Коррекция знаний учащихся и формирование универсальных учебных умений во время анализа контрольной работы
методическая разработка по математике

Рулькевич Галина Ивановна

Коррекцию знаний учащихся можно провести посредством работы над ошибками, допущенными в контрольной работе по определенной теме. Правильно организованная работа на таких уроках не только   позволяет индивидуально и дифференцированно подойти к процессу обучения, но и способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nad_oshibkami.doc231 КБ

Предварительный просмотр:


Корррекция знаний учащихся и формирование универсальных учебных умений во время анализа контрольной работы

Коррекцию знаний учащихся можно провести посредством работы над ошибками, допущенными в контрольной работе по определенной теме. Правильно организованная работа на таких уроках не только   позволяет индивидуально и дифференцированно подойти к процессу обучения, но и способствует формированию универсальных учебных действий.                                                    

Рассмотрим в качестве примера  урок работы над ошибками, допущенными в контрольной работе по теме «Деление обыкновенных дробей»  (6 класс, УМК А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский)

Цель урока: По итогам контрольной работы провести коррекцию знаний по теме «Деление обыкновенных дробей»

Задачи урока:

  1. Проанализировать задания и  выработать критерии оценивания;
  2. Проанализировать ошибки, допущенные в контрольной работе;
  3. Оценить работу в соответствии с выработанными критериями;
  4. Формировать умения систематизировать, обобщать и анализировать полученные знания;
  5. Научить адекватно относиться к допущенным ошибкам.

Технологическая карта урока  (В скобках приведены возможные ответы учеников)

Этап

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

1

Учащиеся получают тексты работ, по которым они писали контрольную работу на прошлом уроке. (Приложение 1)

Разбираем каждое задание.

Проанализируем задание 1.

  • что нужно знать, чтобы верно выполнить задание? (правила деления обыкновенных дробей)
  • Сформулируйте правила деления дроби на натуральное число, правило деления дробей, правило деления смешанных  чисел (ученики проговаривают правила)
  • Какие ошибки вы могли   допустить, выполняя это задание в контрольной работе? (при переводе смешанного числа в неправильную дробь, при сокращении дробей, ит.д.).    
  •  Сколько баллов можно было заработать за это задание? (4 балла - по 1 за каждый пример).

Проанализируем задание 2. 

  • что нужно уметь, чтобы выполнить задание? (Понять, к какому типу относится задача)
  • И так, к какому типу относится эта задача? (Эта задача на нахождение числа по заданному значению его  дроби, или на нахождение  дроби от числа — в зависимости от варианта)
  •   Как найти дробь от числа? число по  заданному значению его дроби? (ученики проговаривают правила)
  • Какие ошибки вы могли   допустить, выполняя это задание в контрольной работе? (при определении типа задачи, при выполнении вычислений, в записи пояснений, наименований и т.д)
  • Сколько баллов можно получить? (1 балл — за верно выполненное действие, 1 балл — за вычисления, 1 балл - за верное оформление задачи: наименование величин, пояснение, ответ). Итого 3 балла.

Аналогичная работа проводится со всеми заданиями:

  • задание 3 — 3 балла
  • задание 4 — 3 баллов
  • задание 5 — 2 балла,
  • задание 6 — 5 баллов.

Познавательные УУД: Смысловое чтение; извлечение информации в соответствии с целью чтения; выделение типов задач и способы их решения;  выполнение основных мыслительных операций (анализ, синтез,  сравнение, структурирование знаний и т.д.)

        Коммуникативные УУД: Осознанное построение речевого высказывания

Регулятивные УУД: выработка критериев оценивания каждого задания

2

  Считаем максимальное количество баллов, которое можно было получить за контрольную работу (максимально можно было заработать 20 баллов)

Вырабатываем критерии оценивания:

18 -20 баллов  - оценка «5»

14 -17 баллов  - оценка  «4»

10 -13 баллов  - оценка  «3»

Регулятивные УУД:

вырабатываем критерии оценивания всей работы

3

Ученикам раздаются их тетради с контрольными работами. В них ошибки только подчеркнуты. Теперь ученики  анализируют каждое свое задание, переделывает те, в которых были допущены ошибки, проставляют баллы и оценивают свою работу. (Здесь работа в зависимости от обстоятельств — в группах, с консультантами и т.д.)

Регулятивные УУД: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Коммуникативные УУД: умение организовывать общение, включающее, в частности,  умение слушать собеседника,

4

   - А теперь просмотрите еще раз внимательно свою работу и скажите, где вы потеряли баллы, т.е могли не допустить ошибки?

   - Сколько баллов потеряно?

   - Могли ли они повлиять на оценку?

   - Каких знаний вам не хватило, чтобы выполнить работу на более высокую оценку?

Личностные: способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Регулятивные УУД: Оценка - осознание качества и уровня усвоения

5

Достаем листы самооценки, с которыми вы работали в ходе изучения темы (приложение 2). Вы их заполняли, теперь еще раз с ними поработаем. Посмотрите, соответствует ли ваша самооценка тому результату, который вы сегодня получили. Там, где соответствует, обведите свои «плюсы» в кружок. Там, где нет - заполните графу «Задания для коррекции» - Задания можете брать из учебника, дидактического или раздаточного материала. Проставьте номера заданий, а дома их выполните — это и есть ваша домашняя работа.  

( Для тех, кто хорошо справился с контрольной работой, даются задания повышенной сложности, конкурсные, олимпиадные и т.д.)

Регулятивные УУД:  самодиагностика и коррекция собственных учебных действий, направленных на достижение цели

Личностные: Обеспечение возможности учиться на собственном уровне усвоения.

Познавательные УУД:  работа с учебной литературой

 Итогом  такого урока является тщательно проработанная и усвоенная тема, а также сформированные навыки самооценки знаний, самодиагностики собственных учебных действий, осознание качества и уровня усвоения. У учащихся формируется умение делать самоанализ, умение работать в группах. Кроме того,   при такой организации работы у детей не возникают стрессовые  ситуации,  повышается уровень мотивации и самооценки.

  Приложение 1

Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных умений при интегрированном подходе

В предложенной статье отражена роль интегрированного подхода в формировании универсальных учебных действий...

«Формирование универсальных учебных действий как cпособ самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей обучающихся »

Доклад на данную тему актуален в рамках   внедрения ФГОС.Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспеч...

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии и внеурочное время средствами инновационных педагогических технологий. Из опыта работы.

1. В условиях перехода современной школы на новые образовательные стандарты актуальным направлением современной географии продолжает оставаться изучение своего родного края.Методика обучения исследова...

Методическая система учителя химии ГБОУ Гимназии №261 г.Санкт-Петербурга Сечиной Н.Н."Формирование универсальных учебных умений учащихся на уроках химии"

Химия - предмет, который позволяет формировать мировоззрение и научную картину мира на протяжении всех четырех лет обучения. Вместе с этим в своей педагогической деятельности я занимаюсь формированием...

Организация познавательной деятельности учащихся как формирование метапредметных учебных умений на уроках биологии

           В новых стандартах метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самост...

«Формирование универсальных учебных умений учащихся на уроках химии» (2020-2021 учебный год)

В современном мире количество информации нарастает колоссальными темпами. Очевидно, что ученик со временем забудет специфические знания, полученные на уроках химии, но сформированное мировоззрение и к...