Ситуационная задача на уроках математики как один из ресурсов обновления содержания школьного образования.
методическая разработка по математике (7, 8 класс)

В материале рассмотрена модель ситуационной задачи, а также приведены примеры ситуационных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon situatsionnaya_zadacha_na_urokah_matematiki.doc413.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ситуационная задача на уроках математики как один из ресурсов обновления содержания школьного образования.

Кузнецова Т.В.,

 учитель математики

МКОУ Базарносызганская СШ №1

Предмет математики является одним из опорных в средней школе, так как используется при изучении ряда других дисциплин (физики, химии, географии). Так, например, учебные умения, формируемые при изучении математики, находят широкое применение в производственной деятельности: плотницкое, слесарное, столярное, токарное дело. В технике выделяются: технические измерения (угольники, шаблоны), проектирование механизмов и машин (шарнирные механизмы), нахождение величин (площади, объёмы), проектирование формы (конструкторский дизайн). В науках о земле: картография (составление карт), геодезия (измерение расстояний между пунктами), топография (определение местонахождения).

Однако состояние школьной практики таково, что учащиеся не видят области применения знаний, полученных ими на уроках математики. Реальные задачи прикладного характера, встречающиеся в практике людей различных профессий, вызывают растерянность даже у тех, кто хорошо усвоил материал школьных учебников. Одной из причин такого явления является то, что школьники учатся решать по шаблону определённые типы задач, в результате чего они зачастую не могут применить полученные знания в какой бы то ни было области. В связи с этим важнейшим методическим ресурсом обновления содержания школьного образования являются ситуационные задачи для обучения школьников решению жизненных проблем с помощью предметных знаний. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для её решения необходимо конкретное предметное знание. Зачастую для решения ситуационной задачи учащимся требуется знание нескольких учебных предметов.

Модель ситуационной задачи (СЗ) выглядит следующим образом:

1. Название СЗ (задача должна иметь привлекательное название).

2. Личностно-значимый познавательный вопрос (особенность СЗ в

том, что её главный вопрос формулируется впереди текстов задачи и

должен быть обращён непосредственно к личности ученика; часто перед

вопросом помещается некое предваряющее рассуждение, которое помогает заострить личностное обращение).

3. Набор текстов, предназначенный для ответа на личностно-значимый

вопрос, представленный в разнообразном виде (выдержки из газет, журналов, энциклопедий, других источников; таблицы, графики, статистические данные).

4. Далее следуют шесть заданий по работе с текстом СЗ (по таксономии полного усвоения знаний Б. Блума: на ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценку). Они выполняют роль своеобразной

«лестницы» из 6 ступенек, прохождение по которой помогает выполнить

ряд подготовительных действий и в конечном итоге подвести к ответу

на главный личностно-значимый вопрос СЗ.

5. Итоговый ответ на личностно-значимый вопрос СЗ. Он часто предполагает «выход» ученика за рамки учебного процесса в пространство

социальной практики: это происходит, когда учащимся предлагается разработать проект, включающий их в активную деятельность.

Ситуационные задачи не являются ежедневным инструментом обучения, достаточно 5 – 6 задач на одном учебном предмете в учебном году. Первая задача должна быть мотивационной, привлекающей внимание. Остальные задачи – обучающие методу решения СЗ, должны базироваться на «крепких», практических темах курса. Последняя задача – оценочная, показывающая сформированность стержневой компетенции современного образования: способности школьника решать задачи в реальных жизненных ситуациях.

Матрица оценивания Блума ситуационных задач

Список учащихся

1.Ознакомление: нахождение необходимой информации в текстах СЗ для выполнения заданий.

2.Понимание: освоение смыслов в найденной информации.

3.Применени: предложение способа выполнения решения в стандартных ситуациях.

4.Анализ:перенос информации в новую ситуацию, выявление проблем, взаимосвязей.

5.Синтез: создание из различных идей нового продукта или плана (гипотез, проекта, модели).

6.Оценка: оценивание продуктов, материалов, идей на основе определённых критериев.

Итого.

0

1

2

0

1

2

0

1

2

0

1

2

0

1

2

1

+

+

+

+

+

6

2

Баллы: 0 – ответа нет; 1 – ответ на уровне утверждения без аргументации, обоснования; 2 – ответ, основанный на аргументации, обосновании.

В матрице присутствуют все шесть «шагов - целей» Б. Блума: «ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез - оценка».

Литература.

  1. Акулова О.В. и др. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся.
  2. Новые педагогические практики: конструирование и применение ситуационных задач. Сост. Слобожанинов Ю. В.

Задача 1

Название

Геометрия на вольном воздухе

предмет

Математика  (геометрия)

Класс

7

типология

0знакомление

Личностно – значимый познавательный вопрос

«Геометрия - одна из самых древних наук. Она возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям: измерительные работы на местности. Геометрические знания широко применяются в жизни - в быту, на производстве, в науке. Она всегда решала те задачи, которые перед ней ставила жизнь. В школе мы довольно часто выполняем геометрические построения с помощью циркуля и линейки».

Вопрос: А как решить такие же задачи на местности? Как определить высоту дерева или измерить ширину реки?

Информация по данному вопросу

Текст 1. Измерительные инструменты, используемые при измерении на местности: Рулетка - инструмент для измерения длины. Представляет собой металлическую или пластмассовую ленту с нанесёнными делениями, которая намотана на катушку, заключённую в корпус, снабжённый специальным механизмом для сматывания ленты.  Вешка представляет собой прямой деревянный шест или легкую металлическую трубку длиной 1,5 — 3 м с заостренным концом для вытыкания в грунт. Вешки используются для вешения линий, обозначения точек и установки различных устройств при выполнении геодезических работ.

ruletka_8

img2

Землемерный циркуль ( полевой циркуль – сажень) – инструмент в виде буквы А высотой 1,37 м и шириной 2 м. для измерения расстояния на местности, для учащихся удобнее расстояние между ножками взять 1 метр. Экер представляет собой два бруска, расположенных под прямым углом и укреплённых на треножнике. На концах брусков вбиты гвозди так, что прямые, проходящие через них, взаимно перпендикулярны.

i (2)

i (3)

Текст 2. Учебник по геометрии темы «Провешивание прямой на местности», «Измерение углов на местности», «Построение прямых углов на местности».

Текст 3.

Измерение высоты предмета при помощи вехи.

  1. Измерить расстояние от дерева до точки, где заканчивается его тень.
  2. Взять веху и, наблюдая за её тенью, двигаться обратно к дереву до точки полного перекрытия их теней.
  3.  Установить в этом месте веху, измерить расстояние до неё.
  4. Длина вехи относится к длине своей тени также как и высота дерева к своей.

Измерение высоты предмета при отсутствии тени.

  1. Рядом с измеряемым предметом установить вертикально палку известной длины и отойти на 25 – 30 шагов.
  2. В вытянутой руке держать перед глазами вертикально карандаш или ровную палочку.
  3. Отметить на карандаше высоту вертикальной палки и измерить это расстояние.
  4. Мысленно умножить это расстояние на измеренный предмет.
  5. Умножив полученное  количество раз на длину палки, можно получить искомую величину.

Измерение расстояния до недоступной точки способом «кепки».

  1. Для определения ширины реки (оврага) необходимо встать на берег и надвинуть кепку на лоб так, чтобы из-под козырька был виден только обрез воды на противоположном берегу.
  2. Далее не меняя наклона головы и положения кепки, следует повернуть голову вправо (влево), заметить предмет, который находится на том же берегу, что и наблюдатель, и виден из-под края козырька.
  3. Расстояние до этого предмета равно ширине реки.

Измерение расстояния до недоступной точки с помощью равенства треугольников.

Один из способов определения расстояния до недоступной точки связан с законами геометрии и основан на равенстве треугольников.

1)  Встать напротив предмета на противоположном берегу реки.

2)  Повернувшись на 90˚, пройти вдоль берега 20 метров и поставить веху О.

3)  В том же направлении пройти ещё столько же.

4)  Повернувшись на 90˚, идти пока веха О и предмет на противоположном берегу не будут на одной линии.

 5) Расстояние СЕ равно ширине реки ВD.

ознакомление

Прочитайте текст. Найдите в тексте ответы на следующие вопросы. Как называется приём для «проведения» длинных отрезков на местности? Для чего и как он используется? Какие приборы применяются для определения расстояний? Какие приборы используются для построения прямых углов на местности?

понимание

Проведите на земле прямую линию. Измерьте длину отрезка на прямой.

применение

Постройте на земле участок прямоугольной формы и вычислите его площадь и периметр, округлив ответ до целых.

анализ

«…Фалес нашёл длинную палку, воткнул её в землю чуть поодаль пирамиды. Дождался определённого момента. Он измерил тень от палки и тень от пирамиды. Сравнивая соотношения высот реальных предметов с длинами их теней, Фалес нашел высоту пирамиды. Конечно, длину тени надо было считать от средней точки квадратного основания пирамиды; ширину этого основания Фалес мог измерить непосредственно».

Вопрос: Всегда ли применим способ, предложенный Фалесом?

синтез

Определите ширину хоккейной коробки.

оценка

Определите высоту церкви. Получится ли это сделать, зная вышеописанные методы? Предложите ещё метод определения высоты предмета.


Задача № 2

Название

Сколько стоит изгородь?

предмет

Математика  (алгебра, геометрия)

Класс

8

типология

обучающая

Личностно – значимый познавательный вопрос

Ребята, многие из вас живут в частных домах, имеют огороды или же дачные участки. Представьте себе, что вы решили заменить пришедшее в негодность ограждение своего участка.

Вопрос: Что нужно для этого сделать? И достаточно ли нам будет 10000 рублей?

Информация по данному вопросу

Текст 1. Не многие формулы из курса школьной математики мы применяем в повседневной жизни. Однако, есть такие формулы, которые имеют применение, если не на регулярной основе, то время от времени. Одна из таких формул – вычисление периметра фигуры. Вычисление периметра в повседневной жизни применяется во многих сферах, но чаще всего при выполнении строительных, геодезических, топографических, архитектурных, планировочных работах. Но перечисленным сферы применения вычисления периметра, конечно же, не ограничиваются. Например, при выполнении геодезических и топографических работ очень часто возникает необходимость посчитать периметр границ определенного участка. Но на практике участки редко имеют правильную форму. Поэтому вычисление длины периметра происходит по формуле расчета суммы длин всех сторон участка. Необходимость вычисления периметра участка очень часто обусловлена тем, что необходимо знать, какое количество материала потребуется для установки ограждений. Даже простой приусадебный участок нуждается в измерении периметра для того, чтобы грамотно обнести его забором. Периметром называют суммарную длину всех сторон геометрической фигуры. Для его обозначения используется буква латинского алфавита «Р». Проще говоря, чтобы найти периметр, необходимо измерить длины всех сторон геометрической фигуры и сложить полученные значения. Длина вычисляется обычным измерительным прибором, таким как линейка, рулетка, сантиметровая лента и прочее. Единицей измерения соответственно являются сантиметры, метры, миллиметры и другие меры длины. 

http://900igr.net/up/datas/227188/006.jpg

Текст 2. Деревянный штакетник всегда выигрывает, потому что он:

  • устойчив к механическим воздействиям и статическим нагрузкам;
  • эстетичен – древесина сохраняет свою красоту даже в неокрашенном виде;
  • экологичен – другого, более безопасного материала, нежели дерево, не существует;
  • легок в монтаже – не требует привлечения спецтехники;
  • красится в любой цвет.

Текст 3.

В таблице приведены цены за различные варианты штакетника, предлагаемого местными частными предпринимателями:

Фирма

Материал

Цена (руб.) за

1 штуку

Ширина
штакетника (мм)

Установка цена (руб.) за 4 м

А

берёза

8

50

1450

Б

сосна

11

50

1300

В

берёза

9

80

1350

ознакомление

Прочитайте текст. Найдите в тексте ответы на следующие вопросы. Что такое периметр многоугольника? В каких единицах измеряется периметр? Какие приборы применяются для измерения периметра? Как найти периметр квадрата, прямоугольника, треугольника?

понимание

План участка  

Найдите периметр участка. Рассчитайте, сколько штакетин необходимо для ограждения данного участка, учитывая, что расстояние между штакетинами равно ширине штакетины.

применение

Используя текст 3, рассчитайте какая сумма нужна для покупки штакетника, составьте смету покупки штакетника для замены ограждения.

Смета на монтаж изгороди из штакетника

Длина забора —______метров.

Расстояние между штакетинами —______

№ п/п

Вид материала

Количество штакетин

Цена в руб. за 1 штуку

Стоимость штакетника

Установка цена в руб. за 4 метра

Стоимость установки

Итого (материалы + работа) - ___________ рублей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обновление содержания математического образования в условиях перехода на ФГОС общего образования

Министерство образования и науки РФ утвердило новый Федеральный государственный стандарт основного общего образования приказом от 17.12.2010г.  № 1897. 2012/2013 учебный год для МБОУ «Но...

Обновление содержания школьного филологического образования и современные научные знания.

Одним из универсальных средств, способствующих познавательной мотивации, становлению духовного мира человека, являются  образовательные модули, которые возникли как альтернатива традиционному обу...

«Использование практико-ориентированных задач на уроках математики как один из способов повышения качества обучения в условиях реализации ФГОС и подготовки к итоговой аттестации»

Требование ФГОС: подготовить выпускника, обладающего необходимым набором со­временных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни, умеющего применят...

Решение ситуационных задач на уроках математики – один из методов формирования функциональной грамотности.

Одним из действенных средств повышения эффективности обучения математике является использование на уроках ситуаций, которые позволяют создать в классе условия, приближенные к тем, в которых люди оказы...