Урок в 5 классе "Треугольники"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Урок математики в 5 классе "Треугольники"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_treugolniki.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Треугольники.

Тип урока: урок изучения нового материала (изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий).

Вид урока: традиционный с применением компьютера.

Цели:

Предметные: научить классифицировать треугольники по длинам сторон.

Личностные: вызвать интерес к изучению темы и желание применять приобретенные знания и умения, формировать умение работать в коллективе и находить согласованные решения.

Метапредметные: формировать умение определять понятия, обобщать, классифицировать, устанавливать аналогии.

Планируемые результаты: Учащиеся научатся классифицировать треугольники по длинам сторон.

Основные понятия: Треугольник, равнобедренный  треугольник​, ​ равносторонний  треугольник, разносторонний треугольник​, периметр треугольника.​

УМК урока:  Математика: 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др., М.:Мнемозина, 2021.

Оборудование: Вырезанные из цветной бумаги треугольники разных видов, размеров, оценочные листы, индивидуальные карточки, компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Методы и формы организации обучения: работа в группах, работа в парах, творческая работа,  фронтальная работа, индивидуальная работа,  выполнение тренировочных упражнений.

Ход урока:

I.Мотивация к учебной деятельности. 

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

СЛАЙД 1

- Приветствие. Настрой учащихся на учебную деятельность.

Здравствуйте!

Ровно встали,

Тихо сели.

Головами повертели,

Спинки ваши распрямите,

И друг другу улыбнитесь.

Рот закроем на замок,

Начинается урок.

Ребята, у вас на партах имеется материал для работы на уроке:

1) оценочные листы, куда вы должны будете ставить полученные на каждом этапе урока оценки

2) индивидуальные карточки

3)анкета по уроку

Для успешной работы сегодня на уроке вы должны быть очень внимательными, сосредоточенными, быстрыми. Я думаю, что сегодня как всегда, мы будем работать дружно, и вы получите как можно больше хороших оценок и положительных эмоций.

Запишите число, классная работа.                                  

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РАБОТЕ НА ОСНОВНОМ ЭТАПЕ УРОКА

Посмотрите на доску и скажите:

СЛАЙД 2

 - Что здесь изображено? (геометрические фигуры: прямоугольники, квадраты, треугольники)

СЛАЙД 3

- Найдите лишнюю фигуру (Квадрат)

СЛАЙД 4

- Что здесь изображено (Треугольники)

СЛАЙД 5

- А здесь? (Фигуры, состоящие только из треугольников)

- Может быть вы сформулируете тему сегодняшнего урока?

СЛАЙД 6

- Запишите  тему урока: Треугольники.

СЛАЙД 7

- Найдите лишнее слово.

- Сколько сторон в треугольнике?

- Сколько вершин в треугольнике?

- Сколько углов в треугольнике?

- Что мы можем найти для треугольника, если будем знать длины его сторон? (Периметр)

- Как найти периметр треугольника? (Сумма длин его сторон)

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выявление места и причин затруднения.

СЛАЙД 8

Послушайте, какая удивительная история произошла со мной сегодня. Я несла на урок трехэтажный домик с треугольниками. Каждый треугольник жил на своем этаже. Но когда я достала домик из пакета, все треугольники рассыпались (высыпаю на стол  вырезанные из цветной бумаги треугольники разных видов — такие, которые представлены на слайде и лежат на партах у детей).

Теперь они не знают, кто из них на каком этаже живет, ведь их  много и  они такие разные. Давайте поможем им вернуться домой. Но для этого нужно знать название каждого треугольника. Как вы думаете, как это можно сделать?

Ответы учеников: Можно расселить по цвету.  

Учитель: Да, действительно, здесь вы видите треугольники нескольких цветов. Но разве цвет является признаком геометрических фигур? (Нет!)

- Значит, такой вариант нам не подходит. Как еще можно попробовать? (По размеру, потому, что здесь есть большие и маленькие треугольники).

- Действительно, здесь представлены треугольники, отличающиеся друг от друга по длинам сторон.

- Выходит, мы с вами пока не сможем помочь треугольникам? Почему?

- Не знаем, как связано название треугольника с длинами его сторон.

III. Построение проекта выхода из затруднения.   

Итак, наша задача — выяснить  названия треугольников в зависимости от сторон. Этим мы и займемся на сегодняшнем уроке.

СЛАЙД 9

Рассмотрим задание №1

 Измерьте стороны треугольника АВС и запишите результаты измерений:

                                                                         Задание №1

                                   В

                                                                             АС =

                                                                   АВ =

                                                                   ВС =

             

                               

  А                                        С

Треугольник АВС - ________________________

 - Что можно сказать о длинах сторон этого треугольника? (Все стороны разные, одинаковых сторон нет.)

- Если в треугольнике все стороны разные (нет равных сторон), то треугольник называется разносторонним.

 (Учащиеся записывают на карточке треугольник АВС – разносторонний.)

СЛАЙД 10

Рассмотрим задание №2

Измерьте стороны треугольника АКМ и запишите результаты измерений:

                                                                         Задание №2

                               К                

                   

                                                                    АК =

                                                                    КМ =

                                                                    АМ =

А                                                       М

Треугольник АКМ - ________________________

- Что можно сказать о длинах сторон этого треугольника? 

(Две стороны одинаковые, а третья сторона другой длины.)

- Если две стороны треугольника равны, то треугольник называется равнобедренным.

Учащиеся записывают на карточке треугольникАТМ – равнобедренный.

СЛАЙД 11

Измерьте стороны треугольника ОКЕ и запишите результаты измеренийх:

                                                                       Задание №3

                               К

                                                                    ОК =

                                                                    ОЕ =

                                                                    КЕ =

           О                                        Е

Треугольник ОКЕ - ________________________

- Что можно сказать о длинах сторон этого треугольника? (Все три стороны равны.)

- Если три стороны равнобедренного треугольника равны, то треугольник называется равносторонним.

(Учащиеся записывают на карточке треугольник ОКЕ – равносторонний.)

ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

 

Реализация построенного проекта и первичная проверка понимания

СЛАЙД 12

- Давайте вернемся к нашим потерявшимся треугольникам. Мы ведь хотели найти их этаж в доме (беру в руки любой из треугольников на столе, например, равнобедренный).

- Итак, на каком этаже он должен жить?

Определяем вместе, еще раз повторяем его признаки и прикрепляем в соответствующую ячейку. Распределяем все треугольники по этажам.

 ЭТАП ПЕРВИЧНОЙ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ ИЗУЧЕННОГО.

СЛАЙД 13

Моделирование (работа в группах)  

1 группа - Возьмите 3 одинаковые по длине палочки. Постройте из них треугольник. Как называется такой треугольник?

2 группа - Возьмите 3 разные по длине палочки. Постройте из них треугольник. Как называется такой треугольник?

3 группа – Возьмите три палочки, две из них имеют одинаковую длину.  Постройте из них треугольник. Как называется такой треугольник?

ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

СЛАЙД 14

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА индивидуальная с самопроверкой

Известны длины всех трех сторон треугольника. Определите его вид.

АВС

АВ = 5 см

ВС = 3 см

АС = 6 см

МСВ

МС = 10 дм

СВ  = 12 дм

МВ = 10 дм

ВСЕ

ВС = 50 см

СЕ = 5 дм

ВЕ = 50 см

разносторонний

равнобедренный

равносторонний

ЭТАП ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ

СЛАЙД 15

Работа в группах

Задача. Каждой весной  мы занимаемся озеленением школьной территории. В этом году вам предстоит на уроках труда помочь посадить цветы на клумбу, которая имеет форму равностороннего треугольника со стороной 2,5 м. Середину клумбы уже засадили цветами старшие классы, а вы должны посадить цветы по краю клумбы на расстоянии 50 см друг от друга. Сколько цветов вы посадите по краю клумбы?  (В каждой вершине треугольника должен обязательно расти цветок)

СЛАЙД 16

Треугольник – самозвучный ударный музыкальный инструмент, имеющий форму равностороннего треугольника, по которому ударяют палочкой.

Форма треугольника незамкнутая – один угол остаётся слегка открытым. Это обусловлено акустическими особенностями. Треугольник сделан из стального прута и оснащен палочкой-гвоздем.

СЛАЙД 17

Мосты, башни, подъемные краны, каркасы зданий, опоры для высоковольтных линий электропередач изготавливают таким образом, чтобы они содержали как можно больше треугольных элементов. Почему так происходит?

Давайте рассмотрим на примерах моделей многоугольников, лежащих на ваших партах.

- Возьмите в руки четырехугольник или шестиугольник. Можно заметить, что мы легко можем изменить форму многоугольников, хотя длины сторон останутся прежними. То есть наши многоугольники деформировались.

- Теперь возьмите в руки треугольники. Что можно заметить?

- Треугольник не изменил форму, т.е. он не подвержен деформации. Поэтому треугольник называют жесткой фигурой.

Из всех многоугольников только треугольник является жесткой фигурой. Это свойство треугольника используется, в частности, при строительстве железнодорожных мостов, крыш домов, высоковольтных линий электропередачи, ажурных конструкций.

СЛАЙД 18

ЭТАП ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

Творческое задание.

 Много лет уже прошло с момента окончания  Второй мировой войны. Солдатские письма – одно из напоминаний о тех страшных годах. Писали их на простых обрывках бумаги. Не только каждый фронтовик, но даже каждый ребенок, знали, как сложить письмо треугольником. Оно не заклеивалось.

Прежде чем написать письмо, необходимо было сложить из чистого листа треугольник. Изначально необходимо было написать адрес. Оборотная сторона намечалась линией или пунктиром по кромке. Она оставалась чистой для того, чтобы почтовые работники смогли делать там свои пометки. Если герой погибал, здесь же ставили соответствующую запись, и письмо возвращалось адресату. Адресная сторона в этом случае перечёркивалась. Далее лист разворачивался. Писалось само письмо. Текст размещался так, чтобы заполнить все свободные места на листе, кроме оборотной и адресной поверхностей.

Письма остались как связующая нить между поколением военных лет и нами, живущими уже в другом тысячелетии. И мы изучаем историю не только по учебникам, но и по документальным источникам, которыми являются письма.

        Давайте я вас научу складывать письмо солдатским треугольником.

СЛАЙД 19

Отгадайте загадку.

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нём прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад.

Как зовут его?    (Квадрат)

- Проведите отрезок, соединяющий две противоположные вершины квадрата.

- Какие фигуры получились? (Получилось два треугольника)

- Измерьте стороны треугольников. Что можно сказать о длинах сторон этого треугольника? (Две стороны одинаковой длины, третья сторона имеет другую длину.)

- Как называются эти треугольники? (Эти треугольники -  равнобедренные.)

- Давайте найдем площадь каждого из полученных треугольников. Как можно это сделать?(Найти площадь квадрата и поделить пополам)

- А как найти площадь квадрата?

РАБОТА В ПАРАХ: найти площадь треугольника.

СЛАЙД 20

Творческое домашнее задание

Работа с письмом – треугольником: развернуть письмо. Какие фигуры       получились на развертке? Сколько из них треугольников? Определить вид каждого  треугольника.

 

СЛАЙД 21

 Подведение итогов урока.  Рефлексия.

Урок сегодня завершен,

Но каждый должен знать:

Познание, упорство, труд

К успеху в жизни приведут!

Скажите  чем мы сегодня занимались на уроке?

Что нового узнали?

Определяем оценку за урок: 

Возьмите лист самооценки, внимательно просмотрите все ли оценки вы выставили и проставьте себе итоговую оценку за урок, обязательно заполните анкету по проведенному уроку.

Какие оценки вы получили? Довольны ли вы своими оценками? Что надо делать, чтобы оценки были лучшими?

(Сбор листов самооценки)

Оцените урок.

  • Удовлетворены ли вы результатом своей работы?

Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...