Рабочая программ элективного курса "Наглядная геометрия" для учащихся 8 классов
рабочая программа по математике (8 класс)

Данная рабочая программа была разработана на основе учебного пособия И.Ф. Шарыгина, Л.Н. Ерганжиевой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 45»

города Чебоксары Чувашской Республики

   Рассмотрена на заседании ШМО   Согласована                             Утверждена

   протокол №                                      Заместитель директора        Директор МБОУ «СОШ №45»

   «___» ________2020 г.                __________ Лазарева Г.Н.       _________________   А.П. Лукшин

   Руководитель ШМО _________                                                     приказ №         от «___» _________ 2020 г.

   

                                                                                               

Рабочая программа по учебному предмету

наглядная геометрия

8 класс  

в соответствии с ФГОС ООО

на 2020-2021 учебный год

                 

                                                                         Учитель, категория:

                                                                        Учитель, категория

                                                                                    Лазарева Г.Н. 1 категория

                                                                                            Александрова Е.В. 1 категория

                                                                                          Токарева О.В.   нет категории                                                                      

Чебоксары 2020

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету наглядная геометрия

Предметная область математика

Срок реализации: 1 год

Разработана на основе:

  • федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ от 17.12.2010 г.  № 1897), с учетом изменений (приказ № 1577 от 31.12.2015 г.)
  • примерной основной образовательной  программы  основного  общего  образования  (протокол от 8 апреля 2015 г № 1/15)
  • основной образовательной программы основного общего образования

МБОУ «СОШ № 45» г. Чебоксары

  •  федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2020-2021 учебный год
  • учебного плана МБОУ «СОШ № 45» г. Чебоксары на 2020-2021 уч. год
  • годового календарного учебного графика МБОУ «СОШ № 45» г. Чебоксары на 2020- 2021 уч. год
  • Положения о Рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога МБОУ «СОШ № 45» г. Чебоксары

Учебник (автор, название, издательство, год издания)

Класс

Автор учебника

Название учебника

Издательство

Год издания

8 класс

В.В. Прасолов

Решение задач повышенной сложности по геометрии

Просвещение

2019

Класс

Количество часов

в неделю

в год

Резервных часов

8 класс

1

35

Класс

Форма промежуточной аттестации

Кол-во контрольных работ

Кол-во лабораторных, практических работ

Кол-во экскурсий

8 класс

ГОУ

4

15

Рабочая учебная программа содержит:

  • планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
  • содержание учебного предмета, курса
  • тематическое  планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Планируемые результаты  освоения учебного предмета, курса

В структуре планируемых результатов выделяются следующие группы:

1) личностные;

2) метапредметные;

3) предметные результаты

Личностными результатами изучения специального курса «Наглядная геометрия» являются формирование следующих умений и качеств:

  • независимость и креативность мышления;
  • воля и настойчивость в достижении цели;
  • представление о математической науке как сфере человеческой деятельности;
  • инициатива, находчивость, активность при решении математической задачи;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.

Метапредметным результатом изучения специального курса «Наглядная геометрия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  •  самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
  •  выдвигать версии решения проблемы, осознавать  (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  •  составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  •  работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
  •  в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  •  анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  •  осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  •  строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  •  создавать математические модели;
  •  составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
  •  вычитывать все уровни текстовой информации;
  •  определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
  •  понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;
  •  использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
  • в дискуссии  выдвигать аргументы и контраргументы;
  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

Предметным результатом изучения специального курса «Наглядная геометрия» является сформированность следующих умений:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
  • владения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов;
  • владения знаниями этапов решения задач на построение;
  • владения умениями и навыками строить образы фигур с помощью различных преобразований, а также строить правильные выпуклые и невыпуклые многоугольники, используя различные способы;
  • владения умениями и навыками решать геометрические задачи по теме «Окружность», в том числе на углы, ассоциированные с окружностью, вписанные и описанные окружности;
  • владения умениями и навыками выполнять построения циркулем и линейкой при построении четырёхугольников;
  • выработать навыки исследовательской деятельности;
  • установить математическую связь природных явлений, шедевров искусства с формулами геометрии;
  • владения практическими умениями и навыками при работе с инструментами;
  • создавать красоту математических линий.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования

        Достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых для продолжения образования, является предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

При итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.

Контроль осуществляется через использование следующих видов оценки УУД: текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы оценки и контроля УУД: контрольная работа, домашняя практическая работа, творческие работы, устный опрос.

Для контроля и оценки качества обучения используются следующие источники:

  1.  Зив Б.Г. Геометрия: Дидактические материалы для 8 класса/ Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. – М.: Просвещение, 2014.
  2.  Рабочая тетрадь. Геометрия: рабочая тетрадь для 8 класса общеобразовательных учреждений. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов- М. Просвещение 2013г.

Успешность выполнения работы определяется в соответствии с нижеприведенными шкалами:

1

2

для всех тематических тестов:

удовлетворительно – 3 балла;

хорошо – 4-5 баллов;

отлично – 6 баллов.

для тематических тестов с заданиями типа С:

удовлетворительно – 4 балла;

хорошо – 5-6 баллов;

отлично – 7-8 баллов.

для итоговых тестов:

удовлетворительно – 8-11 баллов;

хорошо – 12-14 баллов;

отлично – 15-18 баллов.

80-100% от максимальной суммы баллов – оценка «5»;

60-80% - оценка «4»;

40-60% - оценка «3»;

0-40% - оценка «2».

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» междисциплинарной программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования через комплексные метапредметные работы, проекты и исследовательскую деятельность.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «СОШ № 45» муниципального образования г. Чебоксары, в форме ГОУ.

Содержание учебного предмета, курса

В основной школе возможно использовать в том числе следующие типы задач:

1. Задачи, формирующие коммуникативные УУД:

  • на учет позиции партнера;
  • на организацию и осуществление сотрудничества;
  • на передачу информации и отображение предметного содержания;
  • тренинги коммуникативных навыков;
  • ролевые игры.

2. Задачи, формирующие познавательные УУД:

  • проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;
  • задачи на сериацию, сравнение, оценивание;
  • проведение эмпирического исследования;
  • проведение теоретического исследования;
  • смысловое чтение.

3. Задачи, формирующие регулятивные УУД:

  • на планирование;
  • на ориентировку в ситуации;
  • на прогнозирование;
  • на целеполагание;
  • на принятие решения;
  • на самоконтроль.

Учебно-исследовательская деятельность может быть направлена по двум направлениям:

  • урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки; семинары; практические и лабораторные занятия, др.;
  • внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: научно-исследовательская и реферативная работа, интеллектуальные марафоны, конференции и др.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся может проводиться в том числе по таким направлениям, как:

  • исследовательское;
  • прикладное;
  • информационное;
  • игровое;
  • творческое.

Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности можно выделить следующие:

  • макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;
  • постеры, презентации;
  • альбомы, буклеты, брошюры, книги;
  • реконструкции событий;
  • эссе, рассказы, стихи, рисунки;
  • результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;
  • документальные фильмы, мультфильмы;
  • выставки, игры, тематические вечера, концерты;
  • сценарии мероприятий;
  • веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители) и др.

Основные формы организации учебной деятельности по формированию ИКТ-компетенции обучающихся могут включить:

  • уроки по информатике и другим предметам;
  • факультативы;
  • кружки;
  • интегративные межпредметные проекты;
  • внеурочные и внешкольные активности.

Среди видов учебной деятельности, обеспечивающих формирование ИКТ-компетенции обучающихся, можно выделить в том числе такие, как:

  • выполняемые на уроках, дома и в рамках внеурочной деятельности задания, предполагающие использование электронных образовательных ресурсов;
  • создание и редактирование текстов;
  • создание и редактирование электронных таблиц;
  • использование средств для построения диаграмм, графиков, блок-схем, других графических объектов;
  • создание и редактирование презентаций;
  • создание и редактирование графики и фото;
  • создание и редактирование видео;
  • создание музыкальных и звуковых объектов;
  • поиск и анализ информации в Интернете;
  • моделирование, проектирование и управление;
  • математическая обработка и визуализация данных;
  • создание веб-страниц и сайтов;
  • сетевая коммуникация между учениками и (или) учителем.

В процессе реализации мониторинга успешности освоения и применения УУД могут быть учтены следующие этапы освоения УУД:

  • универсальное учебное действие не сформировано (школьник может выполнить лишь отдельные операции, может только копировать действия учителя, не планирует и не контролирует своих действий, подменяет учебную задачу задачей буквального заучивания и воспроизведения);
  • учебное действие может быть выполнено в сотрудничестве с педагогом, тьютором (требуются разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи, ученик может выполнять действия по уже усвоенному алгоритму);
  • неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач (при изменении условий задачи не может самостоятельно внести коррективы в действия);
  • адекватный перенос учебных действий (самостоятельное обнаружение учеником несоответствия между условиями задачами и имеющимися способами ее решения и правильное изменение способа в сотрудничестве с учителем);
  • самостоятельное построение учебных целей (самостоятельное построение новых учебных действий на основе развернутого, тщательного анализа условий задачи и ранее усвоенных способов действия);
  • обобщение учебных действий на основе выявления общих принципов.

Система оценки УУД может быть:

  • уровневой (определяются уровни владения УУД);
  • позиционной – не только учителя производят оценивание, оценка формируется на основе рефлексивных отчетов разных участников образовательного процесса: родителей, представителей общественности, принимающей участие в отдельном проекте или виде социальной практики, сверстников, самого обучающегося – в результате появляется некоторая карта самооценивания и позиционного внешнего оценивания.

При оценивании развития УУД применяются технологии формирующего (развивающего оценивания), в том числе бинарное, критериальное, экспертное оценивание, текст самооценки.

Содержание курса «Наглядная геометрия»

  • Прямая и отрезок, луч и угол
  • Сравнение и измерение отрезков и углов
  • Перпендикулярные прямые, смежные и вертикальные углы
  • Равнобедренный треугольник
  • Признаки равенства треугольников
  • Прямоугольные треугольники
  • Сумма углов треугольника
  • Медианы, биссектрисы и высоты треугольника
  • Окружность и круг
  • Задачи на построение
  • Параллельные прямые
  • Параллелограмм и трапеция
  • Теорема Фалеса. Средняя линия треугольника.
  • Вписанный угол
  • Соотношения между сторонами и углами треугольника
  • Теорема Пифагора
  • Подобные треугольники
  • Площадь
  • Касательные и секущие
  • Вписанная и описанная окружности

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы в 8 классе (1 час в неделю)

п/п

Наименование раздела, темы

Количество

часов

В том числе на:

лабораторно-практические

работы (уроки развития речи и др.)

контрольные работы

Прямая и отрезок, луч и угол

1

1

Сравнение и измерение отрезков и углов

1

1

Перпендикулярные прямые, смежные и вертикальные углы

1

1

Равнобедренный треугольник

1

Признаки равенства треугольников

1

Прямоугольные треугольники

1

Сумма углов треугольника

1

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

2

1

Контрольная работа

1

1

Окружность и круг

1

1

Задачи на построение

1

1

Параллельные прямые

1

1

Параллелограмм и трапеция

2

1

Теорема Фалеса. Средняя линия треугольника

2

1

Контрольная работа

1

1

Вписанный угол

2

1

Соотношение между сторонами и углами треугольника

2

1

Теорема Пифагора

2

Подобные треугольники

2

1

Контрольная работа

1

1

Площадь

3

1

Касательные и секущие

2

1

Вписанная и описанная окружности

2

1

Промежуточная аттестация

1

1

Итого

35

15

4

Календарно-тематическое планирование

специального курса «Наглядная геометрия»

п/п

Тема урока

Дата

По плану

По факту

Прямая и отрезок, луч и угол

Сравнение и измерение отрезков и углов

Перпендикулярные прямые, смежные и вертикальные углы

Равнобедренный треугольник

Признаки равенства треугольников

Прямоугольные треугольники

Сумма углов треугольника

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

Контрольная работа

Окружность и круг

Задачи на построение

Параллельные прямые

Параллелограмм и трапеция

Параллелограмм и трапеция

Теорема Фалеса. Средняя линия треугольника

Теорема Фалеса. Средняя линия треугольника

Контрольная работа

Вписанный угол

Вписанный угол

Соотношение между сторонами и углами треугольника

Соотношение между сторонами и углами треугольника

Теорема Пифагора

Теорема Пифагора

Подобные треугольники

Подобные треугольники

Контрольная работа

Площадь

Площадь

Площадь

Касательные и секущие

Касательные и секущие

Вписанная и описанная окружности

Вписанная и описанная окружности

Промежуточная аттестация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса для учащихся 10-х классов «Органическая химия. Дополнительные главы»

Органическая химия, предмет образовательной области «естествознание», в 10 классе является новым курсом. Те начальные знания по этому предмету, которые были получены учащимися в 9 классе, являются нед...

Рабочая программа элективного курса для учащихся 10-11 классов "Компьютерное делопроизводство"

Элективный курс «Компьютерное делопроизводство» необходим тем, кто хочет работать секретарем или секретарем-референтом, но плохо представляет себе эту область деятельности; он будет полезен буду...

Рабочая программа элективного курса для учащихся 10-11 классов "Филологический анализ текста"

Данный курс предназначен для учащихся 10- 11 классов. Он является общим ориентационным курсом, не спроецированным специально на филологический профиль, а интересен всем, так как поддерживает и развива...

Рабочая программа элективного курса для учащихся 9 класса "Я и мой выбор"

Программа разработана для учителей , которые ведут предпрофильную подготовку с учащимися 9 класса. Основное внимание уделено изучению психологии. Работая по этой программе, вы сможете помочь ребенку п...

рабочая программа элективного курса для учащихся 9 класса "Биологическая роль металлов"

рабочая программа элективного курса для учащихся 9 класса "Биологическая роль металлов"...

Рабочая программа элективного курса для учащихся 9 класса «Подготовка к ОГЭ по химии»

Программа «Подготовка к ОГЭ по химии» составлена на базе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 №...

Рабочая программа элективного курса для учащихся 11 класса «Подготовка к ЕГЭ по химии»

Программа «Подготовка к ЕГЭ по химии» составлена в соответствии с законом РФ «Об образовании», разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего о...