«Критериальное оценивание – важный фактор процесса обучения»
статья по математике

Что же стоит за отметками учеников? Всегда ли должны радовать «5» и огорчать «3»?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx27.05 КБ
Файл prezentatsiya_k_vystupleniyu.pptx1.86 МБ

Предварительный просмотр:

«Критериальное оценивание – важный фактор процесса обучения»

Опасно недооценивать человека, который переоценивает себя.

 Франклин Рузвельт 

«Жить - значит оценивать»

Ф. Ницше

Что же стоит за отметками учеников? Всегда ли должны радовать «5» и огорчать «3»?

Как нам, взрослым, относиться к отметкам наших детей? 
- Думаю, вы со мной согласитесь, что необъективная оценка может отрицательно повлиять на весь образовательный процесс. Получив хорошую оценку слишком легко, ребёнок теряет побудительный мотив к учению. Незаслуженно плохая оценка может привести к такому же эффекту: ученик вообще перестает учиться. Объективные оценки не вызывают стресс. 
Объективная оценка учебных достижений должна быть не только со стороны учителя, но и – родителей.
             На сколько оценка объективна показывает критериальное оценивание.
Содержание образования предусматривает оценивание по строгим критериям, понятным и детям, и родителям.  (слайд 2-3)

Основной целью КО является объективное оценивание с заранее известными и четкими критериями, позволяющими обеспечить качественное оценивание и развитие личности, готовой к эффективному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Новая система оценивания позволяет формировать у обучающихся способность контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей.

Система критериального оценивания включает формативное оценивание и внутреннее суммативное оценивание. (слайд 4-5)

Формативное оценивание состоит из пяти ключевых стратегий.

• разъяснение ожидаемых результатов и критериев оценивания;

• формирование эффективных обсуждений и взаимодействий в классе, которые будут свидетельствовать о понимании;

• предоставление обратной связи, которая будет стимулировать обучающихся к достижению результатов;

• вовлечение обучающихся в качестве источников и ресурсов взаимообучения;

• становление обучающегося как «создателя» своего знания.

Формы, виды обратной связи учитель выбирает на свое усмотрение, используя свой наработанный опыт.

Суммативное оценивание, в свою очередь, включает процедуры суммативного оценивания по разделу/сквозной теме, за четверть и за год.

Суммативное оценивание проводится для предоставления учителям, обучающимся и родителям информации о прогрессе обучающихся по завершении разделов/сквозных тем учебных программ и четверти с выставлением баллов и оценок. Выполнение работ по суммативному оцениванию обязательно для всех обучающихся. Повторное выполнение суммативного оценивания за разделы/сквозные темы и за четверть не допускается.

Задания суммативного оценивания за четверть разрабатываются на основе спецификаций суммативного оценивания за четверть. Спецификации представляют собой единые требования к структуре и содержанию суммативного оценивания за четверть и его проведению для всех организаций среднего образования.

Задания суммативного оценивания учитель составляет самостоятельно или использует задания, рекомендованные в методических рекомендациях по суммативному оцениванию. Учитель может использовать несколько вариантов суммативных работ.

Информация по итогам суммативного оценивания за раздел/сквозную тему предоставляется обучающимся и родителям или иным законным представителям в бумажном или электронном формате (рубрики, комментарий и др.).

Для оценивания достижений учащихся по математике можно применять четыре критерия. Названия критериев и краткое описание их содержания приводится в таблице:

Обозначение критерия

Название критерия

Краткое описание содержания критерия

А

Знание и понимание

Обучающийся демонстрирует знание и понимание изученного материала, способен применять полученные знания в стандартных и измененных ситуациях

В

Исследование закономерностей

Обучающийся исследует какую-либо задачу, применяя математические методы, находит закономерности, описывает с помощью языка математики взаимосвязь между ними.

С

Передача информации на математическом языке

Обучающийся способен передавать информацию, используя, соответствующую научную терминологию, условные обозначения

D

Размышления в математике

Обучающийся размышляет о правильности и рациональности выбранного метода решения

Критерии оценивания по признакам трех уровней успешности

Уровни успешности

5-балльная шкала

100% - я шкала

Не достигнут необходимый уровень

Не решена типовая, много раз отработанная задача

«2»

качественная оценка: ниже нормы, неудовлетворительно

0-49%

Необходимый (базовый) уровень

Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания

«3»

качественная оценка: норма, зачёт, удовлетворительно.

Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

50-79%

«4»

качественная оценка: хорошо.

Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

80 – 99%

Повышенный (программный) уровень

Решение нестандартной задачи, где потребовалось

либо применить новые знания по изучаемой в данный момент теме,

либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации

«4»

качественная оценка: близко к отлично.

Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

80-99%

«5»

качественная оценка:  отлично.

Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

100%

Обязательное условие при критериальном оценивании – “общественный договор” понятный всем участникам. Рубрикатор должен содержать подробное описание уровней достижений учащегося и соответствующее им количество баллов. Важно, чтобы в рубрикаторе давалась характеристика не ученику, а выполненной им работе.

Давайте задумаемся, какие вопросы обычно задают нашим школьникам. Когда у них спрашивают: «Как дела в школе? Что получил?», то тем самым показывают, что их интересуют, прежде всего, оценки. Зато вопросы «Что ты сегодня узнал нового? С кем из ребят ты сегодня играл? Какие уроки были для тебя самыми интересными?» дают ребенку понять, что главное в школе – учение и общение. 
              Для многих детей отметка – это оценка не его работы, а его самого: «Если я получаю хорошие оценки, значит, я хороший». Такая позиция опасна, потому что в будущем может привести к формированию зависимости от мнения окружающих, от внешней оценки.
Поэтому отметки, которые получает ребенок, ни в коем случае не должны влиять на наше мнение о нем и на наши чувства к нему. Важно, чтобы ребенок понимал: иногда у него что-то не получается, но он сам при этом не становится плохим. 
Всегда нужно говорить ребенку, что оценивается не он сам, а всего лишь результаты его деятельности. Так, при выполнении домашнего задания можно спросить: «Как ты думаешь, что у тебя получилось особенно хорошо? А что – не очень?» 
Если ребенок болезненно переживает из-за отметок, можно помочь ему, используя слово «зато», то есть постараться найти в работе какое-то достоинство. Хорошо, если это не просто утешение взрослого, а совместное с ребенком обсуждение задания. Например, это может выглядеть так: «Задачу ты решил неправильно. А что тебе удалось? Да, зато у тебя получились очень красивые цифры».

 Памятка для родителей «Как воспринимать отметки ребёнка»

  1. Не ругайте своего ребёнка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим.
  2. Если быть хорошим не получается, ребёнок начинает врать и изворачиваться, чтобы избежать наказания.
  3. Сочувствуйте своему ребёнку, если он долго трудился, но результат его труда не высок.
  4. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.
  5. Не заставляйте своего ребёнка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.
  6. Не учите своего ребёнка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.
  7. Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребёнку оценки вслух.
  8. Есть сомнения - идите в школу (к учителю) и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.
  9. Не обвиняйте беспричинно других взрослых и одноклассников в проблемах собственного ребёнка.
  10. Поддерживайте ребёнка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.
  11. Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребёнку хотелось вам подражать.
  12. Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки.
  13. Хорошее, как и плохое, запоминается ребёнком надолго и его хочется повторить.
  14. Пусть ребёнок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.

Изучение методики критериального оценивания позволяет сделать вывод о том, что критериальное оценивание способствует снижению школьной тревожности ученика, а учителя избавляет от бремени “судьи в последней инстанции”, формированию у учащихся навыков: самоанализа, самооценивания, ответственности за результаты своего труда.

Хорош не тот, кто никогда не падает, а тот, кто всегда поднимается.

Конфуций


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Критериальное оценивание – важный фактор процесса обучения Опасно недооценивать человека, который переоценивает себя. Франклин Рузвельт «Жить- значит оценивать» Ф. Ницше

Слайд 2

Критерии оценивания: 1.Фундамент – 1 балл 2.Ступени –1 балл 3.Перила – 1балл 4. Дверь – 1 балл 5. Окно - 1 балл 6. Окно на чердаке – 1 балл 7. Водосточная труба – 1 балл 8. Труба на крыше дома – 1 балл 9.Трава возле дома – 1 балл 10. Использовали не менее 3 цветов – 1 балл Максимальное количество баллов - 10 0-4 балла - «2» 5-6 баллов - «3» 7-8 баллов - «4» 9 – 10 баллов - «5»

Слайд 5

Формативное (формирующее) Суммативное (констатирующее) производится в ходе обучения (с помощью небольших самостоятельных работ, тестов и т.д.) в конце изученной темы или раздела (с помощью контрольной или зачётной работы) помогает обучающемуся скорректировать свою работу, достичь более высоких результатов даёт возможность ученикам продемонстрировать свои достижения по изученной теме позволяет учителю накапливать информацию об усвоении материала каждым учеником, анализировать ее и планировать дальнейшую работу, то есть осуществлять более качественно процесс обучения даёт возможность учителю сделать заключительное суждение о достижениях обучающихся, выставить итоговые отметки

Слайд 6

Обозначение критерия Название критерия Краткое описание содержания критерия А Знание и понимание Обучающийся демонстрирует знание и понимание изученного материала, способен применять полученные знания в стандартных и измененных ситуациях В Исследование закономерностей Обучающийся исследует какую-либо задачу, применяя математические методы, находит закономерности, описывает с помощью языка математики взаимосвязь между ними. С Передача информации на математическом языке Обучающийся способен передавать информацию, используя, соответствующую научную терминологию, условные обозначения D Размышления в математике Обучающийся размышляет о правильности и рациональности выбранного метода решения

Слайд 7

Критерии оценивания по признакам трех уровней успешности Уровни успешности 5-балльная шкала 100% - я шкала Не достигнут необходимый уровень Не решена типовая, много раз отработанная задача «2» качественная оценка: ниже нормы, неудовлетворительно 0-49% Необходимый (базовый) уровень Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания «3» качественная оценка: норма, зачёт, удовлетворительно. Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) 50-79% «4» качественная оценка: хорошо. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) 80 – 99% Повышенный (программный) уровень Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знания по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации «4» качественная оценка: близко к отлично . Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) 80-99% «5» качественная оценка: отлично. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) 100%

Слайд 10

Каталог умений по теме: «Делимость натуральных чисел». Блок № 1. № умение пример балл 1 Нахождение делителей натуральных чисел. Какие из чисел 2,3,4,6,7,8,14,15,18 являются делителями 28? Запишите все делители числа: 6, 17, 44. 2 2 Нахождение числа, кратного натуральному числу. Какие из чисел 2,3,4,6,7,8,14,15,18 являются кратными 3? Запишите пять чисел, кратных числу: 6, 13, 20. 2 3 Нахождение общих делителей. Запишите все числа, являющиеся делителями каждого из чисел: 12 и 24; 16 и 21. 2 4 Нахождение общих кратных. Запишите какое-либо число, кратное каждому из чисел: 2 и 3; 4 и 12; 6 и 9. 3 Блок № 2. 5 Признак делимости на 10. Их чисел 24, 576, 345, 970, 538, 4325, 8211, 1435, 960, 156230 выпишите те, которые делятся нацело на 10. 1 6 Признак делимости на 5. Их чисел 24, 576, 345, 970, 538, 4325, 8211, 1435, 960, 156230 выпишите те, которые делятся нацело на 5. 1 7 Признак делимости на 2. Их чисел 24, 576, 345, 970, 538, 4325, 8211, 1435, 960, 156230 выпишите те, которые делятся нацело на 2. 1 8 Признак делимости на 9. Из чисел 2387, 4275, 5532, 6674, 17589, 35916, 58658 выпишите те, которые делятся нацело на 9. 1 9 Признак делимости на 3. Из чисел 2387, 4275, 5532, 6674, 17589, 35916, 58658 выпишите те, которые делятся нацело на 3. 1 10 Использование признаков делимости при решении задач. Из чисел 2387, 4275, 5532, 6674, 17589, 35916, 58658 выпишите те, которые делятся нацело на 3 и на 2. Вместо звёздочки поставьте такую цифру, чтобы получилось число, кратное 3 (рассмотрите все возможные случаи): 35*12; 4*07. 2 Блок № 3. 11 Простые и составные числа. Из чисел 1, 5, 7, 27, 29, 35, 61 выпишите те, которые являются простыми, и те, которые являются составными. 1 12 Разложение составных чисел на простые множители. Разложите на простые множители число: 18, 126, 4752. 2 Блок № 4. 13 Нахождение НОД нескольких чисел. Найдите НОД чисел: 18 и 30; 72 и 108; 28, 84 и 98. 2 14 Взаимно простые числа. Составьте все пары взаимно простых чисел из чисел 12, 15, 22, 27. Докажите, что числа 644 и 495 – взаимно простые. 1 15 Нахождение НОК нескольких чисел. Найдите НОК чисел: 12 и 18; 8 и 16; 9 и 14; 12,15 и 18. 2 16 Использование НОД и НОК при решении задач. Между учащимися 6 класса поровну разделили 84 мандарина и 56 апельсинов. Сколько учащихся в классе, если известно, что их больше 25? Длина шага отца равна 70см, длина шага сына –50см. Какое наименьшее одинаковое расстояние должен пройти каждый из них, чтобы они оба сделали по целому числу шагов? 3

Слайд 11

Таблица подготовки к контрольной работе по теме: «Делимость натуральных чисел»

Слайд 12

Памятка для родителей «Как воспринимать отметки ребёнка» Не ругайте своего ребёнка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребёнок начинает врать и изворачиваться, чтобы избежать наказания. Сочувствуйте своему ребёнку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда. Не заставляйте своего ребёнка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия. Не учите своего ребёнка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки. Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребёнку оценки вслух. Есть сомнения - идите в школу (к учителю) и попытайтесь объективно разобраться в ситуации. Не обвиняйте беспричинно других взрослых и одноклассников в проблемах собственного ребёнка. Поддерживайте ребёнка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью. Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребёнку хотелось вам подражать. Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребёнком надолго и его хочется повторить. Пусть ребёнок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.

Слайд 15

«Хорош не тот, кто никогда не падает, а тот, кто всегда поднимается» Конфуций

Слайд 16

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние критериальной системы оценивания презентаций на качество обучения продуктивным видам речи. Английский язык".

Цель работы - представить  технологию проектной деятельности учащихся на уроках английского языка, которые дают возможность испо...

аннотация статьи: «Коммуникативность как важнейший компонент процесса обучения иностранным языкам», диплом Лауреата

2012-2013 учебный год , я приняла участие и стала  Лауреатом конкурса в номинации «Инновации в образовательном процессе» (29 сентября 2012 г., г. Москва), Всероссийский конкурс рефератов «Ин...

Мастер-класс по коучингу на тему "Формативное оценивание-важный фактор процесса преподавания и обучения"

Данная разработка поможет коучам провести сессию о видах оценивания в современном образовании.Подробное изложение методов, целей и задач послужит готовым материалом для тренинга.Также имеется и рефлек...

«Домашнее задание - важная составляющая процесса обучения математике».

Материал можно использовать как методические рекомендации учителю , а так же   при беседе с родителями....

Домашнее задание – важная составляющая процесса обучения математике

Процесс усвоения учебного материала зависит не только от того, насколько хорошо ученик понял его на уроке, но и от того, насколько эффективно он отработал его самостоятельно дома....

Некоторые особенности применения критериального оценивания в учебном процессе в целом и в работе при изучении географии

Мы знаем, что в разных системах оценивания можно выделить свои преимущества и свои недостатки. Недостатки – это, конечно, то, от чего хотелось бы уйти вовсе или минимизировать их....

Мастер-класс «Критериальное оценивание как основа формирующего оценивания»

Оценивание знаний – важнейший неотъемлемый элемент образовательного процесса для определения степени усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программ. Процесс ...