Некоторые приемы мотивации на уроках математики
учебно-методический материал по математике

Смирнова Ирина Николаевна

Приемы мотивации на уроках математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Некоторые приемы мотивации деятельности на уроках математики

Цели этапа мотивации: раскрыть значимость изучения нового материала, привлечь внимание учащихся, пробудить их интерес, желание понять, применить. Каким  же способом можно заинтересовать учащихся?

Можно использовать следующий материал:

  1. Исторические задачи, легенды, сведения из истории по данной теме.
  2. Решение задач с практическим содержанием, с использованием межпредметных связей.
  3. Проведение исследовательских, лабораторных и практических работ с использованием моделей, чертежей, таблиц  и т.п.
  4. Решение задач, требующих расширение знаний по теме.
  5. Математические фокусы, задачи занимательного характера.

Формируя мотивацию обучения, используются следующие приемы.

Урок без темы. В начале урока тема не объявляется. После того как ребята получили стимул, тема изучается, формируются первые навыки. После этого надо обязательно вернуться к заданию, с которого начиналось изучение темы, и дать возможность ребятам решить задание повторно.

Тема “Деление дробей”. Наряду с другими заданиями устного счета, дается задание решить задачу: “Длина прямоугольника , ширина прямоугольника . Найдите площадь прямоугольника”. И тут же после решения задачи следующее задание: “Составьте задачу, обратную данной”. Ребята составляют несколько вариантов, один из которых решают и попадают в тупик. Не умеют они делить дроби. Озадачили их? Продолжаем урок: “Так что же мы должны научиться делать сегодня на уроке?” И обучающиеся сами определяют цели урока: “Сегодня мы должны научиться делить дроби”, формулируют тему урока.

Аналогично, можно ввести понятие на любом уроке, на котором изучается обратное действие (например, вычитание, деление, квадратный корень).

Исторические задачи. Тема урока “Рациональные вычисления или “Арифметическая прогрессия”. Детям предлагается решить “задачу маленького Гаусса” – найти сумму всех натуральных чисел от 1 до 100. Даю некоторое время на вычисления. Заслушиваем результаты ребят и способ вычисления. Если рационального способа нет, то объявляется тема урока.

Примером можно взять и биологическую статистику, т. е. “ В благоприятных условиях бактерии размножаются так, что за одну минуту одна из них делится на две. Сколько их будет через час?”

Таким образом, хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное и оно не просто привлекает внимание «здесь и сейчас», но и удерживает интерес в течении длительного отрезка времени.

Ситуация удивления. Урок по теме “Признаки делимости” начинается так “А знаете ребята, я могу назвать себя мудрецом. Я могу мгновенно ответить вам, делится ли число на 2, 3, 4, 5, 6, 9, 10, не выполняя деления в столбик или на калькуляторе. Хотите проверить? Напишите у себя число и определите делится ли оно на какое-нибудь из названных чисел”. Ребята начинают отыскивать мне числа. Они удивлены моим угадыванием. “А хотите, я вас научу? Мы приступаем к новой теме, которая поможет вам стать такими же мудрецами. Она называется “Признаки делимости””.

Тема урока “Сумма углов треугольника”. Задача: Как измерить изображенный на доске угол, часть которого вместе с вершиной случайно стерли?

Математические фокусы. Тема урока “Линейные уравнения”. Эпизод из жизни М.Ю.Лермонтова:

– Задумайте какое угодно число, и я с помощью простых арифметических действий определю его, – предложил М. Ю. Лермонтов.
– Хорошо, я задумал, – сказал один из стоявших вокруг него офицеров…
– Благоволите прибавить к нему еще 25. Теперь не угодно ли прибавить еще 125? Засим вычтите 37. Еще вычтите число, которое вы задумали сначала. Теперь остаток умножьте на 5. Засим полученное число разделите на 2. Теперь посмотрим, что у вас должно получиться. Если не ошибаюсь, число 282?.
Офицер даже привскочил, так поразила его точность вычисления:
– Да, совершенно верно.
На чем основан фокус?

Практическая работа. Тема урока “Теорема Пифагора”. 

Задание по рядам: построить прямоугольные треугольники с катетами 3 и 4; 12 и 5 ; 6 и 8; 8 и 15 и заполнить таблицу .

а

в

с

а2

в2

а2 + в2

с2

  

  

  

  

  

  

  

Решение задачи: Дан прямоугольный треугольник. На сторонах треугольника построены квадраты. Из вершины прямого угла проведен перпендикуляр, продолжение которого делит квадрат, построенный на гипотенузе на 2 прямоугольника. Докажите, что площади прямоугольников равны площадям квадратов, построенный на катетах.

Можно провести практическую работу с разрезанием чертежа по линии перпендикуляра, чтобы практически показать, что “пифагоровы штаны во все стороны равны”.

Тема урока “Сумма углов треугольника”.

Практическая работа. Отрывание 2 углов модели треугольника и прикладывание к третьей вершине, образуя развернутый угол.

Практическая работа. Измерить углы остроугольного, прямоугольного, тупоугольного треугольников (задание по рядам). Найти сумму углов каждого из треугольников, сравнить результаты.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Приемы и методы повышения мотивации на уроках математики как средство улучшения качества образования "

Снижение положительной мотивации школьников - проблема, которая является одной из  актуальных проблем в российской школе.   Сегодня, очень часто для ребенка, генетически предрасположенн...

«Приемы и методы повышения мотивации на уроках математики как средство улучшения качества образования»

Снижение положительной мотивации школьников - проблема, которая является одной из  актуальных проблем в российской школе.   Сегодня, очень часто для ребенка, генетически предрасположенн...

применение некоторых приемов ТРИЗ на уроках математики и информатики для повышения мотивации к учению

рассматриваются приемы усиления мотивации на уроках математики и информатики с помощью приемо ТРИЗ (морфологический ящик, логические задачи,  и пр.)...

Приемы мотивации на уроках физической культуры

Приемы мотивации на уроках физической культуры...

Приемы для формирования мотивации на уроках математики у школьников

Учебная мотивация – это создание таких условий, при которых стремление к учебной деятельности становится сильнее всех остальных....

Инновационные приемы и методы формирования учебной и познавательной мотивации на уроке математики

В статье рассмотрены некоторые средства обеспечивающие формирование мотивации к учебной и познавательной деятельности в процессе обучения математики....