СИСТЕМА ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО И КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ в РФ
статья по математике

Усынина Анна Васильевна

Оценка образовательных достижений учащихся в условиях реализации ФГОС ООО из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Усынина Анна Васильевна,

учитель математики МОАУ «Классическая гимназия №2» г. Тынды

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ

РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО И КОНЦЕПЦИИ

РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ в РФ

Важнейшей задачей системы образования в условиях ФГОС ООО является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться».

С 1 сентября 2012 года я начала вести уроки математики в 5 классе по федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования в «пилотном» режиме, в 2019 году мои ученики закончили школу. В 5-6 классах занимались по учебникам с приложением на электронном носителе, авторы Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и другие. Вместе с учебником использовали тетрадь – тренажёр, тетрадь – экзаменатор, задачник (это составные части линии УМК «Сферы»).

В 7-9 классах работали по учебникам:

  1. Алгебра.: учебник для общеобразовательных организаций /  Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова, Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева, Л.О.Рослова -  М. : Просвещение, 2014.

 К данному учебнику имеем рабочую тетрадь, дидактические материалы, контрольные работы.

  1. Геометрия.: учебник для общеобразовательных организаций / А.Д.Александров, А.Л.Вернер, В.И.Рыжик, Т.Г.Ходот - М.: Просвещение, 2014. К учебнику имеем дидактические материалы.

В 10-11 классах работали по учебникам:

  1. Алгебра и начала математического анализа: учебник для общеобразовательных организаций (базовый и углублённый уровни) / А.Г. Мордкович, П.В. Семёнов – М. : Мнемозина, 2015.

К учебнику имеем дидактические материалы в печатном и электронном виде.

  1. Геометрия: учебник для общеобразовательных организаций / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. - М.: Просвещение, 2015.

К учебнику имеем дидактические материалы в печатном и электронном виде.

        Осознав, что основная формула результата образования теперь «знаю, как», а характер контроля – комплексная оценка учебных достижений (оценка предметных, метапредметных, личностных результатов), передо мною встал вопрос «Как на практике оценивать достижения учащихся?».

Учитывая, что система оценивания образовательных достижений учащихся по математике должна двигать развитие ребёнка вперёд, укреплять у него веру в свои силы, способствовать развитию личности ребёнка, выделяю условия эффективности системы оценивания: систематичность, личностно-ориентированность, позитивность.

Принципы оценивания:

  1. Оценивать можно только то, чему учат.
  2. Оцениваются с помощью отметки только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
  3. Оценивание является постоянным процессом.
  4. Оценивание должно быть критериальным.
  5. Критерии оценивания должны быть известны учащимся.
  6. Учащиеся включаются в оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке, к оценке работ одноклассников.

Я поставила перед собой задачи: развивать у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения, применять знания в нестандартной ситуации, формулировать проблему и решать её.  При этом любой ученик имеет право на ошибку, на ликвидацию имеющихся пробелов и при желании на пересдачу итоговой работы с целью подтверждения более высокого уровня учебных достижений. Для ученика путь к успеху выглядит так: знание – понимание – применение знаний в знакомой ситуации – применение знаний в изменённой ситуации – применение знаний в новой ситуации.

В ходе изучения конкретной темы, заполняю диагностическую карту (она лежит на столе учителя на протяжении всего периода изучения данной темы). Ученик всегда может её посмотреть, а также её могут посмотреть его родители. В диагностической карте отмечаю, умеет ученик выполнять данное действие или нет (знаками плюс, минус). Использование диагностических карт ориентировано на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке. Любой ученик, даже самый слабый, старается ликвидировать свои минусы, имеющиеся в карте. Ученику нравится то, что ему за незнание ставится минус, а не двойка. А учитель, стимулируя учеников к познанию через поддержку, одобрение, создание ситуации успеха, добивается того, что учебный материал усвоен.

Приведу пример диагностической карты по теме «Десятичные дроби», 6 класс.

Фамилия, имя ученика

Сложе

ние дес. дробей

Вычи

тание дес. дробей

Умно

жение дес. дробей

Деление дес. дробей

Умноже

ние и деление дес. дроби на 10, 100, и т.д.

Умноже

ние и деление дес. дроби на 0,1; 0,01 и т.д.

Округ

ление дес. дробей

Баташев Вадим

+

+

+

+

+

+

+

На уроках математики ученики используют сигнальные карточки: «знаю и могу применить на практике» (красная), «знаю» (зелёная), «не знаю» (жёлтая), «сомневаюсь» (синяя). Практика показывает, что научившись выполнять определённое действие, ученики поднимают красную карточку, то есть говорят учителю, что знают и могут применить на практике, что не всегда соответствует действительности. Например, в 6 классе ребята быстро научились находить отношение чисел и к концу 2 урока по теме «Отношение чисел» почти все подняли красную карточку. Но предложенную учителем задачу « Андрей и Борис занимаются боксом. На тренировках Андрей из 18 проведённых боёв выиграл 7, а Борис из 12 боёв выиграл 5. Чей результат лучше?» решили всего 10 человек, что говорит о том, что не все понятие «отношение» могут использовать в конкретной жизненной ситуации. На следующем уроке, работая в группе, ученики решали подобные задачи, обсуждая конкретную ситуацию.

По определённым темам я использую рейтинговую систему оценивания. Она позволяет более объективно оценивать знания учащихся, стимулирует их к поиску материала за страницами учебника.

 Пример рейтинговой шкалы по теме «Отношения и проценты» (математика, 6 класс).

№ п/п

Критерии

Максимальное количество баллов

1.

Посещение уроков

  5 баллов

2.

Ведение тетради

  5 баллов

3.

Домашняя работа

 10 баллов

4.

Работа в группе

 10 баллов

5.

Сообщение

 5 баллов

6.

Выполнение теста

 10 баллов

7.

Работа в тетради-тренажёре

 10 баллов

8.

Творческая работа (составление кроссворда, презентации, выпуск газеты)

 5 баллов-10 баллов

9.

Практические работы

10 баллов

10.

Задачи-исследования

15 баллов

11.

Контрольная работа

10 баллов

Ученик может набрать максимальную сумму 100 баллов.

Перевод баллов в оценку:

Количество баллов

Оценка

85 баллов – 100 баллов

5

71 балл – 84 баллов

4

56 баллов – 70 баллов

3

 Рейтинговая система оценивания знаний учащихся - это система оценки накопительного плана. После изучения темы она отражает активность учащихся, их творческий потенциал. Считаю, что рейтинговая система оценивания позволяет оценивать личностные результаты учащихся.

Я придерживаюсь правила: если ученик работал активно в течение всего урока, не выполняя определённого задания, а только дополняя ответы других, ученик заслуживает словесной оценки «Молодец!», но не отметки, так как не продемонстрировал ни одного решения задачи.

Очень часто провожу на уроках самостоятельные работы обучающего характера. Цель этих работ – обучение. Эффективность такой самостоятельной работы во многом зависит от своевременного анализа результатов работы, когда ученик ещё не успел послать ошибочную информацию на хранение в память. Поэтому я провожу проверку на этом же уроке (самопроверка с помощью учителя, взаимопроверка работ). Ученик, уходя с урока, знает, что он сделал правильно, что неправильно. Отметку за обучающую самостоятельную работу в журнал я ставлю только тем ученикам, которые получили «4» или «5».

Но оценки за самостоятельную работу, цель которой проверить знания учащихся по теме, все выставляю в журнал, учитывая право ученика на пересдачу. При проверке таких самостоятельных работ в каждой работе указываю ученику количество ошибок, относящихся к данной теме и количество «старых ошибок».

        Надо сказать и о средствах фиксации результатов оценки: журнал учителя, электронный журнал, справки по результатам внутришкольного контроля, лист достижений ученика (заполняется учеником и учителем), оценочный лист ученика по теме (заполняем по теме, на которую отводится мало часов, выписывая все оценки),  портфолио ученика (выделяем разделы «Я и моя семья», «Мои увлечения», «Моя учёба», «Мои достижения», «Работы, которыми я горжусь»). Если в оценочном листе мы видим предметные результаты ученика, то в листе достижений, в портфолио ученика хорошо видны предметные, метапредметные, личностные результаты. Но оценочный лист, лист достижений по теме заполняет каждый ученик, а портфолио, как показала практика, заполняют ученики, которые учатся на «4» и «5».

Лист достижений по теме «Треугольники» ученицы 7Б класса Истоминой Анастасии:

     Содержание

Показатели

1 признак равенства треугольников

Медиана, биссектриса, высота треугольника

Равнобедренный треугольник и его свойства

2 признак равенства треугольников

3 признак равенства треугольников

Формулируете определение, теорему

          !

!

          !

!                          

             !

  !

            !

  !

           !  

  !

Изображаете, распознаёте данные объекты на рисунке

         !

!

          !

!

             !

!

            !

!

           !

!

Исследуете наличие признаков понятия у данных объектов

        !

!

         !

!

           !

!

            !

!

           !

!

Доказываете теорему

        !

!

         !

!

          !

!

            !

!

            !

!

Выделяете условие и требования задачи

        !

!

        !

!

          !

!

            !

!

           !

!

Выполняете пошаговую запись решения задачи

       *

*

       !

!

          !

!      

           !

!            

           !

!

Решаете практико-ориентированные задачи

          *

*

          *

*

           !

!

           !

!

            !

!

Условные обозначения для оценивания в Листе достижений

Ученик ставит (самооценивание)

Учитель ставит

! – знаю или умею очень хорошо

*  -  иногда ошибаюсь

? – пока самостоятельно не выполняю

! – знает,  умеет применять

*  -  знает, но иногда ошибается

? – пока испытывает трудность

        В начале каждого учебного года наши ученики пишут стартовую предметную работу по математике, в конце года - итоговую проверочную работу, а также метапредметную работу. Предметные работы оцениваются. В каждой предметной работе выделена обязательная часть и дополнительная. Критерии оценивания известны ученикам. Веду свой журнал, в котором фиксирую результаты предметных работ (5 класс, 6 класс, 7 класс), сравниваю результаты.

А также результативность отслеживает и администрация гимназии.

Вся оценочная деятельность делится на 2 вида: внутренняя оценка (осуществляет учитель, ученик, образовательное учреждение, родители) и внешняя оценка (осуществляет управление образования, РЦОИ).

Приведу результаты мониторинга по математике в 7 классах, который был проведён в рамках национальных исследований качества образования в Российской Федерации 28 октября 2014 года: (максимальный первичный балл – 18 баллов).

Писали

 работу

Набрали

3 – 4 балла

Набрали

5 – 10 баллов

Набрали

11 –13 баллов

Набрали

14 баллов

и более

50 чел.

3 чел.

24 чел.

15 чел.

8 чел.

Результаты выполнения работы моими учащимися оказались выше областного уровня, это, конечно же, обрадовало. А неудачи отдельных учеников сказали мне о том, что есть над чем работать. Через 2 года, в 9 классе, эти дети сдавали экзамен по математике.

Результаты экзамена по математике

2016 – 2017 учебный год

9А, 9В классы

Класс

Количество

учеников

«5»

«4»

«3»

«2»

Успеваемость

Качество

21

8

11

2

-

100%

90%

21

7

9

4

1

95%

76%

А ещё через 2 года, в 11 классе, эти дети снова сдавали экзамен по математике.

Результаты экзамена по математике

2018 – 2019 учебный год

11А, 11Б классы (математика базовая)

Количество

учеников

«5»

«4»

«3»

«2»

Успеваемость

Качество

26

9

10

7

-

100%

73%

11А, 11Б (математика профильная)

Количество

учеников

До 30 баллов

От 30 баллов до 40 баллов

От 40 баллов до 50 баллов

От 50 баллов до 60 баллов

От 60 баллов до 70 баллов

 70 баллов и более

21

-

3

4

3

7

4

        Конечно, результат зависит от того, как устроена система оценки образовательных достижений: как она поддерживает и стимулирует учащихся; как обеспечивает обратную связь; как включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность; насколько она информативна. 

Применение новых методов и подходов к оцениванию результатов обучения помогает создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного процесса. Основные направления современной оценочной системы не отменяют и не заменяют достойные традиционные формы и методы оценивания, а способствуют эффективной организации многоступенчатого и многофункционального контрольно-оценочного процесса.

Нельзя не сказать и о проблемах, с которыми я столкнулась:

а) большая наполняемость классов (5 класс – 30 человек, 6 класс – 28 человек, 7 класс – 28 человек),

б) учебные занятия во вторую смену (6 класс, 7 класс – 2 смена),

в) большая учебная нагрузка у учителя (26 – 29 часов),

г) фиксация образовательных достижений учащихся связана с оформлением большого количества бумаг.

Но, не взирая на трудности, соглашаюсь с высказыванием С.Пуассона «Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и её преподаванием».

Литература:

  1. Асмолов А.Г. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М., Просвещение, 2011.
  2. Лукичева Е.Ю., Жигулёв Л.А. Оценка образовательных достижений учащихся по математике.СПб., СПб АППО, 2014.
  3.  www.standart.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по программе «Реализация ФГОС на ступени основного общего образования» на тему: «Система оценки результатов предметного обучения в контексте требований ФГОС ООО»

Цель и задачи проекта ЦЕЛЬ: Разработать систему оценки результатов предметного обучения в контексте требований ФГОС ООО. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: ЗАДАЧА 1. Провести анализ нормативных актов по введен...

Построение системы оценки образовательных результатов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО

В статье содержится обобщение опыта работы по итогам реализации школьного инновационного проекта в 2013 - 2015 гг. в ходе подготовки школы к переходу на ФГОС ООО,  предствлены апробированные подх...

Система оценки образовательных достижений учащихся по английскому языку в соответствии с ФГОС

Как организовать проверку знаний, чтобы она выполняла все возложенные на нее функции? Как правильно определить место и время проверки и оценки  на уроке? Какие методы и методические приемы исполь...

Система оценки образовательных достижений школьников в соответствии с новыми требованиями ФГОС и критериями качества образования в практике

Новые образовательные стандарты изменили способы и организацию механизма контроля образовательного процесса и оценки его результатов. ФГОС второго поколения предусмотрено введение нового содержания ко...

«Особенности системы оценки образовательной деятельности в соответствии с ФГОС»

Основные особенности стандартов второго поколения — подход к стандарту как к общественному договору, нацеленность учебного процесса на достижение результата требуют внесения изменений во все ком...

Совершенствование системы оценки образовательных достижений обучающихся в условиях введения ФГОС»

Совершенствование системы оценки образовательных достижений обучающихся в условиях введения ФГОС»...

Формирование системы оценки образовательных достижений обучающихся в соответствии с ФГОС

В данном эссе предпринята попытка анализа изменений требований к педагогической деятельности учителя в связи с введением новых образовательных стандартов. Важным составляющим происходящих изменений яв...