Урок «Прикидка и оценка результатов вычислений». (математика, 5 класс УМК Г.В.Дорофеева)
план-конспект урока по математике (5 класс)

Ульянова Алла Зигмундовна

         Представлен один из видов проблемного обучения: привлечение учащихся к поиску способов решения на отдельных этапах изложения знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urokprikidka_i_otsenka_rezultatov_vychisleniy.doc163.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

  «Прикидка и оценка результатов вычислений».                                                                               (математика, 5 класс УМК Г.В.Дорофеева)

         Представлен один из видов проблемного обучения: привлечение учащихся к поиску способов решения на отдельных этапах изложения знаний.

Учитель выдвигает перед учениками проблему, сам излагает учебный матариал, но в ходе изложения ставит перед учениками вопросы, которые требуют от них включаться в процесс поиска и самостоятельно решать ту или иную познаватнльную задачу.

Цель: создать условия для закрепления и развития навыков умножения и деления            натуральных чисел.

Задачи:                                                                                                                           Образовательные: рассмотреть способы прикидки результата (округление, последняя цифра).                                                                                                                                   Развивающие: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли;                         выбирать наиболее эффективные способы решения задач.                                             Воспитательные: воспитывать позновательный интерес к предмету.

Планируемые результаты:                                                                                                       Предметные: освоить различные способы прикидки результата, обобщить знания, умения по теме «Деление и умножение».                                                                                         Метапредметные: способствовать развитию умения выбирать наиболее эффективные способы решения различных задач.                                                                                          Личностные: развивать умение применять полученные знания в новых ситуациях, творческие способности.  

  1. Актуализация опорных знаний.                                                                                         Вводное повторение. Игра «Диагональ».  F:\открытый урок\сканирование0016.jpg
  2. Изучение нового материала.                                                                                                      Начнём с проблемы

            11628:38=

Какой ответ верный?

36              306        3006

Что нужно знать и уметь, чтобы дать ответ быстро? Попытаемся сегодня на уроке получить способ оценки, быстрой оценки, арифметического действия.

Начинаем поиски способа, опираясь на имеющиеся навыки.

Игра «Головоломка Стивенса» .F:\открытый урок\сканирование0018.jpg                                   

Выслушав предположения учащихся, предлагаем защитить предложенные варианты решения.

Метод «округления».  

  1. 900000-600000 =300000
  2. 73000+3000=76000
  3. 26000:50=500
  4. 300*500=150000

Вероятно, верным является ответ №3.   Как проверить?                                                                      1) деление в столбик;                                                                                                                                         2) умножение делителя на частное.

 Какой из способов занял меньшее время?

Итак, решая пример, полезно прикинуть, каким будет ответ. Вернёмя к нашей проблеме:

11628 : 38

А) 36              Б) 306                В)3006

Какой ответ верный?

Чтобы быстро ответить на этот вопрос замени компоненты данных близкими по значению круглыми числами                       11628≈12000                 38≈40

12000 : 40 = 300.

Вероятно, верный ответ б), так как в частном 3 сотни, а не 3 десятки, или 3 тысячи.        Как будете проверять?

III. Решение задач.                                                                                                                   

№ 1.

F:\открытый урок\сканирование0019.jpg

№ 2. Определите последнюю цифру результата:

а)24*24               в)215*33                д)520*107

б)689*13             г)8624*22              е)4991*217

№3. Из четырёх равенств только одно верно. Найдите его, не выполняя вычислений.

1)915*25=22870                                            3)4880:45=108

2)735:35=201                                                 4)206*42=852

IV.Физкультминутка.

Учащиеся встают, повторяют за учителем движение – иммитирующие работу на кухне.

Прикидка нужна в обычной жизни, например, хозяйке на кухне.

№1. В столовую ложку помещаетс 25 г. муки, в стакан- 130 г. муки. Сколько, примерно,столовых ложек муки вмещает стакан?

130:25≈120:30=4(ст.л.) (или 125:25=5(ст.л.))

№2. В столовую ложку помещается 30 г. соли, а в стакан 220 г.- соли. Сколькими столовыми ложками можно отмерить стакан соли?

№3. Сколько понадобиться 3-х литровых банок, чтобы разлить 50 литров молока.

50:3≈51:3=(30+21):3=10+7=17

Ответ.17 банок.

№4. В одну лодку помещается 4 человека. Сколько лодок необходимо, чтобы перезти одновременно 45 человек?

45:4≈44:4=11(лодок), но 1 человек остаётся. Условие задачи не выполнено, возьмём 12 лодок.

Ответ.12лодок.

V. Рефлексия.

- Какие способы прикидки результатов арифметических действий мы узнали?

- Где возможно применить знание этих способов?

- Могут ли они заменить «деление в столбик»?

VI. Домашнее задание.

Составте пример на деление так, чтобы:

а) делитель был двузначным числом, а делимое - однозначным;

б) делитель был четырёхзначным числом, аделимое – двузначным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад «Применение тестовой технологии на уроках ОБЖ для оценки результатов обучения учащихся»

Доклад на совещании методического объединения на тему: «Применение тестовой технологии на уроках ОБЖ для оценки результатов обучения учащихся»....

Прикидка и оценка результатов вычислений

Прикидка и оценка результатов вычислений...

Информация о проведенных в муниципальном образовании мероприятиях по использованию результатов мониторинга оценки профкомпетентности учителей математики и достижений обучающихся 8 классов по математике в 2017 году

МероприятиеФорма/уровень проведения мероприятия (муниципальный, школьный)Целевая аудиторная мероприятияСроки проведения  Какие меры приняты по повышению уровня математической грамотности учащихся...

Система оценки качества образовательного результата по математике: от результатов внутренней оценки к независимой оценке ЕГЭ и ОГЭ (презентация 2021 г.)

Система оценки предполагает процедуру внутренней и внешней оценки, из результатов которых складывается итоговая оценка (итоговая аттестация) по предмету.Важнейшей задачей каждой школы я...

Система оценки качества образовательного результата по математике: от результатов внутренней оценки к независимой оценке ЕГЭ и ОГЭ (2021 г.)

Система оценки предполагает процедуру внутренней и внешней оценки, из результатов которых складывается итоговая оценка (итоговая аттестация) по предмету.Важнейшей задачей каждой школы я...