Методическая разработка интегрированного урока-игры «Путешествие по Санкт-Петербургу с координатами»
методическая разработка по математике (6 класс)

Разработка представляет собой сценарий игры по станциям, каждая из которых представляет разные предметные области, на которых учащиеся 6 классов знакомятся с практической значимостью понятия "координаты". В разработке также представлен раздаточный материал для станций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

открытого интегрированного урока-игры «Путешествие по Санкт-Петербургу с координатами»

Учитель: Морозова Наталия Александровна, учитель математики ГБОУ СОШ № 164 Санкт-Петербурга

Класс: 6-е классы

Цель урока: расширить знания о координатной плоскости и показать её применение в различных областях и сферах деятельности людей

Задачи:

1.Образовательные: 

- расширить понятие координатной плоскости, показав использование этого понятия не только в математике, но и в других областях и сферах деятельности;

- показать взаимосвязи между отдельными предметами через данное ключевое понятие;

- формировать умение анализировать графики функций, отвечать на вопросы по графику;

- показать возможности программы Excel для построения точек через их координаты, переведённые из двоичной системы;

- познакомить учащихся с видами симметрии в координатной плоскости с помощью моделирования;

- показать использование координатной плоскости в географии при чтении географической карты;

- расширить знания по истории города;

- осуществить подготовку учащихся к восприятию материала старших классов (пропедевтика материала).

2.Развивающие: 

- показать многообразие применения и широкое практическое использование понятия координатная плоскость, координаты;

- предоставить учащимся возможность практически поработать с моделями;

- развивать пространственное воображение учащихся, широту мышления, позитивный интерес к обучению в целом, познавательную и творческую активность учащихся, грамотную речь;

- учить самостоятельно добывать знания, размышлять, делать выводы, побуждать к любознательности;

- применять полученные знания для решения практических задач;

- развивать интерес к истории города Санкт-Петербурга.

3.Воспитательные: 

- воспитывать в учащихся коммуникативные навыки совместной деятельности в группах;

- воспитывать осознанное и ответственное отношение к образованию.

Форма проведения: интегрированный урок-игра путешествие по предметным станциям, каждый класс делится на четыре команды или группы, команды (по одной от каждого из шестых классов) проходят все четыре станции, связанные с предметами математики, физики, информатики, географии в сопровождении учащегося старших классов.

Время работы на каждой станции: 10 минут.

Оборудование и программное обеспечение:

  1. персональные компьютеры
  2. видеопроекторы
  3. мобильный класс
  4. программа «PowerPoint»
  5. программа «Excel»
  6. магнитные планшеты
  7. заготовки координатных плоскостей
  8. фото здания Биржи для моделирования симметрии в координатной плоскости
  9. фрагмент слайд-шоу о Санкт-Петербурге
  10. физические карты полушарий

Раздаточный материал:

  1. Маршрутные листы (приложение 1)
  2. Карты для расшифровки слова по координатам (приложение 2)
  3. Карточки с числами, записанными в двоичной системе (приложение 3)
  4. Карточки с координатами точек для построения графика движения поездов метро, график и вопросы по графику (приложение 4)
  5. Физические карты полушарий
  6. Карточки с координатами городов (приложение 5)
  7. Карточки для расшифровки заключительной фразы о Санкт-Петербурге (приложение 6)

Оформление зала: творческие работы учащихся на координатной плоскости «Достопримечательности и символы Санкт-Петербурга».

Ход урока.

Вступительная часть:

  • Сбор 6-ых классов в актовом зале школы
  • Объявление темы урока
  • Демонстрация фрагмента слайд-шоу о Санкт-Петербурге
  • Поединок знаний о координатной плоскости между капитанами двух классов
  • Выдача маршрутных листов командам и пояснение правил урока-игры
  • Выход команд на маршрут

Время 1-ой части – 7 минут.

Основная часть – работа учащихся на предметных станциях, выполнение заданий.

Станция «Математика»

  1. Расшифровывают слово, вписанное в систему координат (приложение 2).
  2. На заготовках координатных плоскостей, расположенных на магнитных планшетах, команды выполняют симметрию модели (здание Биржи) относительно оси ох, оси оу и начала координат.
  3. Делают выводы об изменении координат при выполнении симметрии.
  4. Рассказывают кратко об истории здания Биржи.

Информатика

  1. Отвечают на вводные вопросы о применении координат в жизни.
  2. Переводят числа из двоичной системы в десятичную.
  3. Вносят полученные числа в качестве значений x и y в таблицу в программе Excel.
  4. Строят точечную диаграмму.
  5. По выполненному чертежу делают вывод о символе города – кораблике на Адмиралтействе, рассказывают о других символах города.

Физика

  1. По координатам точек на приготовленных плоскостях строят графики движения поездов метро.
  2. По графикам движения поездов от станции к станции в метро отвечают на вопросы.
  3. Делают вывод о зависимости между координатами.
  4. Вычисляют скорость движения поездов метро на участках прогона.
  5. Слушают информацию ассистентов о метро Санкт-Петербурга.

География

  1. По карточкам с координатами городов на физической карте полушарий определяют название города.
  2. Вписывают найденные города в таблицу.
  3. Из букв выделенного столбца названий этих городов (анаграмма) составляют имя человека, тесно связанного с историей нашего города (Пётр).
  4. Определяют координаты города Санкт-Петербурга, основателем которого является Пётр I.

Примечание: вести предметные станции и давать задания могут как учителя-ассистенты, так и учащиеся старших классов.

Заключительная часть:

- сбор всех команд в актовом зале

- по карточкам, выданным на каждой из станций, учащиеся расшифровывают (открывают)

заключительную фразу о Санкт-Петербурге: «Восславим, сохраним Санкт-Петербург!»

- подводятся итоги урока и звучит Гимн великому городу.

 Использованная литература:

  1. Л. Босова, «Информатика и ИКТ. 6 класс», М. «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2016
  2. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович, «Математика 6», М. МНЕМОЗИНА, 2018
  3. Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюдова, «География 6. Начальный курс», М. Дрофа, 2018.
  4. Г.Н. Степанова, «Физика 6», СПб, «СТП Школа», 2019.
  5. Интернет-ресурс: математическая энциклопедия-Википедия.
  6. Математическая энциклопедия, издательство Советская энциклопедия, автор: коллектив под рук. И.М. Виноградова.

Приложения к открытому интегрированному уроку-игры

«Путешествие по Санкт-Петербургу с координатами».

Приложение №1

Урок-игра «Путешествие по Санкт-Петербургу с координатами».

Маршрутный лист

команды ______________         6__ класса

№ п/п

Предмет

Кабинет

Количество баллов

Дополнительно

1

Математика

актовый зал

2

Физика

27

3

Информатика

21

4

География

24

Приложение №2                     Математика

 

Приложение №3                      Информатика

Начнём нашу работу с вопроса: где за пределами нашей школы, нашего урока могут пригодиться ваши знания, полученные при изучении этой темы.

Ответы учеников: определить место в театре, положение фигуры на шахматной доске, на поле игры «Морской бой», в армии в военных действиях. Принцип координат широко используется во многих практических ситуациях. Координатами задается место нахождения корабля в плавании, города на карте, звезды на небосклоне.

Задание: построить рисунок по координатам заданных точек.

Координаты точек заданы в двоичной системе счисления.  необходимо перевести эти числа в десятичную систему счисления и ввести в соответствующие столбцы

Построить график-рисунок нам поможет сегодня компьютер и программа электронные таблицы Excel.В таблице вы ставите точку по полученным координатам, строите точечную замкнутую диаграмму и в результате получаете свой рисунок. Если вы не ошиблись, то получите верную картинку.

№ точки

Координаты точек в двоичной системе счисления

Координаты точек в десятичной системе счисления

x

y

x

y

1

100

1

4

100

1

4

1

1100

1

12

1

1111

100

15

4

1

100

1

4

111

100

7

4

111

1011

7

11

1011

1000

11

8

111

101

7

5

Выводы:

  1. Программа электронные таблицы MS Excel для построения графиков использует координатную плоскость.
  2. Получившийся график-рисунок имеет отношение к теме сегодняшнего путешествия по Санкт-Петербургу. Какое? Правильно, кораблик является символом нашего города.

Знаете ли вы?

Когда, и по проектам каких архитекторов создавалось Адмиралтейство?   
- 5 ноября 1704 года Пётр I на левом берегу Невы заложил Адмиралтейскую судостроительную верфь. По его чертежам строилась и верфь, и «Адмиралтейский дом». В 1719 году «спициному мастеру» Ван-Болесу было приказано «шпиц адмиралтейский достроить… и на оном шпице поставить яблоко и корабль и поверху его корону…» Далее Адмиралтейство перестраивалось архитекторами Коробовым и Захаровым. Высота шпиля поднялась до 72 метров.

Приложение №4              Физика

Координаты точек для графиков движения поездов метро по маршруту: Технологический институт- Балтийская- Нарвская- Кировский завод и обратно

(0;0), (2;2),  (3;2),  (6;5),  (7;5),  (13;11).

(0;11),  (6;5),  (7;5),  (10; 2), (11;2),  (13;0)

Вопросы к графикам движения поездов метро.

  1. Сколько остановок делают поезда в пути, на каких станциях?
  2. На какой станции метро поезда встречаются?
  3. Сколько минут составляет время остановок?
  4. Какова протяженность пути от Технологического института до Кировского завода?
  5. Сколько времени тратят поезда на движение?
  6. Как найти скорость поездов на отдельных участках пути?
  7. Одинаковы ли скорости первого и второго поездов?

Приложение №5            География

Для определения маршрута путешествия узнайте название городов по их географическим координатам и впишите названия этих городов в таблицу. Из букв выделенного столбца составьте имя человека, связанного с историей нашего города. Определите координаты Санкт-Петербурга.

  1. 480 с.ш., 20 в.д.
  2. 330 ю.ш., 180 в.д.
  3. 160 ю.ш., 470 з.д.
  4. 190 с.ш., 990 з.д.

Маршрут путешествия

П

А

Р

И

Ж

К

Е

Й

П

Т

А

У

Н

Б

Р

А

З

И

Л

И

А

М

Е

Х

И

К

О

Приложение №6

Координаты ячеек, скрывающие буквы:

а-2,  б-2,  в-2,  г-2,  д-2,  е-2,  ж-2,  з-2,  и-2

б-4,  в-4,  г-4,  д-4,  е-4,  ж-4,  з-4,  и-4

в-6,  г-6,  д-6,  е-6, ж-6, з-6

а-8,  б-8,  в-8,  г-8,  д-8,  е-8,  ж-8,  з-8,  и-8,  к-8

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

1

2

В

О

С

С

Л

А

В

И

М,

3

4

С

О

Х

Р

А

Н

И

М

5

6

С

А

Н

К

Т

-

7

8

П

Е

Т

Е

Р

Б

У

Р

Г

!

9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: “Виртуальные экскурсии по Санкт-Петербургу на английском языке для 5-7 классов”.

Ознакомление с достопримечательностями города Санкт-Петербург. Роль "Северной столицы" в истории России. Создание виртуальной экскурсии по Санкт-Петербургу. Проведение экскурсий по Санкт-Пет...

Методическая разработка к элективному курсу: «Гиды по Санкт-Петербургу и его пригородам»

Методическая разработка к элективному курсу:  «Гиды по Санкт-Петербургу и его пригородам»...

Методическая разработка «Экскурсия по английским местам в Санкт-Петербурге»

Серия докладов об английских местах Санкт-Петербурга...

Методическая разработка. Методология преподавания истории и культуры Санкт-Петербурга в младших классах.

Методическая разработка. Методология преподавания истории и культуры Санкт-Петербурга в младших классах....

Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия "Путешествие немцев по Санкт-Петербургу"

Внеклассное мероприятие "Путешествие немцев по Санкт-Петербургу" - пример интегрирации  предметов "История и культура Санкт-Петербурга" и "немецкий язык".  Достоинство разработки состоит не ...

Методическая разработка занятия по истории и культуре Санкт-Петербурга в отделении дополнительного образования детей на тему: « Мифические существа в скульптуре Петербурга»

Методическая разработка будет интересна педагогам ОДОД для работы с учащимися по формированию представления образа связанного с  анималистическими скульптурами Санкт-Петербурга....

Методическая разработка занятия по истории и культуре Санкт-Петербурга в отделении дополнительного образования детей на тему: « Мифические существа в скульптуре Петербурга»

Данная разработка поможет разобраться в символах скульптурных животных Санкт-Петербурга и развить познавательный интерес к изучению  истории  и культуры Санкт-Петербурга....