Урок закрепления знаний по теме: «Деление натуральных чисел»
план-конспект урока по математике (5 класс)

Федотова Татьяна Валентиновна

Цели:

- предметные: углубить навыки деления натуральных чисел, решения уравнений и текстовых задач.

- личностные: развивать критичность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач.

- метапредметные: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Планируемые результаты: учащийся разовьёт и закрепит навыки деления натуральных чисел, решения уравнений и текстовых задач с применением всех четырёх математических действий.

Основные понятия: Делимое, делитель, частное, правило нахождения неизвестного множителя, правило нахождения неизвестного делимого, правило нахождения неизвестного делителя.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delenie_5_klass_uch._fedotova_t.v.docx42.65 КБ

Предварительный просмотр:

Урок закрепления знаний по теме: «Деление натуральных чисел»

5 класс

Цели:

- предметные: углубить навыки деления натуральных чисел, решения уравнений и текстовых задач.

- личностные: развивать критичность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач.

- метапредметные: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Планируемые результаты: учащийся разовьёт и закрепит навыки деления натуральных чисел, решения уравнений и текстовых задач с применением всех четырёх математических действий.

Основные понятия: Делимое, делитель, частное, правило нахождения неизвестного множителя, правило нахождения неизвестного делимого, правило нахождения неизвестного делителя.

Ход урока.

  1. Организационный этап.

Посмотрите, все ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадки.

Прозвенел сейчас звонок,

Начинается урок!

Здравствуйте, садитесь,

Все мне улыбнитесь!

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Ребята, у вас на столах лежат карточки с кроссвордом. Разгадав кроссворд, вы определите тему урока. Она прочитается по вертикали.

По горизонтали:

  1. Задание с условием, решением и ответом. (Задача)
  2. Часть прямой, ограниченная одной точкой. (Луч)
  3. Арифметическое действие. (Сложение)
  4. Наименьшее натуральное число. (Единица)

1

2

3

4

- Попробуйте догадаться, какое слово можно прочитать по вертикали?

- Определите тему нашего сегодняшнего урока.

- Чем же мы будем сегодня заниматься на  уроке?

- Какие еще арифметические действия вы еще знаете?

- А какое действие вызывает наибольшее затруднение?

3. Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.  

1. - Сейчас мы выполним графический диктант. «_» - верно, «^» - не верно.

  1. Результат деления называют частным.
  2. Число, которое делят, называется делителем.
  3. Частное показывает во сколько раз одно число больше другого.
  4. Если число разделить на 1, то получится само число.
  5. Если число разделить на нуль, то получится нуль.
  6. Число, на которое делят называют делимым.
  7. Если число разделить само на себя, то получится 1.
  8. Чтобы найти делимое надо частное умножить на делитель.

- Поменяйтесь с соседом тетрадкой. Выполняем проверку по эталону.

 Ответ:_  ^ _ _ ^ ^ _ _

  • 8-7 верных ответов отметка - «5»,
  • 6-5 верных ответов отметка – «4»,

                    4 верных ответа отметка – «3».

Тест по теме «Деление»

 Фамилия, имя___________________________________________                                

 Вариант - 1

 Подчеркните правильный ответ или запишите свой ответ

 1.Найдите частное чисел  2876 и 1.

 а)    1;       б) 2876;            в) 2875;        г) свой ответ_______________

 2.Найдите корень уравнения 96 : х =8

 а)    88;      б) 12;               в) 768;          г) свой ответ ________________

 3.Найдите частное чисел 3900 и  13.

 а)   300;      б) 3913;          в) 30;            г) свой ответ_______________

 4.В одной коробке 48 карандашей, а в другой в 4 раза меньше. Сколько    карандашей в двух коробках?                    

 а)   192;      б) 60;             в) 240;           г) свой ответ________________

 5.Найдите два числа, если одно из них в 3 раза больше другого, а их сумма равна  32.      

 а)   20 и  12;      б) 18 и  14;        в)26  и 6;       г) свой  ответ_________

Тест по теме «Деление»

Фамилия, имя___________________________________________

 Вариант 2

 Подчеркните правильный ответ или запишите свой ответ

 1.Найдите частное чисел  2563 и 1.

 а)    1;      б) 2563;        в) 2564;        г) свой ответ_______________

 2.Найдите корень уравнения  105 : х = 3

 а) 104;      б) 35;            в) 315;        г) свой ответ ________________

 3.Найдите частное чисел 7800 и  13.

 а) 600;      б) 7813;        в) 60;          г) свой ответ_______________

 4. В одной кадке пасечник имел 24 кг меда, а в другой в 2 раза больше. Сколько килограммов меда было у пасечника в двух кадках?

   а)   12;      б) 72;          в) 48;          г) свой ответ_______________

 5.Найдите два числа, если одно из них в 4 раза меньше другого, а их разность равна  27.

 а)   39  и 12;      б) 32 и 8;        в) 2 и 29;       г) свой ответ_____________

- Подведем итоги теста.

Ключ для проверки теста

             Вариант 1      

№ задания

1

2

3

4

5

Ответ

б

б

а

б

8;  24

               Вариант 2    

№ задания

1

2

3

4

5

Ответ

б

б

а

б

9; 36

4. Историческая справка.

- А сейчас, ребята, послушаем сообщение Тагиевой Ангелины.

Делению человечество обучалось дольше всего. До сих пор в Италии сохранилась поговорка «Трудная вещь - деление». Это трудно и с точки зрения математики, и технически, и нравственно. Не каждому человеку дано умение делить и делиться.  

 В средние века человек, усвоивший деление, получал звание «доктор абака »

 Абак-это счеты.

      Сначала знака для действия деления не было. Это действие писали словом. А математики Индии записывали деление первой буквой названия действия.

 Знак двоеточия для обозначения деления вошел в употребление в 1684г благодаря немецкому математику Готфриду Вильгельму Лейбницу.

Деление еще обозначают косой или горизонтальной чертой. Этот знак впервые стал использовать итальянский ученый Фибоначчи.

 -Как выполняем деление многозначных чисел? (Уголком)

А вы помните как называются компоненты при делении?

  - А вы знаете, что компоненты деления: делимое, делитель, частное впервые в России  ввел Магницкий. Кто это и как этого ученого звали по-настоящему? Подготовьте ответы на эти вопросы к следующему уроку.

5. Закрепление изученного материала

  1. Мозговой штурм («шифровка»)

(звучит песня «Красной шапочки»)

В песне мы слышим про горы и реки Африки. А какая самая высокая гора в Африке? Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо совершить мозговой штурм. Для этого решим примеры.

23•27 =

Н

80•78 =

О

108•9 =

К

28220:83 =

Д

1313:13 =

Р

46200:42 =

А

1224:12 =

И

807•63 =

Ж

315•24 =

Л

595200:2400 =

М

972

102

7560

102

248

1100

621

340

50841

1100

101

6240

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23•27 = 621

Н

80•78 = 6240

О

108•9 = 972

К

28220:83 = 340

Д

1313:13 = 101

Р

46200:42 = 1100

А

1224:12 = 102

И

807•63 = 50841

Ж

315•24 = 7560

Л

595200:2400 = 248

М

972

102

7560

102

248

1100

621

340

50841

1100

101

6240

К

И

Л

И

М

А

Н

Д

Ж

А

Р

О

Высотой горы гордится вся Африка: 5899 метров.

      У подножия горы можно выращивать кофе и кукурузу, а до высоты 3000 м произрастает тропический лес.  

     До 4000 м гору украшают прекрасные альпийские луга, а еще выше (от 4400 м) они сменяются высокогорными лишайниками и мхами.

  1. Мы совершим виртуальное путешествие в мир животных.

Какие сюрпризы нас ждут в каждом из заданий? Посмотрим?

Задание №1

Он ходит голову задрав,
Не потому, что гордый нрав,
Не потому, что важный граф,
А потому, что он ...

1

2

3

4

5

6

7

8

Делимое

420

504

185

168

495

176

780

444

Делитель

Частное

12

12

37

24

9

16

13

74

1

2

3

4

5

6

7

8

Делимое

420

504

185

168

495

176

780

444

Делитель

35

42

5

7

55

11

60

6

Частное

12

12

37

24

9

16

13

74

Слово «жираф» происходит от арабского зарафа (زرافة) и означает «нарядный».

Жираф может съесть до 35 килограммов растений в день.

Его любимое лакомство — это колючая акация.

Дотягиваясь до листьев, самец может вытянуть язык до 42 сантиметров.

Достигают в высоту 5 метров, однако есть сообщения об экземплярах ростом до 7 метров.

Их единственно реальный враг (помимо человека) — лев.

 Жираф может бежать со скоростью приблизительно в 55 км/ч.

У жирафов самое большое сердце, оно весит 11 килограмм,

 имеет длину 60 сантиметров и стенки в 6 сантиметров толщиной,  и самое высокое кровяное давление из всех наземных животных.

Среди всех млекопитающих у жирафов одна из наименьших потребностей во сне — от десяти минут до двух часов в сутки;

в среднем жирафы спят 1,9 часа в день.

Спят жирафы лёжа, согнув шею и положив голову на круп.

Задание №2

Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху блюдо, снизу блюдо!
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги.

Черепаха Тортилла в своей песне утверждает, что она живет уже 300 лет. А сколько лет на самом деле живут черепахи? Для этого решим два уравнения. Найдя их корень, мы ответим на вопрос. 

Решите уравнения:

1) 3360:х = 112                                  2) 176 – 7у = 36

Ответы: 1) 20, 2) 30

Предками черепах считаются катилозавры, –один из видов древнейших наземных пресмыкающихся.

По всему миру обитает 290 видов черепах, при этом в нашей стране можно встретить 7 из них.

 Черепаха марион считается долгожителем среди своих сородичей. Документально зафиксированный возраст одной из таких черепах составляет 152 года. При благоприятных условиях эти животные вполне могут дожить до 200-300 лет. По человеческим представлениям жизнь черепах огромна, но в реальности всё не так просто. Не все виды черепах могут похвастаться долгожительством. Только гигантские черепахи с Галапагосских островов живут более 200 лет. Продолжительность жизни обычной черепахи составляет 20-30 лет.

1. Обмен веществ у черепах очень медленный. Она может находиться без еды и питья долгое время (от нескольких месяцев до нескольких лет). Это научно доказанный факт.

2.Несмотря на морщинистую кожу и неторопливые движения, процесс старения им практически не свойственен. У черепахи с годами внутренние органы не стареют, а их функциональность и через 200 лет остаётся такой же, как и в молодости.

Случаев естественной смерти черепахи известно крайне мало. Обычно причинами являются болезни, хищники и люди.

3.Эти животные так же умеют останавливать своё сердцебиение. Когда оно не бьётся, черепаха не двигается, но для неё не составит труда возобновить сердцебиение.

Уже более 230 миллионов лет черепахи существуют на планете. Существует мнение, что они появились на Земле ещё до динозавров. Черепахи очень быстро приспосабливаются к любой среде обитания.

Задание №3     Синий кит

Решите уравнения:

1) 132 : х = 4

2) х : 38 = 5

3) 105 : х = 35

4)  412 : x = 103

5) x : 16 = 50

6) х : 10 = 1

7) 900 : х = 3

8) х : 25 = 12

Ответы:

  1. 33, 2) 190, 3) 3, 4) 4, 5) 800, 6) 10, 7) 30, 8) 300

Синий кит считается самым крупным животным на Земле.

Максимальная длина - 33 метра.

Наибольший вес - 190 тонн.

Язык имеет толщину 3 метра, а весит около 4-х тонн.

Сердце огромного животного весит 800 кг.

В воде синий кит плавает со скоростью 10-12 км/ч.

Выпускает фонтан воды, высота - до 10 метров.

В случае опасности синий кит может развивать скорость до 30 км/ч.

Предельная глубина, на которую он способен нырнуть – 300 метров.

Между собой киты общаются при помощи низкочастотных звуковых сигналов (ультразвук). Они могут переговариваться даже находясь на расстоянии в 500 и 600 км друг от друга.

В океанах у этого млекопитающего один враг касатка.

Но касатки ничто по сравнению с главным врагом – человеком. Именно он почти полностью уничтожил синего кита.

В наши дни это удивительное млекопитающее находится на грани вымирания. Его занесли в Международную Красную книгу, но восстановить вид очень сложно.

Задание №4    

Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.

Медведь - самый крупный из современных хищных зверей.

Новорожденный медвежонок весит –

                (640 · 300 – 3550 · 40) : 100    = ???    гр.   (500 гр)

Некоторые из них достигают длины 3 метра и массы до 700, а белые иногда и до 1000 килограммов.

Срок жизни медведей в дикой природе примерно 30 лет.

Самый старый известный медведь жил в неволе 47 лет.

Нормальный пульс медведя 40 ударов в минуту.

Когда медведь впадает в спячку пульс снижается до 8 ударов

Задание №5    

Рыжая птичница
В курятник пришла,
Всех кур перечла
И с собой унесла.

Лисица начинает рыть нору под камнем, в корнях деревьев, или в другом удобном для этого месте.

Такая нора всегда имеет несколько выходов, а в её глубине находится достаточно просторное углубление. Лисица может и не заниматься такой работой, если найдет, например, нору барсука.

Реши уравнение и узнай: сколько запасных выходов делает лиса в своей норе.

                221 : ( x – 14) = 17

Ответ: 27

Задание №6

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной.

   

Голова, спина и бока покрыты иглами длиной 2 см.

У взрослого обыкновенного ежа

              18764 : 4 + 2781 : 9 =        ???       иголок.   (5000)

Длина тела 23-31 см.  

Вес зависит от сезона - 700-1200 гр.

В природе обыкновенный еж доживает до 5 лет.

Всеяден, поедает все, что попадается на пути.

Охотясь, за ночь может пройти до 3 км.

Мордочка ежа вытянутая, подвижная. Нос острый и постоянно влажный. Глаза круглые черные, уши маленькие, закругленные.

Иглы внутри полые, наполнены воздухом.

Задание №7

Из деревьев сделал хатку.
 Всё в ней просто, по порядку – 

И в воде, и над водой! 
 Кто построил дом такой? 
 Кто загадку отгадает, 
 И строителя узнает?

В нашей стране водится  много бобров.

Бобёр – крупный грызун, ведёт полуводный образ жизни, обитает по лесным рекам, сооружает из ила и ветвей домики, поперёк реки делает плотины длиной 5 – 6 метров.

Узнай массу бобра. Поможет тебе в этом схема.

Ответ: 25 кг.

6. Физкультминутка (ученики повторяют движения за учителем или физоргом класса).

Поднимает руки класс – это раз
Повернулась голова – это два
Руки вниз, вперед смотри – это три
Руки в стороны, по шире развернули на четыре,
Силой их к плечам прижать – это пять
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

7. Контроль и коррекция знаний

Математическая эстафета  

1 ряд

     Определите корень уравнения:

  1. х : 1 = 603;        х =
  2. 1 : х = 1;             х =
  3. 120 : х = 120;    х =
  4. х : 1 = 0;             х =
  5. х : 0 = х;             х =
  6. х · 1 = х;             х =
  7. х · 1 = 0;             х =
  8. х · 1 = 95;           х =

2 ряд

Определите корень уравнения:

  1. 5 : х = 5;           х =
  2. х : 1 = х;           х =
  3. х : 1 = 18;         х =
  4. 28 : х = 0;         х =
  5. 1 : х = 1;           х =
  6. 1 · х = 7;           х =
  7. 47 · х = 47;       х =
  8. 36 · х = 0;         х =

3 ряд

Определите корень уравнения:

  1. х : 1 = 9;           х =
  2. х : х = 1;           х =
  3. 1 : х = 1;           х =
  4. 82 : х = 82;       х =
  5. 1 : х = 1;           х =
  6. х · 1 = 8;          х =
  7. 1 · х = 6;          х =
  8. 0 · х = 1;          х =
  1. Информация о домашнем задании: повторить § 18,  

Вариант 1.

Вариант 2.

  1. Найди частное:

а)  3424 : 8 =

б)  35088 : 86 =

в)  13608 : 243 =

1. Найди частное:

а)  6237 : 9 =

б)  61596 : 87 =

в)  15792 : 329 =

2. Найдите значение    

    выражения:  162 : р ,

    если р = 1;  8;  19.

2. Найдите значение    

    выражения: 1326 : п,

    если п = 1;  6;  17.

3. Решите уравнение:

3. Решите уравнение:

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Принцип «Микрофон». (Ученики по очереди дают аргументированный ответ на один из вопросов).

  • На уроке я работал                         активно / пассивно
  • Своей работой на уроке я             доволен / не доволен
  • Урок для меня показался               коротким / длинным
  • За урок я                                          не устал / устал
  • Мое настроение                              стало лучше / стало хуже
  • Материал урока мне был               полезен / бесполезен

                                                          интересен / скучен

  • Домашнее задание мне кажется    легким / трудным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме "Деление натуральных чисел" 5 класс

Урок  в форме игры-путешествия "Железная дорога" по теме "Деление натуральных чисел" в 5 классе...

Разработка урока математики в 5 классе по теме "Деление натуральных чисел", внедрение ФГОС нового поколения

Урок открытия и изучения новых знаний через экспериментальную проверку, с помощью наблюдений. Урок с применением технологии учебных циклов, ИКТ, здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения...

Урок новых знаний по теме" Представление натуральных чисел на координатном луче"

Урок введение в 5 классе по теме:" Представление натуральных чисел  на координатном луче". УМК «Математика» 5 класс по учебнику С.М.Никольского....

Презентация к уроку математики в 5 классе по теме"Деление натуральных чисел. Деление с остатком"

Презентация позволит быстро и наглядно повторить материал начальной школы по теме "Деление" и закрепить умение выполнять деление с остатком...

Урок закрепления знаний по теме: «Деление натуральных чисел» 5 класс

Открытый урок на  закрепление  темы : "Деление натуральных чисел"...

Урок закрепления знаний по теме "Сложение и вычитание натуральных чисел"

Урок  закрепления знаний  по теме "Сложение и вычитание натуральных чисел"  в 5 классе с помощью средств ИКТ.Приобретаемые навыки детей: умение решать задания на сло...