Методическая копилка "Роль устного счета на уроках математики"
методическая разработка по математике (5 класс)

Ирина  Петровна Меркулова

Устный счет - это не случайный этап урока, он находится в методической связи с основной темой и носит проблемный характер. Вычислительная культура формируется у учащихся на всех этапах изучения курса математики, но основа её закладывается в первые 5-6 лет обучения. В этот период школьники обучаются умению осознанно использовать законы математических действий ( сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень). В последующие годы полученные умения и навыки совершенствуются и закрепляются в процессе изучения математики, физики, химии и других предметов политехнического цикла. Данный этап является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает учителю, во-первых, переключить ученика с одной деятельности на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, в-четвертых, он повышает интеллект учеников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Математика является одной из важнейших наук . Человек ежедневно  встречается с математикой в своей жизни. Поэтому учителю необходимо развивать у детей школьников интерес к этой науке, предмету. Именно этот предмет вооружает учеников необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые используются при изучении других школьных дисциплин. При изучении данного предмета от учащихся требуется немало волевых и умственных усилий, развитого воображения, концентрации внимания, математика развивает личность учащегося. Кроме того, изучение математики существенно способствует развитию логического мышления и расширяет кругозор школьников. 

   Задача учителя состоит в том, чтобы добиться высокой прочности усвоения математических навыков. Большую помощь в формировании вычислительных умений оказывает такой вид деятельности, как устный счет. Устный счет - это не случайный этап урока, он находится в методической связи с основной темой и носит проблемный характер. Вычислительная культура формируется у учащихся на всех этапах изучения курса математики, но основа её закладывается в первые 5-6 лет обучения. В этот период школьники обучаются умению осознанно использовать законы математических действий ( сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень). В последующие годы полученные умения и навыки совершенствуются и закрепляются в процессе изучения математики, физики, химии и других предметов политехнического цикла. Данный этап является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает учителю, во-первых, переключить ученика с одной деятельности на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, в-четвертых, он повышает интеллект учеников.

Существуют большое разнообразие форм устного счета. К примеру, учитель озвучивает цифры и демонстрирует их разными способами: на карточках, с помощью интерактивной доски и т.д. В этом случае слуховое восприятие и зрительная память поможет учащимся лучше справиться с математическими вычислениями Числа необходимо запомнить, удерживать их в памяти при устном счете. Это является важной составляющей при решении практических задач. Если ученик в состоянии удерживать и закреплять в памяти числа- это поможет ему в дальнейшем освоить более сложный вид устного счета, когда числа воспринимаются только на слух. 
Конечно, второй вид устного счета сложнее. Но, если освоить и закрепить первый вид, то эффективность второго очевидна. К устному счету можно привлечь практически каждого ученика. Чтобы сформировать у учащихся интерес к устному счету, я строю урок в форме «Деловой игры», назначаю экспертов из ребят, которые отслеживают ответы одноклассников, контролируют их и исправляют ошибки. Иногда предлагаю ученикам для закрепления темы составить тематические задачи для устного счета. При этом мы меняемся с ними ролями: кто-то выступает в качестве учителя, который должен подготовить, провести устный счет и оценить работу ребят. 
     Беглость в устных вычислениях достигается достаточным количеством упражнений. Ввиду этого почти каждый урок начинается с устного счета
и, кроме того, устный счет применяется во всех подходящих случаях не только на небольших числах, но также и на больших, но удобных для устного счета. В большинстве случаев продолжительность устных вычислений определяет сам учитель, т. к. время, отводимое на устный счет, зависит от многих причин: активности и подготовки учащихся, характера материала.     Отмечая большое значение устных вычислений,
 следует в то же время признать исключительно важным создание у учащихся правильных и устойчивых навыков письменных вычислений. Успешная выработка таких навыков возможна лишь на базе хороших навыков устных вычислений.

Таким образом, на уроке математики формирование устных вычислительных навыков занимает большое место.. Овладение навыками устных вычислений имеет большое образовательное, воспитательное и практическое значение:

- образовательное значение: устные вычисления помогают усвоить многие вопросы теории арифметических действий, а также лучше понять письменные приемы;

- воспитательное значение: устные вычисления способствуют развитию мышления, памяти, внимания, речи, математической зоркости, наблюдательности и сообразительности;

- практическое значение: быстрота и правильность вычислений необходимы в жизни, особенно когда письменно выполнить действия не представляется возможным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный счет на уроках математики в 5-6 классах

Одна из основных задач школьного курса математики - формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков. Основа вычислительной культуры закладывается в первые 5-6 лет обучения....

Доклад на тему "Устный счет на уроках математики"

Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день. Счет в уме является самым древним и простым способом вычисления. Знание упрощенных приемов ус...

Организация устного счета на уроках математики в 5-7 классах

Разрабртка системы устного счета и диагоностика результатов....

Организация устного счета на уроках математики в 5-7 классах

Разрабртка системы устного счета и диагоностика результатов....

Устный счет на уроках математики

Методика устных вычислений на уроках математики...

Формирование и развитие вычислительных навыков через упражнения устного счета на уроках математики

Овладение приемами и навыками устных вычислений имеет большое образовательное, воспитательное и практическое значение. Они помогают усвоить алгоритмы письменных вычислений, способствуют усвоению многи...

Методическая статья "Развитие навыков устного счета на уроках математики в 5 и 6 классах"

Устный счёт имеет важное значение в развитии вычислительных навыков учеников младших классов.  В 5-6 классах рекомендуется проводить устный счёт на каждом уроке математики. Описаны различные техн...