Особенности обучения математике школьников с ограниченными возможностями здоровья
статья по математике (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Васильева Ирина Геннадьевна

Особенности обучения математике школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

................Развитие познавательной активности – одна из важнейших задач современного учителя. Особую роль играет этот вопрос для тех педагогов, которые работают с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, когда учитель должен не только донести важную и полезную информацию до учащихся, но и представить её так, чтобы она привлекла внимание, заставила задуматься, была доступна для понимания ребёнка, имеющего особенности в обучении.

………….Учитель в современной школе выступает не столько «информатором», сколько руководителем, наставником, направляющим учащихся к новым знаниям. Как известно, Конфуций говорил: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать  - и я пойму!»

……… ..Для развития мотивационной сферы обучающихся, в зависимости от их возраста, индивидуальных особенностей, учебного материала, существует множество приёмов. Разнообразные формы работы активизируют учебную деятельность школьников, воспитывая у них активность, самостоятельность мышления, умение применять знания в процессе обучения. Положительный эффект в обучении дают различные дидактические игры, творческие задания, практические работы, занимательные задачи и т. д. Новизна данной темы заключается в том, что известные всем методы и приёмы современный учитель может применять в новой интерпретации с использованием новейших информационных технологий.

……… ..Используемые методы позволяют учителю решать следующие задачи в учебном процессе:

А) Развивают творческое мышление.

Б) Мотивируют обучающихся на самостоятельную работу.

В) Формируют навыки практической и исследовательской деятельности.

Г) Систематизируют знания по предмету.

…….        Одной из основных задач при обучении математике является выработка у обучающихся прочных навыков счёта. Однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес как к счёту, так и к урокам вообще. Поэтому учителю необходимо иметь в запасе арсенал различных приёмов направленных на выработку вычислительных навыков обучающихся и в то же время не злоупотребляющих вниманием ребят (в большинстве случаев дети с ограниченными возможностями здоровья не могут длительное время концентрировать внимание на однообразных видах деятельности). Здесь можно использовать различные игры: эстафеты, математическое домино, круговые примеры. Эти приёмы позволяют ребятам осуществлять самоконтроль, а учителю облегчают проверку, вызывают дух соревнования. Большой интерес у ребят вызывают задания на исправление преднамеренно сделанных ошибок в решении, на восстановление частично стёртых записей. Игровой компонент, соревнование, дух творчества должны органически присутствовать на всех уроках, тогда занятие вызовет интерес, желание работать и знать предмет. Использование мультимедийного оборудования позволяет проводить данную работу быстро, даёт учителю возможность оперативно представлять правильные ответы, контролировать полученные у учеников результаты.

……………...Важной составляющей частью всех уроков математики для детей с ограниченными возможностями здоровья являются задания на тренировку математической памяти и «зоркости». Большинство таких заданий основаны на нахождении закономерностей. Обучающимся можно предлагать как готовые закономерности, так и возможность составлять их самостоятельно. Данный подход позволит активизировать творческое направление работы, внести дифференцированный компонент в выполнение заданий.

………….Огромную роль для развития мотивации обучающихся к деятельности играют практические задания. Склеивание из бумаги треугольной призмы, параллелепипеда, пирамиды позволяют школьникам усвоить понятие пространственной фигуры.

………….Благодатной почвой для формирования практических навыков является работа с транспортиром: измерение углов, вырезание углов определённой градусной меры, деление угла на два равных. Интерактивная модель транспортира позволяет учителю наглядно продемонстрировать алгоритм пользования этим инструментом, представить механизмы построения острых, тупых, прямых углов.

…………..Огромный интерес у школьников 5-7 классов вызывают уроки-сказки, уроки-путешествия. Данные формы занятий вызывают не только интерес к математике, но и способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки на уроке, что особенно актуально для детей с ограниченными возможностями здоровья. Нестандартные формы урока ценны тем, что наряду с формированием интереса к предмету, способствуют накоплению учебных знаний, навыков и умений. Для развития познавательной активности обучающихся очень полезны интегрированные уроки (математика-химия, математика-физика, математика-биология). Данный подход позволяет учителю не только активизировать познавательную деятельность, но и продемонстрировать межпредметные связи, что является неотъемлемой задачей обучения.

…………….Уроки-путешествия я часто использую при изучении темы «Задачи на движение». Смоделированная ситуация позволяет учащимся в игровой форме усвоить понятия расстояния, скорости и времени, что необходимо для составления математической модели при решении задачи.

…………  ..Уроки-сказки особенно актуальны в 5-6 классах при решении сюжетных задач. Данная форма не только делает учебный процесс увлекательным, но и снимает эмоциональное напряжение, страх учащихся перед задачей.

…………….Очень важным для развития мотивационной сферы является наличие на уроке нестандартных заданий: задач-шуток, задач-фокусов.

Задачи-шутки:

  1. Что легче: 1 кг гвоздей или 1 кг ваты?
  2. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут варят 5 яиц?
  3. Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала 5 км. Сколько км проехал ямщик?

Задачи-шутки позволяют ученику не относиться к решению формально, зачастую не понимая его сути, а искать подвох, внимательно вчитываться в условие, моделировать ситуацию.

Задачи-фокусы:

  1. Задумайте число, умножьте его на 4, результат умножьте на 0,25. Назовите ответ, а я назову задуманное вами число. Объясните, почему я смогла это сделать?
  2. Задумайте трёхзначное число и припишите к нему точно такое же число. Получившееся шестизначное число умножьте на 2, а результат разделите сначала на 7, а потом, что получится, на 11, и, наконец, на 13. Спросите, какой получится ответ, и вы назовёте задуманное число, разделив названный ответ на 2.

Подобные задачи очень интересны для ребят всех возрастов. Они пробуждают естественное любопытство и заставляют искать объяснение фокусу. Полезны такие задания и для формирования вычислительных навыков. Учитель, расширяя мотивационную сферу школьников, не только решает дидактические задачи, но и даёт возможность почувствовать красоту предмета, его многообразие. Математика перестаёт быть предметом, пугающим своей сложностью, а становится интересной, занимательной, жизненно необходимой.

……………..Современный учитель должен использовать при обучении математике естественное любопытство и желание разобраться в интересующем вопросе. Для учащихся старших классов предпочтительна постановка проблемы при изучении конкретной темы, которую ребята захотят решить с помощью математических знаний. Так при изучении арифметической прогрессии я вспоминаю рассказ К. Гаусса о том, как он устно сосчитал сумму 1+2+3+…+100. Задаю ребятам вопрос: как это сделать моментально? При введении понятий синуса и косинуса ставлю перед учениками проблему взлёта самолёта, не задев верхушек деревьев. При изучении понятия «плоскость», спрашиваю, почему различные измерительные приборы ставят на треногу?

…………….Используемый мной метод проблемного обучения составляет органическую часть проблемного обучения, основой которого является создание проблемных ситуаций, формулировка проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Её задача – направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней. Активная мыслительная деятельность всегда связана с решением определённого задания. Мыслить человек начинает, если у него возникла потребность что-то понять, что-то осуществить. Мышление начинается с проблемы или вопроса, противоречия. Проблемной ситуацией определяется привлечение личности к мыслительному процессу, который всегда направлен на решение некоторой задачи. Использование проблемного метода обучения очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как способствует не только развитию мыслительной деятельности, но и даёт ребёнку почувствовать свою успешность.

…………….Учитель в современной школе всегда должен идти в ногу со временем, проводить параллели своего предмета с событиями, проходящими в городе и в стране. Это позволяет ребёнку понимать связь изучаемых предметов с жизненными ситуациями, формирует его жизненный опыт.

Список литературы:

  1. Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе / Ф.Р. Залялетдинова. М.: ВАКО, 2007 г. – 217 с.
  2. Залялетдинова Ф.Р. Математика в коррекционной школе / Ф. Р. Залялетдинова. М.: ВАКО, 2011 г. – 128 с.
  3. Решетникова Г.И. Обучение математике детей с ограниченными возможностями здоровья с применением информационных технологий / науч.рук. Л.Г. Зверева // Педагогический опыт: от теории к практике: материалы IV Междунар. науч. – практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2018 г.) редкол.: О.Н.  Широков [и др.] – 2018. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018.
  4. Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья/ 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014 – 42 с. – (Стандарты второго поколения).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Использование ресурсов I-школы при обучение детей с ограниченными возможностями здоровья дистанционно.Обеспечение реальной возможности получения образования различными категориями обучающихся, в том ч...

Использование ЭОР при обучении математике детей с ограниченными возможностями здоровья.

Выступление на IX научно-практическая конференции "Модернизация образования в условиях информационного общества"Статья опубликована в сборнике научных статей по итогам IX научно-практическая конф...

Особенности обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья

На сегодняшний день математика как учебный предмет в школе представляет собой элемен­ты арифметики, алгебры, начала математиче­ского анализа, евклидовой геометрии плоско­сти и пространства...

Особенности обучения химии детей с ограниченными возможностями здоровья

Целью специального образования является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее. Преодолеть «социальный вывих» и ввести ребенка в культуру можно, используя &laqu...

Доклад Особенности обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья.

Доклад Особенности обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья....

Особенности применения системно-деятельностного подхода при обучении математики детей с ограниченными возможностями здоровья

Одним из факторов, способствующих повышению качества обучения учащихся с ОВЗ, является освоение учителями современных педагогических технологий с последующим внедрением в учебно-воспитательный процесс...