Конспект по математике 5 класс "Арифметический метод решения текстовых задач"
план-конспект занятия по математике (5 класс)

Степаненко Светлана Михайловна

Мной разработан конспект по по математике для 5 классов по теме: "Арифметический метод решения текстовых задач". Данный материал хорошо оспользовать на 2-3 уроке по теме. В нем хорошо подобраны задачи от самых простых, до более сложных. Как новый материал представлены задачи на Старинные меры длины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИО   Степаненко Светлана Михайловна

Предмет: Математика

Класс: 5

Тип урока:

УМК: УМК  С.М.Никольского и др.  «Математика, 5». – М.: Просвещение, 2019г. Учебник  Никольский С.М. и др. Математика 5 класс. –М.: Просвещение,2019

Технологическая карта

Тема

«Арифметический метод решения текстовых задач»

Цель

закрепление и при необходимости коррекция изученных  способов действий – понятий, алгоритмов решения задач.

Задачи

  • строить модель условия задачи в виде  схемы, рисунка (если это необходимо) целью поиска решения задачи;
  • осуществлять способ поиска решения задачи;

интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;

Формируемые УУД

  • Личностные: Формирование  готовности и способности учащихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию.
  • Формирование доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению по поводу разрешаемой проблемы, готовности вести диалог с окружающими  и достигать в нем взаимопонимания.  
  • Формирование ценности здорового образа жизни

  • Регулятивные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определятьспособы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, определять возможные роли в совместной деятельности;

Основные понятия

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

 -рабочие тетради, учебники: Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин

-раздаточный материал

Организация пространства

Этап урока

Деятельность учителя

Используемые методы, приёмы, формы

Планируемые результаты

УУД

1.Самоопределение к деятельности.

Постановка учебной задачи

Цель. Формулирование темы урока.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

– Здравствуйте, ребята. Начать  урок мне хотелось бы  с фразы известного математика Джорджа Пойа. Посмотрите на экран и постарайтесь прочитать, т.к. когда я набирала текст, у меня сломалась клавиша для пробела. (На экране фраза «Есливыхотите научитьсяплаватьтосмеловходитевводуаеслихотитенаучитьсярешатьзадачиторешайтеих».)

Вторая подсказка: А теперь давайте посмотрим, что есть у вас на партах для работы сегодня на уроке. Это ваши рабочие тетради и раздаточный материал (карточки).  В течение урока вы будете с ним работать. .

- Итак, чем, как вы думаете, мы будем заниматься на уроке?

Т.е какая может быть тема сегодняшнего урока?  (решение задач)

Запишите в тетради число 19.10, классная работа и тему  «Решение задач»

Визуальный контроль готовности кабинета и рабочего места к уроку. Включаются во взаимодействие с одноклассниками и с учителем.

Читают фразу на экране.

Отмечают пробелы.

Отвечают на вопросы

Формулируют тему урока и записывают её на рабочую тетрадь

Взаимное приветствие, контроль присутствующих, проверка готовности кабинета и учащихся к уроку

Беседа в ходе фронтальной работы

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: уметь  преобразовывать информацию из одной формы в другую

2. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Начнем наш урок с устных задач

1)В одном зоопарке живёт 30 кроликов, а в другом – на 12 кроликов меньше. Сколько кроликов во втором зоопарке?

2)Карандаш стоит 87 рублей, а ручка – на 6 рублей дороже карандаша. Сколько стоит ручка?

3)Пачка печенья стоит 16 рублей, а пачка мармелада в 3 раза дороже. Сколько заплатили за мармелад?

4)В кинотеатре два зала в первом 35 рядов, а во втором в 3 раза меньше. Сколько рядов во втором зале?

5)На первую машину погрузили 24 бочки бензина, что в 2 раза меньше, чем погрузили на вторую машину. Сколько бензина было погружено на вторую машину?

6)Отцу 40 лет. Сыну 20.Во сколько раз отец старше сына?

Какие знания вам сегодня понадобятся для решении задач?

Ответы  детей: устно

(первый называет действие, второй вычисляет)

Учащиеся озвучивают свои ответы

Наблюдение, проблемная ситуация, работа с текстом

Познавательные уметь работать со словесным материалом, запоминать математическую терминологию; уметь определять тип задачи и способы её решения Коммуникативные:уметь высказывать своё мнение, учитывать мнение одноклассников

Регулятивные: уметь выполнять предложенную работу

3. Повторение» учащимися  знаний по теме

Цель.

Повторить задачи на арифметические действия.

Открываем учебники на стр.45 №200(а)

У Васи было 46 марок. За год его коллекция увеличилась на 230 марок. Во сколько раз увеличилась коллекция?

№201

Для награждения победителей математической олимпиады купили 10 книг по 9 рублей и 12 комплектов головоломок-на общую сумму 222 рубля. Сколько стоит один комплект головоломок?

Учащийся решает задачу у доски с полным объяснением.

Обсуждаем вместе этапы решения задачи. Выполняют в тетради самостоятельно. Потом меняются тетрадями и проверяют решение. Решение на слайде.

Работа с учебником.

Самопроверка.

Личностные: формирование  готовности и способности к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию.

Регулятивные: уметь проверить решение  и  оценить результат

Динамическая пауза

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли.

В стороны, вперёд, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело

Ученики показывают движения

4.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель.

Мотивировать учащихся к учебному действию.

Выполняем задание для самостоятельной работы по вариантам сложности

1 вариант(отметка удовлетворительно)

С кустарника красной смородины собрали 312 кг ягод, а с другого кустарника  в 3 раза меньше. С какого кустарника собрали ягод больше и на сколько?

2 вариант (отметка хорошо)

В автомагазине продается 57 комплектов шин. В каждом по 5 шин. За неделю продали 190 шин. Во сколько раз меньше осталось в магазине, чем было в магазине?

3 вариант сложности (отметка отлично)

В мягком вагоне 18 спальных мест, а в плацкартном вагоне 54 места. В составе скорого поезда 1 мягкий вагон, 6 плацкартных и 11 купейных. Сколько спальных мест в купейном вагоне, если во всех вагонах состава 738 спальных мест?

Ученики выбирают задачу по своим возможностям и работают самостоятельно.

Самостоятельная работа.

Регулятивные: уметь выбрать задачу, объективно оценивая свои способности

5. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

Решим задачу на старинные меры длины

Дорога длиной две версты от лесной сторожки до сельской церкви шла сначала лесом, а потом открытым полем. Два сына лесника Сергей и Николай вздумали измерить длину этой дороги с разных концов. Сергей шел от сторожки и мерил палкой в 1 сажень, а Николай шел от церкви и мерил палкой в 1 фут. На опушки леса они встретились и к своему удивлению обнаружили, что у каждого из них палка уложилась одинаковое число раз. На каком расстоянии дорога тянется лесом?

Для решения этой задачи нам понадобится знания новых  единиц измерений

1 фут = 7 саженей, 1 верста = 500 саженей

Записывают перевод единиц измерения и решают задачу с помощью учителя.

6. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 

Поднимаем карточки по цветам в соответствии с  пониманием темы урока. Красный-все понял, зеленый-не до конца понял, остались вопросы, синий-тема мне не понятна.

Поднимают карточки

7. Домашнее задание и итоги урока

П.1.13,№200(б), 203(б),207(а)

Дополнительно 208(а)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы решения текстовых задач

В статье представлены методы решения текстовых задач...

Методы решения текстовых задач

Основные методы решения текстовых задач. Подгоовка к ЕГЭ и ГИА....

Программа элективного курса по математике для 9 класса: Методы решения текстовых задач

Программа курса «Математических задач» разработана для обеспечения подготовки девятиклассников к  успешному обучению в старших классах, осознанному выбору профильного предмета.Решение задачи стан...

Презентация "Приемы и методы решения текстовых задач при подготовке к ОГЭ"

Известно, что решение текстовых задач представляет большие трудности для учащихся. В данной презентации показаны основные типы задач ОГЭ...

Методы решения текстовых задач на смеси и сплавы

В данной работе я рассмотрела решение текстовых задач на процентные содержания сплавов и различных смесей. Для решения подобных задач  применяются различные методы : от решения на части до примен...

Методы решения текстовых задач по математике профильного уровня в формате ЕГЭ

В работе представлены методы решения текстовых задач по математике профильного уровня. Задание №11....

Рабочая программа элективного курса «Методы решения текстовых задач математики» 10 класс

Курс «Методика решения текстовых задач» предназначен для учащихся 10 класса и рассчитан на 34 часа.Изучению  роли, места и функций задач в обучении посвящены многие исследования...