Рабочая программа "Математика 5класс"
рабочая программа по математике (5 класс)

Бахвалова Наталья Николаевна

РП рассчитана на 5 часов в неделю по учебнику для общеобразовательных учрежденийН.Я.Виленкин, В.И.Жохов,А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

 городского округа Солнечногорск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Чашниковская средняя общеобразовательная школа

________________________________________________________________________

141592 Московская обл.,

Солнечногорский р-н,                                                      

д. Чашниково,

м-рн. Новые дома, стр. 11-ш

тел./факс.8-499-736-74-67

e-mail: chashnikovo@list.ru

                «Утверждаю»

Директор школы                 Панина А.Б.

« ____ »  сентября 2022 г.

Приказ №  _____

Рабочая программа

 по математике

для 5 класса

на 2022 - 2023 учебный год

Разработана:

 Бахваловой Н.Н.

учителем высшей категории

Чашниково, 2022 год

Содержание:

1

Пояснительная записка

стр.3-6

2

Планируемые результаты освоения учебного предмета

стр.7-8

3

Содержание учебного предмета

стр.9

4

Тематическое планирование

стр.10-15

5

Учебно-методическое обеспечение реализации программы

стр.15

6

Материально-техническое обеспечение реализации программы

стр.16

1.Пояснительная записка

  1. Рабочая программа разработана на основе календарного учебного графика на 2022/2023 учебный год, учебного плана основного общего образования на 2022/2023учебный год, авторской  программы Жохова В.И. по математике для 5-6 классов с учетом целей и задач основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Чашниковская СОШ и отражают пути реализации содержания предмета «Математика»

1.2 Используемый учебно-методический комплект:

1. Математика: 5 кл. (1,2 часть)Учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. — М.: Мнемозина,2020.ФГОС

2. Чесноков А. С. Дидактические материалы по математике для 5 класса / А. С. Чесноков, К. И. Нешков. — М., 1990 и послед. издания. ФГОС

3. Жохов В. И. Математика: контрольные работы: 5 кл. /В. И. Жохов, Л. Б. Крайнева. — М.: Мнемозина, 2015. ФГОС

4. Жохов В. И. Математические диктанты: 5 кл. /В. И. Жохов. — М.: Мнемозина, 2014.

5. Жохов В. И. Математический тренажёр: 5 кл. /В. И. Жохов. — М.: Мнемозина, 2014.

6. Учебное интерактивное пособие к учебнику Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова, С. И. Шварцбурда«Математика. 5 класс». — М.: Мнемозина, 2008.

7. Жохов В. И. Обучение математики в 5—6 классах: методическое пособие для учителя к учебнику Н.Я Виленкина  — М., 2014.

8. Жохов В. И. Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5—6 кл. / В. И. Жохов. — М.: Мнемозина, 2010

10.Математика. Сборник рабочих программ 5-6 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций \ сост. Т. А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2014

1.3 Срок реализации программы – 1 год.

1.4 Место предмета в учебном плане

В учебном плане МБОУ Чашниковская СОШ - 170 часов (из расчета 5 часов в неделю).

1.5 Общая характеристика учебного предмета

     В курсе математики 5 классов можно выделить следующие основные содержательные линии: арифметика, элементы алгебры; вероятность и статистика; наглядная геометрия. Наряду с этим в содержание включены две дополнительные методологические темы: множества и математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждой из этой тем разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные содержательные линии. При этом первая линия «Множества» - служит цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального математического языка, вторая – «Математика в историческом развитии» - способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.

    Содержание линии «Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию не только вычислительных навыков, но и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, способствует развитию умений планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.

   Содержание линии «Элементы алгебры» систематизирует знания о математическом языке, показывая применение букв для обозначения чисел и записи свойств арифметических действий, а также для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.

   Содержание линии «Наглядная геометрия» способствует формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает основы формирования правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления.

     Линия «Вероятность и статистика» - обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим прежде всего для формирования у учащихся функциональной грамотности – умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

    При изучении вероятности и статистики обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.  

1.6 Основные цели и задачи

  Целями изучения курса математики в 5—6-м классах являются: систематическое развитие понятия числа; выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики; подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии

в направлении личностного развития

• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

в метапредметном направлении

• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

в предметном направлении

• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности

1.7 Формы и методы работы с детьми, испытывающими трудности в освоении основной образовательной программы (обучении): индивидуальная работа, подгрупповая работа, фронтальная работа, практический метод с опорой на схемы, памятки, алгоритмы, работа в парах.

1.8 Методы  работы с детьми с  ОВЗ:

1. Детям с ОВЗ свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо развивать устойчивое внимание.

2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.

3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».

4. Высокая степень истощаемости детей с ОВЗ может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления.

5. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут. Обязателен положительный итог работы.

1.9 Формы организации образовательного процесса:

Индивидуальные, групповые, фронтальные; классные и внеклассные.

1.10. Ведущий вид деятельности: системно-деятельностный.

1.11Методы и приемы обучения: проблемный, метод проектов, исследования, частично-поисковый, поисковый, наглядно-иллюстративный, словесный, практический, репродуктивный.

1.12Формы и способы проверки знаний:

- проверочные работы;

- тестирование;

- контрольная работа;

- самостоятельные работы

- графические, словарные математические диктанты

- работа по индивидуальным карточкам

  1.  Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

Личностные результаты:

  • Ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • Формирования коммуникативной компетентности в обращении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • Умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл составленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • Первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
  • Критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • Креативности мышления, инициативы, находчивы, активности при решении арифметических задач;
  • Умения контролировать процесс результат учебной математической деятельности;
  • Умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

Метапредметные результаты:

  • Способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • Умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
  • Способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
  • Умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
  • Умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • Развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • Формирования учебной и общепользовательской компетенции в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
  • Первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;
  • Развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • Умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  • Умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • Умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
  • Понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • Умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  • Способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

Предметные результаты:

  • Умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
  • Владения базовым понятийным аппаратом; иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера и пр.) , формирования представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;
  • Умения выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
  • Умения пользоваться изученными математическими формулами;
  • Знания основных способов представления и анализа статистических данных; умения решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;
  • Умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.

Планируемые результаты

Рациональные числа

Ученик научится:

  1. понимать особенности десятичной системы счисления;
  2. владеть понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
  3. выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
  4. сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
  5. выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приемы вычислений, применение калькулятора;
  6. использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчеты.

Ученик получит возможность:

  1. Познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
  2. Углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
  3. Научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.

Действительные числа

Ученик научится:

Использовать начальные представления о множестве действительных чисел.

Ученик получит возможность:

  1. Развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в человеческой практике;
  2. Развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби).

Измерения, приближения, оценки

Ученик научится:

Использовать начальные представления о множестве действительных чисел.

Ученик получит возможность:

  1. Понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближенными, что по записи приближенных значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;
  2. Понять, что погрешность результата вычислений должна быть соразмерима с погрешностью исходных данных.

Наглядная геометрия

Ученик научится:

  1. Распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
  2. Распознавать развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
  3. Строить развертки куба и прямоугольного параллелепипеда.

Ученик получит возможность:

  1. Вычислять объемы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов4
  2. Углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
  3. Применять понятие развертки для выполнения практических расчетов.

Контрольно-измерительные материалы взяты из УМК:

  1. В.И. Жохов Математический тренажер. 5 класс: пособие для учителей и учащихся. – М.: Мнемозина, 2014. ФГОС
  2. В.И. Жохов. Математические диктанты. 5 класс. -  М.: Мнемозина, 2014.
  3. В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева. Математика. 5 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: Мнемозина, 2014.

3.Содержание учебного предмета

Раздел

учебного предмета

Количество часов

Контрольные работы

Натуральные числа и шкалы

15

1

Сложение и вычитание натуральных чисел

21

2

Умножение и деление натуральных чисел

27

2

Площади и объемы

12

1

Обыкновенные дроби

23

2

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей.

13

1

Умножение и деление десятичных дробей

26

2

Инструменты для вычислений и измерений

17

2

Повторение

16

1

ИТОГО:

170

14

4.Тематическое планирование

«МАТЕМАТИКА 5 КЛАСС»

№  п.п

дата

Тема урока

план

факт

Натуральные числа и шкалы (15 ч)

1

Обозначение натуральных чисел

2

Обозначение натуральных чисел

3

Обозначение натуральных чисел

4

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник

5

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник

6

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник

7

Плоскость. Прямая. Луч

8

Плоскость. Прямая. Луч

9

Шкалы и координаты

10

Шкалы и координаты

11

Шкалы и координаты

12

Меньше или больше

13

Меньше или больше

14

Меньше или больше

15

Контрольная работа №1.

Натуральные числа и шкалы

Сложение и вычитание натуральных чисел (21 ч)

16

Сложение натуральных чисел и его свойства

17

Сложение натуральных чисел и его свойства

18

Сложение натуральных чисел и его свойства

19

Сложение натуральных чисел и его свойства

20

Сложение натуральных чисел и его свойства

21

Вычитание

22

Вычитание

23

Вычитание

24

Вычитание

25

Контрольная работа №2.

Сложение и вычитание натуральных чисел

26

Числовые и буквенные выражения

27

Числовые и буквенные выражения

28

Числовые и буквенные выражения

29

Буквенная запись свойств сложения и вычитания

30

Буквенная запись свойств сложения и вычитания

31

Буквенная запись свойств сложения и вычитания

32

Уравнение

33

Уравнение

34

Уравнение

35

Уравнение

36

Контрольная работа №3.

Уравнение

Умножение и деление натуральных чисел (27 ч)

37

Умножение натуральных чисел и его свойства

38

Умножение натуральных чисел и его свойства

39

Умножение натуральных чисел и его свойства

40

Умножение натуральных чисел и его свойства

41

Умножение натуральных чисел и его свойства

42

Деление

43

Деление

44

Деление

45

Деление

46

Деление

47

Деление

48

Деление

49

Деление с остатком

50

Деление с остатком

51

Деление с остатком

52

Контрольная работа №4.

Умножение и деление натуральных чисел.

53

Упрощение выражений

54

Упрощение выражений

55

Упрощение выражений

56

Упрощение выражений

57

Упрощение выражений

58

Порядок выполнения действий

59

Порядок выполнения действий

60

Порядок выполнения действий

61

Степень числа

62

Степень числа.

63

Контрольная работа №5.

Умножение и деление натуральных чисел

Площади и объемы (12ч)

64

Формулы

65

Формулы

66

Площадь. Формула площади прямоугольника

67

Площадь. Формула площади прямоугольника

68

Единицы измерения площадей

69

Единицы измерения площадей

70

Единицы измерения площадей

71

Прямоугольный параллелепипед

72

Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда

73

Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда

74

Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда

75

Контрольная работа № 6.

Площади и объёмы.

Обыкновенные дроби (23ч)

76

Окружность и круг

77

Окружность и круг

78

Доли. Обыкновенные дроби

79

Доли. Обыкновенные дроби

80

Доли. Обыкновенные дроби

81

Доли. Обыкновенные дроби

82

Сравнение дробей

83

Сравнение дробей

84

Сравнение дробей

85

Правильные и неправильные дроби

86

Правильные и неправильные дроби

87

Контрольная работа №7.

Обыкновенные дроби

88

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

89

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

90

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

91

Деление и дроби

92

Деление и дроби

93

Смешанные числа

94

Смешанные числа

95

Сложение и вычитание смешанных чисел

96

Сложение и вычитание смешанных чисел

97

Сложение и вычитание смешанных чисел

98

Контрольная работа №8.

Сложение и вычитание обыкновенных дробей

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей. (13ч)

99

Десятичная запись дробных чисел

100

Десятичная запись дробных чисел

101

Сравнение десятичных дробей

102

Сравнение десятичных дробей

103

Сравнение десятичных дробей

104

Сложение и вычитание десятичных дробей

105

Сложение и вычитание десятичных дробей

106

Сложение и вычитание десятичных дробей

107

Сложение и вычитание десятичных дробей

108

Сложение и вычитание десятичных дробей

109

Приближенные значения чисел. Округление чисел

110

Приближенные значения чисел. Округление чисел

111

Контрольная работа №9.

Сложение и вычитание десятичных дробей

Умножение и деление десятичных дробей. (26 ч)

112

Умножение десятичных дробей на натуральное число

113

Умножение десятичных дробей на натуральное число

114

Умножение десятичных дробей на натуральное число

115

Деление десятичных дробей на натуральное число

116

Деление десятичных дробей на натуральное число

117

Деление десятичных дробей на натуральное число

118

Деление десятичных дробей на натуральное число

119

Деление десятичных дробей на натуральное число

120

Контрольная работа №10.

Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа

121

Умножение десятичных дробей

122

Умножение десятичных дробей

123

Умножение десятичных дробей

124

Умножение десятичных дробей

125

Умножение десятичных дробей

126

Деление на десятичную дробь

127

Деление на десятичную дробь

128

Деление на десятичную дробь

129

Деление на десятичную дробь

130

Деление на десятичную дробь

131

Деление на десятичную дробь

132

Деление на десятичную дробь

133

Среднее арифметическое

134

Среднее арифметическое

135

Среднее арифметическое

136

Среднее арифметическое

137

Контрольная работа №11

Умножение и деление десятичных дробей

Инструменты для вычислений и измерений (17ч)

138

Микрокалькулятор

139

Микрокалькулятор

140

Проценты

141

Проценты

142

Проценты

143

Проценты

144

Проценты

145

Контрольная работа №12

Проценты

146

Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник

146

Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник

148

Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник

149

Измерение углов. Транспортир

150

Измерение углов. Транспортир

151

Измерение углов. Транспортир

152

Круговые диаграммы

153

Круговые диаграммы

154

Контрольная работа №13

Угол

Итоговое повторение курса математики 5-го класса (16 ч)

155

Итоговое повторение курса математики 5-го класса.

156

Итоговое повторение курса математики 5-го класса.

157

Итоговое повторение курса математики 5-го класса.

158

Итоговое повторение курса математики 5-го класса.

159

Итоговое повторение курса математики 5-го класса.

160

Итоговое повторение курса математики 5-го класса.

161

Итоговое повторение курса математики 5-го класса.

162

Итоговое повторение курса математики 5-го класса.

163

Итоговое повторение курса математики 5-го класса.

164

Итоговое повторение курса математики 5-го класса. 

165

Итоговое повторение курса математики 5-го класса.

166

Итоговая контрольная работа №14

167

Итоговое повторение курса математики 5-го класса.

168

Итоговое повторение курса математики 5-го класса.

169

Итоговое повторение курса математики 5-го класса.

170

Итоговое повторение курса математики 5-го класса.

5.Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

УМК:

1. Математика. Сборник рабочих программ 5-6 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. сост. Т. А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2014 ФГОС

2. «Математика. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений» / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. -  М.: Мнемозина, 2015, ФГОС

3. В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева. Математика. 5 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных организаций. - М.: Мнемозина, 2014.

4. В.И. Жохов. Математические диктанты. 5 класс. - М.: Мнемозина, 2014.

5. В.И. Жохов. Математический тренажёр. 5 класс. Пособие для учителей и учащихся. - М.: Мнемозина, 2014.

6. Чесноков А.С. Дидактические материалы по математике для 5 класса / А.С. Чесноков, К.И. Нешков. – М., 1990 и послед. издания.

7. В.И. Жохов. Обучение математике в 5-6 классах. Методическое пособие для учителя. -  М.: Мнемозина, 2014.

8. Учебное интерактивное пособие к учебнику Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, А.С.Чеснокова, С. И. Шварцбурда «Математика. 5 класс» - М.: Мнемозина, 2008.

Экранно - звуковые пособия:

 Мультимедийные презентации;

Печатные пособия:

Информационно-справочные таблицы.

6.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок.

2. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

3. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

4. Персональный компьютер (ПК) учителя.

5. Мультимедийный проектор

6. Экран.

7. Колонки.

8. Многофункциональное печатающее устройство.



Предварительный просмотр:

Применение игровых технологий на уроках математики в 5-6 классе как средство повышения качества образования.

«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

                                                                                         В.А.Сухомлинский  

Математика всегда была неотьемлемой  частью культуры человека, ключом к познанию окружающего мира, важным компонентом развития личности, что является главной задачей ФГОС. В человеке необходимо  развивать способность понимать поставленные перед ним задачи, умение логично рассуждать, поэтому математика нужна для интеллектуального развития личности.

Задача учителя – развивать познавательные способности обучающегося, формировать основные приемы умственной деятельности: анализ, обобщение, сравнение.

Большая роль   здесь отводится игровым технологиям.

Целью моей работы является формирование и развитие знаний, умений и навыков посредством применения игровых технологий, умения применять их в практической деятельности.

Актуальность применения игровых технологий на уроках математики:

-игровые формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся;

 -включение в урок игр делает процесс обучения интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала;

-разнообразные игровые действия поддерживают и усиливают интерес к учебному предмету;

 - применение игр на уроке способствует выработке у  обучающихся  таких качеств: самостоятельность  и решение  разнообразных проблем, инициативность,  развитие творческого мышления.

     Дидактические игры можно использовать как средство обучения, воспитания, развития, их можно использовать на различных этапах урока,  использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у  детей  организаторских способностей, привития навыков самодисциплины. Игры можно разделить на индивидуальные, парные, групповые. Форма проведения может быть различной : игры – аукционы, соревнования на лучшее качество, путешествия по станциям с чередованием игровых, различных ситуаций.

Задачи математических игр.

Способствуют:

  •  прочному усвоению учащимися учебного материала;
  • практическому применению умений и навыков, полученных на уроках и внеклассных занятиях;
  • развитию воображения, творческих способностей:
  • развитию   личности;
  • воспитанию  нравственных взглядов и самостоятельности в работе.

Требования к игровым урокам:

К участникам в ходе  математической игры  предъявляются определенные требования в отношении знаний, чтобы играть – надо знать. Это требование придает игре познавательный характер.

Правила игры должны быть такими, чтобы учащиеся проявили желание поучаствовать в ней. Игры должны разрабатываться с учетом возрастных  и индивидуальных особенностей детей, с учетом различных групп учащихся: слабые, сильные; активные, пассивные . Они должны быть такими, чтобы каждый тип учащихся смог проявить себя в игре, показать свои способности, возможности, свою самостоятельность, смекалку, испытать чувство удовлетворенности и  успеха.

При разработке игры нужно предусмотреть более легкие варианты игры, задания для слабых учащихся и, наоборот, более сложный вариант для сильных учеников. Для совсем слабых учащихся разрабатываются игры, где не нужно думать, а нужна, лишь смекалка.

Многообразие видов математических игр поможет повысить эффективность урока математики, послужит дополнительным источником систематических и прочных знаний.

Таким образом, не только сильные учащиеся  проявляют заинтересованность к предмету, но и слабые учащиеся начинают проявлять свою активность в учении.

На своих уроках я использую такие игры как:  Математическое лото,  дешифровщик, лучший художник,  математическая  эстафета,   задание со сменой установки,  урок-кроссворд, поле чудес,    звездный час,  урок-КВН, математическая викторина.

 Приведу несколько примеров использования таких игр.

Пример 1.

1. Игра «расшифруй»
Детям предлагается  задание на вычисления.  Ответам соответствуют определенные буквы, получается  какое-нибудь слово. Эту игру можно использовать практически на каждом уроке.

Устный счет (учащиеся сами определяют тему урока)

 Назвать буквы, соответствующие ответам, которые позволят вам прочитать тему урока.

  1. 265 + 73 + 35=273             Р
  2. (325 +97) – 225  =3           Н   
  3. 350:7:2=25                         А
  4. 1000-983=17                      Е     
  5. х -48=96     144                  И
  6. 189-у=89    100                  У
  7. 45:15 =3                             Н
  8. 15×3=45                             В
  9. 51:3 =17                             Е

100

273

25

45

3

17

3

144

17

У

Р

А

В

Н

Е

Н

И

Е

   

  Пример 2.

 Игру «Третий лишний» можно использовать при изучении практически любого раздела математики.

 Командам поочередно демонстрируются названия различных объектов. Два из них имеют какое-то общее свойство, а третий – нет.

 Например:

· гектар, сотка, килограмм;

· ярд, тонна, центнер;

· конус, квадрат, круг;

·  треугольник, прямоугольник, квадрат;

Пример 3.

 Работа в группах ( вверх по ступеньке).

Каждый ряд по цепочке решает. Ответы: 1 – 167, 2 – 308, 3 – 416.

Пример 4. Игра «Цветочек»

В листе цветка помещается дробь, которую нужно сложить, умножить, разделить, вычесть. Дроби, с которыми нужно произвести эти действия, записаны на лепестках цветка.

После того, когда ученики выполнят указанные действия, рисует на доске такой же цветок тот, кто первым выполняет все вычисления, только в лепестках пишет результаты вычислений.

Пример 5.

 При изучении темы в 6 классе « Координатная плоскость» можно использовать построение рисунков по заданным координатам.

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/02/s_5a22cf2d651ca/761512_7.png

Игра « Соревнование художников»

На доске записаны координаты точек: (0;0),(-;1),(-3;1),(-2;3),(-3;3),

(-4;6),(0;8),(2;5),(2;11),(6;10),(3;9),(4;5),(3;0),(2;0),(1;-7),(3;-8),(0;-8),(0;0).

Отметить на координатной плоскости каждую точку и соединить с предыдущим  отрезком. В результате получается рисунок.

Ребятам можно предложить нарисовать рисунок по готовым координатам, так и самим придумать рисунок и координаты

 Пример 6.

 «Математическая викторина»
Правила игры:
Доска разделена на три части по числу команд. На каждой части доски учитель записывает баллы, которые «зарабатывает» во время викторины соответствующая команда. Каждый вопрос имеет свою «стоимость», ее заранее сообщают классу. Например, вопрос,  проверяющий знание определений, оценивается,  в один балл, задача – в два балла, нестандартное задание - в три балла. Задания нужно приготовить заранее. Эта игра хорошо идет при организации групповой работы, когда нужно проверить усвоение той или иной темы, или в качестве разминки в начале урока, при устном счете.

Пример 7.

Игра «Математическое лото»

Каждому ученику выдается конверт, в котором 1 большая карта с заданиями и маленькие, их больше, чем заданий. На маленьких – результаты вычислений. Ученик должен выполнить задание на большой карте и накрыть его ответом (результатом его вычислений). После выполнения всех заданий ученик переворачивает маленькие карточки и получает задание (если верно выполнены все вычисления). Например: определение целых чисел, правило сравнения, правило сложения, вычисление, деление, умножения целых чисел и др. Затем ученики выполняют полученные задания.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56ca24e3c0710/dokladnatiemuprimienieniieighrovykhtiekhnologhiinaurokakhmatiematiki_1.png

Пример 8.

Задание со сменой установки.

Этот прием на уроке  позволяет проверить знания учащихся по теме, развивает у них зрительную память, внимание. Этот прием носит такое название, так как мы говорим детям, что будет выполняться  задание, которое развивает и проверяет зрительную память. Меняя формулировки заданий, вместо «решим задачу», «выполним упражнение», на доске заранее пишется задание. Ученикам предлагается запомнить их  в том же порядке, затем задание убирается,а дети должны ответить на вопрос учителя устно или письменно.

Например, на доске числа: 52. 0. 48. 236. 1941.

Вопросы учителя: 1. Сколько всего чисел?

                                   2. На каком месте стоит число, которое не является натуральным?

                                   3. На каком месте стоит трехзначное число?

                                   4.Назовите первое число?

                                 5. Какому историческому событию  соответствует последнее число?

     

Пример 9.

 «Кто быстрее»

При использовании  действий с положительными и отрицательными числами.

Каждый  ученик заранее заготавливает табличку:

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

3

2

1

0

-1

-2

-3

По команде учителя дети ставят по одной точке в каждом ряду таблицы, затем обмениваются  табличками с соседом по парте. Ученикам предлагается  выполнить одно и то же действие над числами, стоящими против точки. Дети записывают ответ в клеточке с точкой.

       Через несколько минут  таблички возвращаются обратно, и ученики проверяют вычисления друг друга.

Пример 10.

Викторина. Применение викторины на уроках математики  важный и интересный элемент.

 - Вычислите устно: 25*17*4; 17 + 300*0 – 272 : 272. (Ответ: 1699.)
            -  В семье шесть дочерей. Каждая имеет брата. Сколько всего детей в семье? (Ответ: 7)
           - Бревно пилят на 10 частей. Сколько надо сделать распилов? (Ответ: 9)

      - Назвать как можно больше слов, связанных с математикой.

      -Задачи на смекалку. 1) Жучка тяжелее кошки в 6 раз; мышка легче кошки в 20 раз; репка тяжелее мышки в 720 раз. Во сколько раз репка тяжелее Жучки? 2) В корзине лежат 30 грибов. Среди любых 12 из них имеется хотя бы один рыжик, а среди любых 20 грибов хотя бы один груздь. Сколько рыжиков и сколько груздей в корзине?

-Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл каждый? (2ч.)

-Сколько основных групп крови у человека? (4)

-Приплюснутый круг? (овал)

-Что в шутливом выражении прибавляют к вагону, чтобы получилось «очень

много»? (маленькую тележку)

-Эту геометрическую фигуру можно превратить в полезное ископаемое при

помощи мягкого знака. (угол-уголь)

-У Марины было целое яблоко, две половинки, четыре четвертинки. Сколько

яблок было у Маринки? (3)

   

Выводы.

    Использование игровых технологий активизирует познавательную деятельность на всех этапах  изучения материала.

  Положительно сказывается  на повышении качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности  на уроках математики.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 5класс литература

Рабочая программа по литературе Курдюмовой Т.Ф. для  5 класса...

Рабочая программа, 5класс

Рабочая программа, 5класс, учебник Н.Я.Виленкин...

рабочая программа 5класс(В.В.Пасечник)

В рабочей программе размещены:пояснительная записка ,требования,содержание,календарно-тематическое планирование,литература....

Рабочая программа 5класс Хайдарова Р.З.

Рабочая программа 5класс Хайдарова Р.З.(тат.яз,тат.литер)...

рабочая программа 5класс

рабочая программа 5класс.ФГОС...