Конспект урока "Задачи на нахождение части числа" для 5 класса
план-конспект урока по математике (5 класс)

Смирнова Ирина Николаевна

Конспект урока "Задачи на нахождение части числа" для 5 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задачи на нахождение части от числа.

  1. Эмоциональный настрой на урок.

В начале урока мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на урок? Выберите смайлик соответствующий вашему настроению.(Смайлики).

Что вы ждете от сегодняшнего урока? На что надеетесь? Что хотите получить?

  1. Актуализация знаний.

    Давайте начнем урок с повторения, которое организуем в форме математического диктанта с последующей взаимопроверкой.
  1. Что показывает знаменатель дроби?
  1. Знаменатель показывает, на сколько равных частей делили целое.
  2. Знаменатель показывает, сколько равных частей целого взято.
  1. Дана дробь: . Какое высказывание верно?
  1. 3 – знаменатель дроби.
  2. 3 – числитель дроби.
  3. 5 – числитель дроби.
  1. Какая часть квадрата заштрихована?
  1. На каком рисунке изображено число ?
  1. Рисунок 1.
  2. Рисунок 2.
  3. Рисунок 3.

        Рис. 1

        

        Рис. 2

        Рис. 3

  1. В коробке лежит 12 карандашей, 5 из них красные. Какую часть всех карандашей составляют красные?
  1. Коля решил 7 задач, и ему осталось решить еще 10 задач. Какую часть всех задач решил Коля?
  1. На полке 40 книг,  от всех книг – учебники. Сколько учебников на полке?
  1. 5
  2. 15
  3. 12
  1. Дополните равенство: 2 кг = … г.
  1. 2400 г
  2. 400 г
  3. 2500 г
  1. Занятия в школе длятся  ч, причем  этого времени отводится на перемены. Сколько времени длятся перемены?
  1. ч
  2. ч
  3. ч
  1. Взаимопроверка математического диктанта, анализ ошибок.

Давайте проверим как вы справились с заданиями. Передайте свою тетрадь соседу справа и сравните варианты ответов с правильными.

1) А   2) Б   3) В   4) Б   5) В   6) А   7) Б   8) А   9) Б

Оцените работу своих одноклассников, используя следующие критерии:

Оценка

Количество верных ответов

“5”

9

“4”

8, 7

“3”

6, 5

“2”

4, 3, 2, 1, 0

Верните тетради своим одноклассникам.

Поднимите руки, кто получил 5, 4, 3, 2.

Проанализируйте свои ошибки в каждой группе и ответьте, в каких заданиях вы допустили больше всего ошибок? (Последние).

Как вы считаете, почему именно в последних заданиях было больше всего ошибок? (Не умеем решать задачи с дробями). 

Надо эту ситуацию исправлять.

Формулировка темы и целей урока.

Попробуйте сформулировать ваши цели, задачи на урок, используя следующие слова-помощники.

Дроби… Научиться… Правило… Приобрести навык… Задачи… Сформулировать… Решать…

Давайте вместе подумаем, как назвать наш урок. (Задачи на дроби).

Запишите в тетрадь тему урока “Задачи на дроби”.

  1. Мотивация.

Прежде чем приступать к изучению темы ответьте мне на вопрос:

“А может мы зря решили изучать эту тему?”

“Почему важно уметь решать задачи на дроби?”

“Где вам в жизни это может пригодиться умение решать задачи на дроби?”

  1. Работа в группах.

Решать задачи, которые вы сегодня поставили перед собой на урок, вы будете самостоятельно в группах под руководством ответственного бригадира, которого вы сейчас должны выбрать. При выборе ориентируйтесь на результаты математического диктанта и на деловые и организаторские способности учащихся.

Каждая группа получит задачу, которую вы должны коллективно решить, а затем сформулировать общее правило  для решения такого типа задач.

Бригадир оценит вклад каждого участника группы в решении поставленной задачи и затем у доски представит результаты вашей работы.

Бригадиры подойдите ко мне за заданиями.


Задача 1.
Бригаде поваров надо приготовить торт весом 3 кг. Согласно рецепту, сливочное масло составляет  от массы всего торта. Рассчитайте, сколько кг сливочного масла потребуется для изготовления такого торта.

Задача 2. На покупку книг для библиотеки университета спонсоры дали 48 000 рублей. На покупку учебников бухгалтерия университета выделила  от этой суммы. Рассчитайте, сколько рублей выделила бухгалтерия на учебники?

Задача 3. Аптека получила заказ на изготовление 520 г сиропа от кашля. Согласно рецепту, в состав сиропа входит экстракт корня солодки, который составляет  от массы всего сиропа. Рассчитайте массу экстракта корня солодки, которую надо добавить в сироп.

Задача 4. Бригаде строителей надо сделать фундамент для здания. Для этого им потребуется 6 т бетона. В состав бетона входит песок, масса которого составляет  от массы всего бетона. Рассчитайте количество тонн песка, нужное для приготовления бетона.

ЗАДАНИЯ

1) Прочитайте пункт учебника НАХОЖДЕНИЕ ЧАСТИ ЦЕЛОГО  в учебнике на стр. 176.

2) Запишите в тетрадь правило НАХОЖДЕНИЯ ЧАСТИ ОТ ЧИСЛА.

3) Решите задачу, предложенную вашей группе, используя новое правило.

4) Подготовьте ответы на следующие вопросы:

Как называется тип задачи на дроби, который мы рассматриваем сегодня на уроке?

Сформулируйте правило нахождения части от целого.

Объясните почему .

Определите сколько минут в ч, используя новое правило?

5)Оцените работу учащихся вашей группы:

Фамилия                                      Оценка        

 

  1. _________________________________________________________
     
  2. _________________________________________________________
  3. __________________________________________________________
     
  4. __________________________________________________________
     
  5. __________________________________________________________
     
  6. __________________________________________________________

  1. Физкультминутка.
  2. Ответственные в группах представляют у доски результаты работы.
  3. Самостоятельное решение задач с разбором решения на доске.
    Проверим как вы поняли правило, которое записали в тетради.

Задача 1. В классе 32 учащихся.  от всех учащихся каталось на лыжах. Сколько учащихся каталось на лыжах? ( 24 чел. )

Задача 2. Сколько сантиметров в  метра? ( 60 см )

Задача 3. В тетради 24 страницы. Девочка исписала  от числа всех страниц тетради. Сколько осталось неисписанных страниц? ( 24 – 15 = 9 стр.)

Задача 4. Автотуристы за три дня проехали 360 км. В первый день они проехали  всего пути, а во второй день –   всего пути. Сколько километров проехали автотуристы в третий день? ( 1 день – 144, 2 день – 135, 3 день – 360 – 279 = 81 км) 

  1. Дидактическая игра “Зажги звезду”.

Чтобы проверить, достигли ли вы тех целей, которые ставили перед собой на уроке, поиграем в игру.

Каждая команда получает конверт, в котором находится 11 задач, а также звездочки, на которых с одной стороны написан вариант ответа, а с другой буква.

Задание: решить задачи и найти звездочку с правильным ответом (ответов больше, чем задач). Выбранную звездочку вешаете на тот номер, под каким решали задачу. Если все задачи решите правильно, то появится название нашей игры.

Выигрывает команда, которая первая решит правильно все задачи.

Задачи.

  1. Сколько сантиметров в  м? (70 см - З)
    Неверный ответ 30 см - Б
  2. Сколько килограммов в  ц? (90 кг - А)
    Неверный ответ 900 кг - К
  3. Сколько минут в  ч? (36 мин - Ж)
    Неверный ответ 42 мин - Л
  4. Рост страуса 228 см, а рост аиста составляет  роста страуса. Определите рост аиста. (76 см - Г)
    Неверный ответ 74 см - М
  5. Воробей в воздухе не может продержаться более  ч: он падает от усталости на землю. Сколько минут может продержаться воробей в воздухе? (4 мин - И) Неверный ответ 12 мин - Н
  6. Осел живет 50 лет. Определите продолжительность жизни свиньи, если она составляет  продолжительности жизни осла. (15 лет - З)
    Неверный ответ 20 лет - О
  7. Скорость полета голубя 91 км/ч. Определите скорость полета ястреба, если она составляет  от скорости полета голубя. (42 км/ч - В)
    Неверный ответ 36 км/ч - П
  8. Сено составляет  массы скошенной травы. Сколько сена получится из 20 т скошенной травы? (6 т - Е)
    Неверный ответ 5 т - Р
  9. Масса початка кукурузы 280 г. Масса зерна составляет  массы початка. Сколько грамм зерен содержится в одном початке кукурузы? (210 г - З)
    Неверный ответ 180 г - С
  10. Лесному хозяйству для посадки нового леса выделили участок площадью 280 га. На  площади высадили хвойные деревья, а на оставшейся площади – лиственные деревья. Какая площадь засажена лиственными деревьями? (80 га - Д)
    Неверный ответ 350 га - Т
  11. Из зерен пшеницы производят муку, масса которой составляет  от массы зерна пшеницы, а остальное составляют кормовые отходы. Сколько можно получить кормовых отходов из 500 ц пшеницы? (180 ц - У)
    Неверный ответ 320 ц - Ф




  1. Итоги работы.

Поздравляю. Вы успешно поработали и справились с задачами. Каждый из вас самостоятельно или с помощью товарища смог зажечь свою маленькую звезду на большом математическом небосклоне.

Подведем итоги вашей работы на уроке.

Рефлексия деятельности.

Выберите любое высказывание, которое вам больше нравится, и закончите его.

  1. Сегодня я узнал…
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. Я выполнял задания…
  5. Я понял, что…
  6. Теперь я могу…
  7. Я приобрел…
  8. Я научился…
  9. Я смог…
  10. Мне показалось важным…
  11. Урок дал мне для жизни…

Давайте выясним ваше отношение к материалу, который изучался на уроке.

  1. Мне было легко. Я справился со всеми заданиями.
  2. Мне было трудно, но я справился.
  3. Мне нужна помощь!!!

Поднимите руки те, кому ближе первая фраза,…

  1. Дифференцированное домашнее задание.
  1. З: № 443 (а, в). Расспросите ваших близких, где им в жизни приходится сталкиваться с дробями. Напишите мини-рассказ на  тему “Дроби в жизни моей семьи”, и составьте задачу на дроби, которую приходилось решать вашим близким.
  2. З: № 437 (а), 438 (б), 436 (г).
  3. У: с. 176 (фрагмент 1), № 647 (б), 649, 632 (б).

Рефлексия эмоционального состояния.

Давайте посмотрим, с каким настроением вы покидаете урок. (Смайлики)



Предварительный просмотр:

  1. Что показывает знаменатель дроби?
  1. Знаменатель показывает, на сколько равных частей делили целое.
  2. Знаменатель показывает, сколько равных частей целого взято.

  1. Дана дробь: .
    Какое высказывание
     верно?
  1. 3 – знаменатель дроби.
  2. 3 – числитель дроби.
  3. 5 – числитель дроби.


  1. Какая часть квадрата заштрихована?




  1. На каком рисунке изображено
    число
    ?
  1. Рисунок 1.
  2. Рисунок 2.
  3. Рисунок 3.

        Рис. 1

        

        Рис. 2

        Рис. 3

  1. В коробке лежит 12 карандашей, 5 из них красные. Какую часть всех карандашей составляют красные?


  1. Коля решил 7 задач, и ему осталось решить еще 10 задач. Какую часть всех задач решил Коля?



  1. На полке 40 книг,  от всех книг – учебники. Сколько учебников на полке?
  1. 5.
  2. 15.
  3. 12.

  1. Дополните равенство:

     кг = … г.
  1. 2400 г
  2. 400 г
  3. 2500 г

  1. Занятия в школе длятся  ч,
    причем
     этого времени отводится на перемены. Сколько времени длятся перемены?
  1. ч
  2.  ч
  3.  ч

Ответы

1)   А  

2)   Б  

3)   В  

4)   Б  

5)   В  

6)   А  

7)   Б  

8)   А  

9)   Б

Критерии

Оценка

Количество верных ответов

“5”

9

“4”

8, 7

“3”

6, 5

“2”

4, 3, 2, 1, 0

Слова-помощники

Дроби…

Научиться…

Правило…

Приобрести навык…

Задачи…

Сформулировать…

Решать…

Задача 1. В классе 32 учащихся.  от числа всех учащихся каталось на лыжах. Сколько учащихся каталось на лыжах?


Задача 2. Сколько см в  метра?

        


Задача 3. В тетради 24 страницы. Девочка исписала от числа всех страниц тетради. Сколько осталось неисписанных страниц?


Задача 4. Автотуристы за три дня проехали 360 км. В первый день они проехали всего пути, а во второй день –  всего пути. Сколько км проехали автотуристы в третий день?

        


  1. Сегодня я узнал…
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. Я выполнял задания…
  5. Я понял, что…
  6. Теперь я могу…
  7. Я приобрел…
  8. Я научился…
  9. Я смог…
  10. Мне показалось важным…
  11. Урок дал мне для жизни…

Мне было легко. Я справился со всеми заданиями.

З: № 443 (а, в). Расспросите ваших близких, где им в жизни приходится сталкиваться с дробями. Напишите мини-рассказ на  тему “Дроби в жизни моей семьи”, и составьте задачу на дроби, которую приходилось решать вашим близким.

Мне было трудно, но я справился.

З: № 437 (а), 438 (б), 436 (г).

Мне нужна помощь!!!

У: с. 176 (фрагмент 1), № 647 (б), 649, 632 (б).



Предварительный просмотр:

Задача. Бригаде поваров надо приготовить торт весом 3 кг. Согласно рецепту, сливочное масло составляет  от массы всего торта. Рассчитайте, сколько кг сливочного масла потребуется для изготовления такого торта.

Задача. На покупку книг для библиотеки университета спонсоры дали 48 000 рублей. На покупку учебников бухгалтерия университета выделила  от этой суммы. Рассчитайте, сколько рублей выделила бухгалтерия на учебники?

Задача. Аптека получила заказ на изготовление 520 г сиропа от кашля. Согласно рецепту, в состав сиропа входит экстракт корня солодки, который составляет  от массы всего сиропа. Рассчитайте массу экстракта корня солодки, которую надо добавить в сироп.

Задача. Бригаде строителей надо сделать фундамент для здания. Для этого им потребуется 6 т бетона. В состав бетона входит песок, масса которого составляет  от массы всего бетона. Рассчитайте количество тонн песка, нужное для приготовления бетона.



Предварительный просмотр:

1) Сколько сантиметров в  м?

6) Осел живет 50 лет. Определите продолжительность жизни свиньи, если она составляет  продолжительности жизни осла.

2) Сколько килограммов в  ц?

7) Скорость полета голубя 91 км/ч. Определите скорость полета ястреба, если она составляет  от скорости полета голубя.

3) Сколько минут в  ч?

8) Сено составляет  массы скошенной травы. Сколько сена получится из 20 т скошенной травы?

4) Рост страуса 228 см, а рост аиста составляет  роста страуса. Определите рост аиста.

9) Масса початка кукурузы 280 г. Масса зерна составляет  массы початка. Сколько грамм зерен содержится в одном початке кукурузы?

5) Воробей в воздухе не может продержаться более  ч: он падает от усталости на землю. Сколько минут может продержаться воробей в воздухе?

10) Лесному хозяйству для посадки нового леса выделили участок площадью 280 га. На  площади высадили хвойные деревья, а на оставшейся площади – лиственные деревья. Какая площадь засажена лиственными деревьями?

11) Из зерен пшеницы производят муку, масса которой составляет  от массы зерна пшеницы, а остальное составляют кормовые отходы. Сколько можно получить кормовых отходов из 500 ц пшеницы?



Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЯ

1) Прочитайте пункт учебника НАХОЖДЕНИЕ ЧАСТИ ЦЕЛОГО  в учебнике на стр. 176.

2) Запишите в тетрадь правило НАХОЖДЕНИЯ ЧАСТИ ОТ ЧИСЛА.

3) Решите задачу, предложенную вашей группе, используя новое правило.

4) Подготовьте ответы на следующие вопросы:

Как называется тип задачи на дроби, который мы рассматриваем сегодня на уроке?

Сформулируйте правило нахождения части от целого.

Объясните почему .

Определите сколько минут в ч, используя новое правило?

5)Оцените работу учащихся вашей группы:

Фамилия                                      Оценка        

 

  1. _________________________________________________________
     
  2. _________________________________________________________
  3. __________________________________________________________
     
  4. __________________________________________________________
     
  5. __________________________________________________________
     
  6. __________________________________________________________

ЗАДАНИЯ

1) Прочитайте пункт учебника НАХОЖДЕНИЕ ЧАСТИ ЦЕЛОГО  в учебнике на стр. 176.

2) Запишите в тетрадь правило НАХОЖДЕНИЯ ЧАСТИ ОТ ЧИСЛА.

3) Решите задачу, предложенную вашей группе, используя новое правило.

4) Подготовьте ответы на следующие вопросы:

Как называется тип задачи на дроби, который мы рассматриваем сегодня на уроке?

Сформулируйте правило нахождения части от целого.

Объясните почему .

Определите сколько минут в ч, используя новое правило?

5)Оцените работу учащихся вашей группы:

Фамилия                                      Оценка        

 

  1. _________________________________________________________
     
  2. _________________________________________________________
  3. __________________________________________________________
     
  4. __________________________________________________________
     
  5. __________________________________________________________
     
  6. __________________________________________________________



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок презентация в 5 классе по теме: "Задачи на нахождение части от числа и числа по его части".

В презентацию включены задачи на нахождение части от числа и числа по его части. Задачи даются парами, чтобы дети могли научиться отпределять к какому типу отнети задачу. Представлены различные способ...

Математика 6 класс ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ ЧАСТИ ОТ ЦЕЛОГО И ЦЕЛОГО ПО ЕГО ЧАСТИ

Математика 6 классЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ ЧАСТИ ОТ ЦЕЛОГО И ЦЕЛОГО ПО ЕГО ЧАСТИ...

Разработка урока математики в 6 классе по теме "Нахождение части от целого и целого по его части"

Для визуализации образовательного процесса  урок сопровождается презентациями....

Презентация к уроку по теме "Решение задач на нахождение части от целого и целого по его части". Математика. 5 класс.

Презентация к уроку по теме "Решение задач на нахождение части от целого и целого по его части". Математика. 5 класс....

Конспект урока математики 5 класс (УМК Г.В. Дорофеев). Тема "Нахождение части от целого и целого по его части"

Представленный конспект урока содержит задания, ориентированные на формирование патриотического воспитания. Каждая задача содержит данные о Великой Отечественной войне. Материал можно использовать для...