Рабочая программа по математике для 7 - 8 классов "Решение практико-ориентированных задач" на 34 часа
рабочая программа по математике (7 класс)
Программа рассчитана 1 год, реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса в рамках внеурочной деятельности. Объем учебной нагрузки составляет 34 часа, по 1 часу в неделю для 7 и 8 классов. Уровень образования: основное общее образование. Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу математической грамотности.
Основной целью программы является развитие математической грамотности учащихся 5- 9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Задачи курса:
1) распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики;
2) формулировать эти проблемы на языке математики;
3) решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
4) анализировать использованные методы решения;
5) интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_mg-7-8.docx | 30.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 5 города Лесосибирска»
«Согласовано» Руководитель МО ________/Ясюкевич М.Н. / Протокол № ___ от «__»___________2021г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «ООШ №5» _____________/Аминаева Н.В./ «__»____________2021г. | Утверждаю Директор МБОУ «ООШ №5 » _____________/Зимарева Н.С../ Приказ № ___________ от «__»___________2021г. |
Рабочая программа
по курсу по выбору «Решение практико-ориентированных задач»
7 – 8 класс
на 2021-2022 учебный год
Составитель Качурина Т.В.
Рассмотрено на заседании
методического совета
протокол № ____
от «__»_______2021 г.
2021 - 2022 учебный год
г. Лесосибирск
Пояснительная записка
В последние десятилетия в России проводятся многочисленные исследования качества образования, в том числе математического. Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?», - является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую. Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования». Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества. Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.
Один из главных выводов этих исследований подчёркивает значимость школьного курса математики: существует прямая зависимость между склонностью к точным наукам в школьные годы и карьерными успехами во взрослой жизни. «Ответственные решения должны приниматься не интуитивно, а на основе предварительных прикидок, математических расчётов» (Е.С. Вентцель, советский математик).
Задания курса могут быть использованы для подготовки школьников к участию в исследованиях, направленных на оценку математической грамотности – способности формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.
Функциональная грамотность – это умение находить верные решения в сложных ситуациях, в которых дети могут оказаться в реальной жизни. Задания помогут ученикам учиться ориентироваться в таких ситуациях, находить и сравнивать варианты решения возникающих проблем и их последствия.
Задачи, которые мы решаем на уроках – редко встречаются в жизни. Учебные задания – это математические модели, которые отражают определённые закономерности, отношения, связывающие объекты окружающего мира.
Задания этого курса – необычны: в них нужно использовать знания для поиска решения в ситуациях, которые имеют место в реальной жизни и могут ребятам встретиться уже сегодня или в ближайшем будущем. Это ситуации взаимодействия с друзьями, ситуации, связанные со здоровьем, финансами, проверкой достоверности информации и многие другие.
Обучающиеся будут учиться использовать знания, полученные на уроках в школе, в ситуациях, которые могут встретиться им в жизни.
Чтобы понять, как применять математические знания, детям надо будет внимательно читать текст, разбирать рисунки, схемы, таблицы, извлекать из них информацию и анализировать её. Для этого необходимо рассуждать, стоить гипотезы, делать выводы и умозаключения, распознавать неверные утверждения, находить ошибку в решении, подвергать сомнению высказанное суждение, достоверность информации.
Ученикам предлагаются задания из 1 части ОГЭ по математике, связанные с событиями реальной жизни.
Использование материалов итоговой аттестации в работе со школьниками 7-8 классов снимет беспокойство обучающихся при первом знакомстве с тестами ОГЭ в 9 классе, а процесс подготовки к ОГЭ будет восприниматься ими как продолжение уже привычной учебной деятельности. Такой подход к обучению может способствовать разрушению психологических барьеров учеников перед экзаменом, формируя их чувство уверенности в своих силах.
Новизна данного курса состоит в том, что задания
- предназначены для формирования и оценки всех аспектов математической грамотности, которые изучаются в международном сравнительном исследовании PISA.
- представляют комплекс задач для самостоятельного или коллективного выполнения. Все задания построены на основе реальных жизненных ситуаций. К заданиям приводятся комментарии, предполагаемые ответы и критерии оценивания.
Оригинальность программы состоит в том, что
- Решение практико–ориентированных задач будет способствовать развитию математической грамотности учащихся, поможет в определении будущей профессии.
На занятиях используются материалы сайтов https://fipi.ru/, Распечатай и реши https://www.time4math.ru/oge.
Программа рассчитана 1 год, реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса в рамках внеурочной деятельности. Объем учебной нагрузки составляет 34 часа, по 1 часу в неделю для 7 и 8 классов. Уровень образования: основное общее образование. Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу математической грамотности.
Основной целью программы является развитие математической грамотности учащихся 5- 9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Задачи курса:
1) распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики;
2) формулировать эти проблемы на языке математики;
3) решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
4) анализировать использованные методы решения;
5) интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы.
Программа предполагает развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности в зависимости. При этом учитывается возрастные особенности учащихся. В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое. В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.
Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, интерактивные методы (взаимодействие в процессе общения, диалог, работа в группе и т.д.).
Типы занятий: практические работы.
Основные формы контроля и оценки: итоговая работа.
Планируемый уровень подготовленности учащихся в результате освоения курса
В результате изучения данного курса обучающийся научится:
- использовать приобретенные в процессе обучения знания и опыт для широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений;
- проводить рассуждения, используя продвинутое математическое мышление.
Обучающийся получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- осмысливать, обобщать и использовать информацию, полученную ими на основе исследования и моделирования сложных проблемных ситуаций, и смогут использовать свои знания в нетипичных контекстах;
- связывать и использовать информацию из разных источников, представленную в различной форме, свободно преобразовывать и переходить от одной формы к другой;
- применять интуицию и понимание наряду с владением математическими символами, операциями и зависимостями для разработки новых подходов и стратегий к разрешению новых проблемных ситуаций;
- размышлять над своими действиями, формулировать и точно и ясно комментировать свои действия и размышления относительно своих находок, интерпретации и аргументов, объяснять, почему они были использованы в данной ситуации;
- распознать нужную информацию и выполнить стандартные процедуры в соответствии с прямыми указаниями в чётко определённых ситуациях.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
- находить и извлекать математическую информацию в различном контексте.
- оценивать содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулировать собственную позицию по отношению к прочитанному;
- объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей;
- оценивать действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны.
Содержание курса внеурочной деятельности
7 – 8 класс
№ п/п | Перечень и название раздела и тем курса | Формы организации учебных занятий, виды учебной деятельности |
1. | Лист бумаги | Групповая работа |
2 | Маркировка шин | Фронтальная работа |
3. | ОСАГО | Фронтальная работа |
4. | Тарифы | Индивидуальная работа |
5. | Квартира | Групповая работа |
6. | Участок | Групповая работа |
7. | Теплица | Индивидуальная работа |
8. | Печь для бани | Фронтальная работа |
9. | План местности | Индивидуальная работа |
10. | Земледельческие террасы | Фронтальная работа |
11. | Зонт | Фронтальная работа |
Так как задачи решаются с применением тем, изученных в разных классах, то часть одной и той же задачи может быть решена как в 7,так и в 8 классе.
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата проведения |
1. | Лист бумаги | 2 | |
2. | Маркировка шин | 4 | |
3. | ОСАГО | 4 | |
4. | Тарифы | 2 | |
5. | Квартира | 2 | |
6. | Участок | 3 | |
7. | Теплица | 3 | |
8. | Печь для бани | 3 | |
9. | План местности | 3 | |
10. | Земледельческие террасы | 3 | |
11. | Зонт | 3 | |
12. | Промежуточная аттестация | 1 | |
13. | Итоговое занятие | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 11 класс гуманитарный профиль (4 часа)
Рабочая программа по математике 11 класс гуманитарный профиль по учебникам Мордковича и Атанасяна, рассчитана на 4 часа в неделю...
Рабочая программа по математике 5 класс (надомное обучение, 3 часа в неделю)
Данная программа соответствует федеральному государственному стандарту и расчитана на учеников 5 класса. находящихся на индивидуальном обучении. 3 часа в неделю, итого 102 часа в год....
Рабочая программа по математике по ФГОС 10 класс (5 часов)
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:-Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, приказ Министерства образования ...
Рабочая программа по математике по ФГОС 10 класс (6 часов)
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:-Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, приказ Министерства образования ...
Рабочая программа по математике по ФГОС 11 класс (6 часов)
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:-Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, приказ Министерства образования ...
Рабочая программа по математике 5 класс (повышенный уровень, 245 часов) по учебнику Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика 5 класс
Рабочая программа учебного курса по математике для 5М класса разработана ИОСО РАО, реком. МО РФ.Сб. «Программы для общеобразовательных школ, школ (классов) с углубленным изучением ма...
Рабочая программа элективного курса "Методы решения практико-ориентированных задач"
Рабочая программа элективного курса для подготовки к ОГЭ...