Использование на уроках и во внеурочной деятельности различных методов обучения и воспитания.
статья по математике

Статья об использовании различных методов обучения и воспитания на уроках и во внеурочной деятельности по предмету "математика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_metodov_obucheniya_i_vospitaniya.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Использование методов обучения и воспитания, учитывающих особенности обучающихся.

Баженова В.Н.

учитель математики 

муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Средняя школа № 1 имени Н.И.Кузнецова» г. Пестово

В своей работе я использую уровневую дифференциацию, которая основывается на планировании результатов обучения: выделении уровня обязательной подготовки и формировании на этой основе повышенных уровней овладения материалом.

   Учитывая свои способности, интересы, потребности, ученик получает право и возможность выбирать объём и глубину освоения учебного материала, варьировать свою учебную нагрузку.

   Считаю, что в обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении ученика по уровням. Это означает, что в ходе обучения не следует предъявлять более высоких требований тем учащимся, которые не достигли уровня обязательной подготовки. Необходимо, чтобы трудности в учебной работе были для таких учеников посильными, соответствующими индивидуальному темпу овладения материалом на каждом этапе обучения. В то же время если для одних учащихся необходимо продлить этап обработки основных, опорных знаний и умений, то других не следует необоснованно задерживать на этом этапе.

     Еще одно условие, которое усиливает эффективность дифференцированного обучения - добровольность в выборе уровня усвоения и отчетности. В соответствии с ним каждый ученик имеет право добровольно и сознательно решать для себя, на каком уровне ему усваивать материал. Именно такой подход позволяет формировать у школьников подсознательную потребность, навыки самооценки, планирования и регулирования своей деятельности.

        На своих уроках я использую разноуровневые индивидуальные задания. Карточки даются по желанию учащихся. У учащихся, в том числе и у слабых, появляется уверенность в своих силах, они уже не чувствуют страха перед новыми задачами, рискуют пробовать силы, берутся за решение заданий более высокого уровня.

   Отставание слабых учащихся по математике часто связано с низким уровнем их развития. Поэтому слабым учащимся я предлагаю задания, требующие нестандартных решений (конечно, более простые, чем для сильных учеников).

   На своих уроках я постоянно провожу устный счет на разные темы (которые изучаю сейчас и которые ранее изучались), чтобы закрепить пройденный материал. Стараюсь привлекать именно слабых учащихся. Сильные в это время часто работают индивидуально. В устный счет я включаю такие задания:

  • с «окошками»: а3 ·  = а10
  • с ошибками (учащиеся должны доказать, что в данном примере допущена ошибка);
  • 22 ·25 = 47 , (33)4 = 312(сформулировать правило)

     При изучении новой темы, при решении новых задач и примеров я часто даю учащимся алгоритм решения. Пользуясь им, ученики и правильно оформляют, и правильно выполняют задание.

     В 8-9 классах ученики ведут тетради-справочники, в которые записываются основные формулы, алгоритмы и образцы решений. Это хорошая «шпаргалка» для учащихся, а так же помощник при подготовке к проверочным работам и к экзаменам.

    Применение дифференцированного обучения значительно улучшает четкость в организации работы класса; ученик, работая на посильном для него уровне трудности, лучше сознает свои ближайшие цели и задачи, его самооценка становится более реальной. Четкость в работе дает возможность постоянно контролировать знания, умения и навыки.

    В своей работе предпочтение отдаю технологии проблемного обучения и системно - деятельностному подходу в обучении.                                                                        В условиях современного общества предъявляются все более высокие требования к ученику как к личности, способной самостоятельно решать проблемы разного уровня. Возникает необходимость формирования у детей активной жизненной позиции, устойчивой мотивации к образованию и самообразованию, критичности мышления.                                                                          При использовании данной технологии опираюсь на основные положения теории проблемного обучения  М. И. Махмутова, которая актуальна при введении ФГОС. Придерживаюсь особенностей создания проблемных ситуаций, требований к формулировке проблемных вопросов, т. к. вопрос становится проблемным при определенных условиях: он должен содержать в себе познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного; вызывать удивление при сопоставлении нового с ранее известным, неудовлетворенность имеющимися знаниями и умениями.

Технологию проблемного обучения использую в основном на уроках:                                - изучения нового материала и первичного закрепления;                                                               - комбинированных.

    Проблемное обучение, и как метод, и как технология, направлено на развитие творческой, самостоятельной учебной деятельности при введении и воспроизведении знаний.                                                                                                                                    На уроках с применением технологии проблемного обучения создаются условия для получения учащимися опыта формирования таких универсальных учебных действий как сравнение, сопоставление, обобщение, аналогия, умение устанавливать взаимосвязи, моделирование. Кроме того, в ходе эвристического диалога у учащихся формируются умения выдвигать гипотезы, предлагать доказательства и самостоятельные суждения.                                                                    Для уроков математики характерно создание проблемной ситуации с затруднением, когда возникает противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание, а также использование подводящего к теме диалога и сообщение темы с мотивирующим приемом «яркое пятно», обеспечивающего принятие темы учениками.

Приведу  пример элемента урока математики в 6 классе, где были использованы приемы и методы проблемного обучения  (урок по данной теме был проведен для учителей школы и филиалов):

Тема: «Координатная плоскость» (6 класс)

В начале урока демонстрирую классу хорошо знакомые предметы, например, шахматную доску, глобус, билет в театр. Учащимся предлагается ответить на вопрос: «Что объединяет все эти предметы?».

После окончания чтения выстраивается подводящий диалог:

  • Почему героям романа пришлось преодолеть столько километров пути в поисках пропавшей экспедиции? – Неизвестно точное местонахождение героев.
  • Как в географии описывается точно местонахождение объекта? – Указываются широта и долгота (географические координаты).
  • Что же общего у предметов, которые были предъявлены вам в начале урока? – Они позволяют определить положение (место) человека в зрительном зале или фигуры на шахматной доске.

Затем предлагается вернуться к математике и попробовать провести параллель между объектами в географии и математике.

  • Как описать положение точки на плоскости? – Ввести координаты на плоскости.
  • Какова же тема урока? - Координаты на плоскости. (На доске появляется тема урока)
  • Географические координаты (широта и долгота) – это воображаемые окружности на поверхности земного шара. Что можно взять на плоскости вместо окружностей? – Прямые.
  • Сколько прямых и каково их взаимное расположение? – Две пересекающиеся прямые.

В заключение диалога подводим итог: «Наверное, таким же образом рассуждал ещё один великий француз – Рене Декарт, когда предложил использовать две взаимно перпендикулярные прямые для введения координат на плоскости. С тех пор математики всего мира так и говорят – декартова система координат».

Далее на уроке рассматриваются типовые задачи (нахождение координат точки и построение точки по заданным координатам) и выполняется задание «Рисуем по координатам».

В качестве домашнего задания можно предложить учащимся творческую работу «Зашифруй рисунок», а также привести примеры из повседневной жизни, где мы встречаемся с координатами на плоскости (домашний адрес).

Технология развивающего обучения, цель - усвоение обучающимися сообщаемых им знаний, но не репродуктивно, а в процессе их собственной деятельности. При организации такого урока использую индивидуально-коллективную деятельность обучающихся, самостоятельную работу на всех этапах, начиная с изучения нового учебного материала. Вовлекая учеников в учебную деятельность, конструирую педагогическое воздействие на основе учета зоны ближайшего развития ребенка и его личный опыт; преимущественно ведётся поисковая деятельность.

За годы работы в школе мной накоплен положительный опыт в преподавании предмета. Знаю и использую в работе следующие педагогические технологии:- уровневая дифференциация на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов),- личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская),- проблемное обучение (Дж. Дьюи),

 Данные технологии позволяют строить образовательный процесс с учетом особенностей обучающихся.

    В своей работе я использую уровневую дифференциацию, которая основывается на планировании результатов обучения: выделении уровня обязательной подготовки и формировании на этой основе повышенных уровней овладения материалом.

Знание и использование современных образовательных технологий и методик позволяет активизировать образовательный процесс, повысить уровень познавательной мотивации, развивать творческие и исследовательские способности школьников, что положительно влияет на успеваемость учащихся.

По технологии В.В. Фирсова главным для своей работы выделяю: обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.

      Наиболее значимыми, для реализации дифференцированного обучения выступают для меня следующие принципы:

  • проблемности (получение знаний не в готовом виде, а в результате собственной активной познавательной деятельности);
  • взаимообучение (мобилизация групповых, парных форм деятельности);
  • исследование изучаемых проблем и явлений (развитие учебно-познавательной деятельности);
  • индивидуализация (организация деятельности с учетом индивидуальных способностей);
  • создание мотивации (активная мыслительная деятельность).

Уроки каждой темы разделяю на несколько основных типов, в зависимости от изучаемой темы, которые следуют друг за другом в определённой последовательности. Это могут быть:

1. Уроки общего разбора темы. ( Уроки – лекции в старших классах)

2. Уроки комбинированные. (Семинарские занятия с углубляющей проработкой учебного материала).

3. Уроки проверки усвоенного материала. (Фронтальный опрос, математический диктант, краткий тест с выбором ответа или другой вид проверки усвоенного материала).

4.  Уроки  решения задач.

5. Уроки  обобщения и систематизации знаний – зачёт.

5. Уроки контроля знаний учащихся и др.  

Считаю важным организовать уровневую дифференциацию на всех этапах: при планировании, изложении нового материала, закреплении и повторении, при контроле знаний.

Проблемное обучение направлено на развитие творческой, самостоятельной учебной деятельности при введении и воспроизведении знаний.                                                                                                                                    
Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся, позволяет  нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемную ситуацию на уроке создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность объекта познания. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению позволяют обучающимся творчески овладеть знаниями, умениями, навыками, развивать мыслительные способности.
Проблемные ситуации могу использовать на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле.
Таким образом, проблемное обучение позволяет  направлять учащихся на приобретение знаний, умений и навыков, на усвоение способов самостоятельной деятельности, на развитие познавательных и творческих способностей.

Технология развивающего обучения, целью - усвоение обучающимися сообщаемых им знаний, но не репродуктивно, а в процессе их собственной деятельности. При организации такого урока использую индивидуально-коллективную деятельность обучающихся, самостоятельную работу на всех этапах, начиная с изучения нового учебного материала. Вовлекая учеников в учебную деятельность, конструирую педагогическое воздействие на основе учета зоны ближайшего развития ребенка и его личный опыт; преимущественно ведётся поисковая деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Использование различных методов обучения для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках физики»

laquo;Знание  в собственном смысле слова сообщить невозможно.Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности».А. Дистервег Нов...

Презентация " Проектная деятельность как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения".

Презентация к выступлению МО учителей технологии. Обобщение опыта работы по  проектной деятельности....

" Использование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии и внеурочной деятельности" Обобщение опыта.

Обобщен опыт многолетней работы учителем биологии в 5-9 классах по теме : " Исппользование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности  на уроках биологии и ...

ДОКЛАД: Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках родного языка и литературы с применением различных современных методов обучения и воспитания.

Цель инновационной работы: формирование у учащихся готовности  к саморазвитию  навыков информационно-коммуникативной деятельности в процессе обучения и воспитанияЗадачи инновационной работы:...

Статья на тему «ИКТ и цифровые образовательные ресурсы по общественным дисциплинам: технологии и проблемы использования на уроках и во внеурочной деятельности»

Важнейшим направлением реализации концепции модернизации образования являются информатизация и компьютеризация....

Статья «ИКТ и цифровые образовательные ресурсы по общественным дисциплинам: технологии и проблемы использования на уроках и во внеурочной деятельности»

В условиях становления новой системы образования, особую актуальность приобретают вопросы освоения и применения современных образовательных технологий. Важнейшей составляющей педагогического процесса ...

Статья «ИКТ и цифровые образовательные ресурсы по общественным дисциплинам: технологии и проблемы использования на уроках и во внеурочной деятельности»

В условиях становления новой системы образования, особую актуальность приобретают вопросы освоения и применения современных образовательных технологий....