Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» (раздел «Формирование элементарных математических представлений») на тему: «Путешествие в сказку «Теремок» для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
план-конспект по математике

Захарова Галина Александровна

Формирование элементарных математических представлений у детей  в совместной игровой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx35.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по образовательной области  «Познавательное развитие»

(раздел «Формирование элементарных математических представлений»)

на тему: «Путешествие в сказку «Теремок» для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей  в совместной игровой деятельности.

Задачи:
Коррекционно - образовательные:

  • Закреплять навык пересчета предметов, восприятия количества с помощью слухового, зрительного и двигательного анализаторов, упражнять в соотнесении числа и количества, числа и цифры;
  • закреплять представления  о геометрических фигурах, умения различать геометрические фигуры;
  • закреплять понятия длинный - короткий, короче - длиннее, вверху - внизу;
  • продолжатьформировать умение различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы «сколько», «какой по счёту»?

Коррекционно – развивающие:

  • Развивать мыслительную и речевую деятельность, конструктивные способности, координацию речи с движением.  

Коррекционно – воспитательные:

  • Воспитывать дружелюбие, доброту, отзывчивость.

Интеграция образовательных областей

  • «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Методы и приемы:

  • Игровые и сюрпризные моменты, проблемная ситуация, дидактические игры и упражнения, загадки, рассматривание картинок, показ, беседа, вопросы.

Предварительная работа: 

  • Прослушивание русской народной сказки «Теремок», рассматривание иллюстраций к сказке, беседы о весне, отгадывание загадок, конструирование из палочек Кюизенера, дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Найди фигуру», «Узнай цифру» и др.

Индивидуальная работа:

  • Учить проговаривать выполняемые действия и его результат,                        развивать связную речь.

Демонстрационный материал:

  • Рисунок «Теремок», плоскостные фигурки зверей (мышка, лягушка, зайчик, лиса, медведь), 2 полоски разной длины, бабочка, 4 флажка разного цвета, бубен, схема – образец дома.

Раздаточный материал:

  • Картинки с приметами весны, карточки с цифрами от 1 до 5, мышка - игрушка , 2 полоски разной длины, геометрические  фигуры (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал), мешочек, пуговицы,  схема – образец дома, палочки Кюизенера.

Структура занятия:

I. Организационный момент

Игра «Сосчитай и назови приметы весны»

II. Основная часть

1. Загадка. Игровая ситуация - приглашение в сказку                                                                                                                  

2. Дидактическая игра «Найди дорожку»

3. Пальчиковая гимнастика «Две веселые лягушки»

4.  Игра «Бусы»

5. Глазная гимнастика «Бабочку мы увидали»

6. Дидактическая игра «Какого флажка не стало?»

7. Физкультминутка «Игра в профессии»

8. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

9. Работа по схеме – образцу с палочками Кюизенера

III. Заключительная часть

   Итог занятия. Рефлексия

Ход НОД

I. Организационный момент

Учитель-дефектолог: Ребята, какое сейчас время года?

Дети: Весна.

Учитель-дефектолог:Какие приметы весны вы знаете?

Ответы детей

Игра «Сосчитай и назови приметы весны»

Учитель-дефектолог: Ребята, я каждому из вас приготовила картинки с приметами весны. Сосчитайте и назовите количество предметов на ваших картинках.

Каждый ребенок называет одну из примет весны, согласовывая числительное с существительным

II. Основная часть

Учитель-дефектолог:  Ребята, вы любите сказки?

Дети: Да

Учитель-дефектолог:  В чистом поле Теремок-Теремок
Он не низок, не высок – не высок.
Кругом чистые луга,
Рядом чистая река.

—Ребята как вы думаете, в какую сказку мы попали?

Дети: В сказку Теремок                                                                                                          

Учитель-дефектолог:  Правильно!                                                                

—Итак, сказка начинается.

Стоит в поле теремок-теремок,                                                                                                              Он не низок, не высок.                                                                                                               Как по полю, мышка бежала,                                                                                                                  Теремок увидала                                                                                                                            (педагог выставляет мышку на полянке перед теремком)

1. Игра «Найди дорожку»

— А к терему 2 дорожки ведут, одна длинная, а другая короткая. Мышка запуталась, по какой дорожке ей быстрей добраться до теремка - по длинной дорожке или по короткой?

—Ребята, как вы думаете?

Дети: По короткой дорожке.

Учитель-дефектолог: Да, ребята, правильно, по короткой дорожке быстрей мышке добежать до домика, а теперь нам нужно правильно указать ей, где короткая дорожка.

 — У вас на столах, у каждого лежат 2 полоски - «дорожки», они разные по длине.  Мы их сравним, и на короткую полоску положим мышку.

Дети выполняют задание.

— Ребята, мы говорим зеленая полоска, короче, чем красная. Можно сказать и по-другому, красная полоска - длиннее, чем зеленая.

— Молодцы, ребята, вы правильно указали короткую дорожку, вот и мышка добралась до теремка, и стала в нём жить.

Учитель-дефектолог:  Сколько зверушек стало жить в домике? (1)

— Покажите цифру 1. (дети выполняют задание)

 Учитель-дефектолог:  Стоит в поле теремок- теремок.

Лягушка скачет по болоту.

В теремке ей жить охота (появляется лягушка)

— Пока лягушка скакала, бусы потеряла.                                                                                      Плачет бедная: Беда! Помогите, детвора!

— Ну что, ребята, поможем лягушке?

Дети: Да

Учитель-дефектолог:  Но, сначала покажем, как могут прыгать лягушки.

Пальчиковая гимнастика «Две веселые лягушки»

Две веселые лягушки,                                                                                      

Ни минуты не сидят.                                                                                    

Ловко прыгают подружки,                                                                      

 Только брызги вверх летят.                                                                                                    

Дети сжимают руки в кулачки и кладут их на парту пальцами вниз. Резко распрямляют пальцы (рука как бы подпрыгивает над партой) и кладут ладони на парту. Затем тут же резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту.

2. Игра «Бусы»

Учитель-дефектолог:  У вас на подносах лежат геометрические фигуры.  Вот из них мы и выложим бусы для Лягушки. Какую фигуру я буду называть, такую фигуру вы и выкладывайте у себя на столе.                                                                                    

 Дети выкладывают геометрические фигуры.

—Какой по счету квадрат?

Дети: Первый по счету

— Какой по счету прямоугольник?

Дети: Третий по счету

— Какой по счету круг?

Дети: Второй по счету

— Какая фигура четвертая по счету?

Дети: Треугольник

— Как называется пятая фигура?

Дети: Овал

Учитель-дефектолог:  Лягушка-квакушка, посмотри, какие красивые бусы получились у ребят.

— Теперь Лягушка довольная поскакала прямо к теремку, и стала там жить вместе с мышкой. Сколько теперь зверушек в домике?  (2)

— Покажите цифру 2. (дети выполняют задание)

Педагог выставляет зайчика.

Учитель-дефектолог:  Тут на опушку выскочил Зайчик, посмотрел вверх, а там бабочка летает.

—Давайте и мы проследим за бабочкой, как она летает.

Глазная гимнастика«Бабочку мы увидали»

Бабочку мы увидали, с бабочкой поиграли.

Бабочка вправо полетела, глазки вправо посмотрели.

Бабочка влево полетела, глазки влево посмотрели.

Ветер вверх её поднимал и на землю опускал.

Глазки смотрят вверх и вниз…

3. Дидактическая игра «Какого флажка не стало?»

Учитель-дефектолог:  Попросился зайчик в теремок и его впустили. И решил он украсить теремок разноцветными  флажками.    Педагог выставляет флажки.

—Посмотрите внимательно, какого цвета флажки? (дети называют цвета)

Учитель-дефектолог:  Наступила ночь, все закрыли глаза. (убирается1 флажок)

—Утром все проснулись, открыли глаза и увидели, что одного флажка не хватает, флажка какогоцвета? (игра повторяется несколько раз).

—Сколько зверушек живет в теремке? (3)

— Покажите цифру 3. (дети выполняют задание)

Учитель-дефектолог: Зайчишка думает, что вы устали и предлагает вам отдохнуть.

Физкультминутка «Игра в профессии»

Если хочешь стать маляром — делай так,(красят кистью)

Если хочешь стать швеей, то делай так, (строчат на машинке)

Если будешь ты водитель — делай так, (вращают руль)

Если будешь ты сапожник — делай так, (топают ногами)

Если будешь ты столяр — делай так,(хлопают руками)

Если будешь ты спортсмен – делай так. (приседают)

—Хватит в профессии играть, пора нам сказку продолжать.

Педагог выставляет лисичку.

4. Игра «Чудесный мешочек»

Учитель-дефектолог: Тише, тише не шумите, кто-то к нам идет сюда. Ну, конечно же…

Дети: Лиса.

Учитель-дефектолог: Попросилась она в теремок и её впустили. Лисичка хочет с вами поиграть вигру «Чудесный мешочек».

— Ребята, надо достать на ощупь столько пуговиц, сколько раз Лисичка  ударит в бубен.

Каждый ребенок на ощупь отсчитывает до 2- 5-и пуговиц и выкладывает их на стол.

Учитель-дефектолог:  Сколько зверушек теперь живет в теремке? (4)

Учитель-дефектолог:  Покажите цифру 4. (дети выполняют задание)

Учитель-дефектолог:  А по лесу уж Медведь идёт. Вдруг увидел теремок – как заревёт: «Вы пустите меня в теремок!» Испугались звери.

—Влезет ли медведь в теремок?

Дети:  Нет

Учитель-дефектолог:  Почему?

Дети:  Медведь очень большой.

Учитель-дефектолог: Что же делать? Ведь мишке будет плохо на улице жить!

Ответы детей

Учитель-дефектолог: Давайте вместе построим дом, чтоб всем места хватило.

Учитель-дефектолог: Ребята, как называется  профессия людей, которые строят дома?

Дети: Строители.

Учитель-дефектолог: Правильно. Вот и мы сегодня превратимся в строителей.

—А строить новый теремок мы будем из волшебных палочек и по схеме, которая у нас есть.

5. Работа по схеме – образцу с палочками Кюизенера.

Учитель-дефектолог: Ребята, давайте сначала посмотрим, что есть у домика?(стены, крыша, окно, дверь)                                                                                                                        Дети вместе с педагогом рассматривают схему домика.

Раздаточный материал на каждого ребенка.

Учитель-дефектолог: Посмотрите внимательно, какие палочки вы должны использовать при строительстве дома. Начинаем работу. 

Дети выкладывают теремок из палочек Кюизенера.

Учитель-дефектолог: Молодцы, ребята, помогли зверушкам новый теремок построить, лучше прежнего выстроили.

—Сколько зверушек теперь живет в новом теремке? (5)  

Учитель-дефектолог:  Покажите цифру 5(дети выполняют задание)

III. Заключительная часть

Рефлексия.

Учитель-дефектолог:  Ребята, вам понравилась сказка?

 Кто первым к домику прибежал? (мышка)

 А кто пришел последним? (мишка)

—  В какие игры вам понравилось играть?

—  А теперь ответьте, сколько всего зверей живет в теремке?

Литература:

  • Морозова И. А., Пушкарева М. А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий для работы с детьми 4-5 лет с ЗПР. – Издательство Мозаика – Синтез. Москва 2009
  • Морозова И. А., Пушкарева М. А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – Издательство Мозаика – Синтез. Москва 2008
  • Русская народная сказка «Теремок»
  • Узорова О. В., Нефедова Е. А.  Пальчиковая гимнастика  М.: АСТ; Астрель, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ, РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Первый год обучения.

Рабочие программы составлены по программе   для  специальных дошкольных учреждений  «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», допущенной Министерством образования ...

Конспект интегрированного логопедического занятия "Путешествие в страну Звукляндию" для детей старшего дошкольного возраста

Материал представлен в виде конспекта интегрированного логопедического занятия по дифференциации звуков. В основу легли материалы М.Ф. Фомичевой...

Формирование первоначальных представлений о предложении, как основной единицы языка у детей старшего дошкольного возраста

Любой педагог стремится в своей деятельности найти такие методы, приемы и формы работы, которые будут способствовать всестороннему развитию ребенка.Данная методическая разработка (приложение два консп...

Сценарий театрализованного представления "Теремок" для детей старшего дошкольного возраста

Сказочница: Как-то раз в лесу густом,Дед-лесник построил дом: стены, крыша, дверь, замок.Ну не дом, а теремок!Теремок не для людей, а для всех лесных зверей....

Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Путешествие к бабушке Оле» для детей младшего дошкольного возраста.

Обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров....

Методическая разработка на тему «Путешествие в страну знаний» для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка на тему "Путешествие в страну знаний" для детей страшего дошкольного возраста...

Формирование представлений о времени (утро- день- вечер- ночь) у детей старшего дошкольного возраста.

Для того, чтобы закрепить представления детей старшего дошкольного возраста о частях суток необходимы  жизненный опыт ребёнка, многократное повторение  данных понятий и терпение родителей. Д...