Интеллектуальная игра "Математические заморочки"
методическая разработка по математике (7 класс)

Игра «Математические заморочки» представляет собой внеклассное мероприятие, которое проводилось в рамках недели математики для учащихся 7 классов. Игра содержит занимательные и логические задачи, творческие задания. Мероприятие направлено на развитие познавательной активности, логического мышления, навыков коллективной работы, расширения кругозора учащихся. Разработка содержит план-конспект и мультимедийную презентацию.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Математические заморочки2.94 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 15 г.Мозыря имени генерала Бородунова Е.С.»

Интеллектуальная игра

«Математические заморочки»

                                                                   

                                                               

                                                                                                 

                                                                                                    Учитель  математики

Шоба С.Н.

                                                                 Мозырь  2022

ЦЕЛИ:  1)  повысить  у  учащихся  интерес  к  математике;

  1. научить  применять  полученные  на  уроках  знания;
  2. познакомить  учащихся  с  известными  учеными – математиками  древности  и  современности ;
  3. развивать   сообразительность,  логическое  мышление  и  смекалку,  внимание  и  быстроту  реакции;
  4. развивать  навыки  сплоченной  работы  в  условиях  ученического  коллектива;
  5. воспитывать  у  учащихся  чувство  коллективизма,  стремление  к  победе;
  6. воспитывать  чувство  ответственности  за  порученное  дело,  добросовестное  отношение  к  заданию  и  его  выполнению. 

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями.

ПЛАН  МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Вступление.
  2. 1  тур. «Эрудиты».
  3. 2  тур. «Узнай математика».
  4. 3  тур.  «Математические заморочки».
  5.  Игра  со  зрителями. «Борьба  за  цифру».
  6. 4  тур.  «Анаграммы».
  7. 5  тур.  «Ребусы».
  8. Игра  со  зрителями. «Каждой  руке  свое  дело».
  9.   6  тур.  «Живые картины».
  10. Подведение  итогов  игры.  Награждение победителей.

        Ход игры

Математика  - самая  древняя  из  наук, она  была  и  остается  необходимой  людям.  Слово  «математика»  греческого  происхождения,  оно  означает  «наука»,  «размышление».  В  древности  часто  полученные  знания,  открытия  старались  сохранить  в  тайне.  Например, в  школе  Пифагора  запрещено  было  делиться  своими  знаниями  с  непифагорейцами.  За  нарушение  этого  правила  один  из  учеников,  требовавший  обмена  знаниями – Гиппас  был  изгнан  из  школы.  Сторонников  Гиппаса  стали  называть  математиками, т.е.  приверженцами  науки.

Все  без  исключения  начинают  изучать  основы  математики  уже  с  первых  классов  школы,  потому  что  эта  наука  нужна  всем,  особенно  сейчас,  когда  математика  проникла  во  все  отрасли  знаний – физику  и  химию,  науки  о  языке  и  медицину,  астрономию  и  биологию  ит.д.  Математики  учат  вычислительные  машины  сочинять  стихи  и  музыку,  измерять  размеры  атомов  и  проектировать  платины  электростанций.

Математика  необходима  в  любой  профессии,  какую  бы   вы  ни  выбрали  для  себя.  Но  кроме  того  вы  могли  заметить: это  и  очень  интересная  и  увлекательная  наука.  Любите  ее.  Если  вы  и  не  станете  математиками,  знания  пригодятся  вам  и  на  Земле,  и  в  космосе.

Итак, мы  начинаем  интеллектуальную  игру  «Математические заморочки»,  благодаря  которой  мы  узнаем,  как  вы  знаете  математику.  В  игре  принимают  участие  2  команды.  

Ракета  небо  прочеркнула,

Ей  в  космос  путь  давно  не  нов.

Не  слышно  рокота  и  гула

Уж  из-под  облачных  ковров…

И  прежде  чем,  заметьте  кстати,

Ракете  той  был  дан  прицел,

Ее  маршрутом  математик

На  крыльях  формул  пролетел.

Сухие  строки  уравнений –

В  них  сила  разума  влилась,

В  них – объяснение  явлений,

Вещей  разгаданная  связь!

1 тур. «Эрудиты»

Каждой  команде  предлагается  за  1  минуту  ответить  на  большее  число  вопросов.

                                             Вопросы для  1  команды.

  1. Как  называется  сотая  часть  числа?    (процент)
  2. Число людей в квартете?   (4)
  3. Назовите  наименьшее  натуральное  число.   (1)
  4. Единица  измерения  скорости  в  море.          (Узел)
  5. Какой знак надо поставить между двумя тройками, чтобы получить число больше 3, но меньше 4?      (Запятую)
  6. Какие  цифры  употребляют  в  десятичной  системе?       (Арабские)
  7. Чему равно 2 в четвертой степени?       (16)
  8. Число 27 простое или составное? (составное)

9) Как  называется  отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны ?           (Медиана)

     10)Как называется треугольник, у которого все стороны равны?

( равносторонний)

11)  Чему  равна  сумма  углов  треугольника?      (180о)

12) Сколько козлят было у многодетной козы? (7)

                                          Вопросы  для 2  команды.

1)  Как называется дробь, у которой числитель меньше знаменателя?    (Правильная)

  1. Чему равно 3 в кубе? (27)

3)  Соперник нолика.                  (крестик)

4)  Чему  равен  1  пуд?                              (16 кг)

5)  Верно ли, что 49 составное число?               (Верно)

6)  Чему  равна  ¼  часть  часа?                     (15  мин)

7)  Прямоугольник, у которого все стороны равны.       (Квадрат)

8)  Результат деления   (Частное)

9) Перпендикуляр, проведенный из вершины треугольника к противолежащей стороне.     (Высота)

10) Чему равна сумма смежный углов? (1800)

     11)  Как  называется  треугольник,  у  которого  2  стороны  равны?   (Равнобедренный)

12) Сколько лет спал Илья Муромец?        (33).   

2   тур.  «Узнай математика».

На доске портреты 8 ученых-математиков. Вам надо ответить на вопрос и найти нужного математика.

3  тур.  «Математические заморочки».

Команды  по  очереди  отвечают  на  вопросы.  Правильный ответ – 1 балл.

1) Пять студентов стали победителями конкурса, набрав 22, 21, 20 баллов , заняв соответственно 1,2,3 места. Сколько студентов завоевали каждое призовое место, если вместе они набрали 104 балла?     ( 1 место-1 студент, 2 место – 2 студента, 3 место – 2 студента).

2)  Как сварить яйцо за 2 мин, если в вашем распоряжении всего пара песочных часов на 5 мин и на 3 мин) (перевернуть одновременно часы. Когда из песочных часов на 3 мин пересыплется весь песок, бросать яйцо в воду)

3) Недалеко от берега стоит корабль со спущенной лестницей вдоль борта. Расстояние между ступеньками 30 см. Самая нижняя ступенька касается воды. Начинается привив, который поднимает воду на 15 см за каждый час. Через какое время накроется водой третья ступенька?                (  Корабль поднимаеся вместе с водой, поэтому ник через какое)

4) Пруд зарастает ряской. Каждые два дня пространство заросшее ряской удваивается. Весь пруд покрылся ряской в течение 64 дней. За сколько дней заросла ряской четверть пруда? (60)

5)  В доме 6 этажей одинаковой высоты. Во сколько раз лестница на 6 этаж длиннее чем на 2 этаж? (в 5 раз)

6)   Расстояние между двумя столбами 50м.Сколько столбов надо установить на расстоянии в 500м?    (11)

ИГРА  СО  ЗРИТЕЛЯМИ.     « Борьба  за  цифру»

Перед  вами  таблица  с  числами.  Постарайтесь  показать  и  назвать  подряд  все  числа  от  1  до  24,  расположенные  в  клетках  в  беспорядке.

5

14

2

23

16

7

24

13

11

3

20

4

8

1

19

22

21

15

9

17

12

18

10

6

4  тур. «Анаграммы».

  1. БОРДЬ (дробь)
  2. ИНАДЕМА (медиана)
  3. ЛУКОНЕРЬТИГ (треугольник)
  4. ТСАКИСИРБСЕ (биссектриса)

ИГРА  СО  ЗРИТЕЛЯМИ.

«Каждой  руке  свое  дело».

Правая  рука  чертит  окружность,  левая – треугольник.( в  воздухе).

5 тур.  «  РЕБУСЫ».

Команды по очереди разгадывают ребусы. Разгаданный ребус – 1 балл.

  1. Дробь
  2. Диагональ
  3. Модуль
  4. Аксиома
  5. Задача
  6. Пифагор

Игра со зрителями

1)   На  озере  росли  лилии.  Каждый  день  их  число  удваивалось,  и  на  20  день  заросло  все  озеро.  На  какой  день  заросла  половина  озера?     ( На  19  день).

2)   Какое  число  в  Древней  Руси  называли  тьма?       ( 1  млн)

3)   Шел  паломник  в  Иерусалим  и  встретил  трех  странников.  Каждый  из  них  нес  3  мешка,  в  каждом  мешке  по  3  кота.  Сколько  живых  существ  двигалось  в  Иерусалим?                 (  Один  паломник)

4)   Надо  разделить  5  яблок  между  5  девочками  так,  чтобы  одно  яблоко  осталось  в  корзине?               ( Одно  яблоко  надо  отдать  вместе  с  корзиной)

5)   На  уроке  физкультуры  учащиеся  стали  в  один  ряд  на  расстоянии  1м  один  от  другого.  Весь  ряд  был  длиной  25м.  Сколько  было  учащихся?   (26)

6)   В  какой  стране  были  изобретены  современные  цифры?      (В   Индии) 

Команды  задают  друг  другу  вопросы,  связанные  с  истории  математики.

  1. Кто  из  математиков  древности  погиб  от  меча  римского  солдата,  гордо  воскликнув  перед  смертью: «Отойди,  не  тронь  моих  чертежей!»

( Греческий  ученый,  математик  Архимед,  основатель  гидростатики  и  защитник   Сиракуз.И  сегодня  известны  спираль  Архимеда,  закон  Архимеда,  аксиома  Архимеда  ит.д.  Это  он  определил  приближенное  значение  числа  пи. Крылатой  стала  его  фраза: «Дайте  мне  точку  опоры  и  я  переверну  землю.»

  1. В  какой  стране  были  изобретены  современные цифры  и  современная  система  счисления? (В  Индии).
  2. О  каком  знаке  в  математике  английский  математик  Рекорд  сказал  так:

« Ничто  не  может  быть  более  равным,  чем  два  параллельных  отрезка»?

( О знаке «=».  Знак «+»  ввел  Рекорд  в  1556г.)

  1. Вы  слышали  пословицы  и  поговорки:

Мал  золотник,  да  дорог.

Здоровье  приходит  золотниками,  а  уходит  пудами.

Свой  золотник  чужого  пуда  дороже.

Что  такое  золотник?

(  Старинная  русская  мера  веса (массы).  С  конца  16  века  он  служил  единицей  веса  драгоценных  металлов  и  камней. Он  же – устройство,  служащее  для  автоматического  управления  потоком  пара(жидкости, газа)  в  тепловых,  гидравлических  и  пневмонических  машинах.  

Золотник – 4.3 г).

7 тур. ''Живые картины''

Ребята из каждого класса должны показать нам ''немые сценки'' по пословицам и поговоркам, содержащим числа или числительные. Жюри оценивает ''узнаваемость'' поговорки или пословицы, художественный уровень воплощения

1. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь

2. Один в поле - не войн.

3. Ум хорошо, а два – лучше.

4. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

5. Обещанного три года ждут.

6. Семь пядей во лбу.

Подведение итогов. Рефлексия.

Закончите  предложение:

  • Я  себя  могу  похвалить  за  то, что …
  • Мне  было трудно …
  • Было интересно …
  • Больше  всего  мне  понравилось…
  • Мне  не  удалось…

      У каждого из вас на столе карточки (зеленая, желтая, красная) Уходя из класса, отдайте учителю одну из них.

      Карточка зеленого цвета обозначает: «Я удовлетворен игрой, игра была полезена  для меня, я много, с пользой и хорошо работал, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке».

      Карточка желтого цвета обозначает: «Игра была   интересена, я принимал в ней активное участие, в определенной степени полезна для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на достаточно комфортно».

      Карточка красного цвета обозначает: «Пользы от игры я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, мне это неинтересно, к ответам на игре я был не готов».

Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Кулинарные заморочки"

Для внеклассной работы...

Внеклассное мероприятие по информатике "Компьютерные заморочки"

Внеклассное мероприятие по информатике "Компьютерные заморочки" для 7-8 классов...

Внеклассное мероприятие "Компьютерные заморочки"

Внеклассное мероприятие направлено на формирование научно-познавательного интереса у учащихся к предмету информатика и ИКТ....

Классный час "Интеллектуальные заморочки"

Данный классный час направлен на формирование творческих способностей и интереса к творческой деятельности.Развиватие мышление и  речь, а также на воспитание чувства взаимопомощи и товарище...

игра по станциям "Географические заморочки"

игра по станциям "Географические заморочки" для 6-7 классов...

Математическая игра "Интеллектуальные заморочки"

Математическая игра  "Интеллектуальные заморочки"...

Классный час ,,Интеллектуальные заморочки"

Цель: Выявление интеллектуального потенциала по различным предметам. Задачи: 1. Способствовать развитию логического мышления и умственных способностей учащихся. 2. Развивать познавательную и творче...