Представление собственного педагогического опыта. «Групповая работа учащихся на уроках математики, как средство повышения учебной мотивации и качества образования».
статья по математике

Екатерина Александровна Дадиани

 

Групповая форма деятельности является актуальной и перспективной, ведь  современное образование требует сохранить психическое и физическое здоровье детей, поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор.

Для введения в практику групповой работы сформулирована следующая проблема: как, используя методы групповой работы повысить мотивацию по предмету, обеспечивая успешное обучение математике в средних и старших классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_sobstvennogo_pedagogicheskogo_opyta.docx28.04 КБ

Предварительный просмотр:

Представление собственного педагогического опыта учителя математики АНОО «Физмат – лицея им. Академика В.Г. Кадышевского»  г. Дубны Московской области

Дадиани Екатерины Александровны

 «Школа не должна научить на всю жизнь,

                                            школа должна научить учиться всю жизнь».

Агапов И.Г.

Некоторые исследователи придерживаются точки зрения, что методическую деятельность педагога представляет совокупность относительно самостоятельных умений с четко выраженной спецификой в структуре профессионально-педагогической деятельности. Разделяю эту позицию.

В своей работе использую разнообразные формы организации урока: традиционный урок, урок с использованием активных способов обучения, с применением элементов технологии проблемного и проектно-исследовательского обучения, урок-практикум. А так же применяю методы и приемы работы: работа по алгоритму, самостоятельная работа с учебником, работа по тестам, фронтальная работа, индивидуальная работа, взаимопроверка, применение дифференцированных заданий, в том числе домашних, специальные задания по конкретной теме. Владею и применяю в работе следующие технологии:

 -Информационно – коммуникационная технология

- Технология развития критического мышления

- Проектная технология

- Технология развивающего обучения

- Здоровьесберегающие технологии

- Технология проблемного обучения

- Игровые технологии

- Технология интегрированного обучения

- Педагогика сотрудничества.

- Технологии уровневой дифференциации

- Групповые технологии.

- Традиционные технологии (классно-урочная система)

Главный вопрос, который меня беспокоит всегда: Как повысить мотивацию обучения на уроках математики? Какие методы и технологии использовать в работе? Как создать настроение сотрудничества и взаимопомощи на уроке?

Благодаря этим вопросам возникла идея о применении групповой работы, в реализации которой разработала свой индивидуальный «почерк». Об этом хочу поделиться в описании своего опыта.

Сегодня изменился социальный заказ общества на образование. И одно из главных отличий состоит в том, что в основе ФГОС  нового поколения лежит системно- деятельностный подход. В организации своей групповой работы учащихся я выступаю как учитель – направляющий, организующий деятельность учеников на уроке.

Одной из причин низких результатов по предмету является недостаточно сформированная  мотивация учащихся, поэтому актуальность этой проблемы и     обусловила выбор темы исследования: «Групповая работа учащихся на уроках математики, как средство повышения учебной  мотивации и качества образования». Групповая форма деятельности является актуальной и перспективной, ведь  современное образование требует сохранить психическое и физическое здоровье детей, поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор.

Для введения в практику групповой работы сформулирована следующая проблема: как, используя методы групповой работы повысить мотивацию по предмету, обеспечивая успешное обучение математике в средних и старших классах.

Для решения проблемы определила цель: разработать эффективные формы групповой учебной деятельности

Реализация цели обусловила ряд задач:

  • изучить   дидактические принципы организации учебной деятельности на уроках математики   в групповой технологии;
  • разработать структуру урока в рамках своего проекта;
  • разработать приемы  реализации групповой работы;
  • разработать критерии оценивания и самоанализа;
  • создание комфортных условий для формирования навыков сотрудничества и взаимопомощи.

Объектом моего исследования:  процесс организации обучения    математики.

Предметом исследования: групповая работа в обучении  математике как источник повышения мотивации по предмету и качества образования.

Гипотезой исследования: если   при обучении математике в основной школе использовать групповую  работу, то активизируется  и повышается интерес к изучению предмета математики, то есть мотивация учащихся по предмету; создаются условия для формирования навыков сотрудничества и взаимопомощи.

Новизна опыта

Новизну моего опыта составляет то, что в связи с информатизацией общества в целом возникла проблема низкой мотивации обучения. Одной из причин низкой учебной мотивацией является неумение учиться и  низкого уровня коммуникативной компетентности детей. В связи с этим новая система образования в условиях ФГОС ставит задачу: воспитание умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему. Все проблемы в развитии коммуникативных способностей ребёнка ярко свидетельствуют о необходимости обучению детей работе в группе. Трудности в учебе формируют нежелание учиться, поэтому так актуально внедрение новых методик в работе переходом на ФГОС, в следствии этого, групповая работа стала неотъемлемой частью моей педагогической деятельности, в которой основная задача:

  • научить обучающихся самостоятельно добывать и закреплять новые знания через активное приобщение  к обучению;
  • сформировать  навык работы в команде.  

Длительность работы над опытом

Мой проект о групповой работе начал зарождаться в сентябре 2013 года, когда произошло знакомство с учащимися 9а класса, имеющими низкую мотивацию по изучению математики и низкие результаты по вводному контролю за 5-8 классы. Это был первый год активного внедрения групповой работы. Ребята успешно справились с ОГЭ, качество составило: 54%, учитывая, что вводный контроль содержал качество: 0%. После успешного внедрения группой работы, стала применять ее во всех классах с низкой мотивацией. Работа ведется уже более пяти лет. По переезду в город Дубна (январь2019г), произошло знакомство с 9А классом школы № 9. Главной сложностью при изучении предмета у ребят была низкая мотивация в обучении математике. Поэтому я активно внедрила групповую работу, которая помогла успешно справиться со сложностями и ребята успешно справились с ОГЭ.

Основное содержание проекта.

Умение учиться – это новообразование,  которое,

 в первую  очередь, связано с освоением

 формы учебного сотрудничества.

Г.А. Цукерман

Для начала рассмотрим плюсы и минусы групповой работы и традиционного урока.

Традиционный урок

Групповая работа

Плюсы

Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний.

Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным.

Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове. 

Повышается учебная и познавательная мотивация.

Организованная четкость педагогического процесса, сформированный алгоритм построения урока.

В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

Системный характер обучения.

Улучшается психологический климат в классе.

Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих.

Более прочное и глубокое усвоение знаний.

Развитие самостоятельного творческого мышления.

Умение сотрудничать.

Минусы

Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного».

Разделение на группы может быть непросто, даже драматично. Для некоторых может быть болезненным.

Больше внимания уделяется ЗУН, а меньше на развитие познавательной сферы. 

Рабочий шум на уроке.

Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель.

Включение всех учеников одновременно.

Большинство учителей отмечает резкое снижение интеллектуального уровня учеников на примере конкретных классов, увеличение учеников, в лучшем случае, со «средним» и низким уровнем развития. 

Педагог должен обладать достаточным уровнем мастерства, что требует больше саморазвития и энергетических затрат. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий

Групповой работе надо сначала научить, так как некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

Если проанализировать все плюсы и минусы, понимаем, насколько важна работа в группе, как она влияет на повышение учебной мотивации и качества образования. Никто не спорит, что для учителя создаются некоторые трудности, решать которые нужно путем самообразования и постоянного повышения своей компетенции. Поэтому важно понимать, что все технологии в совокупности могут привести к успешным результатам. В их числе  и групповая технология.

Некоторые самостоятельные работы и работы в тестовой форме по подготовке к ГИА организованы у меня по методу групповой работы. Такие работы я называю «Развивающая самостоятельная работа». Учащиеся класса садятся за парты по принципу: «увлекающийся математикой» (учащийся с средним или высоким уровнем ЗУН)  - «не любитель  математики» ( учащийся с низком мотивацией и ЗУН).

Ребятам предлагается самостоятельно разбиться на пары, выбрав себе партнера по принципу сильный - слабый. Ребятам озвучивается: интересующийся математикой и не интересующийся. Если пары подбираются слабый – слабый, учитель делает корректировку самостоятельно. В некоторых случаях, сделав предварительную диагностику, учитель самостоятельно рассаживает учащихся, учитывая индивидуальные особенности учащихся и уровень коммуникации. Роль главного в группе отводится на сильного ученика.

Вид групповой работы: работа в парах.

Паре дается один вариант, который решает каждый сначала самостоятельно, периодически можно сверять ответы в полученных заданиях. Если ответы не сходятся, ребята начинают сверять решение и приходят к единому результату. Если «не любитель  математики» испытывает трудности в решении, он спрашивает у «увлекающегося математикой». Тем самым ученик, объясняющий материал учится излагать просто и доступно, закрепляя полученные знания, а у  «не любителя математики» появляется возможность разобраться с непонятным разделом или отдельной темой на «детском» языке.

 В ходе этой работы я хожу по классу, наблюдая за процессом, корректирую, направляю. Если у пары возникает трудность в решении отдельной задачи, и даже «любитель математики» находится в тупике, то один из учащихся поднимает руку и я подхожу, чтобы помочь наводящими вопросами подтолкнуть к правильному решению. Ни в коем случае нельзя сидеть за своим столом, проверять тетради или делать другую любую работу. Учитель постоянно наблюдает за процессом, приходит на помощь, когда это необходимо.

Если задача вызывает сложность у большинства пар, то приостановив групповую работу, разбираем ее у доски. Групповая работа может по длительности занимать от одного урока до двух уроков, в зависимости от темы и раздела. Тестовые «развивающие» самостоятельные работы по подготовке к ГИА всегда рассчитаны на два урока.

Оценка за работу обязательно ставится в журнал.  Оценка у «увлекающегося математикой» и «не любителя математики» в большинстве случаев разная, но не без исключений.  Я заметила, что такая групповая работа  мотивирует учащихся с низкой успеваемостью. Да и любителям нравится выступать в роли объясняющего и помогающего. За пять лет внедрения групповой самостоятельной работы не было замечено, что слабый учащийся пользовался трудами сильного. Думаю, это зависит напрямую от умения организовать групповую работу со сторону учителя.

Работа проходит в благоприятной обстановке, у учащихся нет волнения и страха, что не справятся с работой. Ребята в парах начинают осознано исследовать задачи, сами не замечая, как захвачены в процесс отыскания решения. Слабый учащийся, начинает осознавать, что он не так уж и негоден. Формулируя вопросы сильному, он  начинает осознано размышлять над проблемной задачей. При этом у сильного ученика тоже практическим путем происходит усвоение ЗУН.

В ходе работы ребята проводят постоянный самоанализ и анализ результата  друг у друга. В конце работы результаты сдаются учителю, который проверяет по индивидуальным критериям. У сильных и средних учащихся планка оценивания несколько выше, чем у ребят, испытывающих сложности по предмету.

 Ресурсы которые я использую для организации групповой работы: сайт Гущина, сайт Ларина, сборники самостоятельных и контрольных работ автора Ершова А.П., которые содержат разноуровневые дидактические материалы.

Такую работу можно проводить с 5-11 классы, но чаще всего провожу в классах с низкой мотивацией и в 9, 11 классах для подготовке к ГИА.

Результатами, внедрения групповой работы, в классах, где интенсивно применяла ее.

Результаты 2013: (9класс) до этого не вела этот класс

На начало года:    

  • Вводный контроль: всего 28 учащихся, писавших: 25

«5» - 0 человек

«4» - 0 человек

«3» - 3 человека

«2» - 22 человека

  • Итоги ГИА:

Качество знаний составило 54%, где из 28 учащихся «5» получили 5 человек, «4» - 10 человек.

Результаты 2019: (9 класс) до этого не вела этот класс.

На начало года:    

  • Вводный контроль: всего 30 учащихся, писавших: 18

«5» - 0 человек

«4» - 7 человек

«3» - 4 человека

«2» - 7 человека

  • Итоги ГИА:

Качество знаний составило 77%, где из 30 учащихся «5» получили 6 человек, «4» - 17 человек.

Оба класса были с низкой мотивацией по предмету.

Данную групповую работу использую в классах с низкой мотивацией, в выпускных классах,  иногда провожу групповую работу в классе с высокой мотивацией, но значительно реже.

Проект находится в постоянном развитии, в ходе работы возникают новые идеи. Поэтому путь саморазвития бесконечен.

С сентября 2019 года веду уроки математики в профильном 5А классе, параллельно веду кружок «Решение олимпиадных задач». Главной своей задачей ставлю: объяснить учащимся ЗАЧЕМ необходимо изучать математику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Самостоятельная работа учащихся на уроках математики как средство формирования личностных УУД ».

Вводная часть.Нынешним школьникам предстоит начать самостоятельную жизнь и трудовую деятельность в условиях, которые ещё не созданы, осваивать ещё неизвестные технологии, пользоваться ещё не открытыми...

Самостоятельная работа учащихся на уроках математики как средство формирования личностных УУД.

между необходимостью формирования универсальных учебных действий и неразработанностью механизмов приёмов их формирования в образовательной практике школы;учащиеся получают все знания основ наук в гото...

Использование интерактивной доски на уроках математики как средства повышения мотивации и качества знаний по предмету

В  статье представлен наработанный опыт работы по использованию интерактивной доски на уроках математики....

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики как средство повышения интереса к предмету

Эффективность обучения зависит не столько от способностей человека, сколько от сформированности его мотивации учения. Учащиеся, которые осознают значимость процесса обучения, достигают высоких ...

Выступление на МО учителей ЕМЦ "Организация самостоятельной работы учащихся на уроке как действенное средство повышения его качества"

Организация самостоятельной работы  учащихся на уроке как действенной средство повышения его качества       Самостоятельная работа - важнейшее условие саморегуляции ...