Урок-сказка по теме "Степени", 5 класс
методическая разработка по математике (5 класс)

Газеева Эльвина Гарифьяновна

Вашему вниманию представлены мои разработки по теме "Степени". Для проведения урока использована авторская сказка собственного сочичения, сценарий проведения урока, технологическая карта. Помимо всего этого представлены разработки игрового поля, инструкции и игровых карточек, разработанных совместно со студенткой-дизайнером Курганского Государственного Университета Лушниковой Екатериной. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_skazki.docx41.14 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta_k_uroku_-_skazke.docx44.79 КБ
Файл urok_-_skazka_5_klass.docx47.45 КБ

Предварительный просмотр:

Все мы с вами знакомы со сказками о тридевятом царстве тридесятом государстве, а слышали ли вы сказку о Королевстве степеней? Нет? 
Так давайте же отправимся на прогулку по нему… В некотором… и не царстве и не государстве, а королевстве, называемом Королевством степеней, случилась такая история. 

Правил в этом королевстве Король Степень и была у него добрая и прекрасная дочь - Принцесса. Король очень сильно любил свою единственную наследницу. Принцесса была завидной невестой и на протяжении долгих лет ежедневно в замок за её рукой и сердцем приезжали женихи. Но принцесса очень сильно отличалась от всех жителей и не могла она принять ни одного из женихов этого королевства. Причиной всему было то, что все коренные жители Королевства степеней были очень злые и самовлюблённые, и для них была важна их степень и чем большее значение она принимала, тем самолюбивее и эгоистичнее они становились. И каждую неделю их степень самолюбия становилась всё больше.

Но не знала Принцесса, в чем была истинная причина эгоистичности женихов, ведь многие из них приезжали из других Королевств, жители которых отличались лучшими чертами характера, в отличие от жителей Королевства степеней. Так почему же абсолютно все женихи были один другого самовлюблённее? Истинная причина была в том, что у Короля был Советник – злой и лукавый человек, он мечтал заполучить трон Короля, женившись на Принцессе и став наследником. И когда к ней приходили женихи достойные, то он опаивал их остепеняющим зельем, повышающим все самые плохие черты людей, и поэтому все их скрытые негативные человеческие черты характера увеличивались и при встрече с Принцессой они уже могли только хвастаться своей степенью и говорили только о себе. Очень переживал Король за свою единственную наследницу и боялся, что останется без внуков.

На краю Королевства жил бедный Кузнец и был у него единственный сын, которого он воспитывал один. Сын кузнеца всегда помогал по хозяйству своему отцу и поддерживал его. Их семья хоть и была бедной, но отличались они своей добротой, отзывчивостью и трудолюбием. Однажды отправился Сын кузнеца на рынок за продуктами, и путь его проходил рядом с замком Принцессы. В это время она пыталась достать котёнка с дерева. Сын кузнеца заметил эту ситуацию и в силу своей доброты не смог пройти мимо и помог Принцессе снять котёнка с дерева. Принцесса впервые в жизни встретила столь доброго, отзывчивого и простого парня, который не хвастался своей степенью и богатством. А Сыну кузнеца и не чем было хвастаться перед ней, он был беден и не знатен, но он был очарован красотой и образованностью Принцессы и в тот же миг влюбился в неё.

Но они понимали, что не позволит Король им быть вместе, ведь Сын кузнеца был беден, не знатен и степень его была ниже степени Королевской семьи. Уже при первой встрече они осознавали, что им не суждено быть вместе и их первая встреча станет для них последней. Сын кузнеца был очень расстроен этим, он вернулся домой на кузницу и вновь занялся кузничным делом, которое было ему по статусу. Увидел Кузнец, что Сын его очень расстроен после похода на рынок и спросил в чём причина его грусти. И рассказал ему Сын про Принцессу и о том, что он не может быть достоин дочери самого Короля.

И открыл Кузнец своему сыну секрет, что не всегда жители Королевства были плохими людьми, а давным-давно, жили в этом Королевстве обычные жители – числа и называлось это королевство Королевством чисел. Но однажды Король ненароком обидел королевскую волшебницу, и та от обиды наложила на Королевство и его жителей проклятье. Никто не знает как именно, но она сделала так, что спустя пару дней все самые худшие черты жителей Королевства увеличились в столько же раз, какое значение они принимали изначально и каждый раз, спустя определённое количество времени, увеличивалось еще в столько же раз.

Кузнец сказал: «И на нашей семье единиц лежит проклятье, но на нас оно не влияет, потому что в нашем роду всегда были очень добрые и честные люди». Многие жители пытались избавиться от этого проклятия, но у них ничего не вышло, и они все смирились с участью. В Королевстве ходит легенда об одном Мудреце, который знает ответы на абсолютно все вопросы. Многие искали этого Мудреца, но никто не мог его найти. И напоследок Кузнец сказал: «Слушай, сынок, сходи к Королю и попроси руку и сердце Принцессы. Люди мы хоть и бедные, но хорошие, авось повезёт. А наудачу возьми с собой подкову, которую ты выковал сегодня утром».

И пошёл Сын кузнеца в качестве жениха к Королю в замок. Встретил его Советник, опоил его зельем остепенения, но на этот раз у него ничего не вышло. Потому что семья единиц, как говорилось ранее, отличалась своей добротой и честностью, и не подействовало на Сына кузнеца зелье Советника. Советник очень рассердился, из-за этого и решил настроить Короля против бедного и незнатного Сына кузнеца. А скажу по секрету… Как думаете, откуда у простого Советника зелье остепенения? И откуда он его мог взять? На самом деле он был сыном той самой волшебницы, наложившей проклятье на всё Королевство. А наложила она его при помощи уже известного вам зелья остепенения, кувшин которого она вылила в старый колодец, а потом зелье распространилось по подземным водам во все колодцы Королевства и пропитанная отравленными водами земля, стала нагреваться под солнцем и  выпускать дурманящие пар в воздух. И чем чаще жители пили воду, и дышали отравленными воздухом, тем злее и завистливее они становились. Но никто не знал об этом. После этого случая Король изгнал волшебницу из Королевства. И после смерти она оставила в наследство своему сыну  то самое зелье и наказала отомстить Королевскому семейству и свергнуть Короля с трона.

Вышел Король с Принцессой посмотреть на очередного жениха. Принцесса увидела Сына кузнеца, сразу же узнала его и очень обрадовалась ему. Но как только Король увидел Сына кузнеца, Советник на ухо шепнул о том, что жених, который не имеет никакой степени и богатства, не достоин, просить руки дочери Короля. Услышав эти слова, Король согласился с Советником, очень рассердился и выгнал Сына кузнеца из замка. Принцесса очень расстроилась и долго плакала. Принцесса давно догадалась, что Советник злой и лукавый человек и что он что – то затевает, а однажды она случайно подслушала, как он сквозь сон вслух обсуждал свой план мести. Но Принцесса никак не могла повлиять на решение Короля и не могла открыть ему глаза на всю правду, так как тот прислушивался только к своему лукавому Советнику.

И пошёл Сын кузнеца домой к отцу на кузницу. По дороге домой он увидел огромный старый колодец, он вспомнил про подкову и сильно рассердился из-за своей неудачи. Он крикнул: «Не принесла ты мне никакого счастья!» и хотел кинуть в старый колодец подкову, но тут он не поверил своим ушам, ведь подкова заговорила: «Не выбрасывай меня, я тебе еще пригожусь!» И спросил Сын кузнеца у Говорящей подковы: «А чем ты можешь мне помочь? Я хочу жениться на Принцессе, но Король против и выгнал меня из замка. Всё из-за того, что для всех жителей нашего Королевства очень важна степень и богатство, которых у меня нет. И всё это из-за проклятия!» И тут подкова ему отвечает: «Я могу помочь тебе и могу привести тебя к Мудрецу, который знает ответ на любой вопрос и может помочь тебе».

И повела Говорящая подкова Сына кузнеца к Мудрецу, три дня и три ночи была она ему навигатором. Наутро четвертого дня на опушке завиднелась избушка, а рядом с ней седой старец. Сын кузнеца подошёл к старцу и рассказал свою историю. Мудрец рассказал ему всю правду про зелье – остепенения и родство Советника с волшебницей, наложившей проклятье, и про их план. И напоследок Мудрец сказал: «Для того чтобы снять проклятье с Королевства, тебе нужно найти сундук знаний, и выполнить задания находящиеся в нём и ты найдёшь решение своей проблемы». Говорящая подкова помогла Сыну кузнеца найти сундук знаний. Открыл он сундук, а в нём свитки по математике, инструкция, волшебная карта Королевства степеней с обозначение путей, игральная кость, карточки с заданиями и фишки. Также нашел он в сундуке сейф с трёхзначным кодом.

Но Сын кузнеца не был обучен грамоте. Но мы - то с вами люди грамотные, так давайте же посмотрим, какое послание находится в инструкции, и поможем ему выиграть в игре.

Инструкция: «Уважаемый путник! То, что ты ищешь, находится в сейфе. Но он запечатан и для того, чтобы открыть его, тебе необходимо сыграть в математическую игру,  попутешествовать по волшебной карте Королевства степеней и пройти весь путь первым. Удачи!»

Правила игры: «Волшебная карта представляет собой изображение Королевства степеней и нанесённые на его пути игровые поля (кружочки). Вся дистанция состоит из «сложных», «лёгких» путей и трёх «петель». Каждому игровому полю соответствует одна карточка с заданием. Уровень сложности и характер задания зависит от цвета игрового поля. «Лёгким» путям соответствуют карточки зелёного цвета со стандартными заданиями, «сложным» - карточки красного цвета с повышенным уровнем сложности и заданиям на «петлях» - карточки синего цвета с нестандартными и творческими заданиями. Все игровые поля разного цвета имеют индивидуальную нумерацию, таким же образом пронумерованы карточки.

Каждой команде выдаётся регистрационная карточка путешественников, в которой участники отмечают свои имена, для того, чтобы определить порядковый номер каждого участника. И так по очереди участники от каждой команды индивидуально участвуют в игре, бросают игральную кость, продвигаются на выпавшее количество ходов и выполняют задание. То есть в течение всей игры от каждой команды за столом находятся по одному человеку, после броска кости, продвижения по карте и выполнения задания игрок возвращается к своей команде и его сменяет следующий по порядку участник его команды.

Как уже говорилось ранее, каждому игровому полю соответствует определённая карточка с заданием, на которой отмечено время, отведённое на выполнение задания, количество бонусных шагов продвижения вперёд при правильном ответе (в зелёном кружке на карточке), количество штрафных очков, равных количеству шагов для продвижения назад (в красном кружке). Также задания могут выполняться в следующих формах:

Обозначение на карточке

1.Индивидуальные письменные задания.jpg

2.Индивидуальные устные задания.jpg

3. Задания для команды.jpg

Форма выполнения

Индивидуально в письменной форме (все зелёные, все красные и некоторые синие карточки)

Индивидуально в устной форме (синие карточки)

Командно

(синие карточки)

Каждой форме выполнения задания соответствует определённое обозначение на карточке, для того, чтобы игрок знал, в какой форме выполнять задание. Если игроку выпадает синяя карточка с заданием для команды, то игрок возвращается к своей команде для совместного его выполнения.

Основная цель игры – передвигаться по игровому полю в соответствии с выпавшим количеством очков на игральной кости, правильно выполнять задания и первыми добраться до финиша. Помимо всего этого, не стоит забывать, что команде необходимо добыть трёхзначный код. А для этого необходимо «пройти» три петли, после прохождения которых, каждой команде будут выдаваться по частям карточка с заданием, состоящая из трёх отдельных элементов. После прохождения третьей петли необходимо собрать все части задания в единое целое и выполнить его. При этом игроки команды после прохождения третьей петли всё так же по очереди продолжают свой путь по волшебной карте Королевства степеней. При правильном выполнении собранного по частям задания команде, которая первая дошла до финиша, выдаётся трехзначный код».

Сыграв в настольную игру, дойдя до конца и получив трёхзначный код, выигравшая команда помогает Сыну кузнеца открыть сейф. В сейфе Сын кузнеца находит кувшин с зельем – противоядием с запиской: «Вылей меня в тот старый колодец, с которого всё началось». И понял Сын кузнеца, о каком колодце идёт речь в записке, это тот самый старый колодец, рядом с которым Говорящая подкова впервые заговорила. Весь день и всю ночь указывала ему подкова путь к старому колодцу, и на утро следующего дня на горизонте показался тот самый колодец. Сын кузнеца вылил весь кувшин с зельем – противоядием в колодец, вода в нём забурлила и начал он ждать, что же будет дальше. К полудню, когда солнце достигло своего пика, земля нагрелась. Над всем Королевством поднялся туман и воздух, пропитанный парами зелья – противоядия, распространился во все самые отдалённые уголки Королевства степеней.

К полудню проклятье с Королевства и со всех его жителей спало, спали и чары с Короля, он очнулся и понял, что все эти годы хитрый Советник опаивал его зельем и манипулировал им. Также он узнал от своей дочери злобный план Советника и недолго думая, в наказание отправил Советника в темницу. Пришёл в замок к Королю Сын кузнеца, рассказал всю правду про проклятье и про Советника и попросил руку и сердце Принцессы. Король дал своё благословение и Сын кузнеца и Принцесса в тот же день сыграли свадьбу. И жили они долго и счастливо.

С тех самых пор жители Королевства перестали быть злыми и эгоистичными, а начали ценить в людях только степень их доброты, честности и открытости, а больше всего они начали ценить добрые поступки. И помните, ребята, сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.



Предварительный просмотр:

Разработка урока – сказки по математике в 5 классе (в контексте ФГОС ООО)

Авторы,  разработчики:

Студентка группы ПФ-51215 Мухамедьянова Эльвина Гарифьяновна

Предмет

Математика

Класс

5 класс

Тема

Степень числа. Квадрат и куб числа.

Тип урока

Урок закрепления знаний.

Цель темы урока

Закрепить знания учащихся по пройденному материалу с использованием настольной игры в рамках сказочного сюжета.

Основные термины, понятия

Степень числа, основание степени, показатель степени, квадрат числа, куб числа, площадь квадрата, разрядные слагаемые, корни уравнения.

Планируемый результат:

Личностные результаты образовательной деятельности:

- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать (Л1);

- Проявлять познавательный интерес и активность в обсуждении предлагаемой проблемы (Л2);

- Определять смысл своей деятельности (Л3);

- Умение работать с товарищами на основе равноправных отношений и взаимного уважения (Л4);

-  Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л5);

- Готовность к сотрудничеству и оказанию помощи товарищам (Л6);

- Применять и развивать творческие способности, фантазию (Л7).

Метапредметные результаты образовательной деятельности учащихся:

Регулятивные УУД:

- Выстраивание логической цепочки рассуждения (Р1);

- Уметь корректировать действия (Р2);

- Развитие навыков оценки и самоанализа (Р3).

Познавательные УУД:

- Осмысливать полученную информацию (сравнивать, анализировать) (П1);

- Осознанно строить речевые высказывания в устном и письменном виде (П2);

- Выбирать наиболее эффективных способов решения задач (П3);

- Делать выводы на основе полученного опыта (П4).

Коммуникативные УУД:

- Слушать и понимать речь других (К1);

- Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К2);

- Формулирование и аргументация своего мнения и позиции (К3);

- Уметь договариваться с товарищами и находить общее решение (К4);

- Согласовать усилия для достижения общих целей (К5);

- Соблюдать культуру учебного труда (К6).

Предметные результаты:

- Знать устные формулировки основных терминов темы (Пр1);

- Знать и уметь называть компоненты степени (Пр2)

- Уметь возводить числа в произвольную степень, в квадрат, в куб (Пр3);

- Уметь находить значения выражений, содержащих степени натурального числа (Пр4);

- Уметь представлять степени в виде произведения и наоборот (Пр5);

- Уметь правильно читать выражения, содержащие степенной показатель (Пр6);

- Уметь записывать в виде числового выражения словесную формулировку выражения (Пр7);

- Уметь представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых, используя степени числа 10 (Пр8).

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы:

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

Секундомер, регистрационные карточки путешественников, настольная играя «Королевство степеней», инструкция к игре, игральная  кость, фишки, красные карточки повышенного уровня, зеленые карточки стандартного уровня, голубые карточки нестандартных заданий, бланки ответов, три элемента задания (в петлях).

Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Планируемые

результаты

  1. Организационный момент (3 мин)

Приветствуют учителя, распределяются по командам в соответствии с жеребьёвочными листами. Отмечают свои имена в регистрационных карточках своих команд и выбирают капитана.

Учитель приветствует учащихся и заранее раздаёт жеребьёвочные листочки с номерами команд, чтобы учащиеся сразу объединились в команды и рассаживаются за столы своих команд. Настраивает учащихся на работу и рассказывает предысторию к сказке.

 Л1, П1, К1

  1. Выдача домашнего задания (2 мин)

Открывают дневники и записывают домашнее задание.

- Откройте ваши дневники и запишите домашнее задание:

№668 (е, ж, з, и) и №669.

Л1, Л2, К1, П1

  1. Актуализация знаний (4 мин)

Вспоминают изученный материал и отвечают на вопросы учителя по поднятой руке.

- А теперь вспомним материал, который мы изучали на прошлом занятии, для этого я предлагаю вам ответить на пару вопросов:

  • Что называется основанием, а что показателем степени? Приведите примеры.
  • Что называют квадратом числа?
  • Что называют кубом числа?
  • Чему равны выражения ?

- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо усвоили материал, который мы изучали на прошлом урока, и я могу продолжить свою историю.

Л1, Л2, Л3, Р1, Р2,  П1,  П2, К1, К2, К3, К6, Пр1, Пр2, Пр3

  1. Изложение сюжета сказки (10 мин)

Слушают учителя.

Учитель рассказывает основную часть сказочного сюжета о том, как Королевство чисел было заколдовано колдуньей, которую обидел Король. В связи с чем все жители стали злыми и корыстными людьми. Принцесса отличалась от других людей и не могла долгое время выйти замуж, пока не встретила Сыну кузнеца из семьи единиц и не влюбилась. Король отверг бедняка, а тот отправился в путь на поиски способа расколдовать Королевства степеней. Навигатором ему была волшебная подкова, которая привела его к Мудрецу, знающему всё на свете. Тот отправил главного героя на поиски Сундука знаний. Найдя сундук, главный герой обнаруживает в нем сейф с кодом, книги по математике и инструкцию к математической настольной игре.

Так как главной герой не обучен грамоте, учитель предлагает командам помочь Сыну кузнеца и сыграть в игру.

Л1, Л3, П1, К1, К6

  1. Объяснение правил настольной игры (4 мин)

Учащиеся выслушивают учителя и задают появившиеся вопросы по правилам игры.

Учитель объясняет командам правила настольной игры, показывает карточки и рассказывает, что нужно делать.

Инструкция: «Уважаемый путник! То, что ты ищешь, находится в сейфе. Но он запечатан и для того, чтобы открыть его, тебе необходимо сыграть в математическую игру,  попутешествовать по волшебной карте Королевства степеней и пройти весь путь первым. Удачи!»

Правила игры: «Волшебная карта представляет собой изображение Королевства степеней и нанесённые на его пути игровые поля (кружочки). Вся дистанция состоит из «сложных», «лёгких» путей и трёх «петель». Каждому игровому полю соответствует одна карточка с заданием. Уровень сложности и характер задания зависит от цвета игрового поля. «Лёгким» путям соответствуют карточки зелёного цвета со стандартными заданиями, «сложным» - карточки красного цвета с повышенным уровнем сложности и заданиям на «петлях» - карточки синего цвета с нестандартными и творческими заданиями. Все игровые поля разного цвета имеют индивидуальную нумерацию, таким же образом пронумерованы карточки.

Каждой команде выдаётся регистрационная карточка путешественников, в которой участники отмечают свои имена, для того, чтобы определить порядковый номер каждого участника. И так по очереди участники от каждой команды индивидуально участвуют в игре, бросают игральную кость, продвигаются на выпавшее количество ходов и выполняют задание. То есть в течение всей игры от каждой команды за столом находятся по одному человеку, после броска кости, продвижения по карте и выполнения задания игрок возвращается к своей команде и его сменяет следующий по порядку участник его команды.

Как уже говорилось ранее, каждому игровому полю соответствует определённая карточка с заданием, на которой отмечено время, отведённое на выполнение задания, количество бонусных шагов продвижения вперёд при правильном ответе (в зелёном кружке на карточке), количество штрафных очков, равных количеству шагов для продвижения назад (в красном кружке). Также задания могут выполняться в следующих формах:

Обозначение на карточке

1.Индивидуальные письменные задания.jpg

2.Индивидуальные устные задания.jpg

3. Задания для команды.jpg

Форма выполнения

Индивидуально в письменной форме (все зелёные, все красные и некоторые синие карточки)

Индивидуально в устной форме (синие карточки)

Командно

(синие карточки)

Каждой форме выполнения задания соответствует определённое обозначение на карточке, для того, чтобы игрок знал, в какой форме выполнять задание. Если игроку выпадает синяя карточка с заданием для команды, то игрок возвращается к своей команде для совместного его выполнения.

Основная цель игры – передвигаться по игровому полю в соответствии с выпавшим количеством очков на игральной кости, правильно выполнять задания и первыми добраться до финиша. Помимо всего этого, не стоит забывать, что команде необходимо добыть трёхзначный код. А для этого необходимо «пройти» три петли, после прохождения которых, каждой команде будут выдаваться по частям карточка с заданием, состоящая из трёх отдельных элементов. После прохождения третьей петли необходимо собрать все части задания в единое целое и выполнить его. При этом игроки команды после прохождения третьей петли всё так же по очереди продолжают свой путь по волшебной карте Королевства степеней. При правильном выполнении собранного по частям задания команде, которая первая дошла до финиша, выдаётся трехзначный код».

Л1, Л2, Л3, Л6, П1, П2, К1, К2

  1. Игровой момент и закрепление пройденного материала (17+34 мин)

Каждый участник команды по очереди является «представителем» своей команды на игровом поле и выполняет задания, которые изображены на игровых карточках. Выполнив задание, он возвращается за стол своей команды и уступает своё место за игровым столом следующему товарищу по команде.

Учитель может привлечь кого-нибудь из класса или старших классов в качестве помощников для контролирования игрового момента. Необходимо засекать время, проверять правильность выполнения заданий и контролировать дисциплину. При необходимости можно начислять штрафные баллы или поощрительные баллы.

Л1, Л2, Л4, Л5, Л6, Л7, Р1, Р2, П1, П2, П3, К1, К2, К3, К4, К5, К6, Пр1, Пр2, Пр3, Пр4, Пр5, Пр6, Пр7, Пр8

  1. Подведение итогов (6 мин)

Сыграв в настольную игру, дойдя до конца и получив трёхзначный код, выигравшая команда помогает Сыну кузнеца открыть сейф.

Учитель возвращается к сюжету сказки и продолжает своё повествование:

«В сейфе Сын кузнеца находит кувшин с зельем – противоядием с запиской: «Вылей меня в тот старый колодец, с которого всё началось». И понял Сын кузнеца, о каком колодце идёт речь в записке, это тот самый старый колодец, рядом с которым Говорящая подкова впервые заговорила. Весь день и всю ночь указывала ему подкова путь к старому колодцу, и на утро следующего дня на горизонте показался тот самый колодец. Сын кузнеца вылил весь кувшин с зельем – противоядием в колодец, вода в нём забурлила и начал он ждать, что же будет дальше. К полудню, когда солнце достигло своего пика, земля нагрелась. Над всем Королевством поднялся туман и воздух, пропитанный парами зелья – противоядия, распространился во все самые отдалённые уголки Королевства степеней.

К полудню проклятье с Королевства и со всех его жителей спало, спали и чары с Короля, он очнулся и понял, что все эти годы хитрый Советник опаивал его зельем и манипулировал им. Также он узнал от своей дочери злобный план Советника и недолго думая, в наказание отправил Советника в темницу. Пришёл в замок к Королю Сын кузнеца, рассказал всю правду про проклятье и про Советника и попросил руку и сердце Принцессы. Король дал своё благословение и Сын кузнеца и Принцесса в тот же день сыграли свадьбу. И жили они долго и счастливо.

С тех самых пор жители Королевства перестали быть злыми и эгоистичными, а начали ценить в людях только степень их доброты, честности и открытости, а больше всего они стали ценить добрые поступки. И помните, ребята, сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

- Ребята, молодцы! Вы спасли целое королевство, используя свои знания по математике. А теперь скажите, что нового сегодня вы узнали? Какой смысл несёт сюжет сказки? Чему учит вас? Оцените прошедший урок и свою работу: большой палец руки вверх или вниз. Прокомментируйте ваш выбор и расскажите, чего вам удалось добиться, а чего на ваш взгляд, наоборот, не удалось?

- Спасибо большое за вашу активность, я очень рада, что вам всё понравилось. До свидания!

Л1, Л3, Л5, Р1, Р3, П4, К1, К2




Предварительный просмотр:

Урок-сказка «Королевство Степеней»

Цель: Закрепить знания учащихся по теме «Степень числа. Квадрат и куб числа».

Тип урока: урок закрепления пройденного материала.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: 

- фронтальная; 

- групповая;

- индивидуальная.

Оборудование урока: Секундомер, регистрационные карточки путешественников, настольная играя «Королевство степеней», инструкция к игре, игральная кость, фишки, красные карточки повышенного уровня, зеленые карточки стандартного уровня, голубые карточки нестандартных заданий, бланки ответов, три элемента задания (в петлях).

План урока:

1. Организационный момент (3мин);

2. Выдача домашнего задания (2 мин);

2. Актуализация знаний (4 мин);

3. Изложение сюжета сказки (10 мин);

4. Объяснение правил настольной игры (4 мин);

6. Игровой момент и закрепление пройденного материала (17+34 мин);

7. Подведение итогов (6 мин).

Ход урока:

  1. Организационный момент

Заранее учащиеся по жеребьёвке разбиваются на три команды. Каждой команде выдаётся регистрационная карточка, в которую им необходимо внести свои имена. Таким образом, у каждого члена команды будет свой порядковый номер, это необходимо для участия в настольной игре. Каждая команда рассаживается за свои столы, а в центре кабинета будет находиться стол, на котором будет находиться настольная игра.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Сегодня наш урок пройдёт в очень необычной сказочной форме. Я очень надеюсь, что вы сумеете себя проявить и достигните успеха! Я попрошу вас слушать очень внимательно, ведь в конце я буду задавать вам вопросы. Теперь перейдём к сказке, а начну я вот с чего.

Все мы с вами знакомы со сказками о тридевятом царстве тридесятом государстве, а слышали ли вы сказку о Королевстве степеней? Нет? 
Так давайте же отправимся на прогулку по нему… В некотором… и не царстве и не государстве, а королевстве, называемом Королевством степеней, случилась одна история. 

А для начала, прежде чем погрузиться в нашу сказочную историю, я предлагаю записать домашнее задание к следующему занятию и вспомнить материал, который мы изучали на прошлом уроке, ведь он нам очень пригодится сегодня.

  1. Выдача домашнего задания

- Откройте ваши дневники и запишите домашнее задание:

№668 (е, ж, з, и) и №669.

  1. Актуализация знаний

- А теперь вспомним материал, который мы изучали на прошлом занятии, для этого я предлагаю вам ответить на пару вопросов:

  • Что называется основанием, а что показателем степени? Приведите примеры.
  • Что называют квадратом числа?
  • Что называют кубом числа?
  • Чему равны выражения ?

- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо усвоили материал, который мы изучали на прошлом урока, и я могу продолжить свою историю.

  1. Изложение сюжета сказки

Правил в том самом королевстве Король Степень и была у него добрая и прекрасная дочь - Принцесса. Король очень сильно любил свою единственную наследницу. Принцесса была завидной невестой и на протяжении долгих лет ежедневно в замок за её рукой и сердцем приезжали женихи. Но принцесса очень сильно отличалась от всех жителей и не могла она принять ни одного из женихов, которые за ней приходили. Причиной всему было то, что все коренные жители Королевства степеней были очень злые и самовлюблённые, и для них была важна их степень и чем большее значение она принимала, тем самолюбивее и эгоистичнее они становились. И каждую неделю их степень самолюбия становилась всё больше.

Но не знала Принцесса, в чем была истинная причина эгоистичности женихов, ведь многие из них приезжали из других Королевств, жители которых отличались лучшими чертами характера, в отличие от жителей Королевства степеней. Так почему же абсолютно все женихи были один другого самовлюблённее? Истинная причина была в том, что у Короля был Советник – злой и лукавый человек, он мечтал заполучить трон Короля, женившись на Принцессе и став наследником. И когда к ней приходили женихи достойные, то он опаивал их остепеняющим зельем, повышающим все самые плохие черты людей, и поэтому все их скрытые негативные человеческие черты характера увеличивались и при встрече с Принцессой они уже могли только хвастаться своей степенью и говорили только о себе. Очень переживал Король за свою единственную наследницу и боялся, что останется без внуков.

На краю Королевства жил бедный Кузнец и был у него единственный сын, которого он воспитывал один. Сын кузнеца всегда помогал по хозяйству своему отцу и поддерживал его. Их семья хоть и была бедной, но отличались они своей добротой, отзывчивостью и трудолюбием. Однажды отправился Сын кузнеца на рынок за продуктами, и путь его проходил рядом с замком Принцессы. В это время она пыталась достать котёнка с дерева. Сын кузнеца заметил эту ситуацию и в силу своей доброты не смог пройти мимо и помог Принцессе снять котёнка с дерева. Принцесса впервые в жизни встретила столь доброго, отзывчивого и простого парня, который не хвастался своей степенью и богатством. А Сыну кузнеца и не чем было хвастаться перед ней, он был беден и не знатен, но он был очарован красотой и образованностью Принцессы и в тот же миг влюбился в неё.

Но они понимали, что не позволит Король им быть вместе, ведь Сын кузнеца был беден, не знатен и степень его была ниже степени Королевской семьи. Уже при первой встрече они осознавали, что им не суждено быть вместе и их первая встреча станет для них последней. Сын кузнеца был очень расстроен этим, он вернулся домой на кузницу и вновь занялся кузничным делом, которое было ему по статусу. Увидел Кузнец, что Сын его очень расстроен после похода на рынок и спросил в чём причина его грусти. И рассказал ему Сын про Принцессу и о том, что он не может быть достоин дочери самого Короля.

И открыл Кузнец своему сыну секрет, что не всегда жители Королевства были плохими людьми, а давным-давно, жили в этом Королевстве обычные жители – числа и называлось это королевство Королевством чисел. Но однажды Король ненароком обидел королевскую волшебницу, и та от обиды наложила на Королевство и его жителей проклятье. Никто не знает как именно, но она сделала так, что спустя пару дней все самые худшие черты жителей Королевства увеличились в столько же раз, какое значение они принимали изначально и каждый раз, спустя определённое количество времени, увеличивалось еще в столько же раз.

Кузнец сказал: «И на нашей семье единиц лежит проклятье, но на нас оно не влияет, потому что в нашем роду всегда были очень добрые и честные люди». Многие жители пытались избавиться от этого проклятия, но у них ничего не вышло, и они все смирились с участью. В Королевстве ходит легенда об одном Мудреце, который знает ответы на абсолютно все вопросы. Многие искали этого Мудреца, но никто не мог его найти. И напоследок Кузнец сказал: «Слушай, сынок, сходи к Королю и попроси руку и сердце Принцессы. Люди мы хоть и бедные, но хорошие, авось повезёт. А наудачу возьми с собой подкову, которую ты выковал сегодня утром».

И пошёл Сын кузнеца в качестве жениха к Королю в замок. Встретил его Советник, опоил его зельем остепенения, но на этот раз у него ничего не вышло. Потому что семья единиц, как говорилось ранее, отличалась своей добротой и честностью, и не подействовало на Сына кузнеца зелье Советника. Советник очень рассердился, из-за этого и решил настроить Короля против бедного и незнатного Сына кузнеца. А скажу по секрету… Как думаете, откуда у простого Советника зелье остепенения? И откуда он его мог взять? На самом деле он был сыном той самой волшебницы, наложившей проклятье на всё Королевство. А наложила она его при помощи уже известного вам зелья остепенения, кувшин которого она вылила в старый колодец, а потом зелье распространилось по подземным водам во все колодцы Королевства и пропитанная отравленными водами земля, стала нагреваться под солнцем и  выпускать дурманящие пар в воздух. И чем чаще жители пили воду, и дышали отравленными воздухом, тем злее и завистливее они становились. Но никто не знал об этом. После этого случая Король изгнал волшебницу из Королевства. И после смерти она оставила в наследство своему сыну  то самое зелье и наказала отомстить Королевскому семейству и свергнуть Короля с трона.

Вышел Король с Принцессой посмотреть на очередного жениха. Принцесса увидела Сына кузнеца, сразу же узнала его и очень обрадовалась ему. Но как только Король увидел Сына кузнеца, Советник на ухо шепнул о том, что жених, который не имеет никакой степени и богатства, не достоин, просить руки дочери Короля. Услышав эти слова, Король согласился с Советником, очень рассердился и выгнал Сына кузнеца из замка. Принцесса очень расстроилась и долго плакала. Принцесса давно догадалась, что Советник злой и лукавый человек и что он что – то затевает, а однажды она случайно подслушала, как он сквозь сон вслух обсуждал свой план мести. Но Принцесса никак не могла повлиять на решение Короля и не могла открыть ему глаза на всю правду, так как тот прислушивался только к своему лукавому Советнику.

И пошёл Сын кузнеца домой к отцу на кузницу. По дороге домой он увидел огромный старый колодец, он вспомнил про подкову и сильно рассердился из-за своей неудачи. Он крикнул: «Не принесла ты мне никакого счастья!» и хотел кинуть в старый колодец подкову, но тут он не поверил своим ушам, ведь подкова заговорила: «Не выбрасывай меня, я тебе еще пригожусь!» И спросил Сын кузнеца у Говорящей подковы: «А чем ты можешь мне помочь? Я хочу жениться на Принцессе, но Король против и выгнал меня из замка. Всё из-за того, что для всех жителей нашего Королевства очень важна степень и богатство, которых у меня нет. И всё это из-за проклятия!» И тут подкова ему отвечает: «Я могу помочь тебе и могу привести тебя к Мудрецу, который знает ответ на любой вопрос и может помочь тебе».

И повела Говорящая подкова Сына кузнеца к Мудрецу, три дня и три ночи была она ему навигатором. Наутро четвертого дня на опушке завиднелась избушка, а рядом с ней седой старец. Сын кузнеца подошёл к старцу и рассказал свою историю. Мудрец рассказал ему всю правду про зелье – остепенения и родство Советника с волшебницей, наложившей проклятье, и про их план. И напоследок Мудрец сказал: «Для того чтобы снять проклятье с Королевства, тебе нужно найти сундук знаний, и выполнить задания находящиеся в нём и ты найдёшь решение своей проблемы». Говорящая подкова помогла Сыну кузнеца найти сундук знаний. Открыл он сундук, а в нём свитки по математике, инструкция, волшебная карта Королевства степеней с обозначение путей, игральная кость, карточки с заданиями и фишки. Также нашел он в сундуке сейф с трёхзначным кодом.

Но Сын кузнеца не был обучен грамоте. Но мы - то с вами люди грамотные, так давайте же посмотрим, какое послание находится в инструкции, и поможем ему выиграть в игре.

  1. Объяснение правил настольной игры

Инструкция: «Уважаемый путник! То, что ты ищешь, находится в сейфе. Но он запечатан и для того, чтобы открыть его, тебе необходимо сыграть в математическую игру,  попутешествовать по волшебной карте Королевства степеней и пройти весь путь первым. Удачи!»

Правила игры: «Волшебная карта представляет собой изображение Королевства степеней и нанесённые на его пути игровые поля (кружочки). Вся дистанция состоит из «сложных», «лёгких» путей и трёх «петель». Каждому игровому полю соответствует одна карточка с заданием. Уровень сложности и характер задания зависит от цвета игрового поля. «Лёгким» путям соответствуют карточки зелёного цвета со стандартными заданиями, «сложным» - карточки красного цвета с повышенным уровнем сложности и заданиям на «петлях» - карточки синего цвета с нестандартными и творческими заданиями. Все игровые поля разного цвета имеют индивидуальную нумерацию, таким же образом пронумерованы карточки.

Каждой команде выдаётся регистрационная карточка путешественников, в которой участники отмечают свои имена, для того, чтобы определить порядковый номер каждого участника. И так по очереди участники от каждой команды индивидуально участвуют в игре, бросают игральную кость, продвигаются на выпавшее количество ходов и выполняют задание. То есть в течение всей игры от каждой команды за столом находятся по одному человеку, после броска кости, продвижения по карте и выполнения задания игрок возвращается к своей команде и его сменяет следующий по порядку участник его команды.

Как уже говорилось ранее, каждому игровому полю соответствует определённая карточка с заданием, на которой отмечено время, отведённое на выполнение задания, количество бонусных шагов продвижения вперёд при правильном ответе (в зелёном кружке на карточке), количество штрафных очков, равных количеству шагов для продвижения назад (в красном кружке). Также задания могут выполняться в следующих формах:

Обозначение на карточке

1.Индивидуальные письменные задания.jpg

2.Индивидуальные устные задания.jpg

3. Задания для команды.jpg

Форма выполнения

Индивидуально в письменной форме (все зелёные, все красные и некоторые синие карточки)

Индивидуально в устной форме (синие карточки)

Командно

(синие карточки)

Каждой форме выполнения задания соответствует определённое обозначение на карточке, для того, чтобы игрок знал, в какой форме выполнять задание. Если игроку выпадает синяя карточка с заданием для команды, то игрок возвращается к своей команде для совместного его выполнения.

Основная цель игры – передвигаться по игровому полю в соответствии с выпавшим количеством очков на игральной кости, правильно выполнять задания и первыми добраться до финиша. Помимо всего этого, не стоит забывать, что команде необходимо добыть трёхзначный код. А для этого необходимо «пройти» три петли, после прохождения которых, каждой команде будут выдаваться по частям карточка с заданием, состоящая из трёх отдельных элементов. После прохождения третьей петли необходимо собрать все части задания в единое целое и выполнить его. При этом игроки команды после прохождения третьей петли всё так же по очереди продолжают свой путь по волшебной карте Королевства степеней. При правильном выполнении собранного по частям задания команде, которая первая дошла до финиша, выдаётся трехзначный код».

  1. Игровой момент и закрепление пройденного материала

Каждый участник команды по очереди является «представителем» своей команды на игровом поле и выполняет задания, которые изображены на игровых карточках. Выполнив задание, он возвращается за стол своей команды и уступает своё место за игровым столом следующему товарищу по команде.

В данной разработке урок рассчитан на два часа (два урока), при необходимости учитель может предложить к игре две игральные кости и тогда на прохождение этапа настольной игры уйдёт меньшее количество времени, и можно провести данный урок – сказку за один урок. Но если всё-таки учитель поставил цель - лучше закрепить материал, то с одной игральной костью учащиеся решат больше карточек, но тогда необходимо сделать перерыв и провести физкультминутку для того, чтобы учащиеся немного отдохнули. 

  1. Подведение итогов

Сыграв в настольную игру, дойдя до конца и получив трёхзначный код, выигравшая команда помогает Сыну кузнеца открыть сейф. В сейфе Сын кузнеца находит кувшин с зельем – противоядием с запиской: «Вылей меня в тот старый колодец, с которого всё началось». И понял Сын кузнеца, о каком колодце идёт речь в записке, это тот самый старый колодец, рядом с которым Говорящая подкова впервые заговорила. Весь день и всю ночь указывала ему подкова путь к старому колодцу, и на утро следующего дня на горизонте показался тот самый колодец. Сын кузнеца вылил весь кувшин с зельем – противоядием в колодец, вода в нём забурлила и начал он ждать, что же будет дальше. К полудню, когда солнце достигло своего пика, земля нагрелась. Над всем Королевством поднялся туман и воздух, пропитанный парами зелья – противоядия, распространился во все самые отдалённые уголки Королевства степеней.

К полудню проклятье с Королевства и со всех его жителей спало, спали и чары с Короля, он очнулся и понял, что все эти годы хитрый Советник опаивал его зельем и манипулировал им. Также он узнал от своей дочери злобный план Советника и недолго думая, в наказание отправил Советника в темницу. Пришёл в замок к Королю Сын кузнеца, рассказал всю правду про проклятье и про Советника и попросил руку и сердце Принцессы. Король дал своё благословение и Сын кузнеца и Принцесса в тот же день сыграли свадьбу. И жили они долго и счастливо.

С тех самых пор жители Королевства перестали быть злыми и эгоистичными, а начали ценить в людях только степень их доброты, честности и открытости, а больше всего они стали ценить добрые поступки. И помните, ребята, сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

- Ребята, молодцы! Вы спасли целое королевство, используя свои знания по математике. А теперь скажите, что нового сегодня вы узнали? Какой смысл несёт сюжет сказки? Чему учит вас? Оцените прошедший урок и свою работу: большой палец руки вверх или вниз. Прокомментируйте ваш выбор и расскажите, чего вам удалось добиться, а чего на ваш взгляд, наоборот, не удалось?

- Спасибо большое за вашу активность, я очень рада, что вам всё понравилось. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-сказка "Пароходный дилижанец" 5 класс

УРОК МАТЕМАТИКИ "ДЕЙСТВИЯ С ДЕСЯТИЧНЫМИ ДРОБЯМИ" ПРОХОДИТ В ФОРМЕ УРОКОКА-СКАЗКИ И ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИСТОРИЮ, КОТОРУЮ СОЧИНИЛИ УЧЕНИКИ В ЧЕСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ...

Урок- сказка в 5-ом классе: «Натуральные числа»

Обощающий урок  в 5 классе по теме "Натуральные числа " на  сравнения  натуральных  чисел, выполнение  арифметических  действий  с  натуральными  числами;·...

Урок - сказка. "Мир математики" 5 класс

Цели:    1.  Знания по геометрическому и алгебраическому материалу...

Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.

Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».  Нравственные уроки  сказки. Я назвала бы свой урок уроком обобщения.Задача - заставить работать...

урок -сказка Обыкновенные дроби 5 класс

Урок -сказка по теме Обыкновенные дроби. Урок обобщения и закрепления...

Урок-сказка для 2-го класса

Урок по сказке "Белоснежка"...