Создание проблемной ситуации на уроках математики как способ формирования познавательной активности
статья по математике (6 класс)

Базарова Ханда Эрдэмовна

Сегодня под проблемным обучением понимается: тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся, с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учётом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование научного мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая творческие) способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание проблемной ситуации на уроках математики как способ формирования познавательной активности

Сегодня под проблемным обучением понимается: тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся, с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учётом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование научного мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая творческие) способностей.

Цель использования этой технологии заключается в творческом, большей частью интеллектуально- познавательном усвоении учеником заданного предметного материала. Сущность технологии проблемного обучения заключается в том, что она переставила образовательные акценты с выслушивания учениками предметного материала на их учебную деятельность и развитие мышления. При проблемном обучении результатом усвоения считается не воспроизведения образцов, заданных учителем, а их самостоятельное добывание. Ученики становятся активными участниками процесса поиска решения, начинают понимать источники его возникновения, а не просто заучивают этапы получения результата.

При использовании этой технологии учитель в учебном процессе осмысленно идёт на творческое сотрудничество со школьниками при выполнении учебных задач, что предполагает совместное обсуждение различных подходов к решению, борьбу мнений, столкновение точек зрения. Учитель и учащиеся становятся равноправными участниками совместной учебной деятельности.

Основным, хотя и не единственным путём реализации креативного принципа является проблемное обучение, обеспечивающее творческое усвоение знаний.

Теоретические основы технологии проблемного обучения.

Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Процесс творческой деятельности включает в себя четыре основных этапа: постановку проблемы; поиск решения; выражение решений; реализацию продукта.

Проблемные ситуации классифицируются:

1. По содержанию неизвестного Х: Х – цель; Х – объект деятельности; Х – способ деятельности; Х – условие выполнения деятельности.

2. По уровню проблемности: возникающей независимо от приёмов; вызываемые и разрешаемые учителем; вызываемые учителем, разрешаемые учеником; самостоятельное формирование проблемы и решения.

3. По виду рассогласования информации: неожиданности; конфликта; предположения; опровержения; несоответствия; неопределённости.

4. По методическим особенностям: непреднамеренные; целевые; проблемное изложение;

эвристическая беседа; проблемные демонстрации; исследовательские лабораторные работы;

мыслительный проблемный эксперимент; проблемное решение задач; проблемные задания;

игровые проблемные ситуации.

Учебная творческая деятельность – аналог научного творчества, поскольку конечным результатом является новое знание. В идеале она также включает четыре основных звена. В то же время учебная творческая деятельность имеет свои особенности:

1. Новое знание открывается субъективно (т.е. новым оно является только для учащихся).

2. Учебная проблема может существовать в разных формах: как вопрос, не совпадающий с формулировкой темы урока; как формулировка темы в вопросительном варианте.

3. Постановка учебной проблемы и поиск решения могут осуществляться двумя принципиально важными путями: классическим; сокращенным.

Все вышеперечисленные приёмы создания проблемной ситуации находят своё отражение на уроках математики.

В зависимости от эмоциональной реакции учеников проблемные ситуации делятся на две группы – “с удивлением” и “с затруднением”.

В основе проблемных ситуаций “с удивлением” лежат два типа противоречий:

между двумя положениями (факты, теории); между житейским, т.е. ошибочным представлением у учащихся и научным фактом.

Для создания первого из них, необходимо одновременно предъявить школьникам противоречивые факты, теории. Для создания второго сначала нужно “обнажить” житейское представление вопросом или практическим заданием “на ошибку”, затем предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью.

В основе проблемных ситуаций с “затруднением” лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя. Для создания проблемной ситуации в этом случае необходимо:

1) дать практическое задание:

– невыполнимое вообще;

– несходное с предыдущим;

2) дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим, показать неприменимость старых знаний;

3) задать проблемный вопрос (ответ на который с ходу невозможен).

Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

Приёмы создания проблемной ситуации

“С удивлением”

– между 2 положениями

–между житейским (ошибочным) представлением учащихся и научным фактом

1.Предъявить противоречивые факты, теории.

2.Первый шаг – обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием “на ошибку”.

Второй шаг – предъявить научный факт.

“С затруднением”

– между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя

3. Дать практическое задание:

а) невыполнимое вообще;

б) несходное с предыдущим

К “сокращённым” приёмам создания проблемной ситуации относятся:

– побуждающий диалог от проблемной ситуации;

– подводящий к проблеме диалог;

– приём “яркое пятно”.

Проблемное обучение невозможно без учебного диалога. Ученики должны быть поставлены в ситуацию интеллектуального затруднения, из которого сами должны найти выход.

Побуждающий от проблемы диалог имеет вполне определённую “сужающуюся” структуру. Сначала даётся общее побуждение: “Какие есть гипотезы, догадки, предположения?” Если общее побуждение не помогло и дети стойко молчат, вводится подсказка (намёк, дополнительная информация), позволяющая выдвинуть решающую гипотезу.

Ученики в побуждающем диалоге выдвинули гипотезу. Реагировать на гипотезу следует эмоционально-неокрашенно, нейтрально, безоценочно, словом “Так” и поддерживающим кивком головы. Подобная ситуация не обозначает согласия с говорящим, она лишь показывает, что мысль ученика услышана и принята к сведению. Если запланировано одновременное выдвижение гипотез, после слова “Так”, снова даётся общее побуждение (“А какие ещё есть мнения? Кто думает иначе?”) Это повторяется до тех пор, пока не будет собран полный букет “цветущих” гипотез, которые, кстати, лучше фиксировать на доске. Следующий шаг – проверка, смысл которой состоит в обосновании принятия или отвержения гипотезы, в порождении довода “за” или “против”, в проведении аргумента на решающую гипотезу (“Это так, потому, что…”).

Итак, побуждающий к проверке гипотезы диалог разворачивается по сужающейся схеме: от общего побуждения через подсказку к сообщению.

В простых случаях, когда проверка гипотезы может быть проведена устно, диалог побуждает учеников к аргументации. При этом общее побуждение осуществляется репликами: “Согласны с предположением? Почему?” Если эффекта нет и класс молчит, вводится подсказка, наталкивающая на довод “за” или “против” гипотезы.

В сложных случаях, когда проверка гипотезы требует выполнения практической работы, диалог стимулирует школьников к выработке конкретного плана действий. Общее побуждение подаётся в виде фразы: “Как нам проверить гипотезу? Что нужно сделать?” Подсказка намекает на план действий.

Тема: Переместительное свойство умножения.

– Ребята, чему равна площадь прямоугольника?

(Площадь прямоугольника равна произведению длин его сторон.)

– Найдите площадь прямоугольника со сторонами А и Б.

– Какими способами делали?

(Можно А умножить на Б, а можно Б умножить на А.)

– Зависит ли площадь прямоугольника от способа вычислений?

(Нет)

– Зависит ли значение произведения от порядка действий?

(Нет, не зависит)

– Какое же свойство умножения мы открыли?

(Переместительное свойство: от перестановки множителей сумма не меняется).

Психология трудами многих выдающихся учёных (А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.А. Матюшкина и др.) неоспоримо доказала, что ученик на уроке должен ставить и решать проблемы, причем непременно в диалоге с учителем. Благодаря диалогу с урока уходит пассивность, учащиеся с удовольствием думают и выражают свои мысли.

Побуждающий

Подводящий

Структура

Вопросы или побудительные предложения, провоцирующие, подталкивающие мысль ученика.

Система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих к открытию мысли.

Признаки

Скачок к неизвестному, догадка.

Переживание учеником броска, риска.

Возможны неожиданные ответы учеников.

Может быть прекращен с появлением нужной мысли ученика.

Пошаговый ход, жесткое ведение мысли ученика, последний вопрос на обобщение.

Переживание учеником открытия в итоге.

Почти невозможны неожиданные ответы учеников.

Не может быть прекращен, идет до конца.

Следующий приём – “Яркое пятно”.

В учебном процессе нередкими являются случаи обобщения учителем проблемы в готовом виде (как темы урока). Однако у учеников может отсутствовать мотивация к поиску решения. Для её формирования применяют приемы, условно называемые “Яркое пятно” или “Актуальность”.

В качестве “яркого пятна” могут быть использованы сказки, легенды, случаи из истории, науки и повседневной жизни, словом любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание, но при этом связанный с темой урока.

Результаты учебной деятельности можно отслеживать через мониторинг качества обученности по основным предметам. Эффективность выбранной технологии могут доказывать стабильные результаты совместного с ребятами труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Создание проблемных ситуаций на уроках математики

Опыт работы в школе доказывает, что метод проблемного обучения – это один из важных направлений учебного процесса, потому что он способствует творческому мышлению учащихся, создавая благоприятны...

Презентация по теме :"Создание проблемных ситуаций на уроках математики"

Данная презентация показывает способы создания проблемных ситуаций на уроках математики....

Презентация "Создание проблемных ситуаций на уроках математики"

В данной работе рассматриваются различные способы создания проблемных ситуаций на уроках математики...

Проблемное обучение на уроках английского языка - способ формирования творческой активности и познавательных интересов личности.

Требования новых ФГОС к современному уроку.Категории проблемного обучения.Педагогические требования к созданию проблемных ситуаций....

Создание проблемной ситуации на уроке математики как один из способов развития творческого мышления школьников

Создание проблемных ситуаций на уроке математики – оправдавший себя на практике прием, посредством которого учитель держит в постоянном напряжении детскую любознательность....

Создание проблемной ситуации на уроках математики как способ формирования познавательной активности школьников

Создание проблемной ситуации на уроках математики как способ формирования познавательной активности школьников...