Формирование математической грамотности: из опыта работы
статья по математике

Качурина Татьяна Владимировна

Содержание оценки математической подготовки обучающихся основано на понятии математической грамотности. Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_matematicheskoy_gramotnosti.docx29.94 КБ

Предварительный просмотр:

        Формирование математической грамотности: из опыта работы

Учителя математики МБОУ «ООШ № 5»  г. Лесосибирска Красноярского края  Зайцева Н.Ю., Качурина Т.В.

        Разработчики исследования PISA в 1999 году поставили перед собой задачу определения готовности 15-летних подростков к адаптации в современное общество. Значительные изменения, которые произошли за последние годы в современном мире, убедительно показывают, что математика является важным инструментом для успешного решения многих проблем, с которыми сталкиваются молодые люди в личных, учебных, профессиональных, общественных и научных аспектах повседневной жизни. Это обстоятельство и определило одно из направлений исследования PISA – оценка готовности 15-летних обучающихся к использованию математики для решения проблем в повседневной жизни.

Содержание оценки математической подготовки обучающихся основано на понятии математической грамотности. Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального.

        Основа организации исследования математической грамотности включает три структурных компонента:

контекст, в котором представлена проблема;

содержание математического образования, которое используется в заданиях;

мыслительная деятельность, необходимая для того, чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с математическим содержанием, необходимым для её решения.

        Задача на формирование математической грамотности должна включать три структурных компонента: контекст, содержание математического образования, мыслительная деятельность. Контекст задания – это особенности и элементы окружающей обстановки, представленные в задании в рамках предлагаемой ситуации. Различают несколько контекстов: общественная жизнь, личная жизнь, образование/профессиональная деятельность, научная деятельность.

        Математическое содержание заданий в исследовании распределено по четырём категориям, которые охватывают основные типы проблем, возникающих при взаимодействиях с повседневными явлениями. Это такие категории как пространство и форма, изменение и зависимости, количество,

 неопределённость и данные.

        Для описания мыслительной деятельности при разрешении предложенных проблем используются следующие глаголы:

формулировать ситуацию на языке математики;

применять математические понятия, факты, процедуры;

интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты.

        Приведём пример задачи для формирования математической грамотности на уроке математики в 5 классе: для 8 школьных работников администрация решила закупить защитные маски на декабрь. Маски надо менять   через каждые 2 часа, рабочий день длится 6 часов и выходной у работников -  воскресенье.   Фирма А  предлагает маски по  3 р. за шт. при покупке 100 шт., фирма  Б  за   5 р. за шт. при покупке 50 шт.   Сколько денег при этом будет потрачено на более выгодную покупку? В ответ запишите полученный результат.

Решение.

  1. В декабре 27 рабочих дней (31 - 4 воскресенья)
  2. Каждому работнику в день потребуется 6:2= 3 маски
  3. 27·3·8 =648 масок потребуется всего
  4. Округляем до 700 масок и получаем 7 упаковок по 100 масок и округляем до 650  масок   13  упаковок по 50 масок
  5. 7·100·3=2100 р. фирма А
  6. 13·50·5=3250 р. фирма Б

Ответ: 2100 р.

Область содержания: количество

Контекст: общественная жизнь

Мыслительная деятельность: применять

Объект оценки: умение  округлять и вычислять

Формат ответа: с кратким ответом

Требования, которым удовлетворяет задача:

  • Контекстуальная, практическая проблемная ситуация, разрешаемая средствами математики. Контекст, в рамках которого предложена проблема,   действительно жизненный. Ситуации  связана общественной  проблемой. Поставленная проблема   интересная и актуальная  для учащихся 5 класса (они получили задание от директора школы).
  • Для выполнения задания требуется целостное применение математики.
  • Мыслительная деятельность, осуществляемая при выполнении заданий, описывается в соответствии с концепцией PISA-2021.
  • Для выполнения задания требуются знания и умения из разных разделов курса математики основной школы, соответствующие темам, выделенным в PISA, и планируемым результатам в объёме ФГОС ООО и Примерной основной образовательной программы, формирование которых осуществляется в 5 классе.
  • Используется следующая структура задания: даётся описание ситуации (введение в проблему), к которой предлагается  связанный с ней вопрос.
  • Введение в проблему представляет собой небольшой вводный текст, мотивирующего характера, который не содержит лишней информации, не связанной с заданием или не принципиальной для ответа на поставленные далее вопросы.

Система оценивания задания

2 балла

Дан верный ответ: 2100 р.

1 балл

Дан ответ: 2100

0 баллов

Другие ответы. Ответ отсутствует.

        

Покажем решение задачи во фрагменте урока математики в 5 классе:

Класс

5 класс, учебник Мерзляка

Раздел

Раздел II. Дробные числа и действия над ними.

Тема

Округление чисел. Прикидки.

Тип урока

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Этап урока

Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

Обоснование выбора класса, раздела, темы, типа урока и этапа урока, в который Вы включаете данную задачу.

Действия с натуральными числами изучаются в 5 классе, округление натуральных чисел в Разделе II. «Дробные числа и действия над ними» при освоении темы «Округление чисел. Прикидки». Так как при решении задачи округляют всего два числа и производят несложные вычисления,  поэтому я и выбрала эту задачу для решения  на этапе актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

  1. мин

  1. Знакомство обучающихся с формулировкой задачи и правилами ношения  защитных масок
  2. После первого прочтения задачи,  учитель  выписывает  все слова, которые  обучающимся  могут быть непонятны и дает им пояснение

Фирма это торговое или промышленное предприятие, производственное объединение.

Администрация это директор школы и его заместители.

Школьные работники это вахтёры, уборщицы, дворник, электрик, рабочий и сантехник.

Маску надо менять через каждые

 2 часа, 6 часов длится рабочий день

3.Составление краткой записи условия задачи.

Всего работников

Всего дней

Надо масок

8

?

?

Фирма А  3р. за шт.  (100 шт.)

Фирма В  5 р. за шт. (50 шт.)

Стоимость всех масок

Стоимость в фирме А       ?

Стоимость в фирме В         ?

                ?

Для скольких работников школы решили купить защитные маски? Для 8

Сколько стоит одна маска в фирме А? 3 р.

При каком условии? Надо купить 100 шт.

Сколько стоит одна маска в фирме В? 5 р.

При каком условии? Надо купить 50 шт.

4. Ведёт разбор  задачи от вопроса к данным.

Что спрашивается в задаче? Стоимость выгодной покупки

Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? Количество масок

Можно ли сразу узнать количество масок? Нет, так как мы не знаем количество рабочих дней в декабре

Как узнать, сколько рабочих дней в декабре? В декабре 27 рабочих дней (31 - 4 воскресенья)

Можем ли мы узнать, сколько всего масок надо каждому работнику? Да

А сколько всего масок понадобится? Можем 

5. Совместно с обучающимися составляет план решения задачи.

Что узнаем в первом действии? Сколько рабочих дней в декабре.

Что узнаем во втором действии? Сколько масок в день требуется каждому работнику школы.

Что узнаем в третьем действии? Сколько  потребуется масок одному работнику.

Что узнаем в четвёртом действии? Сколько всего потребуется масок работникам.

Что узнаем в пятом действии? Округлим до десятков, округлим до сотен

Что узнаем в шестом действии? Сколько будет упаковок по 100 масок в каждой.

Что узнаем в седьмом действии? Сколько будет упаковок по 50 масок в каждой?

Что узнаем в восьмом действии? Какова стоимость масок в фирме А.

Что узнаем в девятом действии? Какова стоимость масок в фирме В.

Сколько денег при этом будет потрачено на более выгодную покупку? Что нужно сделать дальше, чтобы ответить на вопрос задачи? Сравнить стоимость масок в обоих фирмах.

6. Записывает  решение задачи на доске под диктовку обучающихся и ответ на вопрос задачи.

7. Проверяет  решение  задачи путем определения смысла выражений и правильности вычислений.

  1. Понимание текста задачи и осмысление полученной информации.
  2. После того, как все смыслы уточнены, необходимо учащимся еще раз прочитать задачу и ответить на вопрос:

О чем  эта задача?

  1. Оформляют в тетради краткую запись условия задачи.
  2. Отвечают на вопросы учителя.

Выделены синим цветом слева ответы учеников

  1. Работа учащихся на этом этапе решения составной задачи заключается в ответах на вопросы учителя:

Что узнаем в первом действии?

Что узнаем во втором действии?

…?

Что требовалось найти в задаче?

Мы это нашли?

6.Записывают решение задачи в тетради и ответ на вопрос задачи.

7.Проверяют решение задачи путём правильности вычислений.

        В пятых классах в рамках части, формируемой участниками образовательных     отношений,   в нашей школе ведется курс «Математическая грамотность». Задания курса направлены на формирование  способностей формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Первый год мы работаем по сборнику эталонных заданий под редакцией  Г.С. Ковалевой и Л.О. Рословой. Сборник включает в себя разные виды заданий. В   «Стартовых заданиях» представлено две ситуации, каждая из которых содержит  несколько вопросов, на которые надо ответить, внимательно прочитав текст и рассмотрев таблицы, рисунки, схемы. «Обучающие задания»  разделены на рубрики «Знаете ли вы?»  В данных заданиях необходимо разбирать рисунки, схемы, таблицы, извлекать из них информацию и анализировать ее. «Найдите ошибку», в этих заданиях  необходимо рассуждать,  строить  гипотезы, делать выводы и умозаключения, распознавать неверное утверждение, находить ошибку в решении, подвергать сомнению высказанное суждение. «Разные задачи», выполняя эти задания, обучающиеся смогут понять, какие ошибки были допущены в стартовой работе: возможно, недостаточно внимательно прочитан текст, упущена важная информация, которая содержалась в таблице или рисунке, допущена вычислительная ошибка. В  «Итоговых заданиях»  представлены различные ситуации, которые могут встретиться в жизни. Опять необходимо будет  внимательно прочитать текст, рассмотреть иллюстрации, познакомиться с информацией справочного характера -  пояснениями к термину, формулами. Ответы требуется дать в разной форме: с выбором, с кратким или развернутым ответом. Иногда необходимо  дать объяснение своему ответу. В разделе « Составьте свое задание» обучающимся необходимо самостоятельно придумать ситуацию с ключевыми словами и три вопроса к ней или продолжить описание ситуации и придумать к ней вопросы.

        Отдельный вопрос, вызывающий интерес: как осуществить подготовку учащихся к решению практико-ориентированных задач ОГЭ. Большинство  учителей пока видят выход в разборе типовых задач в рамках урока, включать решение текстовых задач в урок как можно чаще, «разбирать задания подобного рода», формировать у учащихся алгоритм решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование математической грамотности на уроках математики

«Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику т...

Формирование математической грамотности на уроках математики и во внеурочное время с использованием активных форм обучения( из опыта работы )

В 2018 году девятиклассники нашей школы приняли участие в международном исследовании PISA. Наш опыт участия оказался успешным. Учащиеся показали достаточно высокий уровень компетенций по трем нап...

Развитие математической грамотности через устную работу на уроках как средство формирования вычислительных навыков учащихся.

Развитие математической грамотности через устную работу на уроках как средство формирования вычислительных навыков учащихся....

Формирование математической грамотности. Новые подходы к содержанию математического образования в условиях реализации ФГОС ООО

Математическая грамотность - это умение применять, формулировать, и интерпретировать математику в различных жизненных ситуациях. Математически грамотный человек должен  понимать роль математ...

Обобщение опыта "Формирование математической грамотности на уроках математики в 5-8 классах".

                    Статья содержит материал выступления  на районных педагогических чтениях «НОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ПРОЕКТИРОВАНИЕ...

Формирование математической грамотности школьников на уроках математики и во внеурочной деятельности как важнейшая составляющая функциональной грамотности.

В работе рассмотрены теоретические и практические аспекты в формировании математической грамотности.  Предложена подборка заданий в помощь учителям, которая основывается на все большем включении ...

Формирование математической грамотности у детей с ОВЗ как компонент функциональной грамотности

Формирование математической грамотности у детей с ОВЗ как компонент функциональной грамотности...