Статья по теме: Использование метода учебного проекта на уроках математики.
статья по математике

Финогенова Ольга Анатольевна

Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с…загадки, проблемы. Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Я считаю, только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
Я стараюсь на своих уроках научить детей получать знания, научить работать и зарабатывать на жизнь, научить жить, научить жить вместе. Стремлюсь работать над повышением интереса, самостоятельности и активности учащихся на уроках, психологического благополучия и здоровья детей в учебной деятельности, повышением уровня использования наглядности и визуализации на уроке, повышением эстетической привлекательности урока, привлечением учащихся к использованию ИКТ при самоподготовке, повышением уровня математической грамотности.
В своей работе я использую групповые и индивидуальные, монопредметные и межпредметные, информационные и практико-ориентированные проекты. Так же применяю модель учебного занятия в режиме проектного обучения, используя технологию исследовательского проекта. Опыт работы, диагностики, анкетирования показали, что ИКТ – это технология не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, — вот основной тезис современного понимания метода проектов. «Дорога та, что сам искал, вовек не позабудется».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proekt.docx43 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование метода проектов на уроках математики»

  Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с…загадки, проблемы. Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Я считаю, только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
 Я  стараюсь на своих уроках научить детей получать знания, научить работать и зарабатывать на жизнь, научить жить, научить жить вместе. Стремлюсь работать над повышением интереса, самостоятельности и активности учащихся на уроках, психологического благополучия и здоровья детей в учебной деятельности, повышением уровня использования наглядности и визуализации на уроке, повышением эстетической привлекательности урока, привлечением учащихся к использованию ИКТ при самоподготовке, повышением уровня математической грамотности.
В своей работе я использую групповые и индивидуальные, монопредметные и межпредметные, информационные и практико-ориентированные проекты. Так же применяю модель учебного занятия в режиме проектного обучения, используя технологию исследовательского проекта. Опыт работы, диагностики, анкетирования показали, что ИКТ – это технология не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, — вот основной тезис современного понимания метода проектов. «Дорога та, что сам искал, вовек не позабудется».

  В моем понимании проект – это «пять П».

1. Наличие проблемы. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. Поле для выбора темы  проектов по математике огромно. Проект может быть связан с изучением какой-либо темы по математике, которая не изучается в школьной программе или с приложениями математики в науке и практике. Например, мои учащиеся с интересом работали над проектом «Проценты вокруг нас», «Золотое сечение» и «Числа Фибоначчи», «Старинные меры измерения», «История математики» и др.

2.Обязательное планирование действий. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий ученика и учителя. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает ученику своё видение решения задачи.

 3.Поиск информации - обязательное условие каждого проекта. Большую поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы. Нельзя забыть также библиотеку и опрос родителей или взрослых. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой работе.

4. Результат работы – продукт. Учащиеся, выбрав посильные технологии для создания своей работы на компьютере, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Учитель выступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая − конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
В зависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные продукты. Например, продуктом самостоятельной деятельности учащихся на уроке, может быть опорный конспект, памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме и др. Ученики 5-6 классов сочиняют сказку или детективную историю по изучаемой теме.
Прикладной проект может быть связан с применением математического аппарата в повседневной жизни. Например, расчет минимального количества необходимых продуктов и их стоимости, используемых семьей на протяжении месяца; расчет погашения банковского кредита и др.
Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности становятся рефераты, эссе, электронные пособия, математические модели, мультимедийные продукты и т. д.

5. Презентация результатов - представление готового продукта. Иными словами, презентация  продукта  и защиты самого проекта, которую  я провожу в форме конкурса, выставки, презентации.

 При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности. Оценивается каждый проект всеми участниками занятий. Учащиеся с интересом смотрят работы других и с помощью учителя учатся оценивать их.

     В заключение я  провожу рефлексию. Предлагаю следующие вопросы для обсуждения: Появились   ли у вас   новые знания,   умения   в процессе работы над проектом? Что в работе над проектом было наиболее интересным? Каковы были   основные    трудности и  как    вы   их преодолевали? Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее?  Благодарю  учеников и  обязательно  их награждаю, вручая диплом разработчика проекта, научного исследователя, лучшего дизайнера и т.д. Каждому из участников проекта ставлю отметку по математике за данную тему. Естественно, что этой отметкой является "пять". Положительные эмоции и успех учеников рождают желание работать дальше.
 Приобщение учащихся к проектной деятельности с использованием компьютерно-информационных технологий позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности.
Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится учение, а учитель выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
Основная задача школы состоит не только в том, чтобы дать учащимся глубокие знания, но в том, чтобы научить их самостоятельно решать возникающие вокруг него проблемы и, главное, чтобы учение стало для ребят увлекательным, радостным и интересным делом.

Можно выделить следующие типы проектов: исследовательский, информационный, творческий проект, игровой и т.д. Все это виды учебных проектов, в которых формируются компетентности учащихся и им принадлежит ведущая роль.

Рассмотрим этапы работы над учебным проектом на примере учебного проекта, проведенного в прошлом году в 7 классе.

Тема учебного проекта: «Числа вокруг нас».

Вид проекта: исследовательский.

Проблема.

Современному человеку трудно представить себе математику без обозначений чисел и арифметических действий. Но ведь когда-то, же этих обозначений не существовало. А тогда откуда они взялись? И почему именно такие, а не иначе? И вообще много ли их существовало?  Мы никогда не задумываемся о значимости чисел в нашей культуре, общении и о том, что этим нехитрым знакам можно подчинить все на свете.

Гипотеза.

При помощи вопросов подвеcти детей к тому, что числа человеку жизненно необходимы, без чисел человек просто не сможет существовать.

Предмет исследования: числа в  современном мире, история происхождения чисел.

Цель проекта.

Целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьников и специальных исследовательских умений и навыков.

Задачи исследования.

  1. Изучить историю происхождения чисел.
  2. Исследовать роль чисел в жизни современного человека.
  3. Оформить на основе полученных знаний стенд  по теме «Числа вокруг нас».
  4. Создать презентацию о результатах проделанной работы.

 Структура работы.

  1.  Подготовительный этап.
  • Актуализация опорных знаний через фронтальную беседу.
  • Мотивация, постановка проблемы.
  • Обсуждение и выбор темы математического проекта. 
  • Обсуждение актуальности выбранной темы. Подвести детей к тому, что актуальность данного исследовательского проекта определяется важностью умения видеть математику в мире, в котором мы живем.
  • Определение цели и задач работы над проектом.
  • Установление сроков выполнения проекта.
  1. Организационный этап.
  • Составление плана работы над проектом.
  • Обсуждение методов исследования, поиска информации, творческих решений. Методы исследования: наблюдение, накопление и отбор фактов, сбор данных, установление связей между ними.
  • Формирование проектных групп.
  • Необходимая консультация и организационная помощь учителя.
  1. Поисково-информационный этап.
  • Поиск, отбор и изучение необходимой информации в научной литературе и сети Internet.
  • Систематизация собранного материала по тематическим группам: для создания стенда и оформления презентации.
  • Подготовка и оформление результатов работы в виде стенда и презентации проекта.
  • Необходимая направляющая помощь учителя.
  1.  Этап доработки проекта.
  • Анализ полученных результатов проекта.
  • Доработка проекта с учетом замечании и предложений.
  1.  Презентационный этап.
  • Защита проекта в форме творческого отчета.
  1. Контрольный этап.
  • Совместное обсуждение полученных результатов.
  • Совместная оценка качества полученного продукта и действий в ходе реализации проекта.
  • Обозначение новых проблем для дальнейшего развития.

Планируемый результат.

Повышение интереса к предмету, уровня мотивации обучающихся, и как результат - повышение качества знаний.  

Проектная деятельность предполагает развитие Универсальных Учебных Действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.

Существует 4 блока УУД.

Коммуникативные УУД.

Проектная деятельность предполагает дискуссии между учениками, направленные на решение конкретной проблемы или создание определенного продукта. Это и совместное планирование деятельности учителем и учащимися. Учитель – из простого транслятора знаний становится организатором совместной работы, переходя к реальному сотрудничеству. Школьник - активный субъект деятельности. Развиваются умения устанавливать взаимопонимание, строить взаимодействие со сверстниками в группе, происходит обмен знаниями между членами группы, развивается способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию, умение четко сформулировать цель.

Познавательные УУД.

Проектная деятельность предполагает развитие умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, структурировать тексты, умения делать выводы и умозаключения, классифицировать. Сюда же можно отнести и навыки работы со справочниками, слушание речи, наблюдение, избирательное запоминание, обобщение. Защита проекта, защита результатов и оценивание полученных результатов, их применение к новым ситуациям – все это компоненты проектной деятельности, которая ведет к развитию познавательных УУД.

Регулятивные УУД развиваются при постановке целей, выборе путей достижения, определении последовательности этапов деятельности, оценке того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. Развитию эти универсальных действий способствуют рефлексия, анализ причины неудач, формирование умения планировать время, выработка критериев оценки.

Развитие личностных УУД отражается в умении четко, ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, отличать гипотезу от факта, проявлять активность при решении задач.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.

При организации проектной деятельности на каждом этапе работы над проектом для развития УУД необходимо учитывать возрастные и индивидуальные возможности учащихся. Учащиеся 8 вида нуждаются в помощи педагога почти на всех этапах работы над проектом. Они не могут рационально распределить время, сформулировать цель, медленно читают, не умеют анализировать, обобщать. Значит, учителю придется осуществлять вместе с ребенком работу над проектом, при этом, не забывая, что проект – это самостоятельная работа. Трудность может возникнуть у них при разработке плана, особенно детального. Слабые школьники быстро теряют интерес, особенно, если результат не вдохновляет, т.к. рефлексивные способности у них не сформированы. При дозированной помощи, ненавязчивом контроле учителя дети успешно справляются с проектом.

Примеры проектной работы.

1.Тема проекта:  «Виды уравнений и способы их решений».

Участники проекта: ученики 8 класса.

Сроки реализации проекта: две недели.

Результат: защита проектов, а затем оказание помощи одноклассникам, испытывающим затруднения по данному учебному материалу.

Задания для групп (в каждой группе 2 человека):

Задание для группы 1.

  1. Сбор информации по теме «Линейные уравнения, методы их решения» (использование материалов учебников алгебры 7-8, справочников, Интернета).
  2. Подбор15-30 уравнений по данной теме (вместе с решением).
  3. Оформление отчёта о проделанной работе: теория + практические задания («бумажный» вариант).
  4.  Подготовка к защите проекта.
  5.  Защита проекта (презентация).

Задание для группы 2.

  1. Сбор информации по теме «Квадратные уравнения и уравнения, приводимые к квадратным, методы их решения» (использование материалов учебников алгебры 7-8, справочников, Интернета).
  2. Подбор15-30 уравнений по данной теме (вместе с решением).
  3. Оформление отчёта о проделанной работе: теория + практические задания («бумажный» вариант).
  4.  Подготовка к защите проекта.
  5. Защита проекта (презентация).

Задание для группы 3.

  1. Сбор информации по теме «Дробно-рациональные уравнения, методы их решения» (использование материалов учебников алгебры 7-8, справочников, Интернета).
  2. Подбор15-30 уравнений по данной теме (вместе с решением).
  3. Оформление отчёта о проделанной работе: теория + практические задания («бумажный» вариант).
  4.  Подготовка к защите проекта.
  5. Защита проекта (презентация).

Задание для группы 4.

  1. Сбор информации по теме «Уравнения высших порядков, методы их решения» (использование материалов учебников алгебры 7-8, справочников, Интернета).
  2. Подбор15-30 уравнений по данной теме (вместе с решением).
  3. Оформление отчёта о проделанной работе: теория + практические задания («бумажный» вариант).
  4.  Подготовка к защите проекта.
  5. Защита проекта (презентация).

Результаты проекта:

Для учеников работа над учебными проектами — это возможность максимального раскрытия их творческого потенциала. Это деятельность, позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Тема проекта 2.«Способы решения систем уравнений»

Цели:

  1. Систематизация и обобщение теоретических знаний по теме «Способы решения систем уравнений»: представление их в краткой форме (опорные схемы, алгоритмы и тому подобное),
  2. Показать возможность применения на уроке математики знаний, полученных на уроках по информационным технологиям, развивать интерес учащихся к предмету.

Задачи:

  1. Продолжить развитие способностей учащихся к анализу и синтезу изучаемого материала, умения выделять главное и приводить соответствующие примеры,
  2. Совершенствование практических умений и навыков повторить определенные представления о системах уравнений, имеющиеся у учащихся и уточнить их.

Планируемый конечный результат:

  1. Учащиеся знают алгоритмы методов решения систем уравнений (подстановки, графического, замены переменной и арифметического сложения).
  2. При решении системы уравнений аргументировано выбирают наиболее удобный способ решения.
  3. Выпуск электронной математической газеты.

Перечень критериев проверки достижения планируемых результатов:

  1. Знание теоретического материала (умение устно ответить на поставленные вопросы)
  2. Умение решать системы уравнений различными способами (карточки, тесты, самостоятельные работы, кроссворды).

Время реализации: 6 часов плюс внеурочная работа для изучения литературы, работы в Интернете и создания презентаций.

Требуемые ресурсы:

Знание учащимися методов решения систем уравнений из курса седьмого класса, учащиеся должны уметь работать с графическим редактором POWERPOINT, таблицами EXCEL, WORD, уметь составлять кроссворды с помощью программы Hot potatoes, уметь составлять блок-схемы (для алгоритмов), умение искать информацию в библиотеке и INTERNET. Также необходим доступ к компьютерам во внеурочное время в школе и наличие ПО, проектора экрана и компьютера в кабинете математики.

Перечень прилагаемых к учебному занятию дидактических материалов:

  1. Презентации.
  2. Самостоятельная работа.
  3. Проверочные материалы.
  4. Проект математической газеты.

Этапы работы:

  • 1 шаг – определение темы. «Методы решения квадратных неравенств».
  • 2 шаг – разбивка темы на более мелкие подтемы.
  • 3 шаг – формирование инициативных групп.
  • 4 шаг – сбор информации. (использование материалов учебника, справочников, Интернета).
  • 5 шаг – переработка информации и обсуждение.
  • 6 шаг – систематизация и подготовка презентаций, формулирование общих выводов по теме.
  • 7 шаг – выступление учащихся на итоговом уроке.

В учебном плане для изучения темы отводится 6 уроков. Работа по проведению итогового урока ведется параллельно изучению указанной темы во внеурочное время. Последний урок является подведением итогов изученной темы и одновременно подготовкой к  контрольной работе.

Ход урока

1. Сообщение целей урока. (1-2мин)

2. Выступление учащихся (презентации).

По ходу докладов остальные учащиеся составляют схему в тетрадях, которая отображает известные методы решения систем уравнений.

3. Работа по составлению схемы, отображающей различные методы решения уравнений (выводится на экран после обсуждения всех докладчиков). (2-3мин) таблица

4. Самостоятельная работа, которая проводится "под копирку". (Текст самостоятельной работы также выводится на экран. Учащиеся выполняют работу "под копирку"; сдают верхние листочки для того, чтобы не возникло искушения поправить решение после окончания работы, а копии оставляют себе, для самопроверки. У преподавателя существует возможность проконтролировать честность проверки). (10-12 мин). таблица

5. Самопроверка самостоятельной работы (решения и критерии оценивания последовательно демонстрируются на экране). Выставление оценок в журнал. (3-4 мин) таблица

6. Подведение итогов: демонстрация проекта математической газеты по материалам выступления учащихся. (2-3 мин) проект

Домашнее задание: составить кроссворды по теме, для помещения лучшего кроссворда в математической газете. (1-2 мин) (выполненное домашнее задание)

Календарь работы над учебными проектами.

Содержание работы

Сроки

Исполнитель

Контроль

Примечание

1

Установочное занятие: цели, задачи проектных работ, основной замысел, примерная тематика и жанры будущих проектов.

 

 

 

 

2

Стендовая информация в проектной работе.

 

 

 

 

3

Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, график консультаций и прочее).

 

 

 

 

4

Консультация по выбору тематики и жанров учебных проектов. Формулирование основных идей и замыслов.

 

 

 

 

5

Формирование проектных групп, оформление заявок на осуществление проекта.

 

 

 

 

6

Обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами.

 

 

 

 

7

Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы над ними.

 

 

 

 

8

Поисковый этап. Сбор и систематизация материалов в соответствии с идеей и жанром работы, подбор иллюстраций.

 

 

 

 

9

Организационно-консультативное занятие: промежуточные отчеты учащихся (презентация идей будущих проектов и сообщение о ходе работ).

 

 

 

 

10

Индивидуальные групповые консультации по правилам и оформлению проектных работ. Помощь учащимся в подборе индивидуального визуального стиля проекта.

 

 

 

 

11

Регулярные консультации по содержанию учебных проектов, помощь в систематизации и обобщении материалов.

 

 

 

 

12

Обобщающий этап. Оформление результатов проектной деятельности.

 

 

 

 

13

Репетиционно-консультационное занятие: “предзащита” проектов.

 

 

 

 

14

Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.

 

 

 

 

15

Формирование групп оппонентов, рецензентов и “внешних” экспертов.

 

 

 

 

16

Подготовка к публичной защите проектов.

 

 

 

 

17

Защита.

 

 

 

 

18

Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

 

 

 

 

19

Обобщение материалов.

 

 

 

 

Подготовленные и оформленные проекты допускаются учителем к защите. О выполненной работе надо не просто рассказать, ее надо защитить публично, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей (это могут быть учителя, родители, учащиеся других классов, гости школы). Критериями оценки результатов учащихся являются уровни развития тех или иных компетенций: владение способами познавательной деятельности; умение использовать различные источники информации, методы исследования и обработки полученной информации (сравнение, анализ, использование схем, таблиц и др.); коммуникативные и адаптивные качества; умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям; самоорганизация, выражающаяся в способности ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие. Целесообразно ограничить время представления проекта и время вопросов и ответов. По итогам защиты необходимо поощрить не только тех, кто хорошо доложил об итогах собственной работы, но и тех, кто задавал вопросы. Жюри оценивает структуру и логику работы, исследовательское мастерство, познавательную ценность темы, оригинальность и ценность собранного материала, язык и стиль изложения, ответы на вопросы.

В течение подросткового возраста происходит бурное, стремительное развитие личности. Стремление к самостоятельности, независимости, творчеству проявляется наиболее ярко. Всех подростков привлекает активная, свободная, равноправная позиция в учебном процессе. Дети отмечают, что проект интересен именно потому, что выполняется самостоятельно, лишь с небольшой помощью учителя, формы и виды презентаций зависят полностью только от их собственной фантазии.

На вопрос “Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?” дети чаще отвечают:

  • доделывать все до конца
  • распределять правильно время
  • представлять результаты своего труда
  • распределять работу в группе.

Литература:

  1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
  2. Азарова Л.Н., Оленева Н.А., Основные подходы к пониманию сущности понятий «Проектная деятельность», «Метод учебных проектов», «Учебный проект»
  3. Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2001. №2. С.108-115
  4. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003. - 110с
  1. Ступницкая М.А. Проектная деятельность как средство повышения учебного мотива и развития информационных и коммуникативных навыков учащихся / Материалы городской научно-практической конференции «Комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья школьников». М., 2004.
  2. Ступницкая М.А. Учимся работать над проектами. Цикл семинаров с элементами тренинга для учителей основного звена / Материалы из книги под ред. доктора педагогических наук В.А. Родионова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в целях повышения мотивации к изучению предмета учащихся с ОВЗ »

Эта статья отражает опыт применения и результат эффективного использования в практической деятельности ИКТ учителем математики коррекционной школы....

Статья "Метод учебных проектов на уроках математики"

Метод проектов - это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата....

Статья на тему "Использование технологии проблемного обучения на уроках математики"

статья об использовании технологии проблемного обучения...

Статья "Метод учебных проектов на уроках математики"

Использование метода учебных проетов на уроках математики...