Пути повышения качества преподавания математики в условиях проведения итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ)
статья по математике (11 класс)

Лычагина Ольга Юрьевна

Повышение качества образования на уроках математике при подготовке к ГИА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_shkolnom_pedsovete.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пути повышения качества преподавания математики в условиях проведения итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ)

Учитель математики МБОУ «Новопокровская СОШ»,

Лычагина Ольга Юрьевна

Качество образования – залог успеха школы. Современная  общеобразовательная школа  многообразна и сложна, она непрерывно изменяется.       Обновление школы предполагает решение ряда системных задач: нормативно-правовых, экономических, содержательных.  Первостепенной из них является задача достижения нового, современного качества образования.

Повышение качества образования –   одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.

Повышение  качества  образования всегда было и остается приоритетным направлением в работе любого общеобразовательного учреждения. В современных условиях, под качеством образования,  понимается комплекс характеристик образовательного процесса, определяющих последовательное  формирование компетентной, успешной и конкурентноспособной  личности. В данном комплексе можно выделить три основные группы характеристик: качество потенциала достижения цели образования, качество процесса формирования компетентности и качество результата образования. Каждая  из групп имеет не только свои цели, задачи, методы и формы работы, но и  ряд сопутствующих проблем, которые  могут повлиять на  эффективность промежуточных или конечных результатов.

    Разработку и решение проблемы качества современного образования (в т.ч. математического) учителям математики нужно начинать на уровне формирования и становления человека, т.е. непосредственно при организации образовательной деятельности через уроки математики, а также в процессе самообразования. При планировании обучения математике учитель выделяет следующие примерные элементы структуры обучения как:

  • Цели обучения математике;
  • Средства и способы достижения целей и самооценка собственных возможностей;
  • Анализ сложившихся условий и прогноз их преобразования;
  • Прогнозирование возможных результатов деятельности.

Рациональный подход должен заключаться в отработке сочетания приёмов и способов дифференциации, обеспечивающих высокое качество математической подготовки выпускника школы. Качественную математическую подготовку выпускника учителю надо начинать закладывать с развития и формирования  познавательных интересов учащихся через содержание  учебных предметов и соответствующую ему организацию познавательной деятельности учащихся.

Интерес к предмету возбуждать и подкреплять таким учебным материалом, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться.

Следующим приёмом поддержания познавательного интереса учащихся к математике    является  умение видеть новое в ранее знакомом.

Такая методика подводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроках. Поэтому учитель переводит школьников со ступени его чисто житейских представлений  о мире на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей. Интересу к познанию содействует также показ новейших достижений науки. В арсенале учителя должны быть формы уроков, которые знакомят  учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями, методами ведения дискуссий, научных споров, конференций по различным научным направлениям.

Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь. Поэтому его нужно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую он не решал. Необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей, а следовательно повышению качества обучения.

Подготовка к выпускным экзаменам и в особенности к ЕГЭ – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько мы грамотно построим его, зависит наш результат. 

Преподавая на протяжении многих лет математику в школе, у меня сложилась определенная система подготовки обучающихся к итоговой аттестации. Большое внимание в своей работе уделяю самообразованию для грамотной и квалифицированной подготовки обучающихся к ЕГЭ.  Работа с детьми по ликвидации пробелов знаний, повышает успешность изучения математики. Программа предусматривает различные виды деятельности: организационно-методическую работу, повышение профессиональной компетентности педагога, изучение документов федеральных, региональных, муниципальных органов образования, федерального института педагогических измерений, работу с учащимися и их родителями.

        Одно из направлений организационно-методической работы - создание банка тестовых заданий, подбор учебно-методической литературы. За последние годы школьный кабинет пополнился материалами для использования тестовых технологий в разных классах. Приобретены учебно-методические  пособия ФИПИ и пособия, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов. Эти пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход. В работе использую банк вариантов КИМ прошлых лет, демонстрационные варианты, варианты репетиционных экзаменов.

Другое направление организационно-методической работы – освоение тестовых технологий. Использование этих технологий в практике позволяет мне существенно повысить уровень подготовки учащихся к ЕГЭ. Известно, что тестовые технологии имеют положительные и отрицательные стороны. Тестовая форма контроля не всегда даёт представление о глубине и качестве знаний, о математических способностях ученика. Они должны использоваться умело в соответствии с возрастными особенностями обучающихся в нужном месте и определённых временных рамках. Сами тесты должны быть грамотными, поэтому я тщательно подхожу к их  отбору и составлению, разумно сочетая традиционные и тестовые технологии.       Использую тестовые технологии на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и проверки знаний. Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности.
Помимо этого активно использую тестовые технологии и во внеклассной работе  
        Третье направление – повышение профессиональной компетентности педагога. В период я обучаюсь на курсах по подготовке к итоговой аттестации в 9-11 классах. Принимаю активное участие в  муниципальных семинарах в работе школьного методического семинара.
    Информационное обеспечение осуществляю через уголки подготовки к итоговой аттестации. В них размещаю положение об итоговой аттестации, образцы бланков, инструкции по их заполнению, правила поведения на ЕГЭ, права обучающихся во время проведения ЕГЭ, порядок проведения апелляции, советы учащимся и их родителям, демонстрационные варианты, кодификаторы, спецификации (прошлых лет). Совместно с другими педагогами разъясняю эти документы на специальных занятиях. Неоднократно провожу родительские собрания совместно с обучающимися, с приглашением,   учителей предметников. На них мы информируем родителей о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе подготовки к ЕГЭ и уровне готовности каждого выпускника. Оказываем ученикам и их родителям психологическую помощь в ходе подготовки и проведения аттестации.
Более подробно остановлюсь на формах работы в ходе непосредственной подготовки учащихся 10-11 классов к ЕГЭ. Провожу групповые и индивидуальные консультации после уроков, в строго определённое время. Эти консультации охватывают как сильных обучающихся, с которыми разбираем задания повышенной сложности, так и слабоуспевающих учащихся, с которыми отрабатываем базовые знания умения и навыки. Разбираем демонстрационный вариант и варианты прошлых лет. Знакомлю с системой оценивания, даю советы по организации работы над тестом.  Провожу тренировочные работы в классе, затем ученики самостоятельно работают над вариантами тестов дома, после проверки происходит разбор заданий, вызвавших затруднения. Ряд вопросов, таких как свойства функций, решение логарифмических неравенств, решение простейших тригонометрических уравнений, решение рациональных неравенств, использование оценки левой и правой частей уравнения вызывают серьёзные затруднения   учеников. Над этими темами ведется более углубленная работа. 

Для экстренной подготовки использую решение тренировочных заданий по математике с параллельным погружением в теорию (по мере необходимости). Если времени на подготовку мало, то сначала пробуем решить задание, понять в чем состоят пробелы, а потом уже обращаемся к теории (то есть усиленное внимание обращаю на теоретические моменты, которые присутствуют именно в заданиях ЕГЭ). В то же время, стараюсь дать необходимый базовый набор знаний по каждому разделу.  Считаю, что очень важно организовать тематическое повторение, в ходе которого происходит обобщение и систематизация изученного на более высоком уровне. Создаю единые представления о  математических методах и подходах в решении различных задач. В наиболее сложных заданиях ЕГЭ объясняю ключевые моменты решения, и в объяснениях указываю, к примеру, свойства функций, а это как раз можно отнести к базе математических знаний первой необходимости. 

Итак, основной метод подготовки – решение типовых и тренировочных заданий (их можно найти в разнообразных пособиях по ЕГЭ) с выявлением имеющихся пробелов в знаниях. Однако в условиях недостатка времени не всегда удается провести полноценную самостоятельную подготовку – перегруженному старшекласснику сложно каждый день выделять по нескольку часов на решение заданий. Но желательно, чтобы подготовка была ежедневной, и в этом помогают дополнительные способы освоения теории, рассчитанные на занятия-пятиминутки. В своей работе активно использую ИКТ технологии (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет ресурсы), которые очень эффективно помогают в подготовке к экзамену и мне, как учителю и моим ученикам. Применяю специально разработанные интерактивные тренажеры по освоению стандартных процедур и обучению решению многоходовых задач. Они позволяют осуществлять контроль выполнения задания без вмешательства преподавателя. Разрабатываю также задания с использованием анимации, фотографий и видеофрагментов. При создании и компоновке обучающих блоков учитываю, что дети по-разному воспринимают визуальную и звуковую информацию, по-разному анализируют задания, использующие формулы, схемы, текст и т.д. В тренировочных блоках одно и то же понятие закрепляю при выполнении заданий в виде словесных конструкций, заданий, требующих анализа числовых закономерностей в таблицах, анализа хода графиков и функций. В ходе выполнения обучающих блоков осуществляю фиксацию правильности выполнения заданий, числа попыток, времени выполнения задания и использования учащимся помощи.

        В течение года провожу тренировочные, репетиционные работы внутри школы: в ноябре, декабре и в феврале. Работы беру с официального сайта СТАТГРАД, где работы максимально приближены к новым стандартам. Стараюсь создать реальные условия проведения ЕГЭ. Опыт  свидетельствует о том, что такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать темп своей работы над тестом, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет  веру в свои силы, позволяет адаптироваться в условиях аттестации. 

Подытожить выше сказанное, можно сделать следующие выводы, что положительная динамика при изучении математики и сдачи ЕГЭ происходит за счет высокого профессионализма, хорошо сорганизованной работы обучающихся как в урочное так и во внеурочное время, активное внедрение новейших технологий, такие как интерактивное обучение, информационно-коммуникативные технологии, а так же некоторые приемы и методики из коллективно-учебных занятий, индивидуально-ориентированного обучения.

       

                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути повышения качества преподавания ин. языка

Выступление (презентация) на районном МО учителей английского языка...

МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ "РАБОТА НАД ОШИБКАМИ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА"

Статья содержит подробную информацию о приёмах ликвидации пробелов в знаниях учащихся....

«Пути повышения качества преподавания английского языка в условиях проведения итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ».

Пути повышения качества преподавания английского языка в условиях проведения итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ....

Использование современных форм и методов преподавания математики с целью повышения качества знаний учащихся при различных формах итоговой аттестации учащихся.

   Каждый из нас задумывался неоднократно над вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее ...

Пути повышения качества образования математики в условиях проведения итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ)

Подготовка к выпускным экзаменам и в особенности ЕГЭ- это всегда ответственный процесс. И от того насколько мы грамотно построим его, зависит наш результат....

«Пути повышения качества преподавания английского языка в условиях проведения итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ».

laquo;Пути  повышения качества преподаванияанглийского языка в условиях проведения итоговойаттестации в форме ГИА и ЕГЭ»....

Использование современных форм и методов преподавания математики с целью повышения качества знаний учащихся при различных формах итоговой аттестации учащихся.

выступление из опыта работы о современных методах преподавания математики, позволяющих повысить качество знаний учащихся...