Наталья Анатольевна Вязовикова. Обеспечение высокого качества образования по математике в условиях гуманитарной школы. Развитие компетенций на уроках математике.
статья по математике

Участник III Городской научно-практической конференции ФГОС СОО

Наталья Анатольевна Вязовикова,

учитель математики высшей квалификационной категории, председатель методического объединения

ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-Петербург

Обеспечение высокого качества образования по математике в условиях  гуманитарной школы.

Развитие компетенций на уроках математике.

Специфика гуманитарного профиля определяется направленностью на воспитание элемента общей культуры, знакомство с математикой как областью человеческой деятельности, на формирование тех знаний и умений, которые необходимы для свободной ориентации в современном мире. Особое внимание должно быть направлено на показ логики  построения математических теорий, универсальности математических моделей, методов рассуждений, на формирование представлений о роли математики в различных сферах деятельности, в том числе и искусстве, архитектуре, социологии, психологии, филологии.

При построении процесса обучения математике гуманитариев необходимо учитывать их психологические особенности: преимущественно «художественный» тип высшей нервной деятельности; преобладание наглядно-образного, ассоциативного мышления; направленность мышления на целостное восприятия объектов; эмоциональная память, высокая значимость стилистических и сюжетных характеристик задач; сложность восприятия формально-логических выводов, чувственное отношение к реальности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наталья Анатольевна Вязовикова,

учитель математики высшей квалификационной категории, председатель методического объединения

ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-Петербург

Обеспечение высокого качества образования по математике в условиях  гуманитарной школы.

Развитие компетенций на уроках математике.

Специфика гуманитарного профиля определяется направленностью на воспитание элемента общей культуры, знакомство с математикой как областью человеческой деятельности, на формирование тех знаний и умений, которые необходимы для свободной ориентации в современном мире. Особое внимание должно быть направлено на показ логики  построения математических теорий, универсальности математических моделей, методов рассуждений, на формирование представлений о роли математики в различных сферах деятельности, в том числе и искусстве, архитектуре, социологии, психологии, филологии.

При построении процесса обучения математике гуманитариев необходимо учитывать их психологические особенности: преимущественно «художественный» тип высшей нервной деятельности; преобладание наглядно-образного, ассоциативного мышления; направленность мышления на целостное восприятия объектов; эмоциональная память, высокая значимость стилистических и сюжетных характеристик задач; сложность восприятия формально-логических выводов, чувственное отношение к реальности.

  В нашей гимназии особое внимание в работе уделяется вопросу создания условий для самореализации детей, проявляющих интерес к математике. Это связано с отсутствием достоверной ранней диагностики способностей детей, проявлением к 13-14 годам математических склонностей у некоторых учащихся, обучающихся в гимназии с гуманитарно-языковой направленностью и не желающих по ряду причин переходить в другое образовательное учреждение.

Исходя из психологических особенностей учащихся гуманитарных классов мы для себя выделяем  следующие основные  формы и методы работы:

- Освоение новой информации должно опираться на конкретные жизненные ситуации с последующим теоретическим обобщением.

- При переработке учебной информации отдельного внимания заслуживает обучение учащихся такими действиями, как проведение аналогии, структурирование, установление взаимосвязей между прямыми и обратными действиями и понятиями.

- Активное включение элементов проектной деятельности, богатых в эмоциональном отношении эпизодов практического применения различных математических понятий, материалов из истории развития математики.

- Использование художественных иллюстраций, в том числе и с применением различных электронных образовательных ресурсов, графических редакторов и программных средств. («Живая математика»; «GeoGebra» и др.)

Для обеспечения высокого качества образования по математике в условиях гуманитарной гимназии, в рамках системно-деятельностного подхода, выделяем и упор делаем на  технологию критического мышления и метод мини-проектов с элементами  практической работы.

   Мини проекты используются для решения какой то небольшой проблемы. Но суть самого метода, его идея должна остаться неизменной – самостоятельная, поисковая, исследовательская, проблемная, творческая деятельность учащихся, совместная или индивидуальная. Мы с учащимися пошли дальше. В конце представления каждого проекта,  классу предлагается выполнить практическое задание по теме проекта. Ученики сами готовят задание, сами проверяют правильность его выполнения. В ходе такой работы формируются у учащихся такие качества мышления и качества личности, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе, для динамичной адаптации его к этому обществу.

Приведем примеры тем мини-проектов этого учебного года: «Степенная функция в экономике», «Степенная функция в гуманитарных науках», «Фрактальные степенные функции» 9 класс. «Современные задачи практики, решаемые с помощью приближенных вычислений» 8 кл и т.д.

Покажем, как организуется работа над мини-проектом «Степенная функция в экономике». Проектная деятельность была краткосрочной и была организована в период прохождения темы «Степенная функция» 9 класс. Эта была одна из предложенных тем исследовательских работ.

После вводного занятия и деления учащихся на группы с учётом их индивидуальных особенностей, способностей и склонностей учащиеся приступили к исследовательской работе. Работа над проектом под руководством учителя предполагала знакомство с рекомендованной литературой и интернет-источниками, обобщение и систематизацию полученной информации, решение задач по теме, в том числе повышенного уровня сложности. Контроль и консультации по проекту осуществлялись через сети и индивидуальные встречи.

Работе над проектами предшествовала диагностическая работа. Была выявлена положительная динамика в результатах выполнения заданий, связанных с построением графика функций, нахождение наибольшего и наименьшего значений функции, промежутков возрастания и убывания функции.

На этапе проектирования учащиеся формировали проектную папку (материалы по теме, презентацию, выступление). На заключительном этапе учащиеся представляли презентацию  работы, а так же  подготовили викторину и практическую работу по данной теме, которую и провели с учащимися (7-10 мин). Викторина представляла из себя набор основных вопросов по теории из прослушанного проекта. А затем ребята раздали распечатки с графиками степенных производственных функции. Были составлены по 3 вопроса к каждому из 4 графиков. Учащиеся отрабатывали умение читать графики, имея описание конкретной практической ситуации. Работа оказалась очень продуктивной, была интересна ученикам и имела практическую значимость.

Говоря об изучении математики в школах гуманитарного направления, ни в коем случае нельзя иметь в виду уменьшение объема знаний, надо вести речь о методах подачи материала с опорой на психолого-педагогические особенности гуманитариев. Поэтому мы в своей работе упор делаем на развитие следующих компетенций:

1.Формирование коммуникативной компетенции ( проводим  устные зачеты,  уроки-семинары,  урок-конференция)

2.Формирование информационной компетенции (учим краткой рациональной записи, отрабатываем умение делать выводы и обобщения)

3. Формирование математической компетенции (учим структурировать данные, создавать математическую модель ситуации, анализировать, интерпретировать полученные результаты)

4. Формирование исследовательской компетенции (задания, в которых необходимо исследовать всевозможные варианты сделать определенный вывод).

Высокое качество математического образования в условиях гуманитарной школы может быть обеспечено выбором новых форм, методов, технологий , обеспечивающих не только формирование предметных знаний и умений, но и развивающих логическое мышление, интуицию, навыки исследовательской деятельности, развивающие  способности учащегося самостоятельно мыслить, самому строить знание, опознавать ситуацию как требующую применения математики и эффективно действовать в ней, используя приобретенные  знания в качестве личного ресурса.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Всякое обучение по своей сути есть  создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я  ставлю более конкретную цель -  развитие индивидуальных ...

Опыт учителя в обеспечении высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий

В статье рассматривается опыт учителя МХК по эффективному использованию педагогических технологий в обучении и воспитании....

ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.

Я решил представить этот проект, так как у этого подхода масса преимуществ перед другими подходами и методиками, во всяком случае, в преподавании иностранного языка. Этот подход наиболее эффекти...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий...

Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования системно – деятельностного подхода в обучении русскому языку и литературе.Методическая система учителя.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах «ключевых задач развития учащихся» (личностная культура, социальная культура, с...

ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.

ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рам...