Эффекты «яркого пятна» и «актуальности» на уроках математики в 5 классе.
методическая разработка по математике (5 класс)

Если мы хотим привлечь внимание ученика к изучаемой теме нужно выделить необходимое понятие или объект. Для этого существует специальный прием условно называемый «яркое пятно» или «актуальность». В качестве «яркого пятна» могут быть использованы случаи из жизни, притчи, шутки, то есть любой материал, который заинтригует и захватит внимание обучающихся, но он обязательно должен быть связан с темой урока.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_effekt_yarkogo_pyatna.docx672.74 КБ

Предварительный просмотр:

Эффекты «яркого пятна» и «актуальности» на уроках математики в 5 классе.

Если мы хотим привлечь внимание ученика к изучаемой теме нужно выделить необходимое понятие или объект. Для этого существует специальный прием условно называемый «яркое пятно» или «актуальность». В качестве «яркого пятна» могут быть использованы случаи из жизни, притчи, шутки, то есть любой материал, который заинтригует и захватит внимание обучающихся, но он обязательно должен быть связан с темой урока.

На уроках математики 5 класса при изучении темы «Обыкновенные дроби» таким пятном могут стать мандарины, пирог, конфеты… Этот вкусный «дидактический материал» является неожиданностью и включает ориентировочно-исследовательскую реакцию. Это позволяет каждому ученику идти к решению своим путем. Рассматриваем разные способы решения, обязательно кто-нибудь предложит более рациональный способ, делаем выводы, формулируем тему урока.

Фрагмент этапа актуализации темы «Обыкновенные дроби»

У каждого ребёнка на парте мандарин на одноразовой тарелке (фрукты предварительно вымыты, среди родителей проведен опрос о наличии аллергической реакции на цитрусовый продукт, парты и руки детей обработаны). Предлагается почистить мандарин и посчитать количество долей.

«Из скольких равных долей состоит ваш мандарин?» - учитель спрашивает всех детей.

Разделить детей на группы по равному количеству долей.

«Какие доли в вашей группе?» - учитель спрашивает детей каждой группы.

«Как у вас называется одна доля?» - учитель спрашивает детей каждой группы.

«Как у вас называется две доли?» - учитель спрашивает детей каждой группы.

И так далее.

«Целый мандарин состоит из скольких ваших долей?» учитель спрашивает детей каждой группы.

Можно предложить детям съесть одну восьмую (смотря какие доли получились) мандарина. Тут же можно отработать актуализацию тем «Сравнение дробей», «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».

Фрагмент этапа актуализации темы «Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда».

Перед классом пуфик в форме прямоугольного параллелепипеда, линейка метровая.                       

«Ребята, нам нужно склеить  из картону коробку для этого пуфа, чтобы перевезти его на другой корпус» - проблемная ситуация.

«Какие размеры нам необходимо знать?»

«Какую величину уметь вычислять?»

Сообщение темы с мотивирующим приёмом:

- приём «яркого пятна»;

- прием «актуальности»

помогает обнаружить смысл, значимость предлагаемой темы урока для учащихся.

Данная ситуация на уроке делает учителя и детей равноправными участниками совместной учебной деятельности; обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, делает учебную деятельность для учащихся более привлекательной за счет житейского владения вопросом.

Список литературы:

  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/ Под редакцией ГИ Щукиной. М.: Просвещение, 1984
  2. Журнал «Математика в школе»
  3. http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/4661/1/03Chiboksarova2.pdf

Учитель математики Филиппова Мария Михайловна, МБОУ СОШ Селихинского с.п. Комсомольского района Хабаровского края


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 5 класс по теме Решение задач на движение Карта урока по ФГОС

1. ФИО Пивовар Елена Васильевна 2. Место работы МБОУ СОШ №4 СУИОП им.Г.К.Жукова 3. Должность Учитель математики высшей категории 4. Предмет Математика 5. Класс 5 6. Тема и номер урока в те...

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Урок математики 5 класс.Технологическая карта к уроку

технологическая карта урока математики 5 класс. Тема: Делимостьь чисел.Свойства делимости.(в соответствии с ФГОС)...

Урок математики 6 класс VIII вид Тема урока: Скорость, время, расстояние (путь).

Разработка урока коррекции и систематизации знаний по изученной теме с элементами краеведения по теме «Скорость, время, расстояние (путь)»; карта учета умений учащихся 7  класса; интеллект-карта...

урок математики 6 класс "Решение задач с помощью пропорций" конспект урока и призентация

решение задач на прямую и обратную пропорциональность с последующим построением диаграмм....

урок математики 6 класс Бунимович тема урока "Решение задач с помощью уравнений"

урок составлен полностью в соответствии с требованием ФГОС, разработка содержит технологическую карту, презентацию...