Система подготовки участников олимпиад
статья по математике (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Полынская Мария Николаевна

Олимпиада - состязание учащихся, требующее от участников демонстрации знаний и навыков в области одной или нескольких изучаемых дисциплин.

Основными целями и задачами олимпиад являются выявление и развитие у детей творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, привлечение ученых и практиков соответствующих областей к работе с одаренными детьми, отбор наиболее талантливых обучающихся в состав сборных команд Российской Федерации для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_podgotovki_uchastnikov_olimpiad.doc77.14 КБ

Предварительный просмотр:

Мария Николаевна Полынская,  

учитель математики

МАОУ «СОШ № 9»,  

г. Мегион, ХМАО-Югра  

Система подготовки участников олимпиад

Я никогда не учу своих учеников.

Я только даю им условия,

при которых они могут сами учиться.

Альберт Эйнштейн.

Олимпиада - состязание учащихся, требующее от участников демонстрации знаний и навыков в области одной или нескольких изучаемых дисциплин.

Основными целями и задачами олимпиад являются выявление и развитие у детей творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, привлечение ученых и практиков соответствующих областей к работе с одаренными детьми, отбор наиболее талантливых обучающихся в состав сборных команд Российской Федерации для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам.

Как и к любому состязанию, к участию в олимпиаде любого уровня сложности необходима тренировка и овладение определенным багажом знаний, умений и навыков.

Можно выделить несколько типов подготовки:

  1. Базовая школьная подготовка по учебному предмету.
  2. Подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (сюда можно включить и кружки, и факультативы, и элективные  курсы).
  3. Самоподготовка (чтение научной литературы, обучение на популярных интернет-платформах и т.д.).
  4. Подготовка к олимпиаде под руководством учителя-предметника, наставника.

Спорить о том, какой из способов является наиболее эффективным и успешным для достижения желаемого результата в виде победы на олимпиаде, турнире, я считаю не стоит, так как каждый из типов нельзя использовать по отдельности. Ведь как известно: Одна голова хорошо, а две - лучше! Также ошибочны мнения о том, что подготовка к олимпиаде необязательна, что достаточно знаний которыми овладевают ученики на уроках либо при самостоятельной подготовке. Конечно, недооценивать данные виды подготовки не стоит, они тоже несут весомую роль.

Уже не один год при подготовке ребят к олимпиадам различного уровня в своей работе применяю следующую стратегию:

  1. Включение дополнительного изучения тем разделов (все олимпиады по математике включают в себя темы, не изучаемые в школьном курсе).
  2. Использование интегрированного подхода.
  3. Использование дифференцированного подхода.
  4. Поддержка самостоятельности в обучении.
  5. Обеспечение гибкости и вариативности образовательного процесса.
  6. Обучение учащихся оценивать результаты своей работы.
  7. Психологическая поддержка учащихся.

        Как известно  существует несколько моделей подготовки учащихся к предметной олимпиаде: модель репродуктивного обучения, модель продуктивного обучения, модель опережающего обучения. Наиболее близка мне модель репродуктивного обучения, о ней немного подробнее.

Модель репродуктивного обучения.

Характеристика: знакомство с коллекцией олимпиадных заданий, выполнение олимпиадных заданий с помощью учителя, получение новых знаний и навыков, исходя из потребностей заданий, анализ ошибок, допущенных при выполнении заданий, запоминание учащимися образцов выполнения заданий, воспроизведение образцов в новых заданиях.

Достижения учащимися: развитие памяти, накопление образцов решения заданий, развитие умений выявлять знакомые образцы и применять их в новых заданиях, освоение теоретических знаний в контексте выполненных заданий.

        Уверена, что каждый учитель при подготовке учеников к олимпиаде частично, но использует данную модель. Кроме того, мной применяются и различные методы работы: словесный, наглядный, практический; исследовательская деятельность; метод развивающего обучения; обучение в сотрудничестве, поисковый.

        При реализации Модели репродуктивного обучения имеют место следующие формы работы:

  1. Анализ документов и источников.
  2. Детальный пошаговый разбор олимпиадных заданий прошлых лет.
  3. Углубленное изучение отдельных тем и разделов учебного предмета Математика.
  4. Элективные курсы.
  5. Групповая и индивидуальная работа с учащимися.
  6. Консультирование и проведение лекториев.
  7. Работа по индивидуальным и дифференцированным планам.

Одаренные дети - дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Выявить данных детей лишь малая задача учителя, сложнее сопровождать, развивать и направлять учащихся. В ходе образовательного процесса я стараюсь учитывать индивидуальные способности учащихся при использовании различных методик обучения и образовательных технологий, которые помогают внедрить систему работы с детьми, в частности:  выявление, развитие и поддержки одаренных детей. Стараюсь вовлекать и мотивировать ребят на участие в различных интеллектуальных, творческих конкурсах, олимпиадах, внеурочной деятельности по предмету. Ведь данный вид деятельности, по моему мнению, способствует раскрытию интеллектуального потенциала и позволяет в дальнейшем учащимся реализовывать свои возможности на школьном, городском и региональном уровнях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система подготовки к олимпиаде по русскому языку

Система подготовки к олимпиаде по русскому языку...

Система подготовки к олимпиаде по русскому языку (презентация)

Система подготовки к олимпиаде по русскому языку (презентация)...

Система подготовки к олимпиадам по биологии и экологии.

В этой статье обобщается мой опыт по подготовке школьников к олимпиадам и творческим конкурсам по биологии и экологии....

приказ о подготовке участника Всероссийской Олимпиады

Подтверждение участия в подготовке участника Всероссийской олимпиады по физической культуре....

Методическая разработка: «Система подготовки участников к Всероссийской олимпиаде школьников»

Определение форм и методов подготовки учащихся к предметным олимпиадам....

Благодарность за качественную подготовку участников районной олимпиады декаративно-прикладного и изобразительного творчества "Я-ПРОФИ"

Благодарность за качественную подготовку участников районной олимпиады декоративно-прикладного и изобразительного творчества "Я ПРОФИ"...