, сущность которого состоит в сопоставлении результатов.

5. Метод самооценки: метод, оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств, мастерства среди других людей.

6. Беседа: ее ценность как метода исследования состоит в том, что она дает возможность непосредственного контакта с педагогами и учащимися, что позволяет глубже изучить все стороны учебно-воспитательного процесса в учебном заведении. 

7. Диагностика: установление состояния диагностируемых объектов.

8. Изучение продуктов деятельности: изучение умений и навыков учащихся, приобретенных в процессе учебно-воспитательного воздействия, их способностей, интересов по результатам деятельности.

9. Эксперимент (может быть контактирующим, обучающим, итоговым, формирующим):  Проводится в тех случаях, когда нет других способов убедиться в целесообразности внедрения проверяемого опыта.

10. Обработка фактического материала осуществляется путем анализа идей, фактов, математического подсчета тех или иных показателей, процентного или графического выражения, а затем обобщения, установления определенных закономерностей.

Используя перечисленные методы обработки фактического материала, педагогический опыт может быть обобщен в следующих формах:

  • доклад, статья, отчет;
  • буклет, плакат, листовка;
  • кинофильмы, компьютерные презентации, видеоролики;
  • видеозапись, магнитофонная запись;
  • методические разработки и др.).

Прежде чем приступить к обобщению передового педагогического опыта, необходимо уточнить полученные данные и конкретизировать их, проанализировать фактический материал и, при необходимости, добрать его, провести практическую проверку полученных результатов.

Формы: открытый урок (воспитательное мероприятие), семинар-практикум, творческий отчет, выставка, портфолио, презентация, реферат, справка.
Методический (наиболее продуктивный!) уровень обобщения
педагогического опыта: выделение ведущей педагогической идеи опыта;
характеристика условий развития опыта; анализ результативности работы;
подготовка методических разработок и рекомендаций.

Формы: педагогические чтения, школа педагогического опыта, мастер-класс, авторская школа, технологические карты, методический плакат, видеофильм и др.

Научный (наиболее способствующий мотивации и стимулированию творчества педагога) уровень обобщения педагогического опыта: научно-теоретическое обоснование опыта работы; практическая новизна опыта; комплексность опыта; значение опыта для развития теории и практики.
Формы: публикации, статьи, тезисы в сборниках научно-практических
конференций и др.

Передовой педагогический опыт может быть представлен методическими разработками, программами, проектами, другими материалами, отражающими научную и практическую деятельность творчески работающих педагогов.

Важно не только выявить и изучить опыт работы, но и уметь грамотно его представить не только на уровне учебного заведения, но и на областных и краевых выставках научно-методической литературы и передового педагогического опыта, конкурсах профессионального мастерства.
Уровень культуры подачи и оформления материалов является одним из важных критериев оценки работ, представляемых на областные и республиканские выставки и конкурсы.

Т.о. выявление, обобщение и распространение передового опыта способствует повышению эффективности учебно-воспитательной работы, побуждает искать новые творческие формы работы, применять их на практике.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы Осташевской школы по распространению и обобщению передового педагогического опыта"

Педагогическая наука часто называет передовой педагогический опыт новаторством учителя, которое напрямую связано с умением педагога наблюдать и видеть необычное в обычных будничных вещах, это мастерст...

обобщения передового педагогического опыта

Уровень опыта по заключается в комбинации традиционной и развивающей системы обучения, которая прививает интерес к удивительной науке химии, формирует научное мировоззрение, расширяет кругозор учащихс...

обобщения передового педагогического опыта

Уровень опыта по заключается в комбинации традиционной и развивающей системы обучения, которая прививает интерес к удивительной науке химии, формирует научное мировоззрение, расширяет кругозор учащихс...

Обобщение передового педагогического опыта по теме: «Технология организации и проведения совместных занятий с дошкольниками и их родителями, способствующих формированию здорового образа жизни»

Предлагаю ознакомиться с обобщением многолетнего опыта работы  с детьми и родителями в объединении дошкольников "Азбик", которое осуществляет свою деятельность во Дворце творчества детей и ...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Основные формы изучения и обобщения педагогического опыта;План изучения вопросов самообразования учителя;Этапы изучения и обобщения педагогического опыта;Критерии передового опыта;Рекомендации по обоб...

Творческий отчет об обобщении передового педагогического опыта по теме:« Проектная деятельность на уроках английского языка как эффективное средство повышения мотивации обучающихся к изучению предмета »

Творческий отчет об обобщении передового педагогического опыта по теме: « Проектная деятельность на уроках английского языка как эффективное средство повышения мотивации обучающихся к изучению предмет...

Обобщение передового педагогического опыта : "Этно-экологические аспекты изучения традиционных обрядов и праздников в МБУ ДО «ЦДОД « ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района."

Русские народные праздники и обряды - одна из наиболее ярких исамобытных составных частей традиционной русской культуры. Традицииорганизуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизньн...