Рабочая программа факультативного курса Дополнительные главы математики
рабочая программа по математике (8 класс)

Ахметзянова Гузель Наилевна

Рабочая программа элективного курса по математике для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 23.06.2015) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования", примерной программой по математике основного общего образования,

Курс предназначен для профильной подготовки обучающихся 8 класса. Программа курса рассчитана на 17 часов в год (из расчета 34 учебных недели, 0.5 часа в неделю).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnye_glavy_matematiki_8_klass.docx26.64 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса по математике для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 23.06.2015) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования", примерной программой по математике основного общего образования,

Курс предназначен для профильной подготовки обучающихся 8 класса. Программа курса рассчитана на 17 часов в год (из расчета 34 учебных недели, 0.5 часа в неделю).

Особенностью курса является его практическая направленность, которая служит успешному усвоению курса информатики.

В ходе преподавания элективного курса в 8 классе, работы над формированием у учащихся универсальных учебных действий следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  •  планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
  •  исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной форме, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Программа предусматривает изучение отдельных вопросов, непосредственно примыкающих к основному курсу, а так же углубляющих и расширяющих его через включение более сложных задач, исторических сведений, материала, способствующего полному и углубленное изучению IT дисциплин;. Программа предусматривает доступность излагаемого материала для обучающихся и планомерное развитие их интереса к предмету.

Изучение программного материала основано на использовании расширения и укрупнения дидактических единиц, что позволяет учащимся за короткий срок повторить и расширить программу основной школы по математике. Сложность задач нарастает постепенно. Перед рассмотрением задач повышенной трудности рассматривается решение более простых, входящих как составная часть в решение сложных.

Изучение математики на профильном уровне в рамках проекта «IT-вектор образования» и в соответствии с средним (полным) общим образованием направлено на достижение следующих целей:

  • развитие логического и алгоритмического мышления, а также таких качеств мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность;
  • воспитание средствами математики культуры личности, отношения к математике и информатике и ИКТ как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости этих дисциплин  для научно-технического прогресса;
  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования по инженерно-техническим направлениям;
  • планирование и осуществление алгоритмической деятельности, выполнение заданных и конструирования новых алгоритмов;
  •  решение разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
  • освоение исследовательской деятельности: развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
  •  проведение доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснование;
  •  освоение методов поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи элективного курса:

  • формирование мотивации изучения математики, готовности и способности учащихся к саморазвитию, личностному самоопределению, построению индивидуальной траектории в изучении предмета;
  • формирование специфических для математики стилей мышления, необходимых для полноценного функционирования в современном обществе, в частности логического, алгоритмического и эвристического;
  • формирование содержания обучения в соответствии с современными требованиями и ориентацией инженерной индустрии;
  • формирование у обучающихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
  • освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора).

Общая характеристика элективного курса математики

Содержание программы учитывает доминирующие идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, коммуникативных качеств личности и способствуют формированию ключевой компетенции – умения учиться.

Содержание элективного курса математики в 8 классе представлено в виде следующих содержательных разделов: «Графы», «Теория чисел».

Содержание раздела Графы» раскрывает прикладное и практическое значение математики в современном мире. Материал данного раздела способствует формированию умения анализировать различную информацию и представлять ее в графическом виде. Использование методов теории графов позволяет существенно облегчить решение и обоснование задач повышенного и высокого уровней сложности.

Содержание раздела «Теория чисел» формирует знания о математическом языке, необходимые для решения математических задач, задач из смежных дисциплин, а также практических задач. Таким образом, изучение этого раздела раскрывает прикладное и теоретическое значение математики в окружающем мире, формирует представления об объектах исследования современной математики. Материал раздела развивает понятие о числе и свойствах чисел.

Место элективного курса математики в учебном плане 8 класса

Учебный план отводит на изучение элективного курса 17 часов в год (34 недели по 0,5 учебных часа в неделю).

В 8 классе реализуется второй год обучения математике в рамках проекта ИТ-вектор.

Содержание элективного курса 8 класса

Графы

Деревья. Лес. Применение графов к решению логических задач. Паросочетания. Обходы графов. Гамильтоновы и эйлеровы графы.

Теория чисел

Алгоритм Евклида. Разложение на множители. Основная теорема арифметики. Каноническое разложение составных чисел. Признаки делимости на 3, 9, 11. Решение линейных уравнений в целых числах. Системы счисления.

Требования к уровню подготовки в конце 8 класса

В результате изучения программы элективного курса на профильном уровне обучающиеся должны:

знать/понимать

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
  • существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира;

смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации

Планируемые результаты изучения элективного курса математики                      в 8 классе

Графы

Выпускник научится:

  • определять степени вершины, числа рёбер;
  • использовать теорему о сумме степеней верши;
  • решать логические задачи с помощью графов.

Выпускник получит возможность:

  • интерпретировать задачи графически;
  • развивать знания о прикладном характере теории графов;
  • применять знания теории графов к решению комбинаторных задач.

Теория чисел

Выпускник научится:

  • использовать определение деления с остатком;
  • использовать понятия НОД и НОК;
  • использовать признаки делимости.

Выпускник получит возможность:

  • применять аппарат теории чисел для решения задач из различных разделов курса;
  • применять знания из теории чисел к решению числовых задач;
  • решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами;

на основе знаний раздела строить алгоритмы для нахождения НОК и НОД, деления с остатком, использования признаков делимости.


Тематический раздел/ перечень уроков

Кол-во часов

Графы.

8

1

Понятие дерева.

1

2

Понятие леса

1

3

Применение графов к решению логических задач.

1

4

Паросочетания. Обходы графов.

1

5

Гамильтоновы и эйлеровы графы.

1

6

Гамильтоновы и эйлеровы графы.

1

7

Урок обобщения пройденного материала

1

8

Математическая игра

1

Теория чисел.

9

9

Алгоритм Евклида.

1

10

Разложение на множители.

1

11

Основная теорема арифметики. Каноническое разложение составных чисел.

1

12

Признаки делимости на 3, 9, 11.

1

13

Решение линейных уравнений в целых числах.

1

14

Решение линейных уравнений в целых числах.

1

15

Системы счисления.

1

16

Урок обобщения пройденного материала.

1

17

Математическая игра.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативный курс: Дополнительные главы к учебнику химии

программа дополнительного курса химии для 10-11 классов...

Рабочая программа элективного курса «Дополнительные главы к курсу алгебры-8»

    Предлагаемая программа  по  элективному курсу «Дополнительные главы к курсу алгебры-8» составлена в соответствии  с требованиями...

Рабочая программа факультативного курса по математике "Математика за страницами учебника" 5-6 класс

Рабочая программа факультативного курса по математике "Математика за страницами учебника" 5-6 класс...

Рабочая программа факультативного курса по математике "По ступенькам математики" для 6 класса

Рабочая программа рассчитана на преподавание 1 час в неделю в общеобразовательных классах. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения курса, содержание программы, тематическое пла...

Рабочая программа. Факультативный курс «Избранные вопросы математики » 10 класс

Рабочая программа. Факультативный курс «Избранные вопросы математики » 10 класс...

Рабочая программа факультативного курса Избранные вопросы математики

Рабочая программа факультативного курса  по математике для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образ...

Факультативный курс "Избранные главы математики"

Факультативный курс "Избранные главы математики" разработан для работы с одаренными учащимися. Содержит дополнительные главы, которых нет в школьной программе: неравенства, теория чисел, ком...